№ | Мероприятия | Сроки выполнения | Ответственные исполнители |
1. Открытие молодежного лагеря «………………» | |||
Торжественная линейка | 1 день | Администрация лагеря, вожатые, педагоги лагеря, социальный работник, психолог | |
2. Спортивно-оздоровительные мероприятия | |||
- Чемпионаты между отрядами: по футболу; по волейболу; по пионерболу; турнир по шахматам; турнир по шашкам - Военно-спортивная игра «Зорница». - Тесты сдачи нормативов в начале и в конце смены; - обучение плаванию; - обучение инструкторами лазанию по горным местностям; | Учителя физкультуры, вожатые | ||
3. Общественные мероприятия | |||
- дежурство по лагерю (кухня, баня); - уборка, закрепленных территорий лагеря - мероприятия по защите окружающей среды (например, санитарная очистка леса) - мероприятия по уборке и посадке урожая на фермах | Вожатые, психолог, социальный работник, тренер по спортивным играм | ||
4. Образовательно-профилактические мероприятия. Профилактика аддиктивного поведения | |||
- лекции социального работника «Профилактика правонарушении, наркомании, табаккурения, ВИЧ-СПИД, мобильной зависимости» - лекции психолога "О воле человека", «Уметь разрешать конфликты», «Развитие коммуникативных способностей» и т.д. проведение круглых столов, дебаты, дискуссии на тему «Профилактика аддиктивного поведения» и т.д.; обучение плаванию; обучение стрельбе; подготовка молодежи к экстренным ситуациям; подготовка отрядного места и костра; обучение верховой езде. | Социальный работник, педагоги разного профиля, психологи | ||
5. Культурно-досуговые мероприятия | |||
- конкурсы, соревнования, викторины; - ежедневные показательные выступления детей всех отрядов и отдельно вожатых; - день Нептуна; - комический футбол; - конкурсы по номинациям; - походы на дальние и короткие дистанции «Ночной поход»; - Научно-познавательные экскурсии. | Вожатые, психолог, социальный работник, педагоги | ||
Закрытие сезона в молодежном лагере | Последний день месяца | Администрация лагеря, вожатые, педагоги лагеря, социальный работник, психолог |
Таким образом,
2.3. Результаты опытного исследования по определению сущности мобильной зависимости современного поколения
На основании теоретического анализа исследуемой проблемы нами был разработан эксперимент по выявлению уровня мобильной зависимости у молодежи и ее профилактика.
Исследование проводилось на базе Центрально-Казахстанской академии, факультета педагогики и социальной работы и средней школа им. Ю.Гагарина п. Ботакары. В эксперименте участвовали: учащиеся школы – 20 человек и студенты академии – 20 человек.
Практическая часть нашей работы состоит из трех этапов:
1 этап – констатирующий эксперимент. Проведение с участниками тестирование-опрос «Тест на определение зависимости от сотового телефона».
Цель: исследование состояния уровня проявления мобильной зависимости у молодежи.
Для исследования уровня мобильной зависимости учащихся использовался «Тест на определение зависимости от сотового телефона».
2 этап - формирующий эксперимент.
Цель: подобрать методику организации и проведения профилактической работы с лицами с мобильной зависимостью. Запланировать индивидуальные и групповые занятия. В эксперименте использовали методику «Тренинг развития общения и коммуникативных навыков в группе», «Тест на самоуважение. Методика шкала М.Розенберга», «Тест коммуникативных умений Михельсона».
3 этап – проведение повторного анализа и обсуждение результатов контрольного эксперимента.
Цель: сравнить результаты и выявить динамику снижения уровня проявления мобильной зависимости. Для этого нужно провести повторную диагностику и проанализировать полученные данные по степени уровня проявления мобильной зависимости. Подвести итоги полученных результатов.
К основным формам аддитивного поведения обычно относят зависимость от азартных игр, компьютерную зависимость и алкогольную зависимость. Желание изменить настроение по аддиктивному механизму достигается с помощью различных аддиктивных агентов. К таким агентам относятся вещества, изменяющие психическое состояния: алкоголь, наркотики, лекарственные препараты, токсические вещества. Искусственному изменению настроения способствует также и вовлеченность в какие-то виды активности: азартные игры, компьютер, мобильный телефон, секс, переедание или голодание, работа, длительное прослушивание ритмичной музыки.
Прибегая к формам аддиктивного поведения, люди пытаются искусственным путем изменить свое психическое состояние, что дает им иллюзию безопасности, восстановления равновесия. Аддиктивные стратегии поведения как правило, вызваны трудностями адаптации к проблемным жизненным ситуациям: сложным социально-экономическим условиям, многочисленным разочарованиям, крушением идеалов, конфликтам в семье и на производстве, утрате близких, резкой смене привычных стереотипов.
Хроническая неудовлетворенность реальностью приводит к бегству в мир фантазий, обретению пристанища в сектах, руководимых властными, демагогичными религиозными или политическими лидерами, или же в группировках, приверженных поклонению какому-либо кумиру: рок-группе, спортивной команде или другим «звездам», замене реальных жизненных ценностей и ориентиров искусственными, виртуальными.
Разрушительный характер аддикции проявляется в том, что в этом процессе устанавливаются эмоциональные отношения, связи не с другими людьми, а с неодушевленными предметами или явлениями (особенно при химических зависимостях, азартных играх, бродяжничестве и т.п.). Эмоциональные отношения с людьми теряют свою значимость, становятся поверхностными. Способы аддиктивной реализации из средства постепенно превращаются и цель.
Аддиктивное поведение имеет несколько разновидностей. Так, различают химические и нехимические аддикции.
К химическим зависимостям относятся алкоголизм, наркомания, различные токсикомании.
Любая химическая зависимость включает в себя два компонента:
- физическая зависимость – это состояние, при котором некоторые физиологические процессы и функции человеческого организма связаны и зависят от постоянного поступления в организм психоактивных веществ, характеризуется непреодолимым влечением к психоактивному веществу; потерей контроля над дозировкой принимаемого вещества, физическим комфортом в состоянии интоксикации и проявлением абстинентного синдрома («ломки», похмелья и т.д.) в случае прекращения приема употребляемого вещества.
- психическая зависимость – состояние организма, характеризующееся патологической потребностью в употреблении какого-либо лекарственного средства или химического вещества для избежания нарушений психики или дискомфорта, возникающих при прекращении употребления вещества, вызвавшего зависимость.
Существуют также и нехимические зависимости: компьютерная зависимость, мобильная зависимость, лудомания, бьюти-зависимость, шопингоманияи и др. В них отсутствует физический компонент (так как не имеет места употребление химического вещества), но в полной мере проявляется психологическая зависимость.
Нехимические виды зависимостей отличаются от химических только тем, что предмет зависимости имеет нехимическую природу, и, как правило, немного меньшими социальными последствиями.
1.3 Виды и симптомы мобильной зависимости
1.4 Факторы риска мобильной зависимости
1.5 Зарубежный опыт социальной работы по проблеме мобильной зависимости
Список используемой литературы
1.М. Маклюен. Галактика Гутенберга: становление человека печатающего
2. А.Л.Свенцицкий Краткий психологический словарь. — Проспект, 2011. — С. 11. — 512 с. — ISBN 978-5-392-01704-1.
3.Cловарь / Под. ред. М.Ю. Кондратьева // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах / Ред.-сост. Л.А. Карпенко. Под общ. ред. А.В. Петровского. — М.: ПЕР СЭ, 2006. — 176 с
4. Маклаков А. Г. Личностный адаптационный потенциал: его мобилизация и прогнозирование в экстремальных условиях // Психологический журнал. 2001. Т. 22. № 1. С. 16-24.
5. Соловьева, Е. М. Актуальные вопросы исследования современного студенчества / Соловьева Е.М. // Образование и саморазвитие. - 2009. - №4. - С. 115-120.
6 Дюркгейм, Э. Самоубийство: социологический этюд [Текст] / Э. Дюркгейм; перевод с фр. сокр.; под ред. В. А. Базарова. - М.: Мысль, 1994. -399 с.
7.Короленко Ц.П. Аддиктивное поведение. Общая характеристика и закономерности развития. – Обозр. Психиат. И мед. Психол., 1991/1, с.8-15.).
8. Короленко Ц.П. Работоголизм – респектабельная форма аддиктивного поведения. – Обозр. Психиат. И мед. Психол., 1993/4, с.17-29.).
9. с.95 Шевандрин Н.И. Социальная психология в образовании. – М.: Владос, 1995
10. Бережковская Е. Мобильная зависимость //Школьный психолог. – 2006. - №5. – С. 2-7]
11.Кузнецова, Ю. М. Психология жителей Интернета [Текст] / Ю. М. Кузнецова, Н. В. Чудова. -М.: ЛКИ, 2008. - 224 с.
12. Словарь Интернет-аддикция. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.finam.ru/ dic-йопату^о^0151B/default.asp?n=13.
13 Королькова, Л. Н. Интернет-сообщество с чертами тотального института как фактор десоциализации [Текст] / Л. Н. Королькова, К. В. Корольков. - Ставрополь: СТИС ЮРГУЭС, 2010. - 149 с.
14. Интернет-зависимое поведение у подростков. Клиника, диагностика и профилактика [Текст] /
В. Л. Малыгин и др. - М.: Арсенал образования, 2010. - 136 с.
15. Хомич, А. В. Психология девиантного поведения. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://khomich.narod.ru/DEVIANTNOE-POVEDENIE /Deviantnoe-posobie.htm#_Toc244441184.
16. Смородина, М. С. Аномия общества и самоубийства / М. С. Смородина // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. - 2006. - № 2(78,) апрель - июнь. - С. 140 -147.
17. Мертон, Р. Социальная теория и социальная структура [Текст] / Р. Мертон. - М.: АСТ МОСКВА: Хранитель, 2006. - 873 с.
18. Кузнецова, Ю. М. Психология жителей Интернета [Текст] / Ю. М. Кузнецова, Н. В. Чудова. -М.: ЛКИ, 2008. - 224 с.
19. Афанасьев, В. Эволюция аномии в социологии девиантного поведения. [Электронный ресурс]. -Режимдоступа:https://ecsocman.edu.ru/data/ 601/542/1216/007x20aFANASXEW.pdf.