Введение
Речь ребёнка формируется под влиянием взрослых и в огромной степени зависит от достаточной речевой практики, нормального речевого окружения и от воспитания и обучения, которые начинаются с первых дней его жизни.
Речь не является врождённой способностью, а развивается в процессе онтогенеза параллельно с физическим и умственным развитием ребёнка и служит показателем его общего развития. Усвоение ребёнком родного языка проходит со строгой закономерностью и характеризуется рядом черт, общих для детей. Для того чтобы понять патологию речи, необходимо чётко представлять весь путь последовательного речевого развития детей в норме, знать закономерности этого процесса и усвоения, от которых зависит его успешное протекание.
Кроме того, нужно чётко представлять каждый этап речевого развития ребёнка, каждый «качественный скачок», чтобы вовремя заметить те или иные отклонения в этом процессе. Например, если малыш в 1 год и 4 месяца ещё не говорит, то решить, нормальное это явление или нет, логопед может только в том случае, если знает, когда при нормальном развитии должны появиться первые слова.
Знание закономерностей речевого развития детей необходимо также и для правильной диагностики нарушений речи. Так, некоторые специалисты порой направляют трёхлетней детей к логопеду для устранения недостатков произношения звуков. правильно ли это? Нет. Потому что даже при нормальном речевом развитии ребёнку в данном возрасте «полагается» произносить некоторые звуки неверно. Это явление, называется физиологическим косноязычием, совершенно закономерно и обусловлено ещё недостаточной сформированностью артикуляционного аппарата.
|
Глава 1 Нарушения общей и мелкой моторики
У большинства детей дошкольного и младшего школьного возраста с нарушением речи специальными исследованиями выявлен недостаточный уровень сформированности не только крупной моторики, но и тонких движений кистей пальцев рук. Отставание в развитии тонкой моторики рук у дошкольников препятствует овладению ими навыков самообслуживания, затрудняет манипуляцию различными мелкими предметами, сдерживает развитие некоторых видов игровой деятельности. У младших школьников несовершенство мелкой моторики затрудняет овладение письмом и рядом других учебных и трудовых навыков.
Всё это обуславливает необходимость целенаправленной специальной работы по коррекции и развитию тонких координированных движений рук. Такие авторы как Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева, Н.И. Кузьмина описывают отдельные приёмы по развитию моторики у детей с задержкой речевого развития и при моторной алалии.[2, стр. 59]
Алалия – отсутствие или недоразвитие речи вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга во внеутробном или раннем периоде развития ребёнка.
Ученые, (Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева, Н.И. Кузьмина), которые изучают деятельность детского мозга, психику детей, установили, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. [2, стр. 60]
Рассмотрим что такое речь и как она связана с мелкой моторикой руки.
Речь – это прежде всего результат согласованной деятельности многих областей головного мозга. Так называемые артикулярные органы лишь выполняют приказы, поступающие из мозга.
|
В книге М. Кольцовой «Ребёнок учится говорить» описан следующий эксперимент. Л.В. Фомина в доме ребёнка взяла три группы детей в возрасте от 10 месяцев до года 3 месяцев, все неговорящие. В 1 группе проводились ежедневные занятия по развитию речи 2,5 минут. Во 2 группе – занятия по развитию речи и развитие общей моторики. Детям давалась возможность 20 минут свободно передвигаться по полу, а не в манеже, как обычно. В 3 группе проводились ежедневные занятия по развитию речи и 20 минутные тренировки пальцев рук в играх. На занятиях по развитию речи у детей пытались вызвать простые звукоподражания. [1, стр. 124]
Результаты эксперимента:
В 1 группе голосовые реакции появились на 20 день, но они были слабы и стереотипны. Во 2 группе – голосовые реакции появились на 6 день, а после 15 дня 10% детей смогли точно воспроизвести звуки. В 3 группе результаты оказались неожиданными. Голосовые реакции отмечались уже на 3 день, с 7 дня 41% детей, а с 15 дня – 67.3% детей имели правильное звукоподражание.[1, стр. 125]
Таким образом, звукоподражание при тренировке тонких движений рук, удалось получить раньше и оно оказалось более совершенным. Далее Л.В. Фомина обследовала более 500 детей в различных детских учреждениях и обнаружила, что уровень развития речи у них всегда находится в прямой зависимости от степени развития мелкой моторики. [1, стр. 125]
Если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и развитие речи то же в пределах нормы, если развитие пальцев отстаёт – отстаёт и развитее речи, хотя общая моторика может быть в норме и даже выше.
Проверка на большом количестве детей показывает, что это не случайность, а закономерность.