Знакомство с традициями страны, как профилактика рисков поликультурного образовательного пространства




Уже много лет устойчивый интерес исследователей вызывают молодежные субкультуры. Это связано с тем, что они стали средством эволюционного обновления современного общества.

В настоящее время, изучение традиций культуры в России является важной и интересной задачей. Зачастую возникновение молодежных субкультур несет в себе поиск чего-то нового, отличного от остального. Социальными причинами появления субкультур является кризис общества, института семьи и семейного воспитания. В связи с трансформацией современного общества переживают кризис традиционные институты социализации личности. [5]

Появление молодежных субкультур свидетельствует о скрытом протесте против сложившихся условий. Молодежь пытается оторваться от общепринятых норм и правил, старается найти свою нишу в жизни, тем самым организуя субкультуру.

В современном обществе существует великое множество различных субкультур, и зачастую они носят деструктивный характер. Одной из таких субкультур в современном обществе стало неоязычество.

Под неоязычеством понимается совокупность религиозных, парарелигиозных, общественно-политических и историко-культурных объединений и движений, обращающихся в своей деятельности к дохристианским верованиям и культам, обрядовым и магическим практикам, занимающихся их возрождением и реконструкцией [2].

Анализ теоретических источников и реальной практики работы с молодежью, убеждает нас в мысли о том, что развитие неоязычества представляет собой угрозу для духовного здоровья нации, для межнациональной и межконфессиональной стабильности современной молодежи.

Неоязычество направлено на ослабление России. Основную опасность представляют явная или скрытая пропаганда неоязыческого мировоззрения, ценностей. Язычество может быть привлекательным: оно мало к чему обязывает и многое дозволяет. Но необходимо осознать, что неоязычество ни в коем случае не является «традиционной» верой, это современное явление, спровоцированное общим духовным, мировоззренческим кризисом.

Зачастую приверженцы неоязычества маскируют свою деятельность под различные культурные центры народных промыслов. Например, в кружке по лепке из глины детям рассказывают про языческих богов древних славян. Часто в подобных центрах работаю психологи. Семьи с низким уровнем дохода – это люди, которые чаще всего нуждаются в помощи. Они не находят поддержку в православии – церковь трактует бедность и другие жизненные трудности как испытания, посланные свыше. В общине язычников, напротив, принято помогать друг другу. Все это играет огромную роль в распространении неоязычества в современной России.

Современная цивилизация дает огромные возможности человеку. Становление информационного общества влечет за собой социальные, политические и экономические изменения, которые в целом порождают глобальную культуру, но в то же время, оно создает определённые условия для развития этнической идентичности. Возникают вопросы, связанные с осмыслением социальных и культурных идентичностей: кто мы и чем отличаемся от других?

В настоящее время наиболее важной становится проблема разрыва традиционной и современной культуры. Информационные связи лишили человека привычной культурной однородности, ощущения однозначности своего мировоззрения. Проблема идентичности становится наиболее актуальной в современной России.

По мнению В. В. Иванова, противоречие между традиционными формами взаимоотношений и информационной волной, непривычный разрыв между поколениями, потребность в понимании разнообразия социального времени и целей жизнедеятельности обуславливают поиски собственной идентичности как умения создавать модели взаимодействия с окружающим глобальным миром [4].

Зачастую не готовность к изменениям приводит к желанию спрятаться под крышей любого из предрешенных смыслов, в том числе и в образе этнической группы, тем самым снимая с себя сложность личностного самоопределения. Однако, в современном мире, этническое возрождение зачастую не несет в себе идеологию, а сводится по большей части к возрождению ее отдельных элементов – обычаев, ритуалов, своеобразия одежды.

Этническая идентичность способна компенсировать разрушенные уровни идентификации, внушить человеку гордость и достоинство. Человек легко становится объектом манипуляции других людей, партий, социальных групп. Для него формируются мифы, на которые он реагирует как на реальные сигналы.

Одну из немаловажных ролей в мифологическом сознании занимают религиозные чувства, которые наиболее сильно воздействуют на эмоциональную сферу человека.

В мифологическом сознании прошлое представляется более живым и привлекательным, чем настоящее. Исследователи утверждают, что наиболее полным процессом архаизации массового сознания является формирование особой системы символов и ритуалов, с помощью которых происходит самоидентификация общностей. Символизация сознания и ритуализация поведения направляется на достижение эмоционально-психологического слияния личности с группой. Они служат механизму усиления и способами адаптации существования устойчивых мифов, характерных для какой-либо этнической общности [4].

Человек в группе лишается своего «я», у него исчезает чувство ответственности, совесть, так как он не чувствует страха перед обществом, лишь «грозную силу толпы». В толпе человек теряет сознание личности, во главу ставится реализация задач толпы. Человек в массе отказывается от личного идеала, заменяя его идеалом толпы, олицетворены у вождя, который наделен большей силой и либидоносной свободой [8].

Зачастую, когда наступают кризисные моменты, средством этнической идентичности становится «языческий фактор», который является доказательством своей самобытности. Одним их таких средств идентификации стало неоязычество.

Неоязычество является средством восстановления связи с прошлым, рассматриваемое как нечто непереходящее, вечное. Оно предполагает частичное принятие древних индоевропейских религий. Это принятие носит духовный характер, то есть диктуется стремлением обнаружить в древних мифологиях нечто принадлежащее современности [4].

Однако, возрождение традиций не решит насущных проблем и задач, стоящих перед человечеством. В современном мире часто звучит проблема кризиса форм самореализации человека. К. Делокаров отмечает такие особенности современного человека как измельчение личности, разорвавшей связь и с бытием и оказавшейся в плену у актуально данного, существующего…, мечущейся между знанием и верой, существованием и сущностью… Трагичность такого человека в том, что он не знает о своей бездуховности, видит смысл жизни в материальном, забывая о более высоком предназначении человека [3].

Неоязычество стремится к подрыву традиционных для народов России религий, таких как православие и ислам, что приводит в итоге к размыванию мировоззрения населения и архаизации сознания граждан, что подрывает основу духовной безопасности страны.

Большая часть людей, увлекающихся неоязычеством, - молодежь, чаще всего не очень образованная, подпитываемая несерьезными нереальными мифами. Зачастую они не вникают в идеологию религии, а как бы «плавают на поверхности», уделяя больше внимания атрибутам, нежели истории.

Можно назвать несколько причин, почему организации неоязыческого толка привлекают к себе все новых сторонников из молодежи. Одной из них является культ силы, ведь это крайне привлекательно для юношества. Другая – как уже говорилось, слабое знание истории, из-за чего в их сознание проникают сказки типа «была сильная, могучая Русь, а потом пришли эти жидуствующие и все испортили» [1].

Наибольшим риском распространения данной субкультуры является то, что неоязычники позиционируют себя как «патриотическое» движение, спекулируя высокими понятиями и прикрываясь при этом изучением родной истории, фольклора и т.д. И многие молодые люди ведутся на это, постепенно превращаясь из «ролевиков» (участников исторических ролевых игр) в носителей новой идеологии, которая приводит к разрушению отношений между нациями, народами и представителями традиционных для России религий.

К сожалению, некоторые авторы и даже священнослужители считают, что на неоязычестве не стоит заострять внимание, что это «само пройдет». Но так ли это? Иногда неоязычество приводит к очень трагическим последствиям. Вспомните хотя бы случай, когда приверженик неоязычества устроил стрельбу в православном храме, что привело к смерти нескольких человек. Убивать себе подобных из-за ложных идей, это ли не страшно?

Задачей психолого-педагогического сообщества является раскрытие молодежи всей ложности этого движения, не имеющего ничего общего с реальным историческим язычеством и вообще с традициями реальной отечественной истории [6]. В качестве рекомендаций хотелось бы адресовать интересующихся проблемами возникающих религиозных субкультур к классической работе, посвященной язычеству – монографии Б.А. Рыбакова «Язычество древних славян», вышедшей в 1981 г. Она посвящена роли древней языческой религии в государственной и народной жизни Киевской Руси до принятия христианства. Автор показывает высокий уровень языческих воззрений и обрядов накануне крещения Руси, их проявление в общественной жизни, в прикладном искусстве, в церковных обрядах.

Древняя русская культура предстает перед нами в работе автора сочетанием реальных и фантастических персонажей, отражающих фактор времени и динамику жизни. Солярные знаки, которые берут на вооружение молодые люди как культурный маркер, призваны были символизировать добро и плодородие. Символика солнца была одним из главных элементов праславянских орнаментов в вышивке, плетении, кружевах. В некоторых русских деревнях до сих пор сохранились мужские и женские праздничные наряды предков, расшитые солярными знаками. В праздники, посвященные солнцу, там и сейчас надевают эту одежду, выпекают изделия из теста, украшенные коловратами [7].

Воспитание современного человека, осознающего себя как единое целое во времени и пространстве, вбирающего в себя как исторических опыт своей и общечеловеческой культуры, является важнейшим условием существования. И, конечно же, этого невозможно достичь без осознания обществом необходимости воспитать самодостаточного, образованного, культурного современного человека.

Литература

1. Василенков Д. Научно-практическая конференция «Древняя Русь. Язычество и христианство. Мифы и реальность» (https://mitropolia.spb.ru/news/otdeli/?id=54124#ad-image-0)

2. Гайдуков А. Молодежная субкультура славянского неоязычества в Петербурге https://subculture.narod.ru/texts/book2/gaidukov.htm.

3. Делокаров К.Х. Закончилось ли противостояние науки и религии // Общественные науки и современность. 1996. № 1. С. 74-84.

4. Иванов В.В. Манифестация этнической идентичности в современной культуре www.superinf.ru.

5. Калашникова В.В. Особенности формирования молодежных субкультур Республики Бурятия в конце XX-XXI веков.

6. Рыбаков Б. А. Неоязычество – скоропреходящая мода: Мнения священнослужителей портал "РЕЛИГИЯ и СМИ" www.religare.ru.

7. Ткаченко Н.Н. Солярная символика в культуре прошлого и настоящего / Культура в современном мире. - 2011. - № 1. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: https://infoculture.rsl.ru.

8. Фрейд З. Психология масс и анализ человеческого "Я" [Электронный ресурс] / З. Фрейд. – URL: https://www.magister.msk.ru/library/philos/freud001.htm.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2023-01-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: