Аннотация. В статье рассмотрены основные функции оперативно-розыскной деятельности, дана характеристика данным функциям. Исходя из функций и конфетных направлений деятельности оперативных работников органов внутренних дел, дана оценка роли оперативно-розыскной деятельности в борьбе с преступностью.
Ключевые слова: ОРД, преступность, оперативно-розыскная деятельность, функции оперативно-розыскной деятельности, организованная преступность.
Актуальность данной статьи заключается в том, что среди всех форм правонарушений, наибольшей общественной опасностью и, соответственно, наиболее весомыми наказаниями за их совершения, характеризуются уголовные правонарушения (преступления). Вместе с тем, для того, чтобы привлечь виновного лица к ответственности за совершение преступления, такое преступление необходимо выявить и установить причастность тех или иных лиц к его совершению.
Именно для этих целей законодатель предусмотрел институт оперативно-розыскной деятельности, задачами которой, в соответствии со статьей 2 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» являются выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, а также выявление и установление лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших, розыск лиц, пропавших без вести, а также уклоняющихся от суда и следствия, добывания информации о действиях, создающих опасность для государственных интересов РФ, установление имущества, подлежащего конфискации[1].
Следует отметить, что оперативно-розыскная работа требует от оперативных сотрудников особого мастерства, высоких морально-волевых качеств, гибкости, в отдельных случаях проявления творческих способностей, инициативы и настойчивости в достижении результатов оперативно-розыскной деятельности. На сегодняшний день законодательство в оперативно-розыскной сфере не совсем отвечает современным потребностям, и стоит обратить внимание на ряд вопросов, в частности касающихся понятия категорий оперативно-розыскных мероприятий и критериев их классификации.
|
Таким образом, понятийный аппарат категорий и критериев оперативно-розыскных мероприятий требует в российской правовой науке дальнейшего развития, выработки новых теоретических знаний и подходов с учётом накопленного правоохранительными органами эмпирического опыта. Такой комплексный подход будет способствовать совершенствованию практической и законотворческой деятельности в интересах решения задач оперативно-розыскной деятельности по выявлению подготавливаемых, совершаемых, совершённых преступлений. Безусловно, данная процедура будет затруднительна, так как сведения о тактических приемах и об организации ОРМ правоохранительными органами относятся к государственной тайне.
Оперативно-розыскная деятельность, на наш взгляд, специфическая и разносторонняя, а отсюда и разнообразие правовых аспектов этой деятельности. Некоторые проблемы, оценки и суждения о данной деятельности предполагают решение различного рода вопросов, которые связаны с разными отраслями права и законодательства, что направляет на необходимость комплексной проработки проблем оперативно-розыскной деятельности. С учетом этого родилась острая потребность в научном осмыслении положений Закона, что диктуется правоприменительной практикой, которая руководствуется ими как основным инструментом для решения точечных задач, вытекающих как из этого Закона, так и из деятельности органов, чьи оперативные подразделения уполномочены на осуществление оперативно-розыскной деятельности [2].
|
Специализация теории оперативно-розыскной деятельности как самостоятельной науки в области юриспруденции обеспечила выгодные условия для ее развития. Однако узкоспециализированное и закрытое изучение вопросов оперативно-розыскной деятельности делает его функциональным и прикладным, в некоторых случаях односторонним, а потому и разрешение определенных проблем лишь частичным, иногда ограниченным интересами некоторых ведомств. Если обратить внимание на то, что в оперативно-розыскную деятельность входят проблемы правовые, психологические, морально-этические, финансовые, уже поэтому узконормативная, специализированная трактовка положений Закона, ограничение в рассмотрении проблем оперативно-розыскной деятельности широкого круга специалистов других научных дисциплин истощает развитие теории оперативно-розыскного права и практики его применения. Поэтому наблюдается узкий, не всегда объективный подход к толкованию и применению как отдельных норм, так и Закона в целом. Отмечается, что успешная разработка проблем оперативно-розыскной деятельности, смежных с другими отраслями права, имеющих сходство с теми, которые вынуждены разрешать различные органы - субъекты оперативно-розыскной деятельности, и их путей решения, скорее, не возможна без привлечения соответствующих специалистов различных ведомственных принадлежностей [3].
|
Исходя из вышеуказанного перечня задач оперативно-розыскной деятельности можно выделить следующие функции данной деятельности:
1. Превентивная. Оперативно-розыскная деятельность, в отличие от следственной деятельности, направлена не только на раскрытие уже состоявшегося преступления, но и на пресечение преступлений. Работа оперативных работников различных силовых органов позволяет обнаружить на стадии приготовления наиболее опасные преступления (например, террористические акты), не допустив их осуществления.
2. Розыскная. Именно на оперативных работников ложится функция розыска как лиц, скрывающихся от суда и следствия, так и лиц, пропавших без вести. Как справедливо отмечает Л.А. Москаленко, Поиск лица, совершившего преступление, установление места его нахождения и доказывание его вины определяют саму суть и цель процесса раскрытия и расследования преступления. Наличие данного лица придает этому процессу большую конкретность.
3. Вспомогательная. Основным процессуальным лицом, осуществляющим расследование преступлений, в соответствии с УПК РФ, является следователь. Вместе с тем, работа следователя заключается в проведении следственных действий и их процессуальном оформлении. В то же время, конкретные действия в рамках уголовного процесса (физическое задержание лица, привод и т.п.) осуществляют именно оперативные сотрудники правоохранительных органов. В контексте функций оперативных сотрудников в уголовном процессе, стоит обратить внимание на функцию получения доказательств оперативными сотрудниками правоохранительных органов по результатам оперативно-розыскных мероприятий [4].
Документирование целого ряда преступлений осуществляется именно на основании материалов ОРМ. Так, например, предъявление обвинения в осуществлении сбыта наркотиков зачастую возможно только при грамотной фиксации результата оперативного мероприятия – проверочной закупки.
Исходя из этого, проблемным аспектом остается использование результатов оперативно-розыскных мероприятий в рамках уголовного процесса. Но сами по себе результаты ОРД не являются доказательствами. Они не могут быть непосредственно использованы в качестве таковых для установления предмета доказывания в целом и, в частности, виновности лица в совершении преступления, так как порядок их получения отличается от процедуры получения уголовно-процессуальных доказательств. Вместе с тем, в соответствии с позицией Конституционного Суда Российской Федерации, хотя сами результаты ОРД не являются доказательствами по делу, являясь лишь сведениями об источников фактов, которые, при условии соблюдения должного процессуального порядка, могут быть надлежащим путем оформлены и приняты судом, как доказательства в уголовном процессе.
Несмотря на подобные ограничения, связанные с необходимостью дополнительного процессуального оформления доказательств, роль оперативно-розыскной деятельности в первичном собирании доказательств для дальнейшего уголовного преследования лица, обвиняющегося в совершении уголовного наказуемого деяния, огромна.
Оперативно-розыскная работа, в частности, ее наиболее сложные формы, такие как оперативное внедрение в состав преступной организации, является практически единственным эффективным методом борьбы с организованной преступностью и, особенно, с интернациональной организованной преступностью. Осуществление оперативного внедрения позволяет получать всю информацию относительно деятельности преступной организации, ее планов, союзников и противников, общем состоянии уголовного мира.
В современном мире, наряду с традиционной организованной преступностью, активно распространяется новая форма преступного сообщества – экстремистские террористические группы. Очевидно, что эффективное осуществление оперативно-розыскных действий в координации как с другими правоохранительными органами РФ, так и с компетентными органами других государств, позволяет эффективно бороться с международным терроризмом, что, на данном этапе, является одной из важнейших задач оперативно-розыскной деятельности. Оперативно-розыскная деятельность является более гибким и менее урегулированным законодательством видом деятельности, по сравнению со следственной деятельностью [5].
С одной стороны, это воспринимается многими как пространство для злоупотреблений со стороны оперативных работников. С другой стороны, учитывая роль и функции оперативно-розыскной деятельности, невозможно урегулировать в законодательстве все те ситуации, с которыми на практике сталкивается в своей деятельности оперативный сотрудник.
Именно поэтому, для проведения ОРД вполне допустимо, с согласия исследуемого лица, использовать на нем такой метод, как полиграф, в то время как использование полиграфа в рамках осуществления следственных действий не допустимо, так как не предусмотрено уголовно-процессуальным законом.
Таким образом, оперативно-розыскная деятельность, учитывая ее важнейшую роль и стоящие перед ней задачи позволяет использовать куда более широкий инструментарий по сравнению со следственной деятельностью в рамках уголовного процесса.
При этом важно отметить, что подобная свобода действий не означает возможности нарушения прав человека, так как при осуществлении оперативно-розыскной деятельности должны соблюдаться все нормы Конституции РФ, Европейской Конвенции по правам человека и других актов в сфере защиты прав человека. Осуществление оперативно-розыскных действий, ограничивающих права человека может быть осуществлено только в пределах, предусмотренных законодательство и на основании соответствующего судебного решения (например, прослушивание средств связи лица в рамках негласных оперативно-розыскных мероприятий).
Следовательно, следует отметить, что осуществление оперативно-розыскной деятельности является основной формой борьбы с организованной преступностью [6].
Как мы видим, перечень задач, стоящий перед сотрудниками ОРД – огромен и соразмерен той важнейшей роли по борьбе с разными видами преступности (в первую очередь – международной и организованной преступности), для пресечения и минимизации роли которой ведется оперативно-розыскная деятельность.