Лекция 3. Общедидактические и частнометодические принципы обучения




План

1. Общедидактические принципы обучения

2. Принципы методики преподавания русского языка

1. Общедидактические принципы обучения. Различаются общедидактические принципы, рассматривае­мые как исходные положения любой частной методики, и принци­пы, на основе которых строится обучение русскому языку.

К общедидактическим относятся принципы 1) научности, 2) систе­матичности и последовательности в обучении, 3) преемственности, 4) перспективности, 5) доступности, 6) сознательности, 7) активности, 8) на­глядности, 9) связи теории с практикой, 10) прочности, 11) индивидуального подхода к учащимся, 12) мотивационный принцип.

Все перечисленные принципы, будучи взаимосвязанными и взаимообусловленными, реализуются применительно к методике преподавания русского языка и раскрываются на материале школьного курса.

1.1. Принцип научности предполагает достоверность излагаемых фактов, верное толкование сущности языковых явлений в соответ­ствии с логикой и понятиями лингвистической науки. В школь­ный курс русского языка включаются только общепризнанные с точки зрения современной лингвистической науки сведения, имеющие практическую значимость для обучения русскому языку. Так, в последние десятилетия в школьную программу по русскому языку введены сведения по стилистике, теории текста и др. Изуче­ние синтаксиса начинается с темы «Словосочетание», так как сло­восочетание служит «строительным материалом» для предложе­ния. Тем самым реализуется системный подход в изучении синтаксических единиц.

1.2. Принцип систематичности и последовательности. В соответствии с принципами систематичности и последователь­ности все языковые явления в школьной практике рассматривают­ся в целостной, единой системе, в их семантическом, грамматиче­ском и функциональном (коммуникативном) аспектах. Эти прин­ципы способствуют осознанному усвоению языковых еди­ниц. Так, морфология изучается на синтаксической основе, орфо­графия рассматривается на базе усвоения фонетики, словообразо­вания и морфологии. Материал расположен от простого к сложно­му с опорой на ранее изученное, что позволяет установить внут­ренние связи, зависимости между языковыми явлениями, систематизировать знания учащихся. Такую же цель преследует и порядок изучения разделов школьного курса русского языка. На­пример, в морфологии рассматриваются сначала знаменательные, а затем служебные части речи. Среди знаменательных школьники, как правило, знакомятся с именными частями речи (именами су­ществительными, прилагательными, числительными, местоиме­ниями) и их признаками, затем изучают глагол и его формы (при­частие и деепричастие) и, наконец, неизменяемые слова (наречие, категорию состояния).

1.3. Принцип преемственности. В решении теоретических и практических вопросов методики большую роль играет принцип преемственности, в основе которого — опора на изученный материал.

1.4. Принцип перспективности. Принцип преемственности неразрывно связан с принципом перспективности, предполагающим установление связей с материа­лом, который будет изучаться позже. Перспективность нацеливает учителя на то, чтобы он решал задачи не только одного конкретно­го урока по теме, но и предвидел, какие сведения будут необходи­мы школьникам при изучении следующих тем. Так, в ходе изуче­ния морфологии учащиеся знакомятся с синтаксической функци­ей знаменательных частей речи, что позволяет, с одной стороны, более полно представить грамматические признаки той или иной части речи, а с другой — подготавливает учащихся к осознанному усвоению синтаксической темы «Члены предложения и способы их выражения». Знакомство с сочетательными возможностями слов разных частей речи является подготовительным этапом к изу­чению темы «Словосочетание» в 8 классе.

1.5. Доступность обучения предполагает отбор языкового материала (понятий, терминов и т. д.) с учетом возрастных особенностей школьников, уровня их развития. Учителю следует помнить, что труднодоступный материал не воспринимается детьми, поэтому некоторые теоретические понятия вводятся в программу не сразу, а постепенно — по классам. Так изучаются, например, вопросы стилистики (общее понятие о разговорном, научном и художест­венном стилях речи — 5 класс, понятие об официально-деловом стиле речи — 6 класс, понятие о публицистическом стиле речи — 7 класс).

1.6. Принцип сознательности основан на единстве деятельности учи­теля (преподавания) и деятельности школьников (учения) и пред­полагает осознанное усвоение языкового материала.

1.7. Принцип активности проявляется в учебной деятельности, при которой школьники усваивают знания путем наблюдения над язы­ковыми фактами, анализа языковых явлений, выполнения иссле­довательских, проблемных заданий и др. Степень познавательной активности учащихся зависит от разнообразия методов, приемов и форм работы учителя, который должен заботиться о заинтересо­ванности школьников учебным предметом, о прочности усвоения учебного материала.

1.8. Принцип наглядности. Одним из важнейших дидактических принципов является принцип наглядности. Еще Я.А.Коменский сформулировал это «золотое правило» дидактики. Согласно принципу наглядности, эффективность обучения зависит от степени участия разных орга­нов чувств при восприятии и усвоении учебного материала. На­глядные средства, вызывающие слуховые, зрительные, зрительно-слуховые ассоциации, образы, помогают учителю конкретизиро­вать многие отвлеченные понятия, от конкретных языковых фак­тов перейти к обобщению, правилу. Наглядные средства различаются:

• по характеру подачи материала (схемы, конкретные языковые единицы и их модели, словесные и изобразительные);

• по типу восприятия (слуховое, зрительное, зрительно-слухо­вое);

• по способу подачи материала (с использованием технических средств обучения и без них).

«Наглядным» материалом является и звучащая на уроке речь, сам язык, высокохудожественные тексты, используемые для на­блюдения над языковым явлением. В процессе обучения большое значение имеет наглядная запись на доске и в тетрадях (запись в столбик, распределение материала по колонкам, использование различных обозначений, подчеркиваний и т. д.).

1.9. Принцип связи теории с практикой. Особую актуальность этот принцип приобрел в настоящее время в связи с усилением практической направленности обучения. На уроках русского языка происходит не только усвоение теоретических по­нятий, терминов, но и формируются навыки речевой деятельности школьников: чтения, письма, составления связного высказывания в устной и письменной формах, т. е. происходит обучение исполь­зованию языковых единиц в речевой практике.

1.10. Принцип прочности усвоения знаний определяет способность школьников свободно воспроизводить ранее изученный учебный материал и использовать его при выполнении практических зада­ний.

1.11. Учет индивидуального подхода к учащимся — это дидактический принцип, который предполагает знание учителем психологии школьного возраста, уровня развития, способностей каждого уче­ника. Учет индивидуальных особенностей школьников приводит к дифференциации заданий по степени трудности с использованием дополнительных видов работы для более способных учащихся.

1.12. Мотивационный принцип. Реализация мотивационного принципа предполагает ответ на воп­рос, как сохранить у школьников желание учиться. Ведь известно, что любая деятельность имеет внутреннюю мотивацию. Таким обра­зом, названный принцип — важный фактор успешного обучения, формирования устойчивого интереса школьников к учению.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: