Философская система Г. В. Ф. Гегеля




Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770 - 1831) - профессор Гейдельбергского, а затем Берлинского университетов, был одним из самых авторитетных философов своего времени как в Германии, так и в Евро­пе в целом.

Особое место Гегеля в философии объясняется тем, что он впервые со времен греков сформулировал новые идеи, дал новое направление философской мысли (вместе с Ф. Шеллингом – они в юности общались, затем сформулировали похожие системы, и до смерти спорили об авторстве).

Основные идеи:

1) теория объективного идеализма (стержневыми понятиями которой являются Абсолютная идея и Мировой дух);

2) диалектика как всеобщий философский метод;

3) философия истории.

1. Главная идея онтологии (учения о бытии) Гегеля – отождествление бытия и мышления. В результате данного отождествления Гегель выводит особое философское понятие - абсолютной идеи (то есть идея, но охватывающая все, что есть; мыслящая все, что было, есть и будет).

Абсолютная идея - это единственно существующая подлинная реальность; первопричина всего окружающего мира, его предметов и явлений. Но Абсолютная идея является именно Идеей, Мышлением, но не Абсолютом, т.е. Абсолютная идея не совершенна. Для того, чтобы достичь совершенства, она должна реализоваться в пространстве и времени, и стать, таким образом, Абсолютом. Для этого она делится внутри себя на Абсолютный дух и Мировой дух. Абсолютный дух остается носителем идеи; Мировой дух – обладает самосознанием и способностью творить.

В Абсолютном духе содержится все, что было, есть и может быть. Мировой дух, через развитие природы, и особенно через деятельность человека реализует то, что есть в Абсолютном духе, и становится не только мышлением, но и бытием (реально существующим).

Человек в онтологии Гегеля играет особую роль: он – носитель Абсолютной идеи; вместе с тем, сознание каждого человека – частица Мирового духа. Именно в человеке абстрактный и безличный Мировой дух проявляет себя, приобретает волю, личность, характер, индивидуальность… Мировой дух самореализуется через все возрастающие во времени познавательные и творческие возможности человека.

В результате длительного процесса должна произойти самореализация Абсолютного духа, его слияние с Мировым духом. В результате, изначально бывшая Абсолютная идея, через самореализацию, превращается в безусловный Абсолют.

2. Историческая заслуга Гегеля перед философией заключается в том, что им впервые было четко сформулировано понятие диалектики.

Диалектика, по Гегелю, - основополагающий закон развития и существо­вания Мирового духа и сотворенного им окружающего мира. Смысл диа­лектики в том, что:

· все - Мировой дух, человек, предметы и явления окружающего мира, процессы – содержит в себе противоположные нача­ла (например, день и ночь, тепло и холод, молодость и старость, бо­гатство и бедность, черное и белое, война и мир, жизнь и смерть и т. д.);

· данные начала (стороны единого бытия и Мирового духа) находятся в противоречии по отношению друг к другу, но, одновременно, едины по своей сути и взаимодействуют; если нет одного, то нет и другого;

· единство и борьба противоположностей – основа развития и существо­вания всего в мире (то есть основа всеобщего существования и разви­тия).

Развитие происходит от абстрактного к конкретному и имеет следую­щий механизм:

· существует определенный тезис (утверждение, явление);

· в результате развития выясняется, что тезис отличается от должного (для вещи), или от истины (для суждения), и возникает антитезис;

· в результате взаимодействия двух противоположных тезисов происходит синтез - новое утверждение, которое, в свою очередь, становится те­зисом, но на более высоком уровне развития;

· данный процесс происходит снова и снова, и каждый раз в результате синтеза противоположных тезисов образуется тезис все более и более высокого уровня.

В качестве самого первого тезиса, с которого начинается всеобщее развитие, Гегель выделяет тезис «бытие» (то есть то, что существует). Его антитезис – «небытие» («абсолютное ничто»). Бытие и небытие дают синтез - «становление», который является новым тезисом, т.е. началом истории мира.

По Гегелю, противоречие – не зло, а благо. Именно противоречия являются движущей силой прогресса. Без наличия противоречий, их единства и борьбы развитие невозможно.

3. Философия истории Гегеля

Гегель перевернул взгляд на историю у своих современников. Наше историческое мышление так же восходит к его философии истории.

В языческих культурах существовало представление, что «жизнь» идет по кругу, (образ змеи, кусающей себя за хвост, существовал повсеместно в Евразии). Христианство «распрямило» линию истории, она приобрела знакомый нам линейный вид (древность, античность, средние века, новое, новейшее время). Утвердилось представление, что мир когда-то был создан, и ему когда-то придет конец. В этой связи появился смысл считать поколения, отслеживать события, хорошие поступки и грехи (свои и предков).

Революция Гегеля заключается в том, что, по его представлениям, история идет не по кругу, не по прямой, а по восходящей спирали (согласно диалектике). Это означает, что современное состояние истории опирается на предыдущее развитие. И, чтобы по-настоящему понять современность, необходимо проанализировать прошлое (причины и предпосылки современных явлений и событий). Так, на смену простой хронике событий приходит аналитическая историческая наука.

За рамками науки, для всех людей, этот переворот проявился в том, что они стали сохранять наследие прошлого. Раньше, еще в XVII-XVIII веках, если здание, книга или что-то другое переставало соответствовать современности, его нещадно переделывали, или выбрасывали (здания – перестраивали, старинные пергаментные книги выскабливали и записывали новым текстом, и т. д…). Теперь же, с середины XIX века, артефакты прошлого начали сохранять и беречь.

Философское обоснование человеческой истории: Абсолютный дух включает в себя идею свободы, поэтому история есть процесс завоевания человеком все большей и большей свободы.

Гегель выделяет три эпохи:

1) Восточная эра (Древний Египет, Китай и др.) – свободен и полностью осознает себя один человек (фараон, император), все остальные, вне зависимости от положения в обществе, - рабы (владыка властен над их жизнью и смертью).

2) Антично-средневековая эра – себя осознают группы людей (лично свободные – в античности, дворяне – в средневековье); остальные, в значительной степени, зависят от кого-то, т.е. не свободны.

3) Германская эра (конец XVIII-XIX век, эпоха Просвещения) – свободны и осознают себя все люди (они борются и добиваются политических свобод, у них есть возможность творческого мышления, что невозможно для «рабов»).

Таким образом, своими философскими взглядами Гегель дал новое направление философской мысли и определил развитие русской философии, например. Кроме того, он сформировал новое представление об историческом развитии, повлияв не только на историческую науку, но и на наше мышление (знаем ли мы об этом или нет). Он усилил христианскую идею развития, внедрив идею постоянного прогресса; тем самым он изменил норму (отношения к жизни), с христианской пассивности и созерцательности, на более активное и бесстрашное участие в переменах.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-07-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: