Принципы методики преподавания русского языка




Методика преподавания русского языка опирается не только на общедидактические, но и на общеметодические принципы, вы­текающие из особенностей учебного предмета. Вопрос о собствен­но методических принципах в науке не имеет однозначного реше­ния. Рассмотрим две точки зрения на этот вопрос. Т.М.Воителева предлагает учитывать наиболее общие принципы методики преподава­ния русского языка. К ним относятся: 1) принцип взаимосвязи различных разделов; 2) коммуникативный принцип; 3) контекстный принцип. Принципы базируются на характеристиках речевой деятельности, а не на психологических особенностях процесса усвоения знаний ребенком.

2.1. Принцип взаимосвязи различных разделов курса русского языка: грамматики и лексики, морфологии и синтаксиса, морфологии и орфографии, синтаксиса и пунктуации и т. д. основан на всесто­роннем рассмотрении какого-либо факта или явления языка. Обучение русскому языку будет эффективным, если учитывается спе­цифика каждого из разделов курса, различные стороны одного и того же языкового явления или факта.

Так, в процессе изучения грамматики, в частности морфологии, рассматриваются вопросы орфографии, связанные с правописани­ем знаменательных и служебных частей речи. Пунктуационные на­выки школьников формируются в процессе изучения синтаксиче­ских тем и частично — при изучении морфологии (причастный, деепричастный обороты, междометие). Принцип взаимосвязи от­дельных разделов языка наиболее ярко проявляется в процессе изучения морфологии на синтаксической основе.

2.2. Коммуникативный принцип. Коммуникативно-деятельностный подход, провозглашенный в «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года», предполагает обучение русскому языку в процессе коммуникации (деятельности). В основе этого подхода лежит межличностное общение (учитель — ученик, ученик — ученик), которое, в свою очередь, обусловлено мотивом, потребностью общения. Все это подготавливает школьников к полноценному ре­чевому общению как в устной) так и в письменной форме. Таким образом, одним из ведущих принципов методики преподавания русского языка считается коммуникативный принцип.

2.3. Контекстный принцип. Основной дидактиче­ской единицей обучения становится текст как продукт и процесс речевой деятельности человека. В настоящее время проблема текста, его восприятия и порождения приобрела особую значимость в связи с ориентацией обучения русскому языку на ко­нечную цель формирование коммуникативной компетенции и развитие личности в целом. Поэтому важным принципом методи­ки речевого развития является контекстный принцип, так как он предполагает анализ номинативных единиц языка (слов, словосо­четаний) в их синтаксических связях в связной речи (тексте), с учетом стилистических возможностей, выразительности, текстообразующей функции.

А.В. Дудников определил принципы обучения русскому языку исходя из социально-психологических функций и лингвистической специфики языка. В соответствии с этой классификацией выделяются две группы собственно методических принципов: стратегические и тактические.

Стратегические принципы методики связаны со следующими социально-психологическими функциями языка:

♦ способностью родного языка быть орудием мысли и средством ее материального воплощения;

♦ способностью языка быть средством общения;

♦ эстетической функцией языка как формы и средства создания художественной специфики литературного произведения.

Основой тактических принципов методики является структурно-лингвистическая специфика родного языка.

 

Стратегические принципы Тактические принципы
Первый стратегический принцип связан с формированием грамматического мышления в процессе усвоения школьниками грамматических понятий, с развитием общи мыслительных способностей. Первый тактический принцип связан с предпочтительным использованием индукции как способа мышления при изучении отдельных явлений и категорий языка.
Второй стратегический принцип предусматривает систематическую работу по развитию речи, изучение многообразных форм и жанров речи. Второй тактический принцип учитывает взаимосвязь отдельных уровней языка в процессе их изучения в школе — при обязательном познании внутренней системы единиц и законов каждого уровня (например, изучение морфологии на синтаксической основе).
Третий стратегический принцип реализуется в процессе анализа изобразительно-выразительных средств, имеющихся в текстах. Третий тактический принципопирается на единицы речи при изучении отдельных уровней языка и на единицы языка — в работе над различными жанрами речи.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: