Правление Александра І (1801–1825)




Правовые реформы и мероприятия по укреплению абсолютизма в первой половине ХІХ в. Отечественная война 1812 г.

Правовые реформы и мероприятия по укреплению абсолютизма в первой половине ХІХ в

Правление Александра І (1801–1825)

Император Александр І пришёл к власти в результате последнего в истории России дворцового переворота, сменив своего отца Павла І (1796–1801). Взойдя на престол, Александр I зарекомендовал себя как осторожного, дальновидного, не лишённого способности к лавированию политического деятеля, чрезвычайно осмотрительного при проведении даже незначительных реформ.

Видя отставание Российского государства от передовых европейских держав, Александр І пытался приспособить российский абсолютизм к новым социально-экономическим и политическим явлениям, ставшими следствием Великой французской революции 1789 г. Первые распоряжения нового царя демонстрировали его желание не повторять ошибок императора Павла I, а скорее готовность продолжить просветительский курс Екатерины ІІ. Так произошло возвращение опальных дворян, ликвидированы ограничительные меры на торговые отношения с Великобританией, вновь был разрешён ввоз заграничной литературы. Также государь подтвердил Жалованные грамоты о привилегиях дворянам и городам, изданные в екатерининское время.

Был осуществлён ряд умеренных реформ, в разработке которых принимали участие члены Негласного комитета, который представлял собой неофициальный государственный совещательный орган при императоре Александре I. Комитет существовал с 1801 по 1803 г. В его состав входили П. Строганов, В. Кочубей, А. Чарторыйский, Н. Новосильцев. С Негласным комитетом тесно сотрудничал статс-секретарь Непременного совета М. Сперанский (1772–1839) — выдающийся русский общественный и государственный деятель первой половины XIX в. Инициатор реформирования системы государственного управления стоял у истоков отечественной юридической науки и теоретического правоведения. Среди наиболее значимых реформ:

  • реформа высших органов управления — Сената, получившего полномочия высшего административного, судебного и контролирующего органа, Синода. Важным шагом стала замена отживших своё коллегий на министерства (1802), что привело к усилению центральной исполнительной власти, так как министры были прямо подотчётны императору. Изначально было создано восемь министерств: военно-морское, военно-сухопутное, иностранных дел, внутренних дел, финансовое, юстиции, народного просвещения, коммерции. Следующим этапом стало создание Государственного совета (1810) — высшего законосовещательного органа, действовавшего с 1810 по 1906 г., а в 1906–1917 гг. выполнявшего роль верхней палаты законодательного учреждения Российской империи;
  • финансовая реформа — сокращение выпуска ассигнаций, увеличение налогов;
  • реформа образования. Создание четырёх разрядов учебных заведений: приходские, уездные училища, губернские гимназии и университеты. В 1804 г. был издан университетский Устав, гарантировавший широкое самоуправление учебным заведениям этого типа. Однако после реорганизации в 1817 г. Министерства просвещения в Министерство духовных дел и народного просвещения автономия университетов стала стремительно сокращаться, «вольнодумцы» из числа профессорско-преподавательского состава подлежали немедленному увольнению.

По поручению Александра І М. Сперанским был разработан масштабный план государственных преобразований в России — «Введение к уложению государственных законов» (1809). Документ преследовал цель модернизации и европеизации системы государственного управления через введение ряда норм, характерных для буржуазного общества (разделение властей, выборы, наделение населения гражданскими правами), укрепив при этом самодержавие и сословный строй. Воплощение идей М. Сперанского на практике могло дать толчок конституционному процессу в России. Большинство положений проекта реализовано не было, тем не менее удалось создать Государственный совет и завершить реформирование министерств.

Члены Негласного комитета совместно с императором обсуждали и крестьянский вопрос. Александр I занимал крайне осторожную позицию. Император понимал, что крепостнические порядки являются источником постоянной напряжённости в обществе, но считал, что тогдашний российский социум ещё не был готов к восприятию радикальных реформ в этой сфере. Наибольшее значение в этой связи имел указ «О вольных хлебопашцах» (1803), предусматривавший возможность освобождения крестьян с землёй за выкуп при взаимном согласии сторон. На практике лишь 0,5 % крестьян в первой четверти XIX в. получили личную свободу.

В начале 1811 г. Государственным советом не был утверждён проект новых реформ. Большинство планов Сперанского и других реформаторов так и не были реализованы, натолкнувшись на страх дворянства перед перспективой отмены крепостного права. Противостояние либералов и консерваторов в окружении Александра І завершилось победой последних. М. Сперанский был отправлен в ссылку.

Во второй половине царствования Александра І заметную роль при дворе стал играть граф А. Аракчеев (1769–1834) — русский государственный и военный деятель начала XIX в. Он не разделял реформаторских устремлений М. Сперанского и был сторонником укрепления самодержавной власти и крепостничества. Предложенный им политический курс известен как «аракчеевщина». Его составляющими были централизация и регламентация системы государственного управления, усиление цензуры и контроля над учебными заведениями, расширении полномочий репрессивного аппарата.

Тем не менее, в это же время разрабатывается конституционный проект для польских земель, включённых в состав России. Принятый документ рассматривался как пролог к конституционной реформе собственно в России. В марте 1818 г., по поручению императора, группа его советников, возглавляемая Н. Новосильцевым, занялась разработкой её основных положений. Ими был разработан проект конституции, однако Александр I не захотел конфликтовать с оппозицией, что помешало его практической реализации.

Под контролем графа А. Аракчеева началось создание военных поселений (1817) — особой формы комплектования и содержания армии. По мнению А. Аракчеева, военные поселения должны были позволить перевести армию на самообеспечение и повысить дисциплину и контроль в крестьянской среде. Первые поселения подобного типа возникли в Харьковской, Могилёвской, Новгородской губерниях, под Петербургом. Поселенцы одновременно несли военную службу и отбывали крестьянские повинности. Вся их жизнь была подвержена строгой регламентации, а любые нарушения карались телесными наказаниями. Из-за постоянных восстаний и бунтов поселенцев (в Чугуеве в 1819 г., в Новгороде в 1831 г.), убыточности самих поселений, впоследствии они были распущены.

Завершающий период царствования Александра I характеризовался отсутствием интереса императора, поглощённого проблемами Священного союза, к вопросам внутренней политики. Продолжение «аракчеевщины» воплотилось в создании военной полиции (1820), усилении цензуры, появлении запрета на деятельность лож масонов и других тайных обществ (1822), помещикам вернули право ссылать крестьян в Сибирь.

Правление Николая І (1825–1855)

Укрепление абсолютизма продолжалось и в годы царствования Николая І. Значение Государственного совета практически сошло на нет. Ключевые должности в государственном управлении занимали люди, лично преданные новому императору. Функции министерств частично перешли к Императорской канцелярии, которая ведала политическими, общественными и духовными делами государства и фактически подменила собой высшие государственные органы. Значительно разросся чиновничье-бюрократический аппарат, что приводило к росту взяточничества и коррупции. Была окончательно ликвидирована автономия университетов. Власть стремилась к превращению их в замкнутые, сословные учреждения с казарменной дисциплиной. Учреждение Главного цензурного комитета (1826) пресекало появление какой-либо публичной критики самодержавно-крепостнической системы. Нельзя не согласиться с В. Ключевским, который писал, что в годы правления Николая I было «завершено здание русской бюрократии».

Во время правления Николая І проводилась кодификация законодательства, завершившаяся изданием «Полного собрания законов Российской империи» в 45 томах (1830). В рамках подготовки собрания была проведена огромная работа по поиску в архивах всех законодательных актов, принятых начиная с 1649 г. После выявления законы распределяли согласно времени их издания. Этим был заложен фундамент для будущей судебно-правовой реформы. Большая заслуга в этом принадлежит М. Сперанскому, возвращённому к тому времени из ссылки. При этом императоре окончательно сложилась идейная доктрина российского абсолютизма — «Православие, Самодержавие, Народность». Она получила своё развитие в теории «официальной народности».

В социальной сфере император выступил сторонником укрепления сословного строя. Чтобы избежать появления в дворянской среде нежелательного элемента, предлагалось установить порядок, согласно которому дворянские титулы переходили только в порядке наследования. А служилых людей предполагалось объединить в рамках новых сословий — «чиновных», «именитых», «почётных» граждан. В 1845 г. был обнародован императорский «Указ о майоратах», вводивший неделимость имений дворян при передаче их по наследству.

В годы правления Николая I крепостное право поддерживалось государством, но в то же время царь понимал его негативные последствия для государства и втайне работал над различными проектами крестьянской реформы, что облегчило задачу его последователей.

Характерными чертами правления Николая I было подавление инакомыслия, ужесточение цензуры, усиление роли политического сыска (III отделение собственной Его Императорского Величества канцелярии и корпус жандармов во главе с А. Бенкендорфом). В территориально-административном делении России появились жандармские округа. Репрессивная политика особо усилилась на последнем этапе правления Николая I — «мрачное семилетие» (1848–1855). Обеспокоенный революционной волной в Европе, император прилагал максимум усилий для укрепления бюрократическо-полицейского государства, однако это только обнажало многочисленные внутренние проблемы России, которая требовала незамедлительных реформ.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-09-18 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: