Окружающий мир
Можете использовать видео
https://vk.com/video?q=%D0%9F%D0%BE%D1%87%D0%B5%D0%BC%D1%83%20%D0%B7%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%82%20%D0%B7%D0%B2%D0%BE%D0%BD%D0%BE%D0%BA%3F%20%231%D0%BA%D0%BB%D0%B0%D1%81%D1%81%20%23%D0%BE%D0%BA%D1%80%D1%83%D0%B6%D0%B0%D1%8E%D1%89%D0%B8%D0%B9%D0%BC%D0%B8%D1%80%20%23%D0%B4%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%BD%D1%86%D0%B8%D0%BE%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D0%B5%D0%BE%D0%B1%D1%83%D1%87%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5&z=video476225228_456239062
Тема урока: Почему звенит звонок?
1. Актуализация знаний
· «Мозговой штурм»
- Какая сегодня погода? Идёт ли на улице дождь? Дует ли ветер? Вспомните и расскажите, почему идёт дождь и дует ветер?
· Упражнение «Дополни предложения»
1)Дождь идёт тогда, когда на небе появляются _______. 2)Капельки воды, из которых состоят тучи ____________________.
3) Движущийся воздух – это _________________________.
4) Тёплый воздух ____________________, чем холодный.
5)Тёплый воздух _______________________ вверх, а ______________________ устремляется на его место. Так и возникает ___.
2. Мотивация учебной деятельности
— Послушайте стихотворение и скажите: кто является его главным героем?
Едва только осень шагнёт за порог,
Ребят созывает весёлый звонок.
Увидит он: в школу идёт детвора,
И сразу же звонко, задорно: — Ура!
Он каждому школьнику искренне рад,
Но любит он больше весёлых ребят.
И вовсе не любит весёлый звонок
Лентяев, зазнаек, нерях, лежебок.
— Итак, вы правильно сказали, что речь идёт о школьном звонке. Каким его сделал автор стихотворения? Мы слышим школьный звонок несколько раз в день: в начале и конце каждого урока. А задумывались ли вы о том, почему звенит звонок? На этот вопрос мы сегодня ответим.
3. Открытие нового знания
· Практическая работа «Изучаем возникновение звуков»
Давайте все замрём на несколько секунд и прислушаемся.
-Какие звуки мы услышали?
-Какие звуки издают предметы и живые существа, изображённые на с. 38?
|
- Изобразите их
- Какие предметы в вашей комнате издают звуки?
- А есть ли у вас игрушки, издающие звуки? Назовите их.
— А теперь попытаемся выяснить, как возникает звук.
Возьмите канцелярскую резинку, послушайте, издаёт ли она какие-либо звуки, пока вы до неё не дотронулись? Растяните пальцами резинку. Щипком потяните её, что вы видите, что слышите, что ощущаете пальцами? (Резинка растянулась, появилась вибрация звука.)
- Сделайте вывод о том, как возникает звук.(Звук возникает из-за дрожания предметов, которые передаются по воздуху)
· Продолжение работы над темой урока.
- Какой орган помогает услышать звук?
- Рассмотрите рис. на с. 38
Мы с вами живём в мире разных звуков. Живые и неживые предметы могут их издавать. --- Как художник изобразил, что все предметы издают какие-то звуки?(с. 38)
От каждого предмета идёт волна.
-С помощью чего мы улавливаем эту волну?
Слышать разные звуки нам помогает ухо (уши). Этот орган слуха очень сложный. И относиться мы к нему должны бережно.
- Как вы понимаете — бережно относиться?
- Что надо делать и чего не надо делать?
· Правила «Запомните» на странице 39 учебника.
· Послушайте стихотворение по теме нашего урока.
«Доктор».
Доктор, доктор, как нам быть:
Уши мыть или не мыть?
Если мыть, то как нам быть:
Часто мыть или пореже?
Отвечает доктор:
— Еже!
Отвечает доктор гневно:
— Еже, Еже
— Ежедневно!
· Расширение знаний.
Уши и слух есть почти у всех животных. Они помогают животным поймать добычу, спастись от врагов, найти друг друга. Правда, не у всех животных уши заметны так же хорошо, как у человека. У рыб, насекомых и птиц ушных раковин просто нет, хотя слышат они часто даже лучше человека.
|
· «Что такое эхо?» Доп. материал
- Кому из вас приходилось слышать эхо? Где вы находились в это время? Как вы думаете, когда и почему возникает эхо? Проверьте себя на странице 88.
Бывает иной раз, гуляете вы по лесу со своими друзьями, разбредётесь в разные стороны и начинаете весело перекликаться. Вдруг... что это? Вы слышите, что кто-то произносит ваши же слова, только приглушённо, тихо, даже немножко печально.
- Эхо!
Всем очень нравится эхо, забавно его слушать, и вы начинаете кричать на весь лес: «Ау!» — и долго ещё перекликаетесь.
Но что это такое — эхо? Почему оно бывает?
Вы крикнули и воздух заколебался, потому что всякое звучащее тело колеблется: колеблются струны скрипки, арфы, рояля, колеблются ваши голосовые связки, когда вы говорите. Звучащее тело колеблется, и от него во все стороны по воздуху распространяется волна, а когда она достигает вашего уха, вы слышите звук.
Но вот звуковая волна натыкается на какое-то препятствие, как морская волна на берег, и возвращается обратно, и вы во второй раз слышите свой голос, но только тихий, потому что волна постепенно ослабевает.
Эхо вы слышите далеко не всегда и не всюду. Для этого нужны определённые условия: препятствие, на которое натыкается звуковая волна, должно находиться на определённом расстоянии, так, чтобы волна успела вернуться за одну десятую секунды, потому что наше ухо может воспринять ту же самую звуковую волну не меньше, чем через такой промежуток времени.
|
Вот что такое эхо. Вот почему оно бывает. Человек создал замечательный прибор — эхолот. Этот прибор, установленный на борту корабля, определяет глубину моря в определённом месте, помогает определить, как далеко находится судно от берега, или во время тумана узнать, нет ли впереди каких-либо препятствий, на которые рискует наткнуться судно, не плавает ли ледяная гора-айсберг? Такие приборы есть и у многих морских животных— живые приборы, которыми их наградила сама природа. Таким прибором обладает кашалот; есть он и у дельфина — умнейшего животного, какое только существует в царстве природы. Природный локатор есть и у летучей мыши
4. Рефлексия учебной деятельности
— Что вы узнали о звуках?
- Какие звуки могут быть?
- С помощью чего мы слышим звуки?
- Как возникают звуки?
- Как они распространяются?
5. Д\з: с. 38-39 проработать, рассказывать о звуках и роли органов слуха в улавливании и воспроизведении звуков, используя материал на с. 39