Тема 15. Ольга Берггольц




Ольга Берггольц родилась 16 (3 по ст. ст.) мая 1910 года в Санкт-Петербурге. Ее отец, Федор Христофорович Берггольц (1885–1948), родом из Риги, имел русско-латышские корни. В год рождения дочери он был еще студентом медицинского факультета Юрьевского (Дерптского) университета. Мать, Мария Тимофеевна Берггольц (1884–1957), происходила из мещан; она занималась домашним хозяйством и подрабатывала шитьем. Младшая сестра Мария (1912–2003) впоследствии стала актрисой, режиссером, литератором; она многое сделала для поддержки Ольги в бедах, сохранила архивные материалы сестры-поэтессы и занималась публикацией творческого и эпистолярного наследия после ее смерти.

«Стихи я запоминала с трех лет — огромные. Читать и писать научилась очень рано. «Сочинять стихи» тоже чуть ли не 6 лет», — писала О. Ф. Берггольц в «Автобиографии». Самый ранний из сохранившихся альбомов детских стихотворений датирован 6 ноября 1920 года. Другой альбом датирован 6 июня 1924 года: в него вошли не только стихотворения, но и поэмы, сказки-поэмы, частушки, опыты в прозе (рассказы, легенды), драматургические сочинения (сцена-монолог, гимназическая пьеса) и пр. Творческие наклонности поддерживала мать Ляли и Муси (так звали девочек дома), недаром много стихотворений посвящено ей. Хорошим наставником оказался и школьный учитель, руководитель литературно-художественного кружка Дмитрий Васильевич Недачин (1886–1937, расстрелян, реабилитирован в 1989). С детских лет Ольга Берггольц вела дневники, писала длинные и искренние письма.

Детство сестер прошло в двухэтажном деревянном доме по Палевскому проспекту, на окраине Невской заставы Санкт-Петербурга. Мать передала дочерям свою любовь к поэзии и музыке. Отец внушал атеистические идеи. Ольгу готовили к медицинскому образованию, но войны и революция нарушили планы семьи.

С началом первой мировой войны Федор Христофорович ушел добровольцем в армию, работал военврачом в санитарном поезде, лечил он и бойцов Красной армии. Мать с дочерьми перебрались в Углич, где жили ее родственники. С весны 1918 по весну 1921 годов они жили в одной из бывших келий Богоявленского монастыря. Здесь Ольга пошла в школу. В апреле 1921 года Федор Христофорович приехал в Углич и увез семью на Невскую заставу. Сестры пошли в трудовую школу № 117 Петрограда, Ольга окончила школу в 1926 году. В школе она вела свой журнал (1922), отвечала за выпуск стенгазеты. Вступила в пионеры, стала пионерской активисткой, затем комсомолкой.

Писать стихи девочка начала с 8 лет; они напоминают лирические сказки, искренние, но подражательные, в духе символистов, с полудетскими интонациями. Ее первые произведения — «Я дева белой молочной ночи...», «Моей маме» — увидели свет в 1924 г. в стенгазете завода «Красный ткач». Скоро чистая лирика начала перемежаться со стихами гражданского звучания. С 14 лет ее произведения появлялись в пионерской периодике. Ее первый рассказ «Заколдованная тропинка» — в журнале «Красный галстук» в 1924 году. Рубежом оказалась первая серьезная публикация — стихотворение «Ленин», написанное на смерть вождя, — в стенной газете «Красный ткач» (27 сентября 1925 года); это был уже официальный орган комбината тонких и технических сукон имени Тельмана, где работал врачом Федор Христофорович. Так началась «политическая» линия в творчестве Ольги Берггольц. Стихотворения «Пионерам» (1925), «Песни о знамени» (1926) и др. были напечатаны в газете для детей и подростков «Ленинские искры».

 

Ольга Берггольц, 1930 Борис Корнилов и Ольга Берггольц, 1929

 

 

«Февральский дневник» «Говорит Ленинград2 / Ольга Берггольц


В пятнадцать лет Ольга Берггольц была принята в литературное объединение рабочей молодежи «Смена», входившее в Ленинградскую ассоциацию пролетарских поэтов (ЛАПП). На заседания начинающих литераторов приходили такие поэты, как В. В. Маяковский, Э. Г. Багрицкий, И. П. Уткин. На одной из встреч присутствовал Корней Чуковский; после выступления девушки он похвалил ее, сказав, что в будущем она станет прекрасной поэтессой. В «Смене» она познакомилась с молодым поэтом Борисом Корниловым (1907–1938). Потом они вместе учились на Высших курсах при Институте истории искусств. Там преподавали критики и литературоведы Ю. Н. Тынянов, В. Б. Шкловский, Б. М. Эйхенбаум. В 1928 году Берггольц и Корнилов поженились; в октябре у супругов родилась дочь Ирина (девочка умерла от болезни сердца, не дожив до 8 лет). В 1929 году Ольга Федоровна была переведена с III курса на факультет филологии Ленинградского университета, который окончила в 1930 году.

В конце 1920-х годов часто общалась с А. А. Ахматовой (10 апреля 1928 года Ольга Берггольц записывает в дневнике: «Ахматова говорит — хорошо. Хорошо — только? Мало!.. Но ведь мне только 18...»).

По воспоминаниям поэта М. А. Дудина, Борис Корнилов посвятил стихотворение «Нас утро встречает прохладой…» Ольге Берггольц. Его стихотворение было положено на музыку Д. Д. Шостаковичем, «Песня о встречном» стала одной из самых известных советских массовых песен. Впервые она прозвучала в фильме «Встречный» (1932; реж. Р. Ф. Эмлер, С. И. Юткевич, Л. О. Арнштам).

Во второй половине 1920-х годов нарастает число публикаций Ольги Берггольц в периодике (газеты «Ленинские искры», «Смена», журналы «Резец», «Юный пролетарий», «Красная панорама», московская газета «Комсомольская правда»). В 1930 году вышла первая детская книга Ольги Берггольц «Зима-лето-попугай», с того же года она печаталась в ленинградском журнале «Чиж». Для детских газет, журналов она писала стихотворные и прозаические произведения.

По окончании университета О. Ф. Берггольц отправилась на журналистскую практику на Кавказ и летом — осенью 1930 года сотрудничала в газете «Власть труда». Журналистка объездила города и поселки от Владикавказа до Тифлиса, освещала строительство ряда народнохозяйственных объектов, в частности, Гизельдонской ГЭС. В 1939 году она написала об этом периоде своей биографии стихотворение «Дорога в горы».

В 1930-м году она разошлась с Борисом Корниловым. Ее мужем стал Николай Молчанов (1909–1942), однокурсник, журналист. Вместе они уехали в Казахскую ССР, вместе работали в газете «Советская степь» (Алма-Ата). Ее опыт работы разъездным корреспондентом нашел отражение в книге «Глубинка» (1932).

В 1932 году у супругов родилась дочь Майя, она умерла год спустя.

 

Пионерская лагерная / Ольга Берггольц; рис. Н. Свиненко, 1931


Сборник «Стихотворения» (1934) положил начало известности поэтессы. Тогда же Берггольц была принята в Союз писателей СССР.

В течение трех лет О. Ф. Берггольц работала редактором в заводской газете ленинградского предприятия «Электросила» (1931–1934). Позднее работала в газете «Литературный Ленинград».

В 1932–1935 годах выходят очерки «Годы штурма», сборник рассказов «Ночь в Новом мире», сборник «Стихотворения» (1934), с которой начинается поэтическая известность Берггольц. Среди ее произведений того времени — поэмы, стихотворения, рассказы, повести, пьесы, публицистика: повесть «Углич» (1932), сборник очерков, написанных в Казахстане «Глубинка» (1932), повесть «Журналисты» (1934), сборники рассказов «Ночь в «Новом мире» и «Лирика» (1935), повесть «Зерна» (1935), сборник «Книга песен» (1936), стихотворения «Память» (1937) и «Испытание» (1939).

В 1937 году ее вызвали свидетельницей по делу Леонида Авербаха, который был обвинен в антисоветской деятельности. За связь с Борисом Корниловым, попавшим в опалу, Ольга Берггольц была исключена из Союза писателей, из кандидатов в члены партии и уволена с поста редактора газеты «Электросила». В феврале 1938 года Борис Корнилов был расстрелян за «участие в троцкистской организации».

О. Ф. Берггольц устроилась в школу, где преподавала русский язык и литературу. Через год вышло постановление «об ошибках парторганизаций», ее восстановили в Союз писателей. Вскоре с нее были сняты все обвинения, и она была реабилитирована и восстановлена в прежней должности. Однако время покоя продлилось недолго. 13 декабря 1938 года Берггольц была арестована по обвинению «в связи с врагами народа», а также как участник контрреволюционного заговора проходила по фальсифицированному делу «Литературной группы», по обвинению в участии в террористической группе, готовившей покушение на Андрея Жданова и Климента Ворошилова. В тюрьме Ольга пробыла около 6 месяцев и в результате побоев на допросах лишилась третьего ребенка. Ее здоровье совсем ослабло, но она не признавала себя виновной.

В июле 1939 года Ольга Берггольц была полностью реабилитирована и освобождена «за недоказанностью состава преступления» при содействии Александра Фадеева, но жить после таких испытаний было нелегко. Она наконец-то смогла вступить в ВКП(б), но пришла война. В 1942 году умер от голода ее второй муж. Ему была посвящена ее лучшая, по мнению самой Ольги, книга «Узел» (1965). Годы Великой Отечественной войны Ольга провела в блокадном Ленинграде и с августа 1941 года почти ежедневно обращалась к жителям по радио, призывая к стойкости и вселяя надежду. Ее называли «музой осажденного города» – именно она 27 января 1943 года сообщила ленинградцам о прорыве блокады. В это время Берггольц были написаны ее лучшие поэмы, посвященные обороне Ленинграда: «Февральский дневник» (1942), «Ленинградская поэма» (1942), «Ленинградская тетрадь» (1942; сборник), «Памяти защитников» (1944), «Твой путь» (1945), киносценарий «Ленинградская симфония» (1945; совместно с Макогоненко), пьеса «У нас на земле» (1947). После войны вышел радиофильм «900 дней», в работе над которым она принимала участие – читала стихи.

 

Зима-лето-попугай / Ольга Берггольц; рис. В. Лебедева, 1933


На пленуме Союза писателей Ольгу Берггольц критиковали за то, что ее стихотворения чрезмерно сосредоточены на страданиях граждан. На этот упрек она ответила, что не даст забыть боль, причинённую народу войной. Ее лирика того времени не отличалась разнообразием поэтических приемов и витиеватостью слога, она была минималистична, строга, «железна». Всего две краски явственно прослеживались в стихотворениях: белая, как снег и черная, как дым огня, заполонившего город. Простые слова, честно передававшие горький опыт каждого ленинградца, зачастую нужны были слушателям больше, чем хитрая литературная техника. Они были по-настоящему проникновенны и поэтому могли утешить. На гранитной стеле Пискарёвского мемориального кладбища высечено стихотворение Ольги Берггольц, последняя строка из которого известна многим:

 

Здесь лежат ленинградцы. Здесь горожане — мужчины, женщины, дети. Рядом с ними солдаты-красноармейцы. Всею жизнью своею Они защищали тебя, Ленинград, Колыбель революции. Их имён благородных мы здесь перечислить не сможем, Так их много под вечной охраной гранита. Но знай, внимающий этим камням: Никто не забыт и ничто не забыто. Ольга Берггольц / «Здесь лежат ленинградцы», 1959

 

После войны она выпустила книгу о работе на радио в военное время — «Говорит Ленинград» (1946). Также совместно с Г. Макогоненко написала пьесу «Они жили в Ленинграде» (1943). Премьера спектакля состоялась 7 ноября 1945 года под названием «Верные сердца» в московском Камерном театре Таирова, режиссёр-постановщик Н. Сухоцкая. В 1950 году в журнале «Знамя» было опубликовано главное произведение писательницы — поэма «Первороссийск» (1950), которая повествует о бедственной судьбе советской коммуны. Через год поэма была удостоена Сталинской премии. Тяжелая судьба не прошла бесследно — в 1952 году Ольга Берггольц лечилась в психиатрической больнице.

После командировки в освобожденный Севастополь создала трагедию «Верность» (1954).

Берггольц выпустила автобиографическую книгу лирической прозы «Дневные звезды» (1959), в которой полно отразились переживания людей ее поколения, сложилась «биография века», своеобразный философский дневник, обобщивший пережитое (по книге в 1966 году режиссер Игорь Таланкин снял одноименный фильм). В 1965 году вышел ее поэтический сборник «Узел».

Фрагменты дневников и некоторые стихотворения появились в 1980 году в израильском литературном журнале русской эмиграции «Время и мы».

Ольга Берггольц умерла 13 ноября 1975 года в Ленинграде. Дневники, которые она вела много лет, были конфискованы и не печатались вплоть до 2010 года. Поэтесса похоронена на Литераторских мостках Волкова кладбища, вопреки ее желанию покоиться вместе с блокадниками и защитниками Ленинграда. Ее именем названы улица и сквер в Санкт-Петербурге.

Весной 2010 года в издательстве «Азбука» вышел сборник «Ольга. Запретный дневник», посвященный 100-летию поэтессы Ольги Берггольц. В сборник вошли впервые собранные вместе тюремные и блокадные дневники, отрывки из так и не дописанной второй части книги «Дневные звезды», ранее не печатавшиеся письма к отцу, высланному властями из Ленинграда во время блокады, редкие фотографии и документы из архивов Москвы и Петербурга. Помимо дневников Берггольц 1939–1949 годов, писем, фотографий и документов, в книгу вошли материалы следственного дела Берггольц 1938–1939 годов из архивов ФСБ, которые обнародовали только в 2009 году.

 

Задание:

- прочитать произведение О.Ф. Берггольц «Февральский дневник»;

- письменно выполнить литературоведческий анализ данного произведения согласно схеме:

1. Время и обстоятельства написания произведения (важно дать краткую фоновую характеристику социально-исторической ситуации в обществе);

2. Место произведения в творчестве писателя (необходимо опираться на знание биографии, на информацию о творческих исканиях автора и его эстетическом кредо);

3. Литературный род: эпос, лирика, драма (эта информация важна и в силу специфики рода, значимости его для понимания идейно-художественного своеобразия текста);

4. Жанр произведения (жанр является важным средством текстообразования, определяющим отбор и организацию языковых средств, а также аспект и масштаб окружающего мира в художественной форме);

5. Основная проблематика произведения (в выборе проблематики ярко выражается авторская индивидуальность, мировоззрение писателя, его концептуальная картина мира);

6. Тема (о теме судят по фактам и событиям, которые принадлежат художественному миру произведения);

7. Композиция (является важным элементом литературоведческого анализа, так как сама по себе может выражать определенный эстетический смысл и определять прагматику художественного текста. Анализ композиции позволяет выявить принцип, организующий общую структуру произведения);

8. Основной пафос произведения и эмоциональная тональность (пафос во многом определяется принадлежностью автора к конкретному направлению в литературе. С пафосом соотносится эмоциональная тональность, которая может варьироваться, отражая динамику художественного развертывания текста);

9. Образный строй произведения (является формой выражения идеи; выделяются художественные образы времени и пространства, образы повествователя и лирических героев, образы персонажей и т.п.; в создании образов важны лексические средства: слово рассматривается как форма образа);

10. Идея (идея как результат сложной аналитической обобщающей работы читательского сознания; идея может эксплицироваться автором в виде сентенции в начале или в конце произведения; на идею может указывать вся структура текста);

11. Художественные особенности (изобразительно-выразительные средства, использованные автором в эстетических целях: тропы, фигуры, приемы).

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2023-01-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: