Финансовая система и бюджет




Финансы – это сис. эконом. от-ний, кот сложились в общ-ве между эконом. субьектами по поводу создания, формиров. и использования фондов ДС на основе распределения и перероспред. ВВП. Характерные черты: 1.Денежная форма, 2.Распределительный х-р. Цель ф-ния фин. сис. - 1.Регулирование эконом процессов развития пр-ва, 2.Решение соц. проблем, 3. Решение проблем отдельных регионов, 4.Развития внешне-економ. от-ний. Задачи фин. сис.: 1.Создание условий для рыночного механизма, 2.Исправление недостатков этого механизма, через сис. распределения ресурсов. Доля гос. фин. -60%-всех финн. ресурсов. Гос. фин-сы Укр-ны распределяются на: 1.Резервный страх. фонд 2.Сводный бюджет 3.Фин-сы гос. сектора эк-ки 3.Гос.централиз. и децентрал. фонды ДС 4.Гос. кредит. Необходимость гос. фин. обусловлена тем, что - существует потребности, кот. не могут удовлетворить через рыночный механизм: соц.защита, борьба с монополизмом.

2. Бюджет, как эконом. категория – отражает от-ния по поводу формирования на общегосударственном, реальном у-нях централизованных фондов, предназначенных для выполнения ф-ций гос. Специфические признаки: 1.Перероспределительный х-р-перероспр. ВВП между отраслями во времени при использовании гос. займов. 2.Всеобьемлюющий х-р 3.Законодательное регулирование

3.Бюджет, как финн план – это роспись дох. и расх. гос-ва, которые утверждаются органами законодательной власти в виде законов. Как финн. план бюджет отражает: эконом, соц, военную, международную пол. гос. Состояние бюджета: 1.Равновесие дох. и расходов 2.Привышение Д над Р (профицит) 3.Превышение Р над Д (дефицит) Размер дефицита превышающий 3% ВВП приводит к – снижению инвестиц. активности и развитию ликвидности. Классификация бюджета: 1.По форме проявления: 1.1 Открытый, 1.2 Скрытый. 2.По причинам возникновения: 2.1Вынужденный-низкий у-нь ВВП, 2.2 Сознательный – определяется гос. пол. гос-ва. 3. По направлению использования ресурсов: 3.1 Активный- средства направлены на инвестирование в экономику, 3.2 Пассивный- покрытие текущих финн. расходов. Источники покрытия дефицита: гос. займы, средства приватизации, денежная эмиссия.

 

4. Бюджетная сис. Украины - это совокупность гос. и местных бюджетов, построенная с учетом эконом. от-ний гос. и админ-тереториального устройства. БСУ делится на: 1.Гос. бюджет 2.Местный бюдж: Бюдж. АРК, обласные, р-ные местного самоуправления, села, ПГТ. Сводный бюджет - п-ль который использ. для анализа и прогнозирования эконом. и соц. развития гос-ва.

 

5. Принципы построения бюдж. сис: 1. Единства- единая правовая база; единая денежная 1; ед. порядок исполнения бюджета; ед. бюджетная классификация; ведение БУ и отчетности. 2 .Сбалансированности. 3. Самостоятельности- гос. не несет отвецтвенности по обязательствам местных бюджетов и наоборот. Самостоятельность бюдж. обеспечив. соотвецтвенно доходов. 4. Полноты - в состав бюдж. включ. все поступления бюдж. и расходы бюдж. 5. Обоснованости - бюдж. основывается на реальных макро-эк. п-лях, которые используются в расчетах поступления бюджета и расх. бюдж., которые рассчитываются на основе методик и правил. 6 .Еффективности и результативности. 7. Субсидиарности - распределение расх. между гос. и местными бюдж., с целью приближения гарантированных услуг потребителю(субсидия, субвенция, дотация) 8. Целевого использования. 9. Справедливости и непредвзятости. 10 Публичности и празночности.

 

6.Разграничение Д и Р между бюджетами. В основе разграничения расх. лежит - определения границ ф-ных полномочий. Ф-ные полномочия (финансируются за счет – гос. бюджета): 1. Не делегированные гос. полномочия - гос. управл. и гос. исполнительная власть; международная власть; фундаментальн. прикладные исследования; обслуживание гос. долга; национал. оборона; правоохранительная деятельность; поддержка приоритетов отрослей экономики; создание и пополнение гос. запасов. 2. Делегированые гос. полномочия –определяются ф-ми гос. и могут быть переданы на исполнения местному самоуправлению длю обеспечения более эффективного их использования. Источники ф-ния- местные бюдж., бюдж. трансферты. 3. Собственные полномочия - реализация ф-ций местного самоупр., финансируются из местных бюдж.

7. Бюдж. планирование и прогнозирование.. Бюдж. планирование - научно обоснованный процесс определения источников формирования и направления использования бюдж. ресурсов в эк. гос-ва, с цель- обеспечения стабильной эк. и соц. развития. Принципы БПл.: 1.Соотношения осн. параметров эк. и соц развития с бюдж. возможностями. 2.Оптимальное использ. бюдж. ресурсов- первоочередное ф-ние приоритетных направлений развития. 3.Рациональное определения источников ф-ния и перераспределения через звенья в бюдж. сис. 4.Использование единой методологии прогнозных тенденций и направлений развития. 5.Научное обоснование плана, что предусматривает реальность прогнозных расчетов. 6.Использование прогрессивной методологии, норм и нормативав, а акже выбор наилучших методов обеспечения бюдж. ресурсов. Методы БП: 1. Балансовый - использ. по от-нию к всему финн. платежу. 2. Методы постатейного планирования - 2.1Аналетический- изучение эк. коньюктуры в прошлом и настоящем периодах и использ. соотвецтвующих коэфициэнтов. 2.2Нормативный- исп. норм и нормативов. 2.3Предметно-целевой. Прогнозирование - это часть бюдж. планирования, при кот оценив. возможные варианты формирования ресурсов бюдж. и направление исп. этих ресурсов.

 

8.Сущность и структура местных бюджетов. 15октября 1985г. - Европейская Хартия предусматривает отделение местн. орг. самоупр. от гос власти, полную независимость и самостоятельность, при осуществлении ф-ций в пределах компетенции. Местный бюдж.(как эк. категория)- это денежные от-ния, которые возникают между бюдж. среднего звена и высшими бюдж. п/п коммунальной формы собственности, п/п и населения, регионов в процессе формир. тереториальных фондов ДС. МБ (как финн. план) – состоит из Д и Р необходимых для обеспечения ф-ций и полномочий местн. самоупр. Он в обязательном порядке должен быть сбалансированным, т. е. бездефицитным. МБ состоит из: бюдж. сис гос-ва, местн. финансов. В прцессе формирования доходов МБ и использ. их как целевых фондов местн. органов самоуправления должны быть в полном объеме удовлетворять потребности региона.

 

9.Доходы местных бюджетов. Состав доходов определяется бюдж. Кодексом (64,66,69) и ЗУ «О гос. бюджете » Доходы МБ разделяются на: 1.Дох., которые учитываются в определении бюдж. трансфертов: НДФЛ; 50% сборов за спец. использование ресурсов; плата за лицензии и сертификаты; за пр-во спирта; за гос. регистрацию; за лицензию на розничную торговлю; гос пошлена. 2. Дох., которые не учитываются в определении БТ. Виды бюджетов: 1.Бюджет Киева и Севастополя – 100%; 2.бюджет городов, АРК и обл.- 75%,25%. 3.Бюджет городов, сел, ПГТ – 25%, 75%, 25%. В соотвецтвии с КУ и ЗУ «О местном самоупр.», органами МС, которые представляют общество 3-х общин(сел, ПГТ, городов) – являются р-ные и обл. рады, по этому за ними законодательно закреплены источники доходов.

10.Составление проекта гос. бюджета. Каб. Мин. разрабатывает проект закона «О гос. бюджете». Мин Фин. отвечает за составление проекта и определяет организационно методологические мероприятия бюдж. планирования. До 20 марта - предшествующему бюдж. периоду Мин. Фин. разрабатывает осн. направления бюдж. политики на следующий год. До 15 марта - НБУ подает прогнозные мониторные п-ли До1 апреля - проект сметы Д и Р НБУ. КМУ рассматривает осн. направления бюдж. политики и в 3-дневный срок подает в ВРУ. В проект осн. направлений включается: 1.Осн. прогнозные макро п-ли эк. и соц. развития Украины: -номинальный и реал. объем ВВП; -индекс потребительских цен; - уровень безработицы. 2.Осн.задачи бюдж. политики: -раничный объем дефицита гос. бюдж.; -часть прогнозного объема ВВП, кот перероспр. через сводный БУ; - граничный объем гос. долга; - Min з/пл и прожиточный минимум. 3.Приоритет задач налоговой политики. 4.Реализация приоритетных гос. программ 5.Взаимоо-ние гос. и местн. бюджетов, обоснование уд. веса местных бюджетов в сводном бюджете.

 

11. Рассмотрение и утверждение гос. бюдж.Укр.-

происходит в ВР по спец. процедуре определенная регламентом. Закон рассматривается в 2-х чтениях: 1.В обязательном порядке приним. общ. сумма Д и Р, размер дефицита 2.Постатейное голосование и в обязательном порядке приним. объем межбюдж. трансфертов, если закон окончательно не урегулирован, то он выносится на 3-е чтение. ЗУ определяется: 1.Общая сумма Д и Р; 2.Граничный объем дефицита; 3.Дох. гос бюджета по бюдж. классификации; 4.Финансирование ГБ по бюдж. класиф.; 5.Бюджтное назначение главных распорядителей с разбивкой на дох. потребителей и развития; 6. юдж. назначения межбюдж. трансфертов; 7.Размер об. остатка средств ГБ; 8.Размер min з/пл; 9.Размер прожиточного минимума; 10.Перечень кредитов, кот. привлекаются гос. от иностранных гос-в к банкам международных фин. организаций для реализации инфляционной программы.

 

12.Исполнение гос. бюдж. Украины. Исполнение бюдж. по доходам: 1.Мин. Финн.- прогнозирует и анализирует доходы ГБ и предоставляет отсрочку выплат налогов налогоплательщиком в рамках бюдж. периода. 2.Гос. Казначейство- ведет БУ всех поступлений и возвращает через мерно выплаченные суммы по предоставлению министерством налогов и сборов. 3.Органы контролируют взимание поступлений, обеспечивают в полном объеме поступления средств. 4.Налоги и сборы зачисляются на единый казначейский счет и фактически зачислены с момента поступления. 5.Запрещается проведение расчетов с бюдж. вне денежных формах. Исполнение по расходам: 1.Утверждение бюдж. ассигнований распорядителей в пределах утвержденной росписи бюдж 2.Утв. «кошторисів» и программ 3.Принятие бюдж. обязательств 4.Получение тов. работ, услуг. 5.Осуществление платежей 6.Использование тов, работ, услуг, для выполнения бюдж. программ.

13.Жилищная субсидия. Главный критерий для получения субсидии у-нь дох. семьи по от-нию к стоимости этих платежей в пределах норм потребления. Право на получение субсидии имеют граждани у которых - плата за ЖКУ превышает установл. Каб. Мин. Укр. обязательные % платежа. 10% платит семья если - прописаны только не работоспособные лица; если в состав семьи входят дети и инвалиды 1-2групы и доход на 1 члена семьи на превышает 100% прожиточного минимума в среднем на 1 лицо(1108 грн.)



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: