Есть ли в творчестве Васнецова В.М и Серова В.А. проявления модерна?




Товарищество передвижников стало переломом для культуры России. В противовес академическому искусству художники создали искусство народное, национальное и реалистическое. Они изображали «героя своего времени» обычного крестьянина, рабочего, интеллигента, революционера.

Одним из ярчайших представителей товарищества передвижников является Виктор Михайлович Васнецов. Главной целью его творчества было развитие «своего родного Русского искусства», - так писал он в письме к В.В. Стасову. В начале своего творчества он поддерживал точку зрения, что красота и величие действительной жизни есть единственное и главное содержание искусства. Но со временем, его все больше одолевают фантазии, отвлеченности и выдумки и его коллеги считают это отступлением от выбранного пути и чуть ли не предательством идеалов передвижников. На самом деле, избранная Васнецовым национально-историческая тематика вытекала из идейно-нравственной концепции передвижничества.

Модерн же в творчестве В.М. Васнецова проявляется в некоторой декоративности, в создании «декорации». Это хорошо просматривается в картине «После побоища Игоря Святославича с половцами» (см. Приложение 1). Мы не видим крови, не видим мертвецов. Это напоминает нам сцену театра: храбрые русичи уснули крепким сном, а их лица преисполнены осознанием исполненного долга. Еще он вписывает мелкие детали: узоры в одежды воинов, оружии, кольчуге, полевые цветы. Это и придает ту декоративность, свойственную картинам Васнецова. Позже это качество художника назовут «ковровостью».

В другой картине «Три царевны» черты модерна прослеживаются еще ярче. Форма становится еще декоративнее, а цвета – контрастнее. Стасов говорил, что такое решение «не имело аналогий среди колористических поисков живописцев-современников». (см. Приложение 1)

Еще одним талантливым художником того времени был Серов Валентин Александрович. Творчество Серова так же отличалось от творчества передвижников. Начало его творчества знаменуется картинами более импрессионистическими, такими как «Девочка с персиками» и «Девушка, освещенная солнцем». Картинам этого периода свойственны «солнечная» палитра и светлая интонация. Сам художник говорил: «В нынешнем веке пишут все тяжелое, ничего отрадного. Я хочу, хочу отрадного, и буду писать только отрадное».

Однако, в 1899 году он выходит из состава передвижников и входит в состав художественного объединения «Мир искусства». В двадцатый век Серов вступает в расцвете своего таланта. В этот период творчества для него характерно обращение к стилю модерн. Он ищет единство условного и реального, подчеркивает гротескную структуру образа.

Одним из самых знаменитых портретов можно считать «Портрет Иды Рубинштейн». (см. Приложение 1) Этот портрет полностью отвечает условностям нового стиля: декоративность; гибкость и текучесть линий; плоскостность фигуры с четкими выделенными контурами на одноцветной поверхности. Серов совсем не приукрашивает свою модель: более того, созданный им образ полон гротеска и даже в чем-то шаржирован. Так Серов добивается изображения именно характерного, а не идеального в своих моделях.

 

 

Приложение 1.

Васнецов В.М. «После побоища Игоря Святославича с половцами». 1880г, 205х390. Холст, масло.

 

Фрагмент картины. Васнецов В.М. «После побоища Игоря Святославича с половцами»


Васнецов В.М. «Три царевны подземного царства», 1881г. Холст, масло. 152.7 × 165.2 см.


Серов В.А. «Портрет Иды Рубинштейн». 1910г. Холст, темпера, уголь.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-07-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: