В качестве результатов реализации программы выступают следующие:
- высокая степень интереса детей к содержанию занятий;
- положительная динамика уровня развития познавательной сферы детей;
- высокий уровень удовлетворенности родителей качеством получаемой услуги.
Для оценки результативности используются:
Психодиагностическое обследование участников группы с использованием комплекса Н.Н. Павловой, Л.Г. Руденко (13)
Методическое обеспечение
Занятия проводятся в специально оборудованном кабинете групповых форм работы учреждения. Все занятия, кроме тех, которые носят диагностическое содержание, выстраиваются с соблюдением следующей структуры:
- Вводная часть: цель вводной части занятия – настроить группу на совместную работу, установить эмоциональный контакт между всеми участниками. Основные процедуры работы: приветствия, игры с именами.
- Рабочая (основная часть): на эту часть приходится основная, смысловая нагрузка всего занятия. В нее входят упражнения, игры, задания, направленные на развитие познавательной сферы ребенка и мелкой моторики руки. Основные процедуры работы: игры на развитие восприятия, памяти, внимания, воображения, мышления; упражнения на развитие общей и мелкой моторики руки, рисование, работа с цветной бумагой и др.
- Завершающая часть: основной целью этой части занятия является закрепление у детей положительных эмоций от работы на занятии. Здесь предусматривается проведение какой-либо общей игры-забавы или другой коллективной деятельности, например, «Ритуал прощания» (рукопожатие в кругу, улыбнись другу).
Отдельное место занимают психодиагностические методы (1, 3, 11, 13). Результаты каждого ребенка и группы в целом отслеживаются в динамике, по сравнению с предыдущим диагностическим срезом.
Результаты апробации
Программа была реализована на базе МДОУ «Колокольчик» г. Переславля-Залесского в 2007 г. с воспитанниками старшей группы и подтвердила свою результативность. По итогам реализации отмечалась положительная динамика познавательного развития преобладающего большинства участников.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Й год обучения, младший дошкольный возраст
№ п/п | Тема | Кол-во занятий |
1. | Установление эмоционального контакта. Настрой детей на совместную работу. Формирование навыков сотрудничества. | |
2. | Проведение диагностического обследования для определения уровня познавательного развития детей. | |
3. | Снятие психоэмоционального напряжения. | |
4. | Развитие общей и мелкой моторики руки. | |
5. | Развитие речи, активизация словарного запаса. | |
6. | Развитие памяти и внимания. | |
7. | Развитие мышления, быстроты реакции, мыслительных процессов детей. | |
8. | Развитие зрительного восприятия. | |
9. | Развитие воображения, творческих способностей детей. | |
10. | Итоговая диагностика познавательных процессов. | |
Итого: |
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Й год обучения, старший дошкольный возраст
№ п/п | Тема | Кол-во занятий |
1. | Проведение диагностического обследования для определения уровня познавательного развития детей. | |
2. | Снятие психоэмоционального напряжения. | |
3. | Развитие мелкой моторики, формирование графического навыка. Подготовка руки к письму. | |
4. | Развитие речи, обогащение словарного запаса. | |
5. | Развитие навыков планирования, контроля и организации деятельности. | |
6. | Развитие зрительного, слухового и тактильного восприятия. | |
7. | Развитие логического, образного мышления и способности к обобщениям. | |
8. | Развитие памяти, концентрации, устойчивости и объема внимания. | |
9. | Развитие воображения детей, творческих способностей детей. | |
10. | Итоговая диагностика познавательных процессов. | |
Итого: |
СОДЕРЖАНИЕ ИЗУЧАЕМОГО КУРСА
Й год обучения, младший дошкольный возраст
Установление эмоционального контакта. Настрой детей на совместную работу. Развитие навыков сотрудничества.
Следует рассказать детям, что занятия будут проходить в определенный день и всегда начинаться с ритуала приветствия, чем они будут заниматься, каким образом сидеть во время занятий и др. Воспитанники познакомятся с играми и упражнениями, демонстрирующими правила поведения на занятиях, правилами общения с детьми и взрослыми.
Проведение диагностического обследования для определения уровня познавательного развития детей.
Психодиагностический комплекс Н.Н. Павловой, Л.Г. Руденко для детей соответствующего возраста (13).