Поскольку программа предполагает работу с маленькими детьми, то психолог должен постоянно следить за тем, чтобы участники занятия были включены в работу, не уставали, не отвлекались. Поэтому каждое занятие обязательно включает в себя процедуры, способствующие саморегуляции детей: упражнения на мышечную релаксацию, дыхательную гимнастику, дыхательные упражнения, чтение детских потешек с чередованием движений, темпа и громкости речи и др. Эти процедуры могут проводиться в любой части занятия, в зависимости от ситуации.
Развитие общей и мелкой моторики руки.
Воспитанники знакомятся с элементами пальчиковой гимнастики. Проводятся игры и упражнения для отрабатывания навыка различать правую и левую сторону (показать левой рукой правое ухо и др.). Отработав представления о правой и левой сторонах тела, можно перейти к формированию ориентировки в окружающем пространстве (положить книгу слева от себя др.). Дети знакомятся с одним из видов пассивной гимнастики – самомассаж рук: поглаживание, растирание, разминание, выжимание, активные и пассивные движения.
Развитие речи. Активизация словарного запаса.
Работа по развитию речи тесно связана с формированием представлений об окружающей действительности, познавательной деятельности ребенка и строится в следующих направлениях: обогащение словарного запаса, уточнение значения слова.
Проводится работа по усвоению слов обобщающего значения. Дети получают представление о классификации предметов (н-р, нужно отобрать только те картинки, на которых нарисованы овощи, растения и др., назвать их одним словом); дети учатся придумывать загадки с использованием обобщающих слов (н-р, это домашнее животное, маленькое, пушистое), подбирать противоположные по значению слова.
|
Развитие памяти и внимания.
Развиваем умения использовать мнемонические приемы для запоминания текста (ребенок проговаривает текст игры, сопровождая его движениями: «У оленя дом большой…» и др.). Обучаем навыкам запоминания образа, ситуации.
Воспитанники учатся сознательно направлять внимание на определенные предметы и явления. Следует развивать способности к переключению внимания, координации, темпа движений, умение соотносить свои действия со звучанием инструментов (в соответствии со степенью громкости звука бубна дети выполняют определенные движения и др.), умения переключать слуховое внимание и выполнять действия согласно показанной картинке.
Развитие мышления, быстроты реакции, мыслительных процессов детей.
Дети получают представления об играх на развитие мыслительных операций анализа и сравнения («Угадай предмет»: взрослый называет ребенку признаки предмета, а ребенок должен назвать предмет). Развиваем у воспитанников умение классифицировать предметы по существенным признакам («Четвертый лишний»). Используются на занятиях загадки, которые способствуют развитию логического и образного мышления.
Развитие зрительного восприятия.
Развиваем деятельность зрительного анализатора, целостность восприятия («Дорисуй фигуры»), наблюдательность; используем игры и упражнения на цветоразличение; учим внимательно и последовательно рассматривать предмет или явления; формируем умение составлять из частей целое, сенсорные эталоны формы, различать основные признаки разных времен года.
|
Развитие воображения, творческих способностей детей.
Поскольку образы воображения возникают на основе уже имеющегося у ребенка опыта и представлений, взрослый помогает ребенку в расширении, уточнении, обогащении этого опыта, кроме того, побуждает его к творчеству. В качестве приемов, стимулирующих воображение, можно назвать составление сказок на тему, предложенную взрослым («Про хороших товарищей», «Про самое смешное», «Про самое интересное» и др.), завершение рассказа и др. Полезны для развития воображения и творческих способностей разнообразные игровые методики: «Дорисуй картинку», «Что на что похоже», «Волшебные кляксы» и др.
Итоговая диагностика познавательных процессов.
Повторное диагностическое обследование с использованием психодиагностического комплекса Н.Н. Павловой, Л.Г. Руденко для детей соответствующего возраста (13).
Й год обучения, старший дошкольный возраст
Проведение диагностического обследования для определения уровня познавательного развития детей.
Психодиагностический комплекс Н.Н. Павловой, Л.Г. Руденко для детей соответствующего возраста (13).