Эксплуатация транспортных средств и участка дороги
Загрязнение окружающей среды при выполнении транспортной работы
Транспортные средства. Преобразование химической энергии топлива в работу по перемещению грузов и пассажиров связано с образованием токсических и вредных веществ с отработавшими газа ми двигателей, продуктов износа шин и антифрикционных материалов, а также потребление в больших объемах моторного топлива и масла.
Только один легковой автомобиль отечественного производства ежегодно потребляет до 1000-1500 кг топлива и до 9-13 кг моторного масла (на угар).
Удельные (на единицу пробега - пробеговые, г/км) выбросы вредных веществ, расход топлива устанавливаются в отдельных фазах движения автомобиля: при разгоне, движении с постоянной скоростью, замедлении и в режиме холостого хода или на типизированных маршрутах движения. Количественная оценка удельных (на единицу пробега) расходов топлива и выбросов вредных веществ с отработавшими газами отдельных марок АТС может производиться расчетным путем с использованием алгоритма, в основе которого решение дифференциального уравнения движения АТС.
Выбросы вредных веществ (COz, СО, СхНу, NOx, SOz, сажи, со единений свинца), расходы топлива и масла в зависимости от срока службы (пробега АТС) за период выработки ресурса определяются по формуле
где Wj- удельные (на км пробега) выбросы одиночных АТС (новых), г/км;
kw1 - изменение пробеговых выбросов }-го вещества АТС в про цессе эксплуатации по сравнению с базовыми (новые АТС), %;
La - пробег АТС с начала эксплуатации, тыс. км.
Если не учитывать влияние технического состояния двигателя по мере выработки ресурса на выбросы и расход, то значения выбро сов COz, СО, СхНу, сажи при выполнении транспортной работы оказываются заниженными соответственно в 1,2-2 раза, расход масла- в 3 раза, но NOx- завышенными в 1,1-1,6 раза.
|
Выход резиновой пыли при эксплуатации в зависимости от типа и пробега транспортных средств (данные МАДИ-ТУ) составляет 1,35-53,2 кг/авт в год (для легковых автомобилей - 1,35; грузовых - 17,1; автобусов - 53,2), а асбестасодержащей пыли (до 30% асбеста) от износа тормозных накладок 0,8-1,5 кг/авт в год.
Эксплуатация дорог, мостов, путепроводов.
В процессе эксплуатации дороги наибольшей трансформации подвергается верхний поверхностный слой земли - природный ресурс, включающий почву и географическое пространство с определенными координатами и социально-экономическим потенциалом.
П о ч в а (по В. И. Вернадскому)- биокосное тело природы, занимающее промежуточное положение между биологическими организмами и косными телами (горные породы, минералы). Является гигантской экологической системой, активно участвует в круговороте веществ и энергии в природе, поддерживает газовый состав атмосферы. Важнейшее свойство почвы - плодородие (способность обеспечить рост и размножение растений) нарушается в результате антропогенной деятельности: выпас скота, вспахивание, выращивание монокультур, уплотнение, нарушение гидрологического режима (уровня грунтовых вод), загрязнение. В связи с тем, что почва- это основа биологического круговорота, она становится источником миграции загрязненных веществ в гидросферу, атмосферу, в продукты питания (через растения и животных). Строительство дороги в результате указанных выше причин приводит к снижению плодородия почв.
|
Нарастание износа дорожной одежды (мм/год) под действием транспортных средств и распространение твердых частиц износа вблизи дорог, являющихся главным источником снижения плодородия почв, выражается зависимостью
И=А+ВТ,
где А -износ от влияния атмосферных факторов (выветривание), мм; В - параметр, зависящий от конструкции дорожной одежды, состава транспортного потока и скорости движения, мм/млн. т; Т - среднегодовая суточная грузонапряженность движения, млн. т
В первые два-три года эксплуатации асфальтобетонных покрытий износ происходит за счет истирания с образованием пылеевидных частиц порядка 1О мкм, далее происходит шелушение и выкрашивание с размером частиц 100 мкм и крупнее. Максимума этот процесс достигает через 5-7 лет эксплуатации. Износ (мм/год) асфальтобетонных пекрытий (по М. Б. Корсунскому) определяется из выражения
Zn=a+0,85bNan11 000,
где Zn- средняя толщина уменьшения слоя покрытия за год, мм; а коэффициент, равный для условий центральных областей России 0,45; b - коэффициент сопротивляемости истиранию асфальтобетона; Nan- интенсивность движения, прив. авт. в сутки.
Ветровые наносы минеральных частиц при отсутствии смыва с обочин и откосов, а также наносов с других дорог составляют по. рядка 3 т/га в год.
Из общего количества твердых частиц 25% остается до смыва на проезжей части и 75% распределяется на поверхности прилегающей территории, включая обочины. Количество (кг/м2), вынесенных с проезжей части на придорожную полосу продуктов износа покрытий, определяют по формуле
|
Где В-ширина проезжей части, м; р- плотность материала покрытия, кг/м3; l- расстояние до оси полосы движения; kh- коэффициент, зависящий от возвышения проезжей части над окружающей местностью.
Концентрации (г/м3) тяжелых металлов в почве на разном рас стоянии от кромки дорожного полотна описываются зависимостью
Где со- концентрация загрязнителя в почве вблизи кромки дорожного полотна;
b - показатель рассеивания;
kh, kv- коэффициенты, учитывающие возвышение проезжей части над окружающей местностью и направление, скорость ветра;
L -расстояние от оси дороги.
Оценка загрязнения (мг/кг) придорожных земель свинцом осу ществляется по формуле
где mc-масса свинца в поверхностном слое почвы;
mn- масса свинца на поверхности земли, мг/м2;
h- толщина почвенного слоя, в котором распределяются выбросы свинца;
р- плотность почвы, кг/мз.
Значительным источником загрязнения поверхностных и грунтовых вод являются химические реагенты, используемые для борьбы с зимней скользкостью на автомобильных дорогах 1-III катего рий. Это пескосоляные смеси, в которых хлористые соединения (NaCl, CaC12) составляют до 10% по объему. Хлорид кальция на 40% эффективнее. Добавление к песку только 3% хлорида кальция увеличивает коэффициент сцепления до 0,22, а 4,5%- до 0,27. Из-за более высокой стоимости, трудностей хранения и перевозки доля его в смеси составляет не более 3-5%.
Загрязнения стоков [т/(км·год)] с проезжей части нефтепродуктами (в их состав входит до 0,5% ароматических углеводородов), включая потери груза определяется по формуле
где Nan- среднегодовая интенсивность движения, прив. авт. в сутки;
ko - коэффициент условий движения;
Рд - число полос движения (больше двух);
Wn- удельный выброс (т /км) нефтепродуктов в воду и почву.
В результате загрязнения дождевого стока указанными выше источниками концентрация примесей с дорожного полотна может достигать чрезмерных значений, значительно превышающих санитарные нормы.
Массу загрязнений (кг/га), накопленных за время Т на единице площади территории и попадающих в поверхностный сток, можно оценить по формуле
где mmах- максимально возможное количество накопленных загряз нений на поверхности;
kз - коэффициент динамики накопления загрязнений, 1/сут;
Т - продолжительность периода без осадков (стока), сут.
Воздействие транспортных средств и участка дороги на расти тельный и животный мир могут быть прямыми (ранения, уничтожение, отравление производственными отходами, отработавшими газа ми транспортных средств и т.п.) или косвенными, которые обусловлены изменением среды обитания.