Ньютон и Галилей как выразители идей новой науки.




Вопросы к контрольной №3 Философия Нового времени (для иностранных студентов).

1. Научная революция 17 в.

2. Галилей и Ньютон как выразители идей новой науки

3. Рационализм и эмпиризм. Сравнительная характеристика.

4. Эмпиризм Ф. Бэкона.

5. Рационализм Р. Декарта.

Понятия: научная революция, научная парадигма, гелиоцентризм, полная и неполная индукция, популярная индукция, научная индукция, дедукция, субстанция, механистическое мировоззрение, редукционизм, деизм, рационализм, эмпиризм.

Научная революция 17 века.

В 17 веке в Европе происходит радикальное изменение во всех сферах жизни. В разных странах в течение 17 века происходят промышленные и буржуазные революции. В частности, в Англии революция произошла в 1640 году, во Франции – только в 1789 году, но все это время шла подготовка к революции.

Промышленная революция заключается в переходе от ручного труда к машинному производству, то есть вместо мануфактуры возникли фабрики.

Буржуазная революция означала, что власть перешла от дворянства и духовенства к буржуазии, то есть к третьему сословию: промышленникам, производителям. Все это сопровождалась так же и научной революций предпосылки, которой начали складываться в 16 веке.

Сущность научной революции в том, что произошла смена парадигмы науки. Аристотелевская парадигма, которая господствовала две тысячи лет, ушла в прошлое, а на смену ей пришла парадигма Галилея и Ньютона. Самые известные творцы научной революции: Галилей, Ньютон, Коперник, Кеплер.

Парадигма – совокупность теоретических взглядов на природу, совокупность представлений, понятий, законов, а так же практических способов решения проблем и задач, с которыми согласны все ученые данного времени.

Аристотель Галилей, Ньютон
1.Геоцентризм – Земля – это центр космоса. Гелиоцентризм – Солнце – это центр, вокруг которого вращаются планеты, в том числе Земля.
2. Математика не может изучать движение, Она изучает неподвижные, вечные числа, а физика изучает подвижные предметы. Математика соединяется с физикой и возникает экспериментально- математическое естествознание. Создается математика нового типа (дифференциальное и интегральное исчисление)
3. Движение возможно только под воздействием внешнего толчка. Все тела находятся в состоянии равномерного прямолинейного движения, толчок придает только ускорение.
4. Качественный подход к природе, описываются формы – сущности вещей. Количественный подход к природе (исчисляются масса, сила, ускорение), качественные различия игнорируются
5. Теория естественных мест – что каждый предмет стремится занять естественное место. Тяжелые предметы стремятся вниз, а легкие – вверх. Однородность пространства. Нет естественных мест.
6. В космосе есть иерархия, то есть высшие и низшие уровни. Космос однороден во всех направлениях и бесконечен
7. Механика – искусство, а не наука. Механика стала главной частью физики. Механика – наука.

 

Новая парадигма носила механистический характер. Механика признавалась универсальным знанием, на ее основе сложилось механистическое мировоззрение. Т.е. это взгляд на природу как на большой механизм, созданный Великим Механиком, или Великим Часовщиком – т.е. Богом.

На основе этого популярными стали идеи деизма, согласно которым Бог творит мир и дает ему совершенные законы – законы механики, поэтому Бог больше не вмешивается в жизнь природы.

Механистическое мировоззрение страдало редукционизмом. Редукция – это сведение сложного к простому. Имеется в виду, что отсутствовало понимание организма как более сложного по сравнению с механизмом. Живой организм понимался как очень тонкий механизм, который простым глазом не виден. Животные и даже человек понимались как машины. В 18 веке на основе этих идей французский врач Ламетри написал книгу «Человек – машина», где определил человека как «перпендикулярно ползающую машину». Так велика была вера в механику как новую науку.

Ньютон и Галилей как выразители идей новой науки.

Феномен экспериментально-математического естествознания породил дискуссии о том, какой элемент в науке важен: опытный или математический. Сами ученые – творцы научной революции Галилей и Ньютон по-разному смотрели на этот вопрос.

Галилей долго жил в городе Флоренция, где Марсилио Фичино создал свою платоновскую академию. Поэтому Галилей испытал влияние идей Платона и неоплатонизма, распространенного в эпоху Возрождения.

Одна из идей Платона была в том, что материальные тела состоят из невидимых геометрических фигур – октаэдров, гексаэдров, додекаэдров и других правильных многоугольников. Галилей, испытавший влияние платоновских идей, высказывался так: «Книга природы написана на языке математики». Получалось, что всякий, кто знает математику, может познать природу до конца». Сам Галилей был автором теории эксперимента, и проводил разные эксперименты и считал, что его эксперименты являются подтверждением его заранее математически просчитанных гипотез.

Сначала он все просчитывал, потом подтверждал идею в эксперименте. Для экспериментов он стремился создавать объекты, максимально приближенные к идеальным, т.е. те, которых нет в природе – максимально гладкую поверхность, абсолютно круглый шар.

Ньютон, напротив, утверждал: «гипотез не измышляю». Т.е. он считал, что нужно лишь наблюдать над природой, а эксперименты можно считать уточненными наблюдениями. Ньютон был наследником английского номинализма, с точки зрения которого первичной реальностью обладают только конкретные единичные вещи, а математика служит лишь инструментом для обобщения наших наблюдений.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: