Список использованных источников информации




1. История московских районов. Энциклопедия/под ред. Аверьянова К. А.. - М.: Астрель, АСТ, 2008. - 830c.

2. "Московская Окружная железная дорога. Путеводитель". Сост. Егоров Ю. – М, 2017

3. https://kudago.com/msk/place/usadba-pokrovskoe-streshnevo/. Дата обращения – февраль 2017

4. https://mosmetro.ru/mcc/history/Дата обращения – февраль 2017

5. https://mos-open.ru/usadba-mihalkovo-v-moskve/Дата обращения – февраль 2017

6. https://starosti.ruДата обращения – февраль 2017

7. https://um.mos.ru/houses/stantsiya_lefortovo_mozhd/Дата обращения – февраль 2017

8. https://vdnh.ru/Дата обращения – февраль 2017

9. https://wiki.nashtransport.ruДата обращения – февраль 2017

 

Приложение1

Покровское - Стрешнево

Когда-то местность эту называли Подъёлками. Она была ничем особо не примечательна, как и череда её владельцев – неудачливый дипломат, воевода, дьяк… Восемь крестьянских дворов, церквушка, по имени которой позднее назвали сельцо. И кто знает, как бы повернулась его судьба, если бы в 1664 году Покровское не купил Родион Михайлович Стрешнев.

Звезда Родиона засияла после того, как его родственницу взял в жёны первый царь из династии Романовых. Деловитый и энергичный, Стрешнев ревностно послужил четырём царям, которые сменялись на престоле. Он выполнял ответственные миссии, дипломатические и военные, стал боярином, его одаривали золотом и мехами. На исходе карьеры он стал воспитателем царевича, а затем и малолетнего царя Петра, будущего грозного российского императора.

Стрешнев выстроил в Покровском господский двор, у реки вырыли пруды, где занялись разведением рыбы. 250 лет владели потомки боярина усадьбой, которая стала зваться Покровское-Стрешнево.

При генерал-аншефе Петре Стрешневе здесь вырос роскошный каменный дом с картинной галереей (см. приложение 2). Дочь генерала сделала дом трёхэтажным, собрала богатую библиотеку, купила телескоп. В усадьбе появились оранжереи, зоопарк. Над высоким обрывом, в окружении леса, вырос изящный домик, где однажды чаёвничала с хозяйкой сама Екатерина II.

Позднее рядом с усадьбой возник элитный дачный посёлок. Тут в доме придворного врача бывал Лев Толстой, дочь врача стала его женой. Тем временем, хозяйкой усадьбы стала княгиня Шаховская. При ней усадьба превратилась в подобие рыцарского замка. К господскому дому пристроили башни, окружили красной кирпичной оградой на манер кремлёвской. На железной дороге у усадьбы появилась станция Шаховская. Очень удобно: у княгини и её супруга-генерала был собственный салон-вагон для путешествий «на юга». А также вилла и яхта на Средиземном море, усадьба в столице на Большой Никитской и много чего ещё.

Потом в Покровское-Стрешнево пришли её новые владельцы. У них не было пышных титулов, фамильных состояний. Усадьбу скромно называли «санаторием ЦК». Началась, как говорится, совсем другая история…

Усадьбу и парк объявили заповедной зоной столицы. Начали было реконструкцию некоторых сооружений. Перспективы её пока туманны, но и в нынешнем виде заброшенная усадьба Покровское-Стрешнево впечатляет: лестницы, балкон, колонны и барельефы на фасаде, фигурные стены башен и ограда замка, стройная Покровская церковь. Внутри здания – резные двери, фамильные гербы, камины, круглая гостиная.

Экстерьер здания сохранил свой облик, что нельзясказать об интерьере.

 

 

Станция Балтийская.

На территории нынешнего района «Войковский» распологалось село Никольское. Село впервые упоминается в писцовой книге в 1584 г. В середине XVI в. владельцем села был воевода Юрий Иванович Токмаков, служивший при дворе Ивана Грозного, а на момент первого описания — Яков Васильевич Зюзин. В селе было 5 дворов и деревянная церковь во имя Николая Чудотворца.

В Смутное время село пострадало от войны и голода и к 1623 г. уменьшилось в размерах. При этом село оставалось в роду Зюзиных.

В 1617 г. вдова Федора Алексеевича Зюзина отдала село своей дочери, которая вышла замуж за Дмитрия Мамстрюковича Черкасского, племянника второй жены Ивана Грозного. Он был видным государственным деятелем первой половины XVII в., при нем в Никольском в 1646 г. было 5 дворов, в которых проживало 15 крестьян.

После смерти Дмитрия Черкасского село перешло к князю Якову Куденетович Черкасскому, полководцу времен царя Алексея Михайловича, а после его смерти в 1667 г. владельцем стал его сын Михаил Яковлевич. Он хотел превратить Никольское в загородную резиденцию, однако в ней случился пожар. В селе числилось 19 дворов крестьянских и дворовых людей, в которых проживало 44 человека.

В 1713 г. село получил в наследство Алексей Михайлович Черкасский, а после — его дочь Варвара Алексеевна, считавшаяся самой богатой невестой в России. В 1743 г. она вышла замуж за Петра Борисовича Шереметева, так Никольское оказалось во владении Шереметевых. Петр Борисович был очень богат, жил в роскоши, большую часть времени проводил в Кусково, а Никольское оставлял без внимания. Церковь в селе постепенно пришла в негодность и была закрыта.

После смерти Петра Шереметева все владения унаследовал его сын Николай Петрович. При нем в селе остался только плодовый сад и насчитывалось 14 дворов. Жители занимались хлебопашеством, а также занимались извозом.

В 1809 г. село досталось Дмитрию Николевичу Шереметеву, который был известен своей благотворительной деятельностью.

Во время войны 1812 г. село занял баварский кавалерийский полк из дивизии графа Орнано. На них постоянно нападали казаки генерала Ф. Ф. Винцероде.

В 1871 г. умер Дмитрий Шереметьев, и село было поделено между его вдовой и сыновьями.

С этого времени в Никольском стали появляться первые фабрики. В 20-е годы XIX в. в селе было две кузницы, кирпичный завод. В 1860 г. на берегу реки Химки на средства купца И. И. Богомолова и графа Шереметева была построена небольшая суконная фабрика, при следующем владельце фабрики — мещанине Чибисове — фабрика сгорела при неизвестных обстоятельствах. Восстановили фабрику братья Николай и Герасим Синицыны в 1890 г. В 1910 г. она перешла к компании «Бланшар и Ко».

После войны и революции в селе начался подъем: был открыт кирпичный завод и шерстомойная фабрика. Согласно переписи 1926 г. половина жителей Никольского была задействована в промышленности.

В 1922 г. на берегу реки Химки был организован совхоз, который ликвидировали в 1930 г.

В 1931 г. было принято решение о строительстве канала Москва-Волга. Между селом и рекой построили лагерь и барачный поселок для строителей канала. Правая сторона Никольского также застраивалась бараками. В 1938 г. эти территории получили название Никольского поселка. Правая часть поселка вошла в состав Москвы в 1598 г., левая — в 1960 г.[1]

 

Станция Коптево

Усадьба Михалково. Михалково впервые упоминается в писцовой книге 1584 г. и принадлежит Семену Фомину, сыну Третьякова. Название места, вероятнее всего, произошло от прозвища или родовой фамилии первого владельца. В середине ХVII в. Михалково упоминается уже как вотчина И.И. Дашкова и в дальнейшем остаётся за этой княжеской семьёй. При них был разбит плодовый сад, выкопаны небольшие пруды, возведен деревянный господский дом, окружённый несколькими крестьянскими дворами.

После смерти мужа усадьба достается Е.Р. Дашковой, которая перед выездом за границу продает имение своему опекуну, графу Н.И. Панину. Сам Панин в усадьбе не жил, она служила летней резиденцией его брату, П.И. Панину. В 1778 г. английский священник У. Кокс даёт такое описание усадьбы: «Дача находится в 4 часах езды от Москвы среди большого леса. Помещения служителей состоят из двух рядов отдельных деревянных зданий с красиво исписанными и построенными фасадами. Принадлежавшие к даче постройки очень мило отделаны по образцу английских парков, который здесь отличается разнообразием прелестных пригорков, широкими полями с луговой растительностью… и с окаймлённым деревьями большим прудом».
В 1780-1784 г. шло строительство каменной усадьбы под управлением П.Я.Плюскова. За основу композиции был принят парадный двор, обнесенный оградой с включенными в нее флигелями, к которым примыкал липовый парк с двумя прудами. Продольная ось подъездной аллеи завершалась полуциркульным парадным двором, в глухую ограду которого были встроены дом с боковыми флигелями и три пары въездных башен. За домом начинался сохранившийся в основе регулярный парк с каскадом маленьких прудов и беседкой-пристанью на берегу. После смерти П.И. Панина, в 1789 г., усадьба переходила из рук в руки, и, наконец, в 1803 г. попала к промышленнику Д.Е. Грачёву. В 1860-х гг. В.И. Иокиш выкупает у Грачёвых всё Михалково, оставив им только главный дом, который был разрушен в 80-е гг. XIX в. Фабричное производство пошло не на пользу усадьбе: были перестроены флигели, заложены башни, разрушена декоративная стена, часть территории распродана под дачные участки.
Во время Великой Отечественной войны почти весь дубовый парк и аллеи были вырублены на дрова. В 1950-х гг. была проведена реставрация усадьбы, облагорожены парки, посажены аллеи. Во время реставрации 1994 г. были восстановлены утраченные элементы ансамбля, возрожден регулярный парк с каскадом прудов. В настоящее время в усадьбе сохранились юго-восточные, парадные ворота, служебный корпус; южные ворота, украшенные, под стать стенам Кремля, зубцами в виде "ласточкиных хвостов"; юго-западный флигель, в котором сейчас расположена гостиница; часть массивной стены, укрепленная контрфорсами; башни западных ворот, каскады прудов и беседки-ротонды[7]. На территории усадьбы 5 прудов.Это Большой, Малый и Верхний Головинские пруды, а также Верхний и Нижний Михалковские пруды.Большой Головинский пруд одно из любимых мест для отдыха. Он растянулся более чем на 7, 5 га. В юго-восточной стороне пруда находится лодочная станция. А на восточном берегу милая беседка, которая была построена в Михалково в 1773-1776 гг.

 

 

Станция Лихоборы. Проезд Черепановых

Лихоборы – главная станция Московской Окружной железной дороги. Вблизи нее находятся первый и последний километры Окружной. Станционные здания построены в 1905–07 гг. по проектам А. Померанцева, вероятно, при участии Ф. Шехтеля.

Станция изначально проектировалась как центральная. Связано это с ее близостью к Николаевской железной дороге, управлявшей Окружной в первые годы ее работы. Соединительная ветвь от станции Лихоборы и в наше время соединяет ее со станцией Ховрино Октябрьской железной дороги.

На станции расположено паровозное депо веерного типа (Михалковская ул., д. 59) с домом для локомотивных бригад, механическими мастерскими, зданием нефтекачки; домами начальника участка тяги (пр. Черепановых, д.1) и начальника участка пути (Онежская улица, д. 2А). Вдоль проезда Черепановых сохранился целый ряд исторических построек станции Лихоборы: вокзал (пр. Черепановых, д. 15), жилые дома 2-го (пр. Черепановых, д. 28), 3-го (пр. Черепановых, д. 5 и без номера), 6-го (пр. Черепановых, д. 40), 8-го (пр. Черепановых, д. 42, стр. 1), 10-го (пр. Черепановых, д. 3) типов.

Особенно интересен дом начальника участки тяги. Он выбивается из общего ряда построек Окружной и имеет выраженные черты как стиля модерн, так и русского стиля. Предположительно автор проекта этого дома – Ф. Шехтель. Дом украшает металлическая фигурка совы, поэтому он имеет и второе имя – «дом с совой». К сожалению, уже много лет он пустует.

Дом 8-го типа строился для начальника станции и его помощника. Все остальные жилые дома предназначались для станционных служащих – сигналистов, телеграфистов, стрелочников, составителей поездов.

Между проездом Черепановых и путями станции Лихоборы сохранилось четыре типовых будки центрального управления стрелками и сигналами. Такого их количества не было ни на одной станции Окружной. Три из них обслуживают непосредственно станцию и соединительные ветви к Николаевской (Октябрьской) железной дороге, из четвертой будки (со стороны Братцево) управлялись стрелки, расположенные на въезде в паровозное депо.

К историческим зданиям станции Лихоборы можно отнести и два более поздних «кооперативных» жилых дома, построенных железнодорожниками в начале 1930-х годов (дома 48 и 50 по пр.Черепановых). На одном из этих зданий (д. 50) указан год постройки – 1932 – и сокращенное название рабочего кооператива железнодорожников.

На противоположной стороне станции находился военный продовольственный пункт для солдат из воинских эшелонов, рассчитанный на 1200 человек с возможностью расширения на 3600. Были построены склады, кухня, столовая, дома для коменданта и команды пункта. Часть зданий сохранилась и доступна для осмотра: дом коменданта (Пакгаузное шоссе, д. 1, стр. 1), сильно перестроенный дом команды продовольственного пункта (Пакгаузное ш., д. 1, корп. 1 стр. 2). Ряд построек находятся за забором Института железнодорожной гигиены (Пакгаузное ш., д. 1А) и для осмотра недоступны. Чуть дальше по Пакгаузному шоссе стоит водонапорная башня (водоемное здание), снабжавшая водой все станционные постройки, паровозное депо и сами паровозы. Башня (2-й Лихачевский пер., д. 6, стр. 3) построена по мотивам готической архитектуры и является одной из двух уцелевших башен на Окружной. Рядом, на закрытой территории, сохранилось перестроенное водоподъемное здание – помещение для насосов, закачивавших воду в баки водонапорной башни.

 

Окружная. Владыкино

На станции был построен вокзал, жилой дом, путевая казарма, две будки управления, товарная контора. Станционные здания построены в 1905–1907 гг. по проектам архитектора А. Померанцева. Станция названа по находившемуся неподалеку села Владыкино, которое с середины XVII века принадлежало патриарху (владыке) Никону. Здесь располагался «становой» двор патриарха, сюда приезжал юный Петр I. После упразднения Петром патриаршества село пришло в упадок.

Станция Владыкино служила для связи Окружной железной дороги с Савеловской (станция Бескудниково) и Николаевской (станция Ховрино) дорогами. В наше время осуществляется связь только с Савеловским направлением, ветвь в Ховрино заброшена и разобрана.

На станции был построен вокзал, жилой дом 4-го типа, путевая казарма, две будки управления стрелками и сигналами, товарная контора. Сейчас многие постройки станции Владыкино существенно перестроены.

Вокзал включал помещения для пассажиров I и II (совместно) классов, а также зал III класса с отдельным входом. Кроме них имелся телеграф, багажное отделение и контора начальника станции. В наше время вокзал изуродован нелепой крышей, ради сооружения которой были перестроены даже капитальные стены здания. Рядом находится жилой дом 4-го типа (Станционная ул., без номера), надстроенный мансардой.

Если пройти по Станционной в сторону станции Ростокино, можно осмотреть еще несколько сооружений. Прямо под мостом стояла путевая казарма, но в результате многих перестроек она выглядит теперь как новодельное двухэтажное здание с мансардой. Чуть дальше стоит двухэтажное здание, уцелевшая будка управления стрелками и сигналами. Для наблюдения за прибывающими поездами на боковых фасадах второго этажа, где находился дежурный, устроены большие арочные окна, а для контроля положения стрелок на обслуживаемых путях использовался балкон вдоль фасада здания со стороны станции.

Со стороны Сигнального проезда сохранилось здание товарной конторы (Сигнальный пр. 14А).

Со станцией Владыкино связан курьезный случай времен строительства Окружной. Некий почетный гражданин В. Капустин долго не мог получить компенсацию за отчужденный под железную дорогу участок земли, разрезавший пополам его усадьбу в Леонове, между станциями Владыкино и Ростокино. Он даже выпустил книгу о своих злоключениях, тиражом в 100 экземпляров. В связи с этим любопытна статья некоего В.Г., опубликованная в «Голосе Москвы» от 3 августа 1907 года: «Перерезаем молодой сад, направо чудная дача, окруженная плодовым садом, налево от дороги продолжение сада, более молодое. Владелец этой земли задумал при отчуждении заполучить с нас за землю как за парк, и по обе стороны линии начал разбивать сад, да только хитрость не удалась – опоздал! – объяснил мне один из строителей».

 

По правой стороне Ботанический сад, который переходит в территорию ВДНХ

 

Здесь мы предлагаем прогуляться, воспользовавшись электронной версией путеводителя по Выставке[3] или взять печатное издание[4]. Также можно заказать экскурсию по ВДНХ.

 

Приложение 2

Схема Московского метрополитена и Московского центрального кольца с сайта https://mosmetro.ru/mcc/, обращение январь 2017

 

Фото усадьбы Покровское-Стрешнево и окрестностей

 

Михалково

 

 

Проезд Черепановых. Дом с совой.

 


[1] https://vdnh.ru/news/vyshel-pervyy-nomer-obnovlennogo-pechatnogo-mini-gida-po-vdnkh/

[2]Найти его можно на выставках: «Время кино» (в павильоне №66 «Культура»), «Энциклопедия фотографии (1891–1991)» (со 2 декабря в павильоне №15 «Радиоэлектроника»), «Непарадный портрет. Искусство ХХ века» (со 2 декабря в павильоне №59 «Зерно»), «Квартет на конец времени» в рамках проекта «ВЗЛЕТ» (со 2 декабря в самолете Як-42). А также на «Робостанции» (в павильоне №2 «Народное образование»), в «Москвариуме», в ресторане «Московское небо» и на всех массовых мероприятиях на территории ВДНХ. Часть тиража распространяется в отеле «Космос» и других гостиницах рядом с территорией Выставки.

[3] https://vdnh.ru/news/vyshel-pervyy-nomer-obnovlennogo-pechatnogo-mini-gida-po-vdnkh/

[4]Найти его можно на выставках: «Время кино» (в павильоне №66 «Культура»), «Энциклопедия фотографии (1891–1991)» (со 2 декабря в павильоне №15 «Радиоэлектроника»), «Непарадный портрет. Искусство ХХ века» (со 2 декабря в павильоне №59 «Зерно»), «Квартет на конец времени» в рамках проекта «ВЗЛЕТ» (со 2 декабря в самолете Як-42). А также на «Робостанции» (в павильоне №2 «Народное образование»), в «Москвариуме», в ресторане «Московское небо» и на всех массовых мероприятиях на территории ВДНХ. Часть тиража распространяется в отеле «Космос» и других гостиницах рядом с территорией Выставки.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: