ВОПРОС. Фейки. Фото и видеофейки. Распространение фейков. Административные наказания за их распространение.




ВОПРОС. Социальные сети и педагог: готовность к взаимодействию или...?

Почти все пользователи Интернета, (кроме тех, кто являются принципиальными противниками социальных сетей), зарегистрированы хотя бы в одном социальном сообществе. Социальные сообщества на сегодняшний день являются одними из самых популярный и интересных сервисов, существующих в сети. И одной из успешно реализуемых задач социальных сетей является объединение пользователей по общим интересам, а другой задачей является наполнение сети разнообразной информацией (3). С помощью социальных сетей и сам педагог может решить и организационные и методические цели.

По мнению Е. В. Якушиной, “для педагогов в социальных сетях предоставляется множество возможностей – обсуждение актуальных проблем образования, например, внедрение новых ФГОС, представление в сети собственных методических разработок, творческих работ учащихся, а также обмен опытом”. Но ввиду того, что большинство подростков не используют социальные сети с пользой, возникает вопрос, должен ли педагог влиять на них, координировать и направлять на обсуждение актуальных тем, на участие в различных сетевых проектах и т.д. Мне кажется, что педагог может инициировать обсуждение той или иной темы для тех, кто желает принимать в этом участие, мотивируя это каким-либо бонусом (отметка по предмету, грамота и тд.).

Якушина считает, что совсем не обязательно добавлять детей и их родителей в друзья, аргументируя это тем, что в реальной жизни они друзьями не являются, а вот группу создать можно и даже нужно. На "стене" необходимо писать важные сообщения для учеников и родителей, загружать фотографии класса, снимки важных событий в школе, фотографии с экскурсий, творческих и спортивных мероприятий, давать право вашим ученикам и родителям также загружать фотографии и тд.

По моему мнению, общение с учениками в личных сообщениях необходимо, как и добавление в друзья, потому что у педагога будет возможность наблюдать за активностью ученика в социальной сети практически без ограничений.

 

ВОПРОС. Медиабезопасность: эффекты и риски киберсоциализации молодежи.

Киберсоциализация дает молодым людям грандиозные преимущества в плане коммуникации, образования и самообразования, саморазвития, но в то же время несет в себе серьезные опасности для их психологического, а иногда и финансового благополучия. Медиаграмотность является неотъемлемой составляющей медиабезопасности и главным условием ее реализации. Согласно сайту Wikipedia, “медиаграмотность - это совокупность навыков и умений, которые позволяют людям анализировать, оценивать и создавать сообщения в разных видах медиа, жанрах и формах. В основе медиаграмотности — модель, которая поощряет людей задавать вопросы о том, что они смотрят, видят, читают”. Современному человеку в условиях Интернет-эпохи необходим этот бесценный навык, чтобы отличать достоверную информацию от ложной, от фейков.

Авторы многих статей, посвященных изучению киберпространства и использованию кибер-ресурсов, большое внимание уделяют анализу рисков онлайн-коммуникации, т.е. общения в социальных сетях, в подростковом и юношеском возрасте. Это обусловлено тем, что, с одной стороны, присутствует высокая степень вовлеченности подростков и молодежи в киберкоммуникацию, а, с другой стороны, есть более низкая, по сравнению со взрослыми, толерантность к манипуляциям и агрессивным воздействиям со стороны интернет-среды, легкость нежелательных деформаций «образа Я», искажения идентичности, следствием которых могут стать различные поведенческие девиации и эмоциональные расстройства. Также несмотря на то, что Интернет дает возможность молодым людям получать огромное количество полезной информации, он изобилует бесполезной или низкокачественной информацией, информацией манипулятивного и опасного характера, которую может получить ребенок. Большой угрозой, связанной с использованием ресурсов и возможностей киберпространства, является, также и увеличение времени, затрачиваемого молодыми людьми на онлайн-коммуникацию и сетевые компьютерные игры, что в своих крайних формах приводит к возникновению интернет-зависимости, нарушениям функционирования в реальной действительности.

Таким образом, угроза ребенку возникает тогда, когда он не способен критически мыслить, принимает все услышанное за правду, не способен к самоконтролю, впечатлителен к атакам сетевых агрессоров.

 

ВОПРОС. Фейки. Фото и видеофейки. Распространение фейков. Административные наказания за их распространение.

Смагин С. И. в статье «Медиаграмотность аудитории как средство ее защиты» (2017 г.) пишет: «Одной из важнейших задач медиаобразования является формирование медиаграмотности, а именно знаний и навыков, которые помогают анализировать, критически осмысливать информацию, оценивать ее достоверность, позволяют интерпретировать медиатексты и ценности, распространяемые медиа. Медиаграмотность позволяет отчетливо видеть в сообщении признаки цензуры, тенденциозно-однобокой подачи, определять политические, социальные, коммерческие и культурные интересы медиатекстови их авторов».

Но несмотря на воспитание информационной грамотности у людей, ложная информация продолжает появляться. Как пишет сайт Wikipedia, фейк, или фейковые новости – это (от англ. fake news) информационная мистификация или намеренное распространение дезинформации в социальных медиа и традиционных СМИ. Это подделка, связанная чаще всего с обманом. Она встречается повсеместно – в производстве, брендинге, во всемирной паутине. Говоря о последнем случае, можно отметить, что фейком чаще всего является поддельный контент в сети. Целью его формирования является привлечение внимания пользователей для решения широкого спектра задач. Чтобы понимать значение слова «фейк» в сети более глубоко, стоит рассмотреть, что именно под ним понимается:

· поддельные фотографии и видео в сети;

· недостоверные и неактуальные новостные сюжеты;

· фальшивые страницы, которые не принадлежат реальным пользователям;

· В реальной жизни под фейком принято понимать подделку. Например, «Abibas» вместо «Adidas» и т. д.

Цели, которым руководствуются создатели фейков могут быть различными: намеренная дезинформация пользователей о каких-либо фактах событиях для так называемого хайпа – привлечения внимания в целях зарабатывания денег; формирование у потребителя информации определенного взгляда на вещи; проведение мошеннических и жульнических операций; открытое оскорбление определенных лиц; агитация; троллинг (чаще всего в таких случаях фейк создается для развлечения и самоутверждения путем участия в спорах, дискуссиях); реклама определенного продукта или обход лимитов для спама (ведь в большинстве социальных сетей действуют ограничения на добавление друзей и рассылку писем); желание сохранить анонимность и конфиденциальность, не «светить» личной информацией; личные мотивы (например, желание закомплексованного пользователя иметь двойника, который отличается другим имиджем).

Также, фейки различаются по месту возникновения и способу реализации. Например, многие люди используют фейковые аккаунты в соц. сетях для:

· Страницы создаются для рекламы – привлечения пользователей. Если человек, осуществляющий коммерческую деятельность, не хочет «светиться» или вынужден работать с нескольких профилей, приходится создавать дополнительные аккаунты, которые не позволяют идентифицировать личность.

· Фото и видео делаются для развлечения. Например, берется известный политик (а точнее, его голоса с фото) и накладывается на изображение другого человека. К примеру, супергероя или, наоборот, злодея. Это веселит публику и приносит дополнительные просмотры. Соответственно, растет популярность и доход ресурса.

· Новости делаются для хайпа. Чем больше фейков будет выпущено в народ, тем больше славы достанется ресурсу. Поэтому «липовые» сообщения о том, что кто-то из звезд развелся, «засветился» голым или, еще дискредитация определенных лиц и явлений. Еще хуже, скончался, появляются в сети на регулярной основе.

Также, одним из распространенных примеров фейка является поддельный сайт. Его доменное имя и интерфейс могут быть похожи на оригинал настолько, что найти различия будет невозможно. В итоге пользователь переходит по ссылке и, ничего не подозревая, может столкнуться, с чем угодно (вирусы, мошенничество, взлом и тд.).

Фейковые новости являются одним из популярных видов этого направления. Такие элементы «желтой прессы» создаются для того, чтобы привлечь внимание общественности, ввести ее в заблуждение и повысить позиции ресурса в поисковые выдачи. Способ является нечестным, но он рабочий. Создатель фейковой новости преследует одну цель – сделать контент максимально привлекательным путем продумывания заголовка и «хайпануть» на псевдоновости. Делая «добро» себе, такие «обманщики» популяризуют других персон – участников тех самых новостей.

Фейковыми бывают и фотографии. Они могут делаться по разным причинам, но чаще всего возникают именно такие ситуации:

· владелец страницы не желает показывать свое настоящее лицо;

· собственник ресурса хочет развлечь других пользователей «отфотошопленными» изображениями;

· человек стремится придать себе значимости или создать другой образ, имидж.

В современных условиях, когда любой может распространить любые сведения практически со скоростью света, необходимость факчекинга и контроля за недостоверной информацией становятся насущной необходимостью. Крупные IT-корпорации, такие как Google, Facebook и Twitter, анонсируют запуск все новых инструментов по борьбе с фейками и прочими деструктивными сведениями, однако ни один из этих механизмов пока не доказал своей эффективности. Но с предложением создать агрегатор по отслеживанию фейковых новостей при помощи искусственного интеллекта выступила Роспечать. По мнению ведомства, подобный дата-сервис сможет сопоставлять «максимальное количество фактов, относящихся к сообщению» и выявлять неверные. При проверке агрегатор учтет авторитетность источника, время публикации и прилагаемые фото и/или видео. Сервис должен помочь автоматизировать поиск авторов и распространителей дезинформации в сети, а значит повысить скорость реагирования на подобный контент.

Большую опасность представляют собой дипфейки. Первый заместитель председателя Комиссии по развитию информационного общества Общественной палаты РФ Александр Малькевич считает, что самые опасные технологии — это дипфейки, то есть фейки, создающиеся нейросетью. Речь идет о видео и аудиозаписях, на которых якобы известные люди делают разные фейковые заявления. Подобные фейки генерируются при помощи искусственного интеллекта и представляют собой замену на фото или видео настоящего лица любым другим лицом. «В очень скором будущем эта технология, во-первых, приведет к увеличению преступлений. И не экономических, а каких-то других. И может реально стать инструментом террористов. Кроме того, дипфейки могут использоваться для дискредитации политиков и общественных деятелей. И с каждым годом, даже потом с каждым месяцем, обнаружить дипфейки будет тяжелее и тяжелее.

По мнению экспертов, лучшим вариантом будут комплексные меры по борьбе с распространением ложной информации. И одним из способов борьбы с враньем должна стать правда. «Считаю, что, наверное, самым эффективным будет полноценное участие всех органов власти и чиновников разного уровня по освещению своей деятельности в социальных сетях. Нужно больше информационной открытости, больше разговоров с людьми, больше контента, больше новостей. Это рождает атмосферу доверия к новостям, и это будет самым лучшим отпором распространению такого рода информации. Суть проблемы состоит в том, что у людей просто недостаточно информации, либо она написана непонятным языком, не дается достаточно разъяснений, и на этом фоне как раз и возникают все эти спекуляции», — уверена Екатерина Мизулина. По ее словам, публиковать ответ-опровержение на фейк нужно на той же платформе, где он появился, причем не через сутки-двое, а в течение двух часов, нужно отслеживать эту информацию, нужно постоянно находиться на связи и в контакте.

Какие наказания за распространение фейков существуют в России? Федеральный закон от 18.03.2019 N 27-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» предусматривает следующие наказания:

· В случае если распространение фейковых новостей создало угрозу причинения вреда жизни и (или) здоровью граждан, имуществу, угрозу массового нарушения общественного порядка и (или) общественной безопасности либо угрозу создания помех функционированию или прекращения функционирования объектов жизнеобеспечения, транспортной или социальной инфраструктуры, кредитных организаций, объектов энергетики, промышленности или связи, размер штрафа составит: для граждан - от 30000 до 100000 рублей с конфискацией предмета административного правонарушения или без таковой; для должностных лиц - от 60000 до 200000 рублей; для юридических лиц - от 200000 до 500000 рублей с конфискацией предмета административного правонарушения или без таковой.

· Аналогичное деяние, повлекшее создание помех функционированию объектов жизнеобеспечения, транспортной или социальной инфраструктуры, кредитных организаций, объектов энергетики, промышленности или связи, будет наказываться штрафом: для граждан - от 100000 до 300000 рублей с конфискацией предмета административного правонарушения или без таковой, для должностных лиц - от 300000 до 600000 рублей, для юридических лиц - от 500000 до 1000000 рублей с конфискацией предмета административного правонарушения или без таковой.

· Распространение в СМИ, а также в информационно-телекоммуникационных сетях заведомо недостоверной общественно значимой информации под видом достоверных сообщений, повлекшее смерть человека, причинение вреда здоровью человека или имуществу, массовое нарушение общественного порядка и (или) общественной безопасности, прекращение функционирования объектов жизнеобеспечения, транспортной или социальной инфраструктуры, кредитных организаций, объектов энергетики, промышленности или связи, повлечет наложение административного штрафа: на граждан - от 300000 до 400000 рублей с конфискацией предмета административного правонарушения или без таковой; на должностных лиц - от 600000 до 900000 рублей; на юридических лиц - от 1000000 до 1500000 рублей с конфискацией предмета административного правонарушения или без таковой.

Несмотря на принимаемые меры по устранению фальшивой информации, общее убеждение, что фейки – это плохо, они все равно продолжают появляться ежесекундно. Почему? На этот сложный, казалось бы, вопрос можно дать простой ответ – многие люди не любят скучную правду, они гонятся за интригующей ложью, потому что она вызывает интерес. Именно это, по моему мнению, является главной причиной распространения фейков. Люди хотят быть обманутыми.

 

Источники:

1. Смагин С. И. «Медиаграмотность аудитории как средство ее защиты» (2017 г.) https://mic.org.ru/vyp/20-nomer-2017/mediagramotnost-auditorii-kak-sredstvo-ee-zashchity-na-primere-temy-olimpiada-sochi-2014-/?sphrase_id=74364

2. Wikipedia https://ru.wikipedia.org/wiki/Фейк_(значения)

3. Utopia Show https://www.youtube.com/watch?v=xINCA3RvqUE

4. Что такое фейки: https://geekplus.ru/chto-takoe-feik/

5. Газета.ру https://www.gazeta.ru/tech/2020/08/07_a_13185337.shtml?updated

6. https://vestnik.journ.msu.ru/books/2014/5/sotsialnye-seti-kak-istochnik-informatsii-dlya-delovykh-smi-ogranicheniya-i-vozmozhnosti/

7. РБК https://marketing.rbc.ru/articles/234/

8. “Соцсети классному руководителю - плюсы и минусы” Якушина Е.В., 2016 (Журнал MIC) https://mic.org.ru/vyp/19-nomer-2016/sotsseti-klassnomu-rukovoditelyu-plyusy-i-minusy/?sphrase_id=74349

9. Сайт “Wikipedia”

10. «Медийно-информационная грамотность в России: дорога в будущее» (Москва, 24 - 27 апреля 2013 г.) https://www.ifapcom.ru/files/News/Images/2013/mil/mil_decl_rus_2013.pdf

11. Административные наказания https://www.consultant.ru/law/hotdocs/57189.html/

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: