Тема: Философия Возрождения, Нового Времени, Просвещения.




1. Философия эпохи Возрождения представляет собой совокупность философских школ и направлений, возникших и развивающихся в Европе в XIV – XVI вв., имеющих антицерковную и антисхоластическую направленность, веру в физические и духовные возможности человека, жизнеутверждающий, оптимистический характер. Возрождение (ренессанс) – важнейший этап в истории развития философии. В эту эпоху возрождается интерес к античной философии, культуре.Возникновение философии и культуры эпохи Возрождения объясняется рядом причин. Во-первых, великие географические открытия (Колумба, Васко да Гамы, Магеллана) совершили целый переворот в мировоззрении людей; во-вторых, научно-теоретические открытия (изобретения пороха, огнестрельного оружия, станков, доменных печей, микроскопа, телескопа, книгопечатания, открытий в области медицины и астрономии) способствовали быстрому развитию промышленного производства; в-третьих, феодализм и соответствующая строю идеология – католическая церковь – переживали острый кризис.Именно в XVI – XVII вв. в Европе произошли нидерландская и английская буржуазно-демократическая революции. На смену изжившей себя общественно-экономической формации – феодализму – пришла новая – капиталистическая. Бурное развитие промышленного производства и торговли, усиление городов, превращение их в торгово-промышленные, культурные, политические центры привело к укреплению и централизации европейских городов и усилению светской власти. Весьма прогрессивным для той эпохи было появление первых парламентов в Европе.Философия эпохи Возрождения, пробуждая интерес к литературе и искусству Древней Греции и Рима, рассматривала человека как средоточие мира, венец и творец земного бытия. На передний план выдвигаются человеческие возможности о познании, его сила, достоинство. Новая эпоха в становлении капитализма рождает титанов мысли, чувства, знания и дела. Тема религии, Бога отходит на второй план. Возникает новая система ценностей, в которой на первое место выходят проблемы человека и природы. Религия отделяется от науки, политики, морали – что является главной чертой культуры и философии эпохи Ренессанса. Начинается бурное развитие естественных наук, которые опираются на достоверные научные факты, широко применяются новые методы познания: эксперимент, опыт и наблюдение. Их роль в научном познании признается как главная, дающая истинное знание о природе.К характерным чертам философии эпохи Возрождения относится: антропоцентризм и гуманизм; критика схоластики и догматизма; исследования содержания, а не формы; новое научно-материалистическое понимание мира (Земля имеет шарообразную форму и вращается вокруг Солнца, а Вселенная не имеет центра, бесконечна и т.д.); глубокий интерес к истории развития человеческого общества, государства, личности; широкая и всемирная поддержка идей социального равенства.

2. В философии эпохи Возрождения были такие основные направления:

гуманистическое;

неоплатоническое;

натурфилософское;

реформационное;

социально-утопическое.

3. Важнейшей особенностью философии Возрождения становится антропоцентризм. В отличие от средних веков, когда философия развивалась в содружестве с религией, в период Возрождения она сотрудничает с гуманитарным знанием и искусством. Ранний период Возрождения (XIV век) характеризуется возникновением тенденций развития нового типа культуры и новых философских взглядов.

4. XVII век называют «ВЕКОМ ГЕНИЕВ», в этом веке наука достигла больших успехов. Четыре гения: КОПЕРНИК, КЕПЛЕР, ГАЛИЛЕЙ, НЬЮТОН.

Идея Н.Коперника (1473-1543) — (польского астронома, профессора математики в Риме), высказанная им в его главной работе «Об обращении небесных сфер» - солнце является центром мироздания, а земля имеет двойное движение(суточное вращение и годовое) вокруг солнца.

Г. Галилей (1564-1642) — первым установил закон падения тел, открыл закон энергии, соорудил телескоп и при его помощи обнаружил, что Млечный путь состоит из множества отдельных звезд, он наблюдал фазы Венеры и открыл спутник Юпитера.Осужденный инквизицией, Галилей в 1633 году отрекся от своих теорий. Расправа над Галилеем положила конец развитию науки в Италии, которая там больше никогда не возродилась.

Английский ученый И.Ньютон (1642-1721) сформулировал закон всемирного тяготения, из которого вывел все остальные в планетарной теории движения планет и их спутников, орбиты комет, приливы.

У. Гильберт (1540-1603) опубликовал работу о магните.

У. Гарвей — открыл кровообращение в 1628 году.

Р.Бойль — отец химии.

Математики Непер изобрел логарифмы в 1614 году, а Р.Декарт — создал систему координат, аналитическую геометрию. Независимо друг от друга Ньютоном и Лейбницем было разработано дифференциальное и интегральное исчисление.

Х.Гюйгенс (1629-1695) автор волновой теории света, изобрел, маятниковые часы со спусковым механизмом и построил в Нидерландах планетарий с гигантским телескопом.

Великий математик и философ Б.Паскаль (1623-1662) создал счетные машины, тачку и омнибус.

Научные исследования приобрели организованный характер.

В Париже создаются Академия по естественным и точным дисциплинам и Французская Академия.

В Лондоне в 1660 году, по инициативе Р. Бойля создается Лондонское королевское общество, один из старейших научных центров Европы, среди руководителей которого были Р.Гук и И.Ньютон.

5. Специфика онтологии философии Нового времени отразилась на гносеологии, основными противоборствующими сторонами которой были рационализм и сенсуализм. Это противостояние имело ещё материалистическое или идеалистическое основания.

6. Эмпиризм (от лат. эмпирия – опыт)- представление о приоритете опытного познания в науке.

Первым мыслителем, сделавшим опытное знание основой научного поиска, был Фрэнсис Бэкон. В своей работе «Новый Органон» (здесь прослеживается попытка преодоления Аристотеля с его «Органоном») он дал философское обоснование нового взгляда на цель и предназначение науки, разработал основные принципы индуктивного метода исследования. Наука, по Бэкону, не может служить только целям обоснования Бога, а также быть знанием ради знания. Конечная цель науки- открытия и изобретения с целью принесения пользы человеку: удовлетворение потребностей и улучшение жизни, увеличение власти над природой.

Для того, чтобы наука смогла решать позитивные задачи, необходимо перестроить все здание науки (какой ее застал Бэкон). И начать нужно с критики схоластических методов познания. Ученый- схоласт напоминает, согласно Бэкону, паука, плетущего паутину (когда разум сам из себя плетет “паутину” знаний, не основываясь на чувственном опыте, создавая конгломерат спекуляций). Неверно поступает и тот исследователь, кто подобно муравью, не может обозреть целого за множеством мелких фактов. Настоящий ученый должен уподобиться пчеле, которая облетает множество цветов, собирая нектар, и, обрабатывая его, производит мед. Ученый должен основываться на опыте и затем обрабатывая данные опыта, создавать теории, помогающие обобщить имеющийся опыт и предугадать следующий.

Истинному опытному знанию, согласно Бэкону, мешают «идолы» (призраки) сознания: суеверия, идеи, ценности, традиции, основанные на религии, философии, индивидуальных особенностях и пр. Бэкон говорит об идолах рода (заблуждениях, присущих всему человеческому роду, связанных с ограниченностью ума и органов чувств), идолах пещеры (искажения в восприятии действительности, связанны с субъективностью восприятия - у каждого своя пещера), идолах рынка или площади(связанные с неправильным употреблением слов, при том что в одни и те же слова вкладывают разное содержание и увлекаются словопрениями), идолах театра (связанных с некритическим заимствованием у «авторитетов»).

Познание, согласно Бэкону, есть изображение внешнего мира в сознании человека. Ведущую роль в этом процессе играет опыт. Он состоит из чувственного познания(восприятия внешнего мира), и затем экспериментальной проверки, подтверждения и дополнения.

Главным методом для Бэкона является метод индукции – умозаключение, исходящее из анализа большого числа частных случаев для достижения общего утверждения (умозаключение от частного к общему).Бэкон предлагает метод таблиц- всего их 5. Таблица присутствия, таблица отстутствия, таблица сравнения, таблица отбрасывания, таблица сбора плодов.

Разновидностью эмпиризма – является сенсуализм (представители Локк, Беркли, Юм). Согласно сенсуалистам, не существует врожденных идей, предшествующих опыту. Ум в момент рождения пуст, всю жизнь он будет отражать только то, что дано ему снаружи, он подобен tabula rasa (чистой доске), на которой обстоятельства и воспитание пишут свои письмена (Локк). Разум комбинирует простые идеи, основанные на чувственных впечатлениях изнутри себя и снаружи (чувство соленого, сладкого, холодного, боли, радости), а в результате создает более сложные вторичные идеи. По Дж. Беркли, существовать – значит быть воспринимаемым.

Рационализм– направление, полагающее разум (предшествующий опыту) в качестве основополагающего и абсолютного начала науки, способного обобщать, направлять и контролировать познавательный процесс. Представители рационализма: Р.Декарт, Б.Спиноза, В.Г.Лейбниц. Рационалисты абсолютизировали разум. Опыт представлялся им источником заблуждения. Непосредственный основатель рационализма- известный математик Рене Декарт. Он разработал метод дедукции, согласно которому все познание должно достигаться путем логических выводов, исходящих из определенных, интуитивных и универсальных истин (ясных и четких идей, самоочевидных истин), которые принимаются как основополагающие аксиомы. Декарт был ярым приверженцем математики как науки и считал что все научное познание должно уподобиться математическому.

Познание, согласно Декарту, должно строиться на следующих принципах:

1. Познанию предшествует методическое сомнение, свободный от догм и стереотипов интеллектуальный поиск.

2. Сомнению подвергаются все убеждения, все то, что не доказано.

3. В результате получается положительный остаток, мысль, в которой невозможно усомниться, что-то очень простое и ясное, не требующее доказательств (похожее на аксиому).

4. Из аксиомы потом развертывается весь последующий процесс рассуждения и доказательства.

По Декарту, самой первой аксиомой является следующее: сомнительно все, то есть подвергнуть сомнению можно абсолютно любое знание, несомненным будет являться лишь непосредственный акт сомнения. Содержание мышления не абсолютно, а вот само мышление как процесс абсолютно, если оно происходит.

Сделаем вывод: и эмпиризм и рационализм необходимы как методы научного поиска, применяемые в единстве, так как: существуют недостатки чистой индукции (невозможно перечислить все явления и объекты).

более того, чистого эмпиризма не существует: невозможно понаблюдать «ВСЕ», наблюдается всегда какая то выделенная часть действительно, а, значит, наблюдению предпослана какая-либо идея, таким образом, всякий опыт теоретически нагружен, он всегда направляется гипотезой.

Что же касается дедукции и рационализма, взятых в чистом виде, то они без подтверждения опытом не имеют ценности.

7. В эпоху Просвещения философия создает культ человеческого разума. Разум воспринимается как основное орудие для преобразования общественных отношений на более гуманных основаниях. Философия стремилась опираться на точные науки — математику, физику, медицину.

8. Шарль Монтескье -его называют отцом социологии, известный барон и эрудит. Занимался правоведением, политикой. Путешественник и космополит, который распространял экспериментальные методы исследования общества и разработал принципы, для закономерного оформления разнообразных традиций и обычаев, юридических установлений, религиозных поклонений и политических конституций. Человеческие деяния и происшествия он оправдывал посредством основ политики Макиавелли вкупе с историко-политическими и физико-географическими принципами. В своих произведениях "Персидские письма", "Размышления о причинах величия и падения римлян, "Размышление о всемирной монархии" автор высказывает мнение о том, что он верит в возможность улучшения человека и общества. Он возлагает огромные надежды в этом процессе на науку и её просветительскую функцию, которая оберегает народы от "пагубных предрассудков". Пытливость ума и внутреннее удовлетворение, по мнению Монтескье, основные причины, толкающие человека к изучению наук. Единственная страсть, согласно автору, которая носит перманентный характер – это любовь к учению. "Персидские письма" посвящены анализу исторических и социальных фактов посредством методов естественных наук. Монтескье приходит к выводу, что общественная жизнь целиком подчинена естественным закономерностям. Он напрочь отрицает мнение о том, что обществом управляют случайности.При этом автор говорит о трёх формах правления: республика, монархия, деспотия. Выдвигаю собственную классификацию этических принципов, применяемых при каждой: добродетели, честь, страх, соответственно. Монтескье говорит о том, что история показывает, что эти формы правления подвержены разложению. А вот политическая свобода и принцип разделения властей создадут такие условия, чтобы общество любой страны могло процветать и успешно развиваться.

Дени Дидро -этот мыслитель родом из Франции из семьи зажиточного ремесленника. Получил образование в Сорбонне, а переводческая деятельность и знакомство с известными на то время философами вроде Руссо и Кондильяком, способствовала работе над созданием "Энциклопедии". Благодаря кружку Гольбаха и сочинениям "Разговор Д'Аламбера с Дидро" и "Философские принципы относительно материи и движения", Дидро сформировался как просветитель, деист и материалист. Опираясь на исследования Ньютона, философ смог рассмотреть в Боге механическую машину. Однако его воззрения были весьма неоднозначны, потому как сначала он отрицает все религиозные нормы, а после говорит о том, что Бог – это кладезь добра. Свои первые произведения Дидро пишет под впечатлением от исследований Ньютона, поэтому в них наблюдается ярко выраженная естественно-теологическая позиция. Со временем она превращается в атеистическую и материалистическую. Примером такой мысли служат произведения "Мысли об объяснении природы" "Философские принципы относительно материи и движения", "Монахиня", "Племянник Рамо", "Жак-фаталист". Одновременно с этими работами Дидро пишет статьи для "Энциклопедии".

Этьенн Бонно Бонно вдохновлялся трудами Бэкона, Вольтера и Ламетри. Делал попытки к развитию идей эмпиризма Локка посредством философской мысли. Эти идеи получили своё отражение в "Трактате об ощущениях", где автор показывает, как из ощущений формируется вся познавательная психическая жизнь человека. Его теорию познания принято считать своеобразной гносеологией Просвещения. Здесь же эмпиризм Локка представлен в форме сенсуализма при превалировании чувств. "Трактат о системах" посвящён разбору видов этих самых систем. В основе первой лежит принцип абстрактных изречений. Вторая основывается на принципах допущения, для придания сути тем фактам, которые иначе трактовать невозможно. А третья строиться на установленных фактах. Бонно говорит о том, что учения Спинозы, Лейбница, Мальбранша и Декарта базируются на общих абстрактных принципах, которые никак не связаны с действительностью. Автор остро критикует эти принципы и утверждает, что они не только бесполезны, но ещё и опасны. Виновником использования таких принципов Бонно считает воспитание, именно оно приучило учёных пользоваться достаточно туманными понятиями. Учёный высказывается за то, чтобы отказаться от философского жаргона в силу научных понятий, которые строго выражают конкретные результаты. Произведение "Язык исчислений" посвящён этой проблеме, где такой язык – математика.

Жюльен Офре де Ламетри -яркий представитель материализма наравне с Гельвецией и Гольбахом, который претендовал на истинность, которая подкреплена успехами науки, в первую очередь, медицины. Степень доктора медицины Ламетри получил в Париже. Он прошёл стажировку у выдающегося врача и естествоиспытателя Германа Бургаве, который, в свою очередь, отстаивал атеистические взгляды, опираясь на воззрения Спинозы. "Трактат о душе" посвящён мнению, что всё, что не получено от природы, не основано на её фактах, не может принадлежать философии. Философия создана для обучения материализму. В последствие Ламетри изгоняется из Франции именно за свои материалистические и атеистические взгляды. Он обосновывается в Голландии и там же выходит в свет его труд "Человек-машина", но уже анонимно. Однако по решению Лейденского магистра эта книга была сожжена, а её автор продолжает скрываться, но уже в Германии. Его приютил Фридрих II, который его всячески поддерживает и помогает вступить в Берлинскую академию наук. Здесь же выходят его произведения "Человек-растение" (1748), "Анги-Сенека, или рассуждения о счастье" (1750), "Животные – большее, чем машины" (1750), "Искусство наслаждаться" (1751), "Физическая красота, или Опыт о происхождении человеческой души" (1751). Сущность своих воззрений Ламетри отразил в работе "Человек-машина". Автор утверждает, что человек – это сложнейшая машина, которую можно познать только посредством опыта, а не бесконечной болтовнёй философов.Автор отрицательно относится к суевериям и ратует за добродетели.

Клод Гельвеций -свои мировоззрения Гельвеций сформировал ещё до поступления в университет. После прочтения "Опыта о человеческом разуме" в авторстве Локка, он уяснил для себя жизненную позицию. Окончив юридический факультет, по специальности проработал недолго. С 1752 г. сотрудничал с "Энциклопедией" и смог написать для неё несколько статей. Самая известная – "Об уме", в которой активно критикует феодальный строй, католическую церковь и религиозные догмы. Эта книга была сожжена. Гельвеций поделил идеи на вредные и полезные.

Миром правит страсть в том числе. Автор называет её огнём, который способен разжечь интерес к науке и искусству.

Поль Анри Дитрих, Гольбах -всю свою жизнь Гольбах прожил в Париже. Имея огромное наследство, он решил заняться именно наукой. Глубокие знания в области естествоведения дали ему возможность также публиковать свои статьи в "Энциклопедии". Он был покровителем физики, химии, металлургии и минералогии. Более того, перед революцией его салон становится местом сосредоточения философских и атеистических воззрений. Частыми гостями были Дидро, Гельвеций, Гримм, Рейналь, Лагранж, Руссо и другие яркие представители Просвещения. Дворец Гольбаха стал излюбленным местом в Париже для многих высокообразованных иностранцев.

"Система природы" – ключевое произведение Гольбаха. Современники прозвали его "библией атеистического материализма". Основная идея этой работы в том, чтобы соединить новейшие и древние доказательства материалистического и атеистического определения действительности. Это были мысли и идеи, которые открыто подрывали существующий строй, а значит, влекли за собой революцию. Обратная сторона говорила о непревзойдённости человека и природы. Гельвеций утверждал, что духовное и физическое не имеет различия, ибо духовное – это то же самое существо из плоти и крови. Духовный человек действует согласно физическим основаниям, суеверия создают в познании преграды. Именно поэтому необходимо пользоваться законами физики и опытным путём достигать истины. Это всё относиться к сфере морали, политики, религии и т.п. Исходя из этого, весьма нелогично утверждать, что душа свободна от тела или свобода человека не зависит от его характера, взглядов или понимания счастья. Человек – это часть общества и для своего же блага он обязан подчиняться его законам, которые, в свою очередь, адаптированы к потребностям, обстоятельствам общества и позиции нации. Наука, разум и стремление отыскать истину разрывают цепи, которые сковывают желания человечества обрести счастье.

Вольтер -является одной из ключевых фигур французского Просвещения. Вольтер считается одним из самых разносторонним мыслителем. Его таланты отмечены в истории, драматургии, философии, романистике, поэзии. Именно благодаря Вольтеру в обществе сформировалось мнение о том, что монарх обязательно должен быть просвещённым. Такая возможность

представлялась для Франции, ведь его многолетний опыт переписки и общения с Фридрихом II Прусским, с Марией-Терезией Австрийской и Екатериной II показывал, что монарх может принять идеи Просвещения.Однако это не мешало ему считать его одновременно и механиком "с выдающимися инженерными способностями". Вольтер полагал, что вера в Бога, это, ничто иное, как совокупность работы человеческого разума и суеверия, которые необходимо побороть. Вольтер видит своей целью борьбу с давней метафизикой, а также уничтожение власти монарха, идей верховенства церкви и различных привилегий. Тем самым он хочет добиться равенства всех людей перед законом и правом. Фридрих Ницше говорил о том, что Вольтер сравним по характеру своего драматизма и размаху таланта с греческим, а Гёте говорил, что Вольтер стал основоположником развития идей Дидро, Д'Аламбера, Бомарше и др. Вольтер является неотъемлемым символом эпохи французского Просвещения. За свои произведения и воззрения Вольтер не единожды заключался под стражу, и на некоторое время был выгнан из страны. Но это не помешало ему попасть в круг высокообразованного общества и провести несколько дискуссий с Беркли, Свифтом и Попом. За пределами Франции, в Англии он пишет свои известные "Английские письма", в которых оголяет все шероховатости феодализма во Франции и религиозное мракобесие. Кроме того, рассуждает о теориях Декарта и Ньютона, называя выводы первого всего лишь черновиками, а исследования второго настоящим шедевром. "Английские письма" были сожжены за антирелигиозные идеи парижским парламентом. Это стало основным толчком к отъезду из Парижа Вольтера. Он уезжает и на протяжении последующих 15 лет живёт и работает в замке в Сире. За эти годы там формируется братство, в состав которого входят многие великие умы Франции. Именно здесь на свет появляются его "Смерть Цезаря", "Альзира", "Магомет", "Основы философии Ньютона". Далее судьба Вольтера складывается весьма непредсказуемо, потому что, заручившись поддержкой мадам де Пампадур, он получает прощение при дворе и даже более того, он получает должность историографа Франции и место в академии наук. После приглашения короля Фридриха II в Берлин, получает пост камергера, где и пишет свой "Век Людовика" и "Мемуары". Затем уезжает в пригород Женевы и работает над "Опытом о всеобщей истории и о нравах и духе народов". Этот труд целиком посвящён исключению мифов из истории, полагая, что историю делают люди, а не Божий промысел. Сюда же он включает исследования истории народов Индии, Японии и Китая. Повести "Кандид, или Оптимизм" и "Трактат о веротерпимости" Вольтер посвящает негодованию религиозной нетерпимости и фанатизму. Примерно в это же время он окончательно оседает в Швейцарии и занимается литературной деятельностью. Именно здесь он пишет " Философский словарь", "Философию истории", "Несведущий", "Комментарий" к книге Баккариа "О преступлениях и наказаниях", а также "Важное исследование милорда Болингброка", "В защиту моего дяди", "Простодушный", "Вопросы по энциклике", "Наконец объяснённая Библия" и его последняя комедия "Ирина". Жизнь Вольтера была достаточно сложной, но ни дворцовый гнёт, ни прессинг религиозных деятелей и многое другое не смогло повлиять на его уникальную натуру изобретателя, учёного и философа. Он всегда оставался любознательным, способным ясно и чётко излагать свои мысли и просто говорить о достаточно сложных вещах. Принято думать, что Вольтер – атеист и вольнодумец, но на самом деле это не так. У него есть Бог, но выполняет он роль великого инженера и конструктора. Его Бог – создатель мирового порядка, а историю творят люди, и в ней может присутствовать в равной степени и зло, и добро. Бог не результат веры, Бог – результат работы разума и здравого смысла, так изъясняется автор в своём знаменитом "Философском словаре". Мыслитель активно отстаивает веротерпимость ко всем религиям. Огромная заслуга Вольтера в том, что именно благодаря ему Франция узнала об английской политической мысли, а также о философских теориях. Вместе с тем отрицательно высказывался в сторону пессимизма Паскаля и оптимизма "лучшего из миров Лейбница. Вольтер утверждает, что даже философские вопросы необходимо исследовать теми же методами, что применимы, например, в астрономии. Основная цель философа – определить способ мышления, объяснить, где и как происходит зарождение идей в человеческом разуме, найти ответ на вопрос о существовании души и отличить её от тела, понять, вечна ли душа и свободна ли она. Логично говорить о том, что отыскать ответы на эти вопросы можно только в том случае, если установить четко понимание Бог есть или его нет. Важной заслугой Вольтера считается также распространение физики Ньютона. Опираясь на детерминистский взгляд на мир, Вольтер полагал, что свобода и нужда тесно связаны между собой. Особенно в том контексте, что нужда есть предпосылка свободы человека, которая понимается, как способность действовать в любой ситуации самостоятельно, независимо и активно. Особенно восхищались талантом Вольтера в России, это отразилось в том, что Екатерина II после кончины философа решила приобрести всю его библиотеку. И даже сегодня можно воспользоваться его книгами в Публичной библиотеке города Санкт-Петербурга.

Жан-Жак Руссо -стоит отметить, что идеи о безграничных возможностях мозга человека не у всех вызывали одобрение. Жан-Жак Руссо был одним из тех, кто поддерживал этот постулат. Много времени он провёл в путешествиях по миру и поиске себя.Известность ему принёс трактат "Способствовало ли восстановление наук и искусств улучшению или ухудшению нравов?". Руссо был достаточно противоречивой личностью, но именно это помогло ему развиваться и фокусировать внимание на важных вопросах философии. В его работах отражено то, что он являлся сыном Просвещения и отцом романтизма. Его труды – это сплошная борьба прогрессивного и консервативного. "Исповедь" яркий тому пример. Его нельзя назвать философом-профессионалом, однако это не помешало ему резко высказываться в сторону подъёма наук и искусств, которые откровенно заставляют общество деградировать и забывать о нравственности, распространяя идеи роскоши, праздности, тем самым подавляя чувство свободы в человеке. Такое отношение к жизни ему было навеяно тем, что сам он родом из деревни и близок к природе. Важнейшими вопросами для изучения он избрал историю философии, морали, а также исследовал социальную, педагогическую и психологическую проблематику. Сегодня философы-современники активно исследуют работы Руссо. Ключевой вопрос: как побороть негативное влияние социального неравенства простому человеку. Являясь представителем из народа, но оправдывал революционные действия и проект, который предполагал уравнение мелкой частной собственности. Ещё одной идеей Руссо было возвращение людей к природе. В его понимании это означало создание таких идеальных условий для жизни, в которых людям будет жить комфортно и привычно. Этой теме он посвящает своё произведения "Рассуждения о происхождении и основаниях неравенства между людьми" и трактат "Эмиль, или О воспитании детей". Кроме этого Руссо написал множество статей для "Энциклопедии", "Музыкальный словарь" и статью "Политическая экономия". Однако через некоторое время он решает отделиться от энциклопедистов и окончательно с ними порывает. Свидетельством этого стал манифест "Письма к Д'Аламберу о зрелищах". Дальнейшая его судьба связана с произведениями "Новая Элоиза", "Общественный договор" и "Эмиль". Два последних не были приняты властями Парижа и Женеве в результате чего, Руссо принял решение отказаться от гражданства. И он уезжает в Англию, но и там отношения в философских кругах у него не сложились и он снова вернулся в Париж, где закончил "Исповедь", "Диалоги: Руссо судит Жан-Жака", "Прогулки одинокого мечтателя" и "Опыт о происхождении языков". Вполне логично, что учение Руссо вызывало одобрение среди широких масс. В дальнейшем многие общественные деятели и философы активно продвигали главные его идеи. Колебания Руссо в безотносительной вероятности целесообразных взглядов сказалось на формировании идеологии романтизма и стремлениях И. Канта синтезировать рациональное и чувственное и установить рубежи интеллекта. Но стоит отметить, что самая важная тема, волнующая его по-прежнему оставался естественный человек, которые обладает целостностью, наделён здоровьем и физической силой, моральными качествами и добротой. Несогласия гармонии с природой превращает человека в злодея, и если случайные условия способствовали улучшению разума, но ухудшили расу. Природа – это Бог, прообраз добродушия и процветания, измеритель подлинной ценности. Дикари у него действительно нравственны, они не помышляют о пороках и совершенно не просвещены. А язык музыки – это язык свободы, принадлежащий гражданам республики, а "шумный" язык – это звук падения республики и нашествия вандалов. Используя подобные аллегории, автор пытался подтолкнуть человека к переменам, вслед за которыми придёт спасение. Однако он сделал вывод, который в корне был сомнительным о том, что наука и искусство может извратить человека, не принося никакой пользы. Не каждое невежество безнравственно: так, стоит ограничить личную пытливость, личные способности, основанные на любви к добродетели. Науку он не одобряет из-за высокомерия и подразумевает, что она способствует появлению пороков. Руссо полностью отвергает идею прогресса. Он против просветителей, но за идеи Просвещения, т.к. утверждает, что разум – самый лучший инструмент для развития естественного нрава.

Основная цель мыслителя – вернуть человеку свободу в новом мире, с новой моделью общества, которая основывается на осмысленном голосе социального человека, рассчитывающего на общую волю народа. Для этого необходимо построить такие учреждения, которые не будут оказывать негативное действие на развитие человека, а смогут сформировать свободные условия. Руссо предлагает воспитывать человека, полагаясь на запросы социального договора, требующего сил и мужества. На эту тему он пишет сочинение, больше напоминающее эпистолярный роман, в котором отражается идея, что вполне возможно разрешить главные проблемы общества, если воспитывать человека с проекцией на природу и её главные законы.

1) Гуманизм - это определённая система воззрений, признающая ценность человека, его право на свободу, счастье, развитие и проявление своих способностей.

2) Индукция — способ проверки гипотезы. Индукция в философии — это метод мышления, с помощью которого можно найти один общий признак и, таким образом, классифицировать предметы и явления. Для уточнения результатов индуктивного мышления в науке также применяется дедукция — противопоставляемый индукции метод мышления, для которого необходимо от общего заключения прийти к частному. Дедуктивный метод (от лат. deductio – выведение) — это метод мышления, следствием которого является логический вывод, где частное заключение выводится из общего. Вся суть дедуктивного метода заключается в том, что человек начинает строить логическую цепочку на основе гипотезы, в верности которой он не сомневается. Для того чтобы доказать гипотезу, необходимо провести наблюдения, и сделать умозаключение. В процессе наблюдения применяются общепринятые и признанные факты.

3) Теория общественного договора – социально- философская концепция, трактующая гражданское общество (в противоположность естественно-природному состоянию человека) как результат сознательного акта конвенции относительно таких социальных феноменов, как закон (и право в целом) и государство (властные отношения в целом).

4) Естественное право — совокупность принципов, правил, прав и ценностей, продиктованных самой природой человека и в силу этого не зависящих от законодательного признания или непризнания их в конкретном государстве.

5) Просветители были едины в понимании причин существования религии, полагая, что религия - это результат фанатизма, невежества и обмана. Они отрицал божественное происхождение Библии и само существование Бога, считая, что христианская религия создана богатыми, чтобы удерживать в повиновении бедных.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-12-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: