ДЛЯ СТУДЕНТОВ ЗАОЧНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ




ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ДОНСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

АЗОВСКИЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ - ФИЛИАЛ ДГТУ

 

Факультет Высшего профессионального образования

Кафедра Социально-гуманитарные дисциплины

 

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ

ДЛЯ СТУДЕНТОВ ЗАОЧНОЙ ФОРМЫОБУЧЕНИЯ

 

Дисциплина _________ Культура устной и письменной речи ______________________

 

Направление _________ 09.03.02.Информационные системы и технологии __________

 

 

2015г.


 

 

Одобрены на заседании кафедры«СГД» Протокол № _______ от «____» _______________ 2015 г.    

 

И.о. зав. кафедрой «СГД»   _____________ Е.А. Какоян
   

 

Составитель ______________ Н.М. Галкина


Методические указания к выполнению

контрольной работы для студентов заочной формы обучения.

 

Основной формой работы студента заочной формы обучения является самостоятельное изучение материала. Завершается изучение курса выполнением контрольной работы. Прежде чем приступить к выполнению контрольной работы, необходимо ознакомиться с соответствующими разделами программы курса, изучить лекционный материал, обратиться к рекомендованной литературе.

Цель контрольной работы - закрепление и проверка знаний, полученных студентами в процессе самостоятельного изучения учебного материала.

Учебным планом для студентов заочной формы обучения по курсу «Культура устной и письменной речи» предусмотрено выполнение одной контрольной работы.

Выбор задания по выполнению контрольной работы производится согласно их перечня: номер работы в перечне (1-10) должен совпадать с последней цифрой номера зачетной книжки студента (460916), т.е. тема № 6.

Ответы на заданную тему должны быть полными, конкретными; содержать реальные материалы, информацию.

В работе следует иметь титульный лист, список используемой литературы (в том числе материалы газет, журнальные статьи и т.п., с указанием их авторов, сроков издания, страниц), подпись на титульном листе, срок выполнения.

Выполненная контрольная работа сдаётся на проверку в соответствии с учебным графиком. Студенты, получившие контрольную работу после проверки, должны ознакомиться с замечаниями, и с их учётом и рекомендацией преподавателя.

Форма итогового контроля. Зачет.

 

Распределение вариантов контрольной работы

 

  Последняя цифра зачетной книжки
ВАРИАНТ № 1  
ВАРИАНТ № 2  
ВАРИАНТ № 3  
ВАРИАНТ № 4  
ВАРИАНТ № 5  
ВАРИАНТ № 6  
ВАРИАНТ № 7  
ВАРИАНТ № 8  
ВАРИАНТ № 9  
ВАРИАНТ № 10  

 

Требования к выполнению и оформлению работы

Написание контрольной работы – это начальный этап в изучении курса культуры устной и письменной речи. Работа должна быть выполнена, согласно учебному плану, перед сдачей зачета. Контрольная работа предполагает поиск теоретического материала, приобретение опыта самостоятельной работы с литературой по данной теме, получение навыка составления деловых писем различных видов.

Все страницы работы должны быть пронумерованы. Порядковый номер ставят посередине верхнего поля листа, обозначая арабскими цифрами. При печати рекомендуется выбирать шрифт TimesNewRoman 14 шрифт, межстрочное расстояние – 1,5 интервала.

Цитаты, материалы, заимствованные из книг, журналов должны оформляться в кавычках с последующим указанием в списке использованной литературы. В тексте не должны применяться сокращения слов, кроме общепринятых и расшифрованных при первом упоминании.

Для защиты студент готовит краткое сообщение по выполненным заданиям. Защита контрольной работы является допуском к сдаче зачета по данной дисциплине.

Задания дляконтрольных работ

Вариант 1.

Раскройте содержание следующих вопросов (в письменной форме):

Задание 1. Культура речи в русской и других национальных традициях.

Задание 2. Речевые ошибки в речи публичных политиков.

Задание 3. Влияние речевой ситуации на речевое взаимодействие.

Задание 4. Изменение нормы литературного языка от Пушкина до наших дней.

Задание 5. Языковые нормы и Интернет.

Задание 6. Раскройте содержание следующих вопросов:проверьте свой уровень владения нормами орфографии и пунктуации. Перепишите, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания.

За ноч(?) и_чезли все горо_ские дворники. Усатые и лысые с сизыми носами гр_мадные глыбы в к_ричневыхтел_грейках с прокуре(н,нн)ыми зычными голосами дворники всех мастей похожие на (Ч,ч)еховскихизвоз_иков все вым_рли за сегодн_шн_юноч(?).

(Н_)кто (н_)см_тал с тро(т,тт)уаров в кучи ж_лтые и красные листья валявш_еся на земле как дохлые золотые ры_ки и (н_)кто (н_)будил меня утром перекл_каясь и гр_мя ведрами.

А в прошлый четверг когда мне соб_ралсяпр_снит_ся (н_)обыкнове(н,нн)ый сон даже (н_)сон еще а только ощущение надв_гающ_госяснов_дения без событий и действующ_х лиц сотк_(н,нн)ое из радос_ногоож_дания меня разбудили дворники. Они гр_мели ведрами и шарк_ли метлами по тро(т,тт)уарусм_тая в кучи пр_красные мертвые листья вчера еще струивш_еся в воздух_ словно золотые рыбки в аквар_уме. Я проснулась и увид_ла что деревья пож_лтели вдруг за одну ноч(?) как с_деет за одну ноч(?) человек переживший тяж_лое горе. Даже деревц_ посаже(н,нн)ое мной весной на су(б,бб)отнике стояло теперь вздраг_вая золотистой ш_в_люрой и было похоже на ребенка с взлохмаче(н,нн)ой рыж_й головой.

А сегодня ночью все горо_ские дворники и_чезли. И это было просто (з,с)дорово город завале(н,нн)ый листьями. (Н_)наводнение а налистнение…... (По Д.Рубиной)

Задание 7.:выпишите из данных примеров слова с пропущенными гласными в три столбика: 1) проверяемый безударный гласный в корне; 2) непроверяемый безударный в корне; 3) чередующийся гласный в корне.

1. Вдруг гл…дит: отв…рена дверь в покой. 2. Зпле…тенные к…сой кудри п…л…сой об…лись кругом ч…ла. 3. В этом возр…сте своем руку ты вер…теномоц…рапаешь, мой свет! 4. Но р…шился нак…нец, и, м….литвусотв…ря, он ш…гнул через царя. 5.Пов…р дует на огонь, и, тр…ща, огонь г…рит, и струею дым б…жит. 6. Мать, отец прин…лись ихобн…мать. Что ж осталось доск…зать. 7. Там в обл…ках пред н…родом через л…са, через м…ря к…лдун н…сет бог…тыря. (А.Пушкин)

Задание 8. Запишите перечисленные ниже слова, расставив в них ударения и дав толкование их лексических значений.

Языковой барьер - языковая колбаса; чудной (странный) человек - чудный (очаровательный) голос; характерный признак - характерная (упрямая) девушка, безудержный, бредовой, валовой, веснушчатый, ветряная оспа, единовременный, бряцать, группировать, ерошить, задать, заиндеветь, закупорить, занять, кашлянуть, кичиться, морщить (лоб), морщить (об одежде), наперчить, заклеить, столяр, христианин, селянин, цыган, украинка.

 


 

Вариант 2.

Раскройте содержание следующих вопросов (в письменной форме):

Задание 1. Вопросы культуры речи в СМИ.

Задание 2. Понятие стиля.

Задание 3. Проблемы восприятия устной речи.

Задание 4. Изменения в русском речевом этикете последних лет.

Задание 5. Социально обусловленные формы обращения в русском языке.

Задание 6. Определите, какие из текстов говорят о недостаточной коммуникативной компетенции, а какие – о недостаточной языковой?

· Эти вещи надо ложить в шкаф.

· Врач рассказывает дома о событиях рабочего дня и между прочим упоминает: «Пришлось отправить того пациента на флюорографИю». Жена поправляет: «Не флюорографИю, а флюорогрАфию».

· Ребенок говорит маме: «Хочешь, я еще собачку нарисоваю?»

· Кто-то дает объявление в газету о продаже почти новых лыж и не знает, как лучше написать: лыжи в хорошем состоянии, в приличном состоянии, в прекрасном состоянии

· Из разговора двух бухгалтеров:

- Как сведешь дЕбет с крЕдитом – зови пить кофе!

- Какое?

- Черный, конечно.

Задание 7. Вписьменной форме проанализируйте коммуникативные потребности кого-нибудь из Вашей семьи (родители, брат, сестра), используя в качестве примера следующие описания:

Врач в поликлинике каждый день заполняет истории болезни, делает выписки из них, разговаривает с пациентами, читает рекламные буклеты и инструкции к лекарствам, а по вечерам смотрит телеканал «Культура» и ОРТ и читает классические детективы. В языковую компетенцию такого носителя языка с необходимостью входит понимание текстов, подобных следующему: «Хлористоводородныйтрипеленамин принадлежит к группе противогистаминных средств. Кроме противогистаминного влияния, действует местно обезболивающе на поверхность кожи, уплотняет капилляры, а также ликвидирует сопутствующий зуд кожи». В его коммуникативную компетенцию входит не умение писать подобные инструкции, а умение объяснять их содержание упрощенно для интересующихся больных, чтобы они поняли все, что для них важно знать об этом лекарстве.

Его пациент- школьник – другой тип языковой личности, у него другие коммуникативные интересы: ничего кроме школьных учебников и журналов, посвященных компьютерным играм, он не читает, смотрит только спортивный канал и МТВ, общается с друзьями-скейтбордистами, бродит по Интернету и «болтает» в чатах… Приведенная выдержка из инструкции к лекарству для него – «темный лес», но школьнику и не нужно читать, а тем более писать такие тексты. Они не входят в его коммуникативную практику, следовательно, его коммуникативная компетенция должна развиваться в более актуальных, важных для него направлениях. Например, он будет учиться писать диктанты, сочинения и изложения.

Задание 8. Перепишите, расставляя пропущенные буквы и знаки препинания.

1. Ш…пот ночи, тяж…лая сумка, ч…порный человек, покрыться румянц…м, ж…сткие условия, старый ч…лн, лесные ш…рохи, трещ…тка сторожа, ож…г лица, реш…тка сада, трудолюбивые пч…лы, укрыться плащ…м, мраморный ц…коль, городские трущ…бы, ж…лтые листья, боч…нок с водой, спорить горяч…, ш…в разош…лся, идти вдоль ш…ссе, подж…г сарай, вощ…ная бумага, грош…вая опера, печ…ный хлеб, деш…вый товар, маж…рный тон, зажж…ный факел, ноч…вка в лесу.

2. Сопост…вляя теорию с практикой прошедш…е науки с ее будущим (н…) отдаваясь безотч…тно (н…) одному самому пр…вл…кат…льному убеждению я стр…мился развить в читателе ту способность самостоят…льного суждения о научных предметах которая сост…вля…т единстве…ый залог и пра…льного пользования выводами науки возможности содействовать ее дальнейшему развитию (Д.Менделеев)

 

Вариант 3.

Раскройте содержание следующих вопросов (в письменной форме):

Задание 1. Типы речевой культуры.

Задание 2. Новые сферы применения литературного языка.

Задание 3. Речевая культура молодежи.

Задание 4. Национальные различия в невербальной культуре.

Задание 5. Презентация как речевой жанр.

 

Задание 6. Какие приемы используют авторы рекламы для воздействия на читателя, слушателя? Приведите примеры.

Задание 7. Проанализируйте, для чего используются в тексте нелитературные языковые варианты?

1. Аксютка щелкает зубами от голода, или, по туземному выражению, у него по брюху девятый вал ходит, а в брюхе зори бьют.

2. В цехе не любят тех, кто языком больше чешет.

3. Смотрю: с левого траверза маленький ялик кувыркается.

4. Он только с виду – дубина стоеросовая, а черепок у него работает на тридцать узлов.

5. После обеда стало разведриваться, и мы повеселели.

6. Мы ее в войну сами на ноги тут становили, сами и подпирали плечом, чтобы не хитнулась.

Задание 8. Перепишите, расставляя пропущенные буквы и знаки препинания.

I. Пр…бывать на даче, пр…дать друга, пр…творить планы в жизнь, пр…ступить закон, бе…пр…страстный судья, непр…ходящий успех, пр…дать необходимый о…енок, пр…одолевать трудности, пр…клонят…ся перед красотой.

II. Если человек (н…) когда (н…) ра…крывал хороших книг волновавших сер…ца и умы миллионов людей (н…) запомнил хотя (бы) десятка (другого) строк любимого поэта или вообще такового (н…) имеет он обр…ч...н на духовную нищ…ту он живет в (пол) сер…ца лишив себя огромной доли радостей которыми насл…ждае…ся человек общающийся с миром пр…красного (Л. Кассиль)

 

Вариант 4.

Раскройте содержание следующих вопросов (в письменной форме):

Задание 1. Телевидение и речевая культура.

Задание 2. Новые явления в русском языке 1990-х - 2010 гг.

Задание 3. Виды и причины языковых ошибок и коммуникативных неудач.

Задание 4. Язык коммерческой и политической рекламы.

Задание 5. "Слово как действие" в бытовой и официальной коммуникации.

Задание 6. Проанализируйте передовую статью в «Аргументах и фактах», «Коммерсанте» или другой газете (возможно использование материалов интернет-изданий). Оцените качество информации, способ ее изложения. Опишите адресата данного текста. Выявите авторскую позицию в тексте.

Задание7. Научному тексту свойственно понятие полисемии и омонимии: определите по Толковому словарю С.И.Ожегова и Н.Ю. Шведовой значение следующих слов. В каких областях наук они используются? Найдите (или придумайте) тексты, где данные слова выступают в разных значениях. Можно использовать различные энциклопедии и терминологические словари.

Тело, отражение, закон, род, статья.

Задание 8. Прочитайте предложения, найдите в них ошибки и исправьте. Запишите верный вариант.

1. Гончий автомобиль едва не перевернулся на повороте. 2. Нас познакомили с новым комплектом гимнастических упражнений. 3. Гоголь смело уличал пороки крепостнического строя. 4. Помещик был груб со своими придворными. 5. Помещики жестоко угнетали своих крепостников. 6. Постепенно человек укрощал диких коз, свиней и других животных. 7. Дыхание больного стало отрывистым. 8. Учитель нам представил полную свободу выбора. 9. За последние годы наш город очень преобразовался. 10. Врач взял ланцетом кусочек ваты. 11. У него были невыразимые черты лица. 12. Обладая острым обаянием, он сразу уловил запах только что испеченного пирога. 13. Он был резок и нестерпим в своих суждениях. 14. Они не сумели основать свои требования. 15. Дело это хлопотливое, требует большого терпения.

 

Вариант 5.

Раскройте содержание следующих вопросов (в письменной форме):

Задание 1. Особенности научного языка специальности на фоне общих черт научного стиля.

Задание 2. Культура речи и эффективность общения.

Задание 3. Современная городская коммуникация.

Задание 4. Взаимодействие вербальных и невербальных средств передачи информации.

Задание 5. Русская языковая личность в межкультурной коммуникации.

Задание 6. Определите стилистические функции канцеляризмов в художественном тексте на примере следующих отрывков. Подберите свои примеры.

1. Договаривающиеся стороны заглядывали друг другу в глаза, обнимались, хлопали и вежливо смеялись.

2. Ни возрастом, ни полом эти молодые люди не гармонировали с задачами социального обеспечения.

3. Эта мебель – орудие производства. И стул – тоже орудие производства.

Задание 7. Вставьте, где нужно, букву н.

Балован_ый ребенок, белен_ый потолок, брошен_ый листок, варен_ый картофель, поле вспахан_о, задание выполнен_о, вязан_ый на спицах шарф, вязан_ый свитер, желан_ая встреча, жарен_ая утка, зван_ый ужин, много раз игран_ый этюд, квашен_ая капуста, кован_ый сундук, краден_ые часы, крашен_ые волосы, куплен_ый билет, лакирован_ая шкатулка, ломан_ая линия, маринован_ые огурцы, маслен_ый пирожок, квартира меблирован_а, медлен_ый темп, мечен_ый атом, морожен_ое мясо, написан_ое письмо, колбаса нарезан_а, невидан_ое диво, неглажен_ая блузка, неждан_ый гость, немудрен_ый завтрак, неписан_ый закон, непрошен_ое вторжение.

Задание 8. Перепишите, расставляя пропущенные буквы и знаки препинания.

Хотя с точки зрения веч…ностидост…жения чистой науки двигающие на новый высокий уровень человеч…скую мысль (по) сути вещей гораздо бол…е значит…льны и в конце концов в истории планеты и человеч…ства бол…е могущ…стве…ы чем величайшие завоевания прикладного знания в текущей жизни для совреме…иков гораздо больш…е значение имеют крупные дост…жения прикладного знания (В. Вернадский)

 

Вариант 6.

Раскройте содержание следующих вопросов (в письменной форме):

Задание 1. Деловая беседа.

Задание 2. Лингвистика и право: точки соприкосновения.

Задание 3. Функциональные стили.

Задание 4. Культура речи и эффективность общения.

Задание 5. Тактика написания и произнесения речи.

Задание 6. Проанализируйте текст с точки зрения приемов, создающих образность в художественном тексте. Почему автор выбрал именно этот тип изложения? Как создается эмоциональный фон текста? Какие приемы помогают автору раскрыть содержание данного текста?

Далеко за городом, за пустырями окраин, за сорными ольховыми перелесками, в стороне от больших дорог, посреди сосновых лесов и полян иван-чая, заброшенная, окруженная разросшейся сиренью, тихо стареет дача. Ржавеет замок, подгнивает крыльцо, чертополох заглушил цветочные грядки, и, одичавшая, отойдя от забора, сначала несмело, потом все увереннее движется по саду малина, сплетаясь с крапивой в колючую изгородь.

Надвигается август, спускается вечер. Спиной к нам, лицом к закату стоит черный лес, смотрит, как высоко над головой в апельсинных морях догорают жидкие алые острова. Вышла первая звезда, и подбирается ночная сырость. Женщины, сидящие на крылечках, натягивают подолы на колени, говорят тише, подняв темные лица к небесной тишине. Черный кот бесшумно выходит из черной травы, кладет на ступеньку черную мышку. Скоро погаснет последний небесный остров, с востока надвинется тьма, озеро глухо заговорит тяжелыми волнами; заворочается клубами, застонет, распрямляясь, дикий озерный ветер и понесется в безлюдные темные просторы с единственной осенней целью – пригибать кусты, ронять созревшие семена, гнать колючие безымянные клубки по остывающим клеверным долинам, по нехоженым перелескам и, загудев, взвиваясь к растревоженному небу, сдует первый пучок слабых, мимолетных, соскальзывающих в бездну звезд.

Поздней ночью вновь поднимется ветер и, пролетев над бушующим пустынным озером и набрав водяной пыли и гула безлюдных просторов, сорвет с крыши железный лист и, погромыхав им, швыряет в сад. Свистит пригибающаяся под ветром трава, сыплются на влажную ночную землю дикие ягоды, семена диких растений, чтобы прорасти мрачным урожаем драконьих зубов.(По Т. Толстой)

Задание 7. Найдите контекстуальные синонимы. В каких случаях они выступают в роли антонимов? С чем это связано?

1. Но не менее страшно было и на всем прочем пространстве России, где вдруг оборвалась громадная, веками налаженная жизнь и воцарилось какое-то недоуменное существование, беспричинная праздность и противоестественная свобода от всего, чем живо человеческое общество.

2. И с утра до вечера, каждую свободную минуту, он чему-нибудь учился, неустанно обезьянничал: что ни увидит, всему подражает и всегда бесталанно, хотя и довольно точно. Чего только не умел он.

Задание 8. Проанализируйте следующие диалоги. Укажите черты разговорной речи.

1. Маша слышит шум самолета и говорит Вадику:

- Как низко летит.

- Аэропорт рядом.

- Спать не мешает?

- Нет… Привыкнешь.

2. Молодой парень из окна машины обращается к прохожим:

- Мужики, спасайте, где дом 16, корпус 4?

- Командир, не знаю! Сами уже 3 часа ходим. Заблудились.

- Девятнадцатый не видел?

- Да, по-моему, это там.


 

Вариант 7.

Раскройте содержание следующих вопросов (в письменной форме).

Задание 1. Слагаемые риторического образования специалиста.

Задание 2. История развития красноречия в России.

Задание 3. Законы современного ораторского искусства.

Задание 4. Особенности современной риторики

Задание 5. Правила продуктивного спора.

Задание 6. Подберите примеры использования просторечий в разговорной речи. Укажите причины возникновения этих ошибок.

Задание 7. Вставьте пропущенные буквы.

Ш…пот, кру…кА, об…яние, колос…альный, сверх…естестве…ый, ком…ентатор, двух…этажный, радос…ный, трещ…тка, ап…ел…яция, невтерпеж…, оп…онент, ра…т…лить, крос…вки, гиган…ский, инт…л…игенция, и…подтишка, рес…урсы, деле…ка, умнож…те, рас…читывать, пан…европейский, нав…ждение, пр…бывание, скворе…ник, режис…ер, (пол)книги, меч….

Задание 8. Перепишите, расставляя пропущенные буквы и знаки препинания.

В гуще в инт…нсивности и в сложности совре…ой жизни человек практически забыва…т что он сам и вс… человеч…ство от которого он (н…) может быть отделен (н…) разрывносвяза…ы с (био) сферой с определе…ой частью планеты на которой они живут что они (геологически) закон…мерно связа…ы с ее (материально) энергетич…ской структурой. (В.Вернадский)

 

Вариант 8.

Раскройте содержание следующих вопросов (в письменной форме):

Задание 1. Основные правила орфоэпии.

Задание 2. Особенности жестикуляции при выступлении в аудитории.

Задание 3. Требования ораторского искусства к произношению речи.

Задание 4. Виды ораторской речи.

Задание 5. Правила доказательства в публичной речи.

Задание 6. Сколько ошибок допущено в предложениях? Проверьте себя по справочникам.

1. Ему никогда, раньше, не приходило в голову, что мытье посуды может быть таким удивительно красивым зрелищем: все танины движения были очень быстры, но не суетливы, очень согласованы, и как-то на редкость приятны.

2. Он вынул из кожанной сумочки, подвешанной к поясу, круглую, свинцовую пулю, оторвал, от висевшей на поясе, тряпки небольшой кусочек, поплевал на тряпку, обмотал ею пулю и забил ее шомполом в ствол мультыка.

Задание 7. Выберите правильный вариант произношения:

1. а) ши[не]ль, б) ши[нэ]ль, в) допустимы оба

2. а) фо[не]ма, б) фо[нэ]ма, в) допустимы оба

3. а) му[зе]й, б) му[зэ]й, в) допустимы оба

4. а) [не]ологизм, б) [нэ]ологизм, в) допустимы оба

5. а) к[ре]м, б) к[рэ]м, в) допустимы оба.

Задание 8. Устраните речевые ошибки, связанные с нарушением лексической сочетаемости.

1. Кричать шепотом - ее любимое занятие. 2. Императрица требовала от графа, чтобы он склонил колени перед княжной. 3. И в этом сражении русские войска потерпели победу. 4. В этих соревнованиях Сергей Бубка одержал поражение. 5. На остановке он прождал ее круглый час. 6. Их новая встреча состоялась глубокой весной. 7. Каждый год в период бархатного месяца сотрудники нашей фирмы отдыхают в Крыму. 8. За стеклянными витражами магазина были видны первые посетители.

 

Вариант 9.

Раскройте содержание следующих вопросов (в письменной форме):

Задание 1. Место агрессии в телевизионных передачах.

Задание 2. Достоинства и недостатки унифицированных деловых текстов.

Задание 3. Особенности новых видов деловой корреспонденции.

Задание 4. Ораторское искусство и культура.

Задание 5. Принципы ораторской деятельности.

Задание 6. Найдите предложения, в которых допущены грамматические ошибки, подчеркните фрагменты, подлежащие исправлению, и укажите ваш вариант исправления каждой ошибки:

1. Я поговорил и с начальником цеха, и с инженером, обои согласны с моим предложением.

2. Подходя к дому, мне показалось, что я слышу знакомый голос.

3. Кандидаты в депутаты помогают избирателям решать бытовые проблемы и этим завоевывают ихние голоса.

4. В сырых овощах больше пользы, чем в вареных.

5. После вмешательства цензора текст претерпел небольшие изменения, но ничем существенным жертвовать не пришлось.

Задание 7. Подчеркните в предложениях неправильные конструкции и замените их на нормативные (при наличии нескольких вариантов замены записывайте их через косую черту):

1. В Москве эпидемия гриппа угрожает в конце января.

2. Председатель собрания деликатно намекнул о необходимости соблюдать регламент.

3. Да что депутаты! Какие проблемы стоят перед бедными – им значения не имеет.

4. Вопрос не в том, сколько тебе лет, а в том, как ты справляешь свои обязанности.

5. Нельзя допустить, чтобы нашими судьбами вершил необразованный человек.

Задание 8. Подберите русские синонимы (слова или словосочетания) к словам иноязычного происхождения, используя словарь иностранных слов.

Дискуссия, мораторий, демпинг, аутсайдер, экспортировать, де-факто, инкогнито, брифинг, паблисити, арьергард, демократия, аннотация, аномалия, антагонист, альтруист, фетишизм.

+

Вариант 10.

Раскройте содержание следующих вопросов (в письменной форме):

Задание 1. Функции ораторского искусства.

Задание 2. Речь как объект культурологического исследования.

Задание 3. Психолого-педагогические основы речи.

Задание 4. Общение в профессиональной деятельности специалиста.

Задание 5. Назначение композиционных частей устной речи.

Задание 6. Запишите перечисленные ниже слова, расставив в них ударения и дав толкование их лексических значений.

Группировать, ерошить, задать, заиндеветь, закупорить, занять, кашлянуть, кичиться, морщить (лоб), морщить (об одежде), наперчить, нормировать, озорничать, плесневеть, прибыть, принудить, уведомить, каталог, окружит, овен, огниво, обувной, плато, деяние, пихта, красивее, налущит, нарост, повозрастной, вербовщик, вербa, надорвaло, петельный, толика (малая часть), оптовый, оползневый, гладильщик, дополна, апостроф, кладовая.

Задание7. Перепишите текст, расставив знаки препинания. Все числительные запишите словами в соответствующей падежной форме.

Завтра 16 октября с 18 часов 45 минут до 23 часов 41 минуты на улицу лучше не выходить об этом говорит положение Венеры в градусе 66 широты. Овнам не рекомендуется заключать сделки на сумму свыше 562 770 рублей, а Тельцам – на сумму менее 390 860. Раку в этот день можно рискнуть но не более чем 269 750 рублями. Если Лев уже располагает 580 272 рублями капитала ему повезет к этим 580 272 прибавится от 1,5 до 130 000. Дева давно мечтает о 1 500 000, которые могли бы поправить её дела. Завтра эти мечты сбудутся если Юпитер столкнется с Марсом.

Задание 8. Исправьте ошибки в использовании устойчивых словосочетаний. Составьте пять предложений с этими фразеологизмами (на выбор). Используйте фразеологический словарь.

1.Так вот, где собака порылась! 2. «Странный ты человек: прекрасно разбираешься в сложных вещах, а в этом простом деле вдруг заблудился в трёх берёзах», - сказал мне мой старший брат. 3. Нашему герою всё удаётся, должно быть, он родился под счастливой луной. 4. Давно надо было привести в порядок библиотеку, но никак дело не доходит. 5. Я вам зуб даю на отсечение, зачёт вы не сдадите. 6. Только при этих условиях руководитель сумеет занять авангардную роль на производстве. 7. Я поднял тост за моих далёких друзей.


 

Список используемой литературы:

Основная литература:

1. Введенская Л.А. Русский язык. Культура речи. Деловое общение: учебник. М.:КНОРУС,2012.

2. Введенская Л.А. деловая риторика: учебное пособие. М.: КНОРУС, 2012

3. Егоров П.А., Руднев В.Н. Основы этики и эстетики: учебное пособие. М.,2012

4. Руднев В.Н. Русский язык и культура речи: учебное пособие. М.,: КНОРУС, 2012

5. Самыгин С.И. Деловое общение: учебное пособие. М.,: КНОРУС,2012.

 

Дополнительная литература:

1. Кушнерук, С. П. Документная лингвистика: учеб.пособие/ С. П. Кушнерук. - 5-е изд. - Москва: Флинта: Наука, 2010.

2. Культура устной иписьменнойречиделового человека: справ.: практикум/ отв. ред. И. М. Рожкова. - 15-е изд.. - Москва: Флинта: Наука, 2009.

3.

Интернет-ресурсы:

1. https://cdbooks.narod.ru/fip/del_ob/020.htm - Деловая переписка и общепринятые правила

2. https://znamus.ru/page/mejdunar_pismo - Описание правил составления англоязычного делового письма

3. https://obsheniedel.ru – Деловое общение и его основные принципы.

4. https://www.tigf.org – Природа и сущность этики деловых отношений.

5. https://www.gramota.ru – Справочно-информационный Интернет-портал «Русский язык для всех».



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: