ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Целью освоения учебной дисциплины «Гидрогазодинамика» является формирование у обучающихся компетенций в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки «20.03.01 Техносферная безопасность Профиль: Безопасность жизнедеятельности в техносфере» и приобретение ими теоретических знаний и практических навыков для осуществления профессиональной деятельности бакалавров, которая включает: обеспечение безопасности человека в современном мире, формирование комфортной для жизни и деятельности человека техносферы, минимизацию техногенного воздействия на природную среду, сохранение жизни и здоровья человека за счет использования современных технических средств, методов контроля и прогнозирования на объектах профессиональной деятельности бакалавров, которыми являются: человек и опасности, связанные с человеческой деятельностью; опасности среды обитания, связанные с деятельностью человека; опасности среды обитания, связанные с опасными природными явлениями; опасные технологические процессы и производства; методы и средства оценки опасностей, риска; методы и средства защиты человека и среды обитания от опасностей; правила нормирования опасностей и антропогенного воздействия на окружающую природную среду; методы, средства спасения человека.
МЕСТО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫВ СТРУКТУРЕ ОП ВО
Учебная дисциплина «Гидрогазодинамика» входит в Блок 1 "Дисциплины (модули)", относящиеся к ее Базовой части (Б1.Б.15).
Для изучения данной дисциплины необходимы знания, умения и навыки, формируемые следующими предшествующими дисциплинами:
- Физика
Знания: | Основные фундаментальные понятия, законы и теории классической и современной физики; методы физического исследования; научные основы физических процессов, происходящих в конкретных профессиональных ситуациях; перспективы развития различных направлений физической науки и практики |
Умения: | выявлять естественнонаучную сущность проблем и привлекать физико-математический аппарат для решения задач, возникающих в рамках профессиональной деятельности; осуществлять контроль параметров технологических и исследовательских процессов с использованием современных измерительных приборных средств и комплексов |
Навыки: | методами экспериментального исследования, навыками использования в познавательной и профессиональной деятельности знаний из области физики; принципами анализа полученных результатов с позиций классической и современной физики |
- Механика.
Знания: | методы расчета кинематических и динамических параметров движения механизмов, основные законы преобразования энергии |
Умения: | использовать возможности вычислительной техники и программного обеспечения, применять для решения задач численные методы с использованием современных вычислительных машин, проводить расчеты на основе построенных математических моделей |
Навыки: | способностью учитывать современные тенденции развития техники и технологий в области обеспечения техносферной безопасности |
Приобретенные в результате изучения дисциплины «Гидрогазодинамика» знания, умения и навыки являются неотъемлемой частью формируемых у выпускника компетенций, в соответствии с федеральными государственным образовательным стандартом высшего образования по направлению подготовки «20.03.01 Техносферная безопасность Профиль: Безопасность жизнедеятельности в техносфере» и будут использованы при изучении последующих дисциплин:
- Безопасность жизнедеятельности,
- Теория горения и взрыва,
- Система обеспечения микроклимата.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫОБУЧЕНИЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), СООТНЕСЕННЫЕ С ПЛАНИРУЕМЫМИ РЕЗУЛЬТАТАМИ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
№ п/п | Индекс и содержание компетенции | Планируемые результаты |
Выпускник должен обладать компетенцией ОК-11 способностью к абстрактному и критическому мышлению, исследованию окружающей среды для выявления ее возможностей и ресурсов, способностью к принятию нестандартных решений и разрешению проблемных ситуаций. | Знать: основные законы абстрактного и критического мышления, исследования окружающей среды. | |
Уметь: использовать основные законы абстрактного и критического мышления, исследования окружающей среды для выявления ее возможностей и ресурсов, принимать нестандартные решения и разрешать проблемные ситуации. | ||
Владеть: способностью к абстрактному и критическому мышлению, исследованию окружающей среды для выявления ее возможностей и ресурсов, способностью к принятию нестандартных решений и разрешению проблемных ситуаций. | ||
Выпускник должен обладать компетенцией ОПК-1 способностью учитывать современные тенденции развития техники и технологий в области обеспечения техносферной безопасности, измерительной и вычислительной техники, информационных технологий в своей профессиональной деятельности. | Знать: современные тенденции развития техники и технологий в области обеспечения техносферной безопасности, измерительной и вычислительной техники, информационных технологий в своей профессиональной деятельности. | |
Уметь: использовать современные тенденции развития техники и технологий в области обеспечения техносферной безопасности, измерительной и вычислительной техники, информационных технологий в своей профессиональной деятельности. | ||
Владеть: способностью учитывать современные тенденции развития техники и технологий в области обеспечения техносферной безопасности, измерительной и вычислительной техники, информационных технологий в своей профессиональной деятельности. |
4. ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ(МОДУЛЯ) В ЗАЧЕТНЫХ ЕДИНИЦАХ И АКАДЕМИЧЕСКИХ ЧАСАХ
4.1. Общая трудоемкость дисциплины составляет:
- 4 зачетных единиц,
- 144 часов.
Распределение объема учебной дисциплины на контактную работу с преподавателем и самостоятельную работу обучающихся
Вид учебной работы | Всего по учебному плану | Курсы | ||||||
Контактная работа обучающихся с преподавателем (всего), часов | 17.35 | |||||||
Аудиторные занятия всего: | ||||||||
В том числе: Лекции (Л), часов | ||||||||
Практические (ПЗ) и семинарские (С) занятия, часов | ||||||||
Лабораторные работы (ЛР) (лабораторный практикум) (ЛП), часов | ||||||||
Контроль самостоятельной работы (КСР), часов | ||||||||
Самостоятельная работа (СРС) (всего), часов | ||||||||
Промежуточная аттестация (Экз, ЗаО, За), часов | ||||||||
ОБЩАЯ трудоёмкость дисциплины: | часов: | |||||||
зачетных единиц: | ||||||||
Текущий контроль успеваемости (количество и вид контроля К, КП, КР, эл. тест КСР) | КР(1) | КР(1) | ||||||
Виды промежуточной аттестации (За, ЗаО, Экз.) | Экз. | Экз. 0,35 |
Содержание дисциплины (модуля), структурированное по темам (разделам)
№ п/п | Курс | Тема (Раздел). Краткое содержание раздела | Виды учебной деятельности в часах / в том числе в интерактивной форме | Формы текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации | |||||
Л | ЛР | ПЗ | КСР | СРС | Всего | ||||
Раздел 1. ОСНОВЫГИДРОСТАТИКИ 1.1. Основные физические свойства жидкостей и газов. 1.2. Гидростатика. | 1 -- 0 | 0 -- 0 | 0 -- 0 | 0 -- 0 | 27 -- 0 | 28 -- 0 | Выполнение КР | ||
Раздел 2. ОСНОВЫКИНЕМАТИКИ И ДИНАМИКИ ЖИДКОСТИ И ГАЗА. 2.1. Основы кинематики жидкости и газа. 2.2. Динамика жидкости и газа. | 1 -- 0 | 4 -- 4 | 0 -- 0 | 0 -- 0 | 39 -- 0 | 44 -- 4 | Выполнение ЛР; Выполнение КР | ||
Раздел 3. ОДНОМЕРНОЕ ДВИЖЕНИЕ ЖИДКОСТИ И ГАЗА. 3.1. Гидравлические сопротивления. 3.2. Движение несжимаемой жидкости в напорных трубопроводах. 3.3. Движение сжимаемой жидкости (газа). 3.4. Истечение жидкости из отверстий и насадок. Струйные течения. 3.5. Движение жидкости в открытых руслах. Водосливы. 3.6. Относительное движение тела в жидкости. 3.7. Распространение возмущений, вызванных местным изменением давления. | 2 -- 0 | 8 -- 8 | 0 -- 0 | 0 -- 0 | 52 -- 0 | 62 -- 8 | Выполнение ЛР; Выполнение КР | ||
Допуск к экзамену | 0 -- 0 | 0 -- 0 | 0 -- 0 | 0 -- 0 | 0 -- 0 | 0 -- 0 | Защита ЛР | ||
Допуск к экзамену | 0 -- 0 | 0 -- 0 | 0 -- 0 | 1 -- 0 | 0 -- 0 | 1 -- 0 | Защита КР | ||
Экзамен | 0 -- 0 | 0 -- 0 | 0 -- 0 | 0 -- 0 | 0 -- 0 | 9 -- 0 | Экз. | ||
Всего: | 4 -- 0 | 12 -- 12 | 0 -- 0 | 1 -- 0 | 118 -- 0 | 144 -- 12 |
4.4. Лабораторные работы / практические занятия
4.4.1. Лабораторные работы
№ п/п | Курс | Тема (раздел) учебной дисциплины | Наименование лабораторных работ | Всего часов / из них часов в интерактивной форме |
Раздел 2. ОСНОВЫКИНЕМАТИКИ И ДИНАМИКИ ЖИДКОСТИ И ГАЗА. | Лабораторная работа № 1: Изучение режимов движения жидкости. | 1 / 1 | ||
Раздел 2. ОСНОВЫКИНЕМАТИКИ И ДИНАМИКИ ЖИДКОСТИ И ГАЗА. | Лабораторная работа № 2: Экспериментальное исследование уравнения Бернулли. | 1 / 1 | ||
Раздел 2. ОСНОВЫКИНЕМАТИКИ И ДИНАМИКИ ЖИДКОСТИ И ГАЗА. | Лабораторная работа № 3: Исследование движения жидкости в трубе переменного сечения. | 1 / 1 | ||
Раздел 2. ОСНОВЫКИНЕМАТИКИ И ДИНАМИКИ ЖИДКОСТИ И ГАЗА. | Лабораторная работа № 4: Исследование работы водомера Вентури. | 1 / 1 | ||
Раздел 3. ОДНОМЕРНОЕ ДВИЖЕНИЕ ЖИДКОСТИ И ГАЗА. | Лабораторная работа № 5: Исследование движения жидкости в трубе при различных скоростях потока. | 1 / 1 | ||
Раздел 3. ОДНОМЕРНОЕ ДВИЖЕНИЕ ЖИДКОСТИ И ГАЗА. | Лабораторная работа № 6: Исследование работы диафрагмы. | 1 / 1 | ||
Раздел 3. ОДНОМЕРНОЕ ДВИЖЕНИЕ ЖИДКОСТИ И ГАЗА. | Лабораторная работа № 7: Исследование истечении воды через отверстие в тонкой стенке и внешний цилиндрический насадок при постоянном напоре. | 1 / 1 | ||
Раздел 3. ОДНОМЕРНОЕ ДВИЖЕНИЕ ЖИДКОСТИ И ГАЗА. | Лабораторная работа № 8: Исследование истечения воды через незатопленное отверстие при переменном напоре. | 1 / 1 | ||
Раздел 3. ОДНОМЕРНОЕ ДВИЖЕНИЕ ЖИДКОСТИ И ГАЗА. | Лабораторная работа № 9: Тарирование ротаметра. | 4 / 4 | ||
Всего: | 12 / 12 |
Практические занятия
Практические занятия не предусмотрены.