Сама по себе отладка является щепетильным и нервирующим моментом для многих разработчиков. Вместо того, чтобы наброситься на нее, как на головоломку, которая должна быть решена, вы можете встретиться с отрицанием, неубедительными отговорками и просто апатией.
Воспользуйтесь тем фактом, что отладка представляет собой не что иное, как решение задачи, и атакуйте ее именно с этой позиции.
Обнаружив чью-то ошибку, вы можете тратить время и силы на обвинения мерзкого преступника, ее допустившего. В некоторых сферах деятельности это является частью культуры и обладает свойством катарсиса. Однако в технической сфере вы хотите сконцентрироваться на устранении проблемы, а не на выяснении, кто виноват.
Подсказка 24: Занимайтесь устранением проблемы, а не обвинениями
На самом деле, не важно, кто виноват в ошибке – вы или кто-то другой. Это все равно остается вашей проблемой.
Умонастроение отладки
Обманывать самого себя легче всего.
Эдвард Булвер-Литтон, Отвергнутый
Перед тем как начать отладку, важно настроиться. Необходимо отключить многие средства безопасности, которые вы ежедневно используете для защиты собственного «я», сбросить проектный прессинг, под которым вы можете находиться, и успокоиться. Прежде всего помните первое правило отладки:
Подсказка 25: Не паникуйте
Легко впасть в панику, особенно если вы связаны контрольными сроками или работаете с нервным руководителем или заказчиком, стоящим у вас над душой в то время, когда вы пытаетесь найти причину ошибки. Но очень важно сделать шаг назад и подумать над тем, что же на самом деле является первопричиной симптомов, которые, по вашему убеждению, являются ошибкой.
|
Если ваша первая реакция после обнаружения ошибки или просмотра отчета об ошибках сводится к восклицанию "Это невозможно!", то вы явно ошиблись. Не стоит тратить ни одного нейрона на цепочку умозаключений, начинающуюся с фразы "Но этого не может быть!", потому что совершенно ясно, что может, и это произошло.
Остерегайтесь близорукости во время отладки. Воспротивьтесь желанию устранить лишь те признаки, которые видны невооруженным глазом: скорее всего, действительная причина может находиться в нескольких шагах от того, что вы наблюдаете, и может включать ряд сопутствующих проблем. Всегда пытайтесь обнаружить глубинную причину проблемы, а не ее частное проявление.
С чего начать?
Перед тем как взглянуть на ошибку, убедитесь, что вы работаете над программой, которая прошла стадию компиляции чисто – без предупреждений. Обычно мы устанавливаем уровни предупреждения компиляторов максимально высокими. Нет смысла тратить время в попытках найти проблему, которую не смог найти и компилятор! Необходимо сосредоточиться на более сложных насущных проблемах.
Пытаясь решить любую проблему, нужно собрать все относящиеся к делу данные. К сожалению, отчеты об ошибках не являются точной наукой. Легко впасть в заблуждение из-за совпадений, а вы не можете позволить себе тратить время на исследование причин совпадений. Необходимо быть точным в ваших наблюдениях изначально.
Точность отчетов об ошибках снижается еще больше, когда их просматривает третья сторона, в реальности может оказаться, что вам придется наблюдать за действиями пользователя, который сообщил об ошибке, чтобы добиться достаточного уровня детализации.
|
Однажды один из авторов книги (Энди Хант) работал над большим графическим приложением. Дело уже шло к выпуску готовой версии, когда тестировщики сообщили о том, что приложение «падало» всякий раз, когда они проводили черту при помощи конкретной кисти. Программист начал оспаривать это утверждение, говоря о том, что все в порядке: он сам пытался выполнять аналогичную прорисовку, и все работало превосходно. Обмен любезностями продолжался в течение нескольких дней, когда напряженность вдруг резко возросла.
В конце концов все собрались в одной комнате. Тестировщик выбрал нужный инструмент (кисть) и провел черту, из ВЕРХНЕГО ПРАВОГО угла к НИЖНЕМУ ЛЕВОМУ. Приложение «упало»! Программист тихонько охнул, а затем виновато проблеял, что при тестировании он проводил черту только из НИЖНЕГО ЛЕВОГО угла к ВЕРХНЕМУ ПРАВОМУ, и при этом ошибка никак не выявлялась.
В этой истории есть два момента, заслуживающих внимания:
• Может возникнуть необходимость в опросе пользователя, который сообщил о присутствии ошибки, для того чтобы собрать больше данных, чем было дано изначально.
• Искусственные тесты (такие, как одна-единственная черта, проведенная «кистью» снизу вверх) недостаточны для испытания приложения. Необходимо осуществлять тестирование обоих граничных условий и реалистических шаблонов действия конечного пользователя. Это нужно делать систематически (см. "Безжалостное тестирование").
|
Стратегии отладки
Если вы уверены, что знаете, в чем дело, пора выяснить, как сама программа относится к происходящему.
Воспроизведение ошибок
Нет, наши ошибки на самом деле не размножаются (хотя некоторые из них возможно достаточно стары, чтобы делать это уже на законных основаниях). Мы говорим о другом способе размножения.
Начать устранение ошибки лучше всего с придания ей свойства воспроизводимости. В конце концов, если вы не можете воспроизвести ее, то как узнать, что она вообще устранена?
Но нам нужно нечто большее, чем ошибка, которая воспроизводится с помощью некоторой последовательности операций; нам нужна ошибка, которую можно воспроизвести при помощи одной-единственной команды. Процедура устранения ошибки многократно усложняется, когда вам приходится выполнять 15 операций, чтобы добраться до места, где эта ошибка выявляется. В ряде случаев вы можете интуитивно понять, как можно устранить ошибку, заставив себя абстрагироваться от тех обстоятельств ее проявления.
Другие идеи, касающиеся вышеприведенного, представлены в разделе "Вездесущая автоматизация".