КАК ДЕНЬГИ СТАЛИ ДЕНЬГАМИ?




02.11.2021

Деньги и их функции. История возникновения денег

Цель: познакомить обучающихся с понятием деньги, их видами и функциями; историей возникновения денег

Задачи:

Образовательная: формировать представления учащихся о причинах возникновения денег; подвести к выводу об исторической необходимости и значимости появления денег.

Развивающая: продолжить работу по развитию умений: использовать свой жизненный опыт и ранее накопленные знания в решении учебных задач, извлекать информацию из печатных и иллюстративных источников, сравнивать свойства товаров, используемых в качестве денег, уметь анализировать, делать выводы.

Воспитательная: формировать личностное отношение к содержанию урока и действительности – разумное отношение к деньгам и их использованию в жизни.

Основные термины: деньги, функции денег, виды денег, бартер, эквивалент.

Ожидаемые учебные результаты. После изучения темы учащиеся должны:

- знать, что такое деньги, историю их возникновения;

- понимать, какую роль выполняют деньги в человеческом обществе, и каковы их функции;

- уметь определять функции денег.

 

КАК ДЕНЬГИ СТАЛИ ДЕНЬГАМИ?

Много тысяч лет после своего появления люди обходились без денег. Им не нужны были деньги в те далекие времена, когда ничего не продавалось. Они брали у природы всё необходимое. В первобытном обществе, пока люди жили племенем, родом, общиной, имущество и пища в семье были общие, хотя у каждого имелись и личные вещи. Каждый делал, что мог. Тем, что давал труд, пользовались все на равных правах. Собственность была общей. Инстинкт, а потом и сознание подсказывали людям, что они не могут жить друг без друга. Человек в одиночку слаб, вместе с другими он может сделать всё. В начале все члены рода занимались одинаковым трудом: совместно охотились, ловили рыбу, собирали плоды и коренья. Любое из этих занятий требует много сил, навыков. Невозможно делать все одинаково хорошо, если разделить труд, все пойдет иначе, каждый будет совершенствоваться в своем деле.

Люди бессознательно использовали преимущества, которое им давала жизнь, общество. Они стали обмениваться продуктами своего труда и торговать еще в очень глубокой древности. Археологи обнаружили, что обмен между племенами был еще в каменном веке. Разделение труда было главной причиной развития обмена. Одно племя могло жить в таком месте, где имелись хорошие залежи пригодного для изготовления орудий кремния, а другое племя было лишено этих запасов сырья.

Этнография знает примеры очень примитивного обмена. Многие племена, находившиеся на очень низком уровне развития, обменивались с соседями так: в условленное место приносились продукты, предназначенные для мены. Там их раскладывали и оставляли. В отсутствие продавцов приходили соседние племена, с кем было договорено, оставляли свои товары и забирали оставленные для них. Постепенно при обмене выявляется такой товар, который становится эквивалентом стоимости всех других товаров, то есть, все товары, которыми торговали в данной области, могли быть приравнены к определенному количеству этого товара. Так возникли первые деньги.

Среди многих первобытных народностей Азии, Африки, Океании очень долго существовала примитивная форма денег - раковины. Раковины каури ходили как деньги и в таких странах с высокой древней цивилизацией, как Китай, Япония и Индия. У многих малоразвитых племен раковины - деньги носят в связке и в случае опасности зарывают их в землю как сокровища. В Меланезии известны так называемые "свиные деньги". Эти странные деньги представляют собой связки раковин, стеклянных бус, собачьих зубов и даже свиных хвостиков. Назначение этих денег довольно курьезно: на них покупают свиней и платят ими выкуп за невесту. Связки свиных денег достигают иногда по истине невероятной для денег величины - до 12 метров.

Что только не служило человеку деньгами! От коровьих черепов на острове Борнео до брусков соли в Африке, от металлических копий в Конго до человеческих черепов на Соломоновых островах. Например, в XV веке в Исландии платили так: за подкову - 1сушеную рыбу; за пару женских башмаков - 3 рыбины; за бочонок вина - 100 рыбин; за бочонок сливочного масла - 120 рыбин. С обладанием этих необычных денег связаны те же хлопоты и волнения, что и с самыми обыкновенными деньгами. Устраивались особые "сберегательные кассы" для связок раковин. Создавали специальную охрану этих "касс", то есть домов, где племя хранило связки раковин - сбережения своих сочленов. Сила денег переносилась и в загробный мир. Покойнику в могилу клали связки раковин.

Одной из очень распространенных форм денег в древности до изобретения монет, был скот. Корова, бык, овца - вот те деньги, которые употребляли многие древние народы, знавшие в последствии настоящие деньги. Мы употребляем слова "капитал", "капитализм" и хорошо знаем, что они значат. Однако мало кто вспоминает при этом, что слово "капитал" произошло от латинского caput - голова, счет же скота вели по головам.

Вопрос: Как вы думаете все эти «деньги» были удобны для использования?

Представьте, что вы путешественник и эти «деньги «вам придется брать с собой это удобно?

Нет, товары портились, некоторые из таких «денег» были тяжелы и неудобны в использовании, ношении, поэтому люди пытались найти то, что стало бы идеальной единицей обмена, то есть небольшой ценный предмет, который бы мог храниться долго.

Что же это могло быть? Люди стали использовать кусочки металла, так в древнейших государствах мира - Месопотамии и Египте - пользовались слитками металла как посредниками при обмене. Иногда эти металлические деньги делали в форме кольца, полукольца, бруска и т.п. Позднее научились чеканить монеты.

(видео фрагмент о появлении денег)


2.ВИДЫДЕНЕГ

Существует два вида денег: наличные и безналичные. Наличные (монеты и купюры), безналичные (банковский чек и электронные карточки.

Язык монеты. А еще я хочу сегодня вас познакомить с языком монеты.

Аверс - лицевая сторона монеты

Реверс – оборотная сторона монеты,

Номинал – официально объявленная стоимость ценных бумаг, бумажных денег, банкнот, монет…

Гурт - боковая поверхность монеты.

 

ФУНКЦИИ ДЕНЕГ

Деньги – это особый товар, служащий всеобщим эквивалентом.

Эквивалент – нечто равноценное или соответствующее в определенном отношении другому товару.

Деньги были созданы для облегчения и ускорения обмена. Со временем деньги начинают выполнять и другие функции.

Сущность денег раскрывается в функциях, которые они выполняют, а именно: мера стоимости, средство обращения, средство образования сокровищ и накопления, средство платежа, мировые деньги.

Функции денег:

1)Мера стоимости – эту функцию деньги выполняют через установление цен на товары.

2)Средство обращения – деньги выполняют роль посредника в обмене товаров (Т – Д – Т) осуществив продажу товаров (Т – Д), товаропроизводитель на вырученные деньги покупает необходимые ему товары (Д – Т).

3)Средство накопления (образования сокровищ) – если товаропроизводитель после продажи товара длительное время не покупает другой товар, то он изымает деньги из обращения, накапливает их, превращая в сокровища. Сокровища накапливают и частные лица, и государство (в виде государственных золотых запасов, хранящихся в ЦБ страны).

4)Средство платежа – товары не обязательно продавать и покупать только за наличные средства. Иногда у покупателя может не быть наличных денег, тогда он покупает товары в кредит, т.е. с отсрочкой платежа.

5)Мировые деньги – эту функцию деньги выполняют в процессе обслуживания экономических связей между странами.

В роли мировых денег выступают слитки благородных металлов (золото).

 

Дополнительно вопросы для разминки:

1. Могли ли ледяные кубики стать денежной единицей в Северной Америке?

2. Мог ли стать деньгами товар, очень редкий в какой-то данной местности?

3. Какими свойствами должен обладать товар, который выступает в качестве денежной единицы?

4. Зачем на русских монетах, имеющих номинал 3, 5 копеек, выдавливались три, пять точек?

5. Наука об умелом, эффективном ведении хозяйства.

6. Оборотная сторона монеты.

7. Металлические монеты и бумажные билеты, служащие средством оплаты товаров.

8. Денежное вознаграждение за труд.

9. Совокупность заработной платы, пенсий стипендий и других денежных выплат, полученных членами семьи.

Домашнее задание

1.Составьте эскиз своей купюры для использования в классе.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-12-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: