Первичное усвоение новых знаний.




Геометрия 11 класс.

Г.

Тема: Понятие вектора в пространстве

Цели урока: Обучающая: понятие вектора в курсе планиметрии; изучить векторы в пространстве; определить основные понятия для векторов: направление вектора, абсолютная величина, равенство векторов, нулевой вектор; закрепить новые понятия на практических задачах.

Развивающая: показать учащимся широкий спектр возможностей применения векторов; развивать стремление к достижению поставленной цели, способность переноса ЗУН на новые ситуации; совершенствовать пространственное воображение и мышление учащихся; развивать навыки диалоговой культуры.

Воспитывающая: воспитать математическую культуру, грамотность; формировать активность, внимательность, наблюдательность.

Личностные результаты: сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;

Метапредметные результаты: умение самостоятельно определять цели своей деятельности, ставить и формулировать для себя новые задачи в обучении;

Предметные результаты: осознание значения математики для повседневной жизни человека;

Тип: урок открытия новых знаний.

Эпиграфом к уроку я предлагаю высказывания великого математика Н.И. Лобачевского:

«Мудрость не дана человеку от рождения: она приобретается учением.»

 

Ход урока

Организационный этап.

2. Постановка задач и целей урока. Ребята, тема сегодняшнего урока «Векторы в пространстве». Мы с вами должны вспомнить понятие вектора на плоскости и перенести полученные знания на рассмотрение векторов в пространстве, а также определить основные понятия для векторов и заполнить таблицу “Векторы в пространстве вот в таком виде.

Название определения Формулировка определения Запись
Вектор    
Нулевой вектор    
Одинаково-направленные (сонаправленные)    
Противоположно-направленные    
Коллинеарные векторы    
Абсолютная величина    
Равные векторы    

Актуализация знаний.

- С понятием “вектор” вам приходилось встречаться очень часто. Где?

физике (направление силы, скорости, ускорения и др.)

пример: Для того, чтобы охарактеризовать движение тела в данный момент, недостаточно сказать, что оно движется с какой-то скоростью, надо указать направление его движения.

 

- Исходя из данного примера физики, каким образом вы определяли понятие вектора на плоскости?

Учащиеся: Вектор – это направленный отрезок.

Первичное усвоение новых знаний.

Как вы думаете, на основе данного примера, что можно сказать о векторе в пространстве? Что такое вектор?

Учащиеся: Вектор – это направленный отрезок.

- Каким образом изображается вектор на рисунке?

Учащиеся: Стрелкой.

- Обозначается?

Учащиеся: Либо большими, либо прописными латинскими буквами.

- Давайте занесем это в таблицу.

Название определения Формулировка определения Запись
Вектор направленный отрезок  

- Хорошо, мы с вами определили понятие вектора. Далее мы должны рассмотреть основные понятия векторов в пространстве: направление вектора, абсолютная величина, равенство векторов.

- Но прежде чем рассмотреть данные понятия ответьте на такой вопрос. Как называется вектор, у которого начало совпадает с концом?

- Итак, вектор у которого начало совпадает с концом вектора называется нулевым. Обозначение:

Изображение: в виде точки.

- Занесем данные в таблицу

Название определения Формулировка определения Запись
нулевой вектор вектор, у которого начало совпадает с концом

- Далее перейдем к рассмотрению направления векторов. Итак, вектор-это направленный отрезок, а если у нас имеется два вектора, как могут быть направлены эти векторы?

- Итак, вспомнили, два вектора, могут быть одинаково- направленными (сонаправленными) и противоположно- направленными.

- В пространстве также два вектора могут быть одинаково-направленными (сонапрвленными) и противоположно-направленными.

Пример:

Следовательно, одинаково-направленные (сонаправленные) векторы имеют одно направление, а противоположно-направленные – противоположное направление. Запись: в виде стрелок.

- Отметим это в таблице.

 

Название определения Формулировка определения Запись
одинаково-направленные(сонаправленные) одинаковое направление  
противоположно-направленные противоположное направление

- Далее рассмотрим устно задачу.

Задача. На рисунке определите одинаково-направленные (сонаправленные) и противоположно-направленные векторы.

Решение:

одинаково-направленные

противоположно-направленные

Игровой вопрос.

- Ответьте как называются ненулевые векторы, которые лежат на одной прямой или на параллельных прямых?

Учащиеся: коллинеарные

- Итак, коллинеарные векторы - это ненулевые векторы, которые лежат на одной прямой или на параллельных прямых.

- Запишем в таблицу определение коллинеарных векторов.

Название определения Формулировка определения Запись
коллинеарные векторы это ненулевые векторы, которые лежат на одной прямой или на параллельных прямых одинаково-направ. противоположно-направ.

Коллинеарные векторы могут быть одинаково-направленными (сонаправленными) и противоположно-направленными.

- Итак, с одним основным понятием векторов мы познакомились. Далее вспомним абсолютную величину (или модуль) вектора.

Абсолютная величина (модуль) – это длина отрезка, изображающего вектор.Запись:

- Занесем данное понятие в таблицу.

Название определения Формулировка определения Запись
абсолютная величина (модуль) длина отрезка, изображающего вектор

- И перейдем к последнему понятию связанному с вектором - это равные векторы. Равные векторыэто векторы, которые одинаково направлены (сонаправленные) и имеют равные длины.

Запись:

- Занесем в таблицу определение равных векторов, а также запись равных векторов.

Название определения Формулировка определения Запись
равные векторы векторы, которые сонаправлены и имеют равные длины


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-12-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: