Витебская духовная семинария




Белорусская Православная Церковь

Московского Патриархата

Витебская Епархия

Витебская духовная семинария

 

Реферат на тему Монашество и Монастыри Афона.

 

Студент 4 курса Витебской духовной Семинарии

Ганзиенко Владимир Сергеевич

 

Преподаватель Патрологии:Протоиерей Александр Кислый

 

 

Введение:О сути монашеской жизни и значение в современном мире.

На протяжении многих лет многое изменяется в нашей жизни, как религиозной так и бытовой. Церковь словно цветущий куст роз наполняется красками цветов и ароматом необыкновенного запаха:Строятся храмы, украшаются своды, открываются новые монастыри и отстраиваются старые забытые обители. Молодежь начинает ходить в Церковь Божию и это самое удивительное что есть на свете! Ведь на молодежи многое зиждится поскольку все мы христиане когда то были молодыми это самое лучшее время прихода во Святой Храм. Но жемчужина духовности, места обучения и просвещения стали наполнять действительно наполнятся желаниями многих людей посвятить свою жизнь Богу! Ведь как только человек изменит свою жизнь начнет мыслить, молиться, и жить с Богом вступая за порог Церкви Христовой, становясь истинным христианином –душа радуется за него. Наука из наук духовная жизнь как говорит наш дорогой владыка ректор и другие проповедники, святые и подвижники благочестия. И именно хорошие монастыри да и вообще многие имеют глубокое стремление и содержание для того чтобы глубже вникнуть в тонкости духовной жизни!

Для кого то монастырь стал модой и много неосознавшие путь тернистый и удивительный отправляются с ревностью необдуманной в монастыри. Но везде и всегда нужно иметь осторожность, ибо те кто действительно желает облечься полностью во Христа должен иметь глубокое осознание своего выбора посвятить жизнь Богу и размышление. В первую очередь монастырь не является родным домом порою для многих ибо не все желанны и способны жить в монастыре, поскольку многие приходят со своими немощами и недугами во врачебницу Христову! Населяя Его сады!

Чтобы вжиться в жизнь монашескую нужно иметь в своем сердце в своем естестве таинственное внутреннее родство с этим глубочайшим семейным духовным кругом. Ведь человек не слышавший не имеющий музыкальный слух не созвучно вольется в ансамбль или хор! Монашество как центр духовной жизни есть тайна Божия и далеко не все могу понять и распознать ее сущность! Поэтому даже у пастырей церкви и у самих многих монашествующих видно разное мнение насчет этого. Монашество есть сокровенная наука, наука которая имела свою преемственость опыта духовной жизни! И именно одна из колыбелей монашеской жизни Святая Гора Афон на данный момент хоть из за нестроений хранит тот опыт и ту основу которую не многие смогли сохранить. Ведь монашеская наука как устное практическое предание передается из рук в руки не понаслышке. Монашеству невозможно научится вполне из книг о монашестве поскольку не каждый впитывает как губка знания например, о уединении, о аскетизме, о умной молитве сможет пережить эти глубочайшие знания применяя на практике их. Cегодня в монастырях в наших условиях поститься, молиться, трудиться, по особенному ответа без практики применяя знания точным и опытным путем, проходя через многие скорби и тяготы можно добится при смирении и уповании на милость Божию –взывая Его о помощи продвинуться на этом пути монашеского делания. Но не каждый при усиленном старании верно вникнуть в особенности своего положения, познавая дух своего пережитого и характер подвига коиму призывают и обязывают монашеские обеты без наставника. Ибо тайну и ум тонкости монашеской жизни передаются путем монашеского общения. Что обитель Афон сохранила до сих пор! Получив правильное монашеское направления,от правильного наставника который живет с Богом неразрывно, живя по Заповедям и по Слову Божию преуспеяние можно достигнуть великого. Однако сложно в наше время ведь мало осталось подвижников духовного благочестия! Многие святые подвижники благочестия такие как святой преподобный Иоанн Лествечник, основатель монашества –святой преподобный Антоний Великий и другие святые отцы призывали к истинному духу монашества давая вектор направления ибо молодому иноку требуется столько благоговейного труда и трепета, осторожности, бодрствования, ревности, внимания самоотрешения для того чтобы вникнуть к святой тайне монашеской жизни, приобщившись истинному духу!Ибо только действие Божественной благодати способно изменить при взаимном желании человека его жизнь. В современном мире монашество по настоящему до конца не восстановилось:Востанавливаются храмы, кельи, монастырские территории, иконы, облачения. Совершаются постриги, собирается братия и выбираются настоятели –Но это не то что есть настоящая монашеская жизнь.Ибо как учат святые отцы настоящая монашеская работа есть духовная война или как говорил святой Никодим Святогорец назвав свой труд:Невидимая Брань(Духовная).

Начало монашеской жизни по святым отцам:

Первый вопрос который испрашивает постригающий игумен или иеромонах либо архиерей ставленника это почему пришел ставленник припадая ко святому жертвеннику и дружине черноризцев. И первое слово которое выражает ставленник для удаления от мира житейского. Этот ответ на призыв и является основой краеугольного камня монашеского.Ведь без удаления глубоко решительного внутреннего от мира всего лишь будет «разукрашенный гроб» который в себе содержит лишь прах.

Исаак Сирии: «Без удаления от мира никто не может приблизиться к Богу. Удалением же называю не переселение телом, но устранение от мирских дел. Добродетель удаления от мира состоит в том, чтобы не занимать ума своего миром».

Преподобный Иоанн Лествичник: «Отречение от мира есть произвольная ненависть к веществу, похваляемому мирскими, и отвержение естества для получения тех благ, которые превыше естества».

«Монах есть тот, кто держится одних только Божиих словес и заповедей во всяком времени, и месте, и деле. Монах есть всегдашнее понуждение естества и неослабное хранение чувств».

«Монах есть тот, кто, скорбя и болезнуя душею, всегда памятует и размышляет о смерти, и во сне, и во бдении».

Мир сейчас как суета сует а порою как хаус или как нечто ценное сокровенное но лишь без примеси греха является сокровенным. Ибо хаос отразился в нашем сердце, проник в нашу жизнь и смущает нас делая рабами страстей порою изнутри заслоняя нас от Бога. Образ монашеского жития состоит том чтобы собрать все чувства и мысли в путь направления к Единому Сердцеведцу Богу подчинив свою волю ему, а для этого необходимо внутреннее и внешнее отрешение от мира(суеты и многозаботливости)дабы обрести несравненную сладость жизни со Христом.Таков путь монашеской жизни, который славно и похвально показали в своих трудах воспев святые отцы. Такой есть высший путь образа жизни на земле. Но в монашество порою приходят разными путями, кто то действительно усердно посвятить свою жизнь Богу, а кто то от безысходности либо другой причине. Но если даже стало неудобно жить в миру, это не повод сразу принимать монашества, ибо редко кто придя в обитель неподготовленным, неосознавшим свой путь теряется в тернистой зоне не изменяясь к настоящей монашеской жизни. Поэтому по недосмотру невнимательности порывах неправды или ложной ревности и другим неправильным причинам совершается неосознанный постриг который порою ставит новопостриженного как говорили святые отцы в тупик. Вот тогда появляются у новопостриженного уныние,скорбь,скучание,побеги и прочая суетное мечтание и действие.

И в это время в душе иноческая жизнь совершенно чужда, но обеты даны, и снять их никто не вправе.

И из-за этого вся жизнь человека превращается в постоянную муку и томление. Оттого у святых отцов часто встречается строгое наставление: тщательно испытывать намерение приходящего к иноческому постригу и только после нескольких попыток этого удостаивать его оного.

 

Говорит преподобный Иоанн Лествичник пастырю:

 

«Прежде довольного рассмотрения, которое и у мирских благоразумно употребляется, руки /к пострижению/ скоро не возлагай ни на кого (1Тим. 5, 22), чтобы некоторые из овец, пришедшие к нам в неведении, со временем достигши полного разума, и не стерпев нашей тяготы и зноя, снова не обратились в мир; за что будут отвечать пред Богом возложившие на них руку прежде времени».

Гордыня порою всему виной. Лишь она с превозношением превращает духовную красоту в уродство. От нее предостерегают святые отцы. Молодежь отличается порою тоже, есть действительно необыкновенные праведные молодые люди а есть большинство которое раслабленное леностью, праздностью впадает в гордыню.

 

 

Говорит преподобный Исаак Сирии: «Как часто случается, что человек бывает непотребным, непрестанно уязвляемым и низвергаемым по причине недостаточного опытного познания в монашеской жизни, находится постоянно в расслаблении душевном, но после этого вдруг похищает хоругвь из рук воинства сынов исполиновых, имя его превозносится и восхваляется оно гораздо более, нежели имя подвижников, известных своими победами; он приемлет венец и драгоценные дары в обилии пред всеми друзьями своими. По этой причине да не попустит себе, кто бы то ни был, отчаяния; только не вознерадим о молитве, и не поленимся попросить у Господа заступления». Поэтому необходимо духовное руководство на пути к спасению!

 

Глава Вторая:Монастыри Афона и Его святыни:

Святая гора Афон несравненная и величественная и красивое место глубокой духовности. Сама Пресвятая Богородица где ощутимо ее действие и по ныне и в истории земного бытия игуменьей правит во всех обителях. Есть даже пример из удивительного чуда. Во время празднования 800летняго юбилея Пантелеимонова монастыря свершилось всенощное бдение и множество насельников разошлись по келиям но к периоду Божественной литургии совершился пожар леса который распространялся и лишь по молитвам старцев произошло чудесное появления тучи которая спасла монастырь.

…Как страшно сие место! Это не иное что, как дом Божий, это врата небесные, — восклицал ветхозаветный Иаков, пробудившись от известного сна (Быт 28, 16–17). Из его слов мы заключаем, что на земле действительно есть места особого присутствия Божия, с одной стороны, принадлежащие обычной земной реальности, с другой — представляющее тайну сокровенную. История Афона: Афон был известен на протяжении в творчестве древнейших поэтов. Например Никандр в 146 году до Р. Х. в своей «Европе» изобразил Афон как исполина, который немного ниже звезд стоит среди неизмеримого моря и мечет две величайшие стрелы, особенно к противоположному мысу Канастрийскому. В Священном Писании есть четыре упоминания о горах, связанных с событиями Священной истории. На горе Синайской совершилось божественное установление и законодателсьтво Моисею. На горе Кармил пророк Илия переживает присутствие Божие и вкушает знамение Его могущества. На горе Елеонской совершилось Божественное вознесение Господа, а на горе Фавор Его славное Преображение (Лк 9, 29). Гора Афон заключает в себя все, что относится к каждой из них.Во первых несравненно данное место является местом для жизни Божественных заповедей-деятельное житие, стяжание добродетелей, место непрекращаемого подвига и самоотречения. Если ты монах, иди в горы», — говорил прп. Арсений Великий. Ибо здесь в душу вносится чувство о Боге. Монастыри Афона:Всего их насчитывается 20 монастырей но я выбрал самые интересные на мой взгляд монастыри!

Великая Лавра:

Является первенствующим монастырем на Святой Горе Афон.. Монастырь находится на месте античного г. Акрофоон, в местности, в византийскую эпоху называвшейся Мелана.

Основатель лавры святой Афанасий Афонский который основал ее в 963 году. Именно он привнёс в пещерное и отшельническое монашество систему общежития (киновии), которая впоследствии стала преимущественным и главным образом жизни как на Афоне, так и в других монастырях на востоке.

 

Благодаря императорам Никифора Фоки и Иоанна Цимисхия монастырь обустроился.

 

Обитель долгое время процветала, постепенно накапливая свое влияние и количество владений. Кроме ежегодного подаяния золотом, установленного императорами Фокой и Цимисхием сам император Василий II подарил монастырю остров.

В период эпохи четвертого крестового похода лавра была разграблена в 1205 году. В дальнейшее время благодаря грамотам императоров Андроника и Димитрия Палеолога монастырь востановился териториально, а пожервтование делал монастырю сербский правитель Стефан Душан.

Но из за времени набегов и влияния османской империи монастырь дошел и до кризиса.

Держался киновийного устава вплоть до XIV века. Преобразование Лавры в XIV веке в особножительный привело к установлению утсава внутреннего. В 1574 году Патриарх Александрийский Сильвестр возвратил монастырь к общежительному жительству а спустя почти 100 лет, в 1670 году, Лавра вновь стала особножительной.

Святыни: Крест и жезл св. Афанасия; чудотв. иконы: «Экономисса» и «Кукузелисса»; мощи св. Василия Великого, св. Михаила Синадского, св. ап. Андрея Первозванного, св. Ефрема Сирина и др.

Ватопед: второй в иерархии афонских монастырей являющийся самым древним богатым и обширным. По преданию монастырь в его нынешнем виде создан около 972—985 годов тремя богатыми и знатными людьми: Афанасием, Николаем и Антонием. Они приняли монашество и стали учениками преподобного Афанасия Афонского, который отправил их жить на то место где сейчас стоит Ватопед.

В библиотеке монастыря хранится: очень множество рукописей около 1700, 600 кодесков на пергаменте и более 10 тысяч изданий печатных.Сама старая рукопись монастыря это «Географии» Клавдия Птолемея, датируемая XI веком, книга написана на пергаменте.

Святыни монастыря:Пояс Пресвятой Богородицы. Чудотворные иконы Богоматери «Всецарица» (XVII в.), «Елеоточивая», «Закланная». Глава святого святителя Иоанна Златоуста.

Иверский монастырь основан грузинами в 980-983 годах. Был построеи на развалинах античного города Клеони. Название монастыря произошло от оснавателя монастыря грузинского монаха Иоанн Иверского, ранее служивший в Великой Лавре. Монастырь построен на средства грузинского царского дома Багратионов.

 

В 1259 году униаты практически разрушили монастырь, а 1285 году монастырь испытал нападение латинской веры. В 1306 году он подвергался страшному разорению от пиратов-каталанцев, которые три года грабили Афонскую гору уничтожая и разоряя сокровищницы благочестия. В 1357 году монастырь указом патриарха был передан в управление грекам, которые к тому времени превосходили грузин численностью. Это обитель славится удивительной Иверской Иконой Божией Матери.

В середине XVI века после передачи в Москву из Афонского Иверского монастыря списка Иверской иконы Божией Матери царь Алексей Михайлович пожаловал монахам Никольскую обитель в Москве. В период с 1617-1626 годов в Иверском монастыре был построен водопровод, в 1622 году башня и здание причала, а в 1674 году была расписана часть Соборного храма.В 1830 году Иверский монастырь захвачен греками, которые в 1866 году заменили все грузинские надписи греческими.

Хиландар: В иерархии монастырей занимает четвертое место. Является одним из величайших религиозных святынь Сербии.Основан в 1198 году святым архиепископом Саввой и его отцом князем Стефаном Неманей. Которые приняли постриг в Ватопеде. Достопримечательность монастыря является виноградная лоза которая растет из гроба святого Симеона в храме Ведения Пресвятой Богородицы. Его лоза по преданию исцеляет от бесплодия. В 1722 году монастырь сильно пострадал от пожара. В конце XVIII века Хиландар стал уже болгарским. Расцвет Халиндара произошёл после 1896 года, от посещения сербского короля Александра Обреновича. Именно он оказав монастырю большую материальную помощь востановил монастырь заселив в него много монахов.В результате сербов в обители снова стало преобладающее число, и опять они стали во главе монастыря.

В 2004 году монастырь сильно пострадал от пожара, уничтожившего почти половину строений обители (за исключением библиотеки, ризницы и четырёх из восьми часовен), в связи с чем в монастыре проводятся восстановительные работы, которые финансируются правительством Сербии.

Монастырь был основан двумя греческими аристократами, окончившими здесь жизнь в иночестве: Алексий и брат его Иоанн.

Однако существует легенда, что монастырь основал император Комнин Впервые о монастыре упоминается в 1358 году. Святыни: Мощи Великомученика Феодора Стратилата, бессребренников Косьмы и Дамиана,честицыЖивотворящего Креста, часть щита великомученика Меркурия. Икона Богородицы Геронтисса это одна из самых почитаемых икон на святой горе Афон.

Зограф:Болгарский монастырь посвященный святому Георгию Победоносцу.Девятый монастырь в иерархии афонских монастырей

 

Название происходит от слова Живописец. Основан тремя братьями, уроженцами города Охрид в Болгарии: Моисеем, Аароном и Иоанном. Они расселлясь вначале в кельях, соорудили общий храм, получив в молитве откровение посвятить его имени великомученика Георгия Победоносца, лик которого сам изобразился на доске, приготовленной для иконописи. Своего покровителя, чудесно изобразившего себя, основатели назвали живописцем и от иконы прозвался сам монастырь, куда стали приходить богомольцы, привлечённые слухом о чуде, особенно, когда из Палестины достигла до столицы молва об исчезновении изображения св. Георгия, в монастыре близ Лидды. Монахи признали образ в Зографе с изображением Льва Философа и многие шли на поклоние ко святому образу.

.При Михаиле Палеологе Зограф как отказывающийся присоединиться к унии был разорён. 10 октября 1276 года в башне монастыря латиняне сожгли 26 преподобномучеников, воспротивившихся унии с Римом.

Монастырь был возобновлён молдавским воеводой Стефаном III Великим только в 1502 году.

В июле 1913 года, в ходе Второй Балканской войны, монастырь, в котором находился болгарский военный отряд, взят штурмом греками.

Святыни Монастыря: Древнейшая чудотворная икона святого Георгия Победоносца, икона Пресвятой Богородицы, именуемая Акафистной. Зографское евангелие, преподнесено монахами Александру II, который передал его в Императорскую публичную библиотеку.

Эсфигме́н: Хотя монастырь был признан и утвержден в своём статусе Кинотом в X веке, построен намного раньше — в V веке императором Феодосием II при учредительстве его сестры Пульхерии. Преподобный Антоний Киево-Печерский принял монашеский постриг и подвизался в монастыре Эсфигмен, откуда принёс на Русь традиции монашеского благочестия. Его келья с церковью во имя преподобного Антония возвышается на склоне одной из скал рядом с монастырём.

В XVI веке два раза монастырь уничтожался пиратами, но восстанавливался В XIV веке настоятелем Эсфигмену был будущий святитель Григорий Палама.

В XIX—XX веках в обители сильно ощущалось русское присутствие: при поддержке русских царей был построен новый Спасо-Вознесенский храм и несколько параэкклесий — малых храмов, расположенных внутри каре, окружающего монастырский двор.

Во время войны за независимость 1821 года монахи отказались выдать предводителя повстанцев Эммануила Паппаса, который укрылся в Эсфигмену, турецкому губернатору Горы Афон, несмотря на все уговоры девятнадцати других монастырей, которые сотрудничали с турецким правителем. В связи с этим с 1821 до 1832 года Эсфигмен не существовал как монастырь из-за того, что оттоманские власти реквизировали здания и использовали их для расквартирования войск во время войны Греции за независимость.

Библиотека монастыря содержит 372 рукописи (75 на пергаменте) и 8000 печатных книг.

В обители бережно хранится множество мощей святых, например, стопа Марии Магдалины. Имеются ценные реликвии, такие как крест Пульхерии и мозаичная икона Спасителя VII века.

Разногласия между монастырём Эсфигмен и Константинопольским патриархатом возникли во время встречи Папы Римского и Константинопольского Патриарха для совместной молитвы в начале 1960-х годов. Монахи обвинили патриархат в связях с Ватиканом и экуменизме.

13 ноября 1971 года Святое собрание горы Афон которая является главным управляющим органом, состоящий из представителей всех монастырей Святой Горы в Карее, — постановило: «В вопросе о возобновлении поминовения Вселенского Патриарха каждая обитель, как самоуправляющаяся, должна быть свободной в выборе образа действий, согласно совести».

С 1974 года братия монастыря отказывалась возносить имя патриарха Константинопольского Димитрия (правящего епископа всех афонских монастырей), обвиняя его в и отсутствии своего представителя в Священном Киноте.

11 марта 1974 года патриарх Димитрий написал письмо Священному Киноту, в котором извещал о наложении прещений на непоминающих его святогорцев. В их число входили архимандрит Афанасий, игумен Эсфигмена, и многих должны били изгнать со святой горы. Игумены двух других братств — архимандриты Дионисий Григориатский и Андрей Святопавловский — подлежали низложению, если в течение двух месяцев они не возобновят поминовение патриаршего имени. По получении патриаршего письма полиция обрезала телефонную линию в Эсфигмен и выставила оцепление вокруг монастыря. В ответ монахи заперли монастырские врата и вывесили со стены большой чёрный транспарант с надписью «Православие или смерть», тем самым предупреждая губернатора что они готовы силой защищать свою веру ценности и святую обитель.В период Страстной седмицы никто не выходил с монастыря и он был полностью отрезан от мира.Конфликт резко обострился в конце 2002 года, когда Константинопольский патриархат официально объявил мятежную братию схизматиками.

В 2005 году была создана канонически признанная община монастыря, за которой признано право на обладание монастырём. В декабре 2006 года произошла массовая драка между мятежной братией и монахами, пытавшимися занять монастырь

Но и до сих пор монастырь бастует. В июне 2008 года сообщалось о стягивании полицейских сил к монастырю. Позиция мятежной братии вызвала сочувствие и поддержку в некоторых кругах Русской православной церкви.

24 сентября 2009 года суд Салоник приговорил 14 монахов монастыря, включая игумена обители схиархимандрита Мефодия, к одному году тюрьмы условно «за нарушение общественного спокойствия», то есть за отказ исполнить предписания властей и покинуть монастырь, а 6 апреля 2011 года суд приговорил всех упоминаемых монахов к шести месяцам тюремного заключения «за незаконную оккупацию зданий монастыря». С 2012 года греческая полиция периодически производит рейды по штурму или блокаде монастыря.

Монастырь Святого Пантелеимона на Афоне считается «русским», хотя по составу насельников стал вполне русским лишь в последней четверти XIX века, когда перешёл под фактический контроль Российской Церкви и российского правительства вплоть до начала Первой мировой войны.

Под юриздикцией Константинопольского Патриархата.

Первоначальное русское монашество на Афоне существовало уже в XI веке и было признано в качестве отдельного монастыря в 1169 году - обитель Фессалоникийца.

 

Во времена монголо-татарского ига на Руси большинство монахов были греками и сербами.

 

В конце XV—XVI в монастыре жили преимущественно сербы, что засвидетельствовано документами переписки администрации обители с московскими властями того времени.

 

В XVIII веке монастырь пришел в такое бедственное состояние, что в монастыре было 2 инока только.

Около 1770 года греческие иноки Пантелеимонова монастыря переселились в принадлежавшую монастырю прибрежную келлию в честь Воскресения Христова, где в начале XIX века монастырь был заново отстроен господарем Валахии Скарлатом Каллимахи, - преобразован в скит.

 

Игуменом с 1821 года был грек Герасим, благоволивший русскому присутствию. Русское присутствие в монастыре стало возрождаться с прибытием в него в 1830-х иеромонаха Аникиты и иеромонаха Иеронима.

После кончины в 1846 году общего духовника русских на Афоне старца иеросхимонаха Арсения отец Иероним стал преемником его по духовному влиянию на Святой Горе между русскими, и не только между ними, но даже и среди греков, болгар, сербов, и святогорцев других народностей. Отец Иероним не искал влияния. Для него это был естественный плод Любви и подвижничества.

Монастырь пользовался покровительством русской императорской семьи во второй половине XIX века значительно разросся и отстроился.

 

В 1861 году духовной собор старцев монастыря постановил отправить в Россию иеромонаха Арсения Минина для сбора добровольных пожертвований. В августе 1867 года он привёз в московский Богоявленский монастырь святыни из Пантелеимонова монастыря, для которых позднее, на деньги благотворителей, им была построена Афонская часовня.

Первым русским игуменом стал в 1875 году архимандрит Макарий (Сушкин). Значительный рост количества насельников из России вызывал трения и конфликты.

В начале XX века российский Святейший Синод и правительство рассматривали и сам монастырь, и всех русских насельников на Афоне как находящихся также и в их юрисдикции. Хотя после второй мировой войны Русская православная церковь и власти СССР числили Пантелеимонов монастырь среди обителей РПЦ, к тому не было никаких церковно- или гражданско-правовых оснований. В конце 1980-х насельникам монастыря Константинопольским Патриархатом было прямо указано на недопустимость возношения имени Московского Патриарха на общественном богослужении поскольку каноническая территория принадлежит Константинопольскому Патриарху. Через некоторое время данный монастырь стал большим по числу братии и территории.Монастырь претерпевал страдания от пожаров и грабежей пиратов и их набегов.

Вследствие политики Константинопольского патриархата, направленной на выдавливание русских монахов с Афона и действий властей Греции по ограничению прибытия граждан СССР на Афон, в Пантелеимоновом монастыре в начале 1970-х годов осталось 13 монахов.

После визита на Святую Гору Патриарха Пимена в 1972 году ситуация изменилась колосально.

 

Первым из руководителей России, посетившим монастырь был Владимир Путин.

Реликвии моанстыря: Монастырь отмечен подвигами ряда русских насельников, наиболее известный из которых являлся старец Силуан, скончавшийся здесь в 1938 году.

 

Сокровище монастыря это библиотека сильно пострадавшая во время пожара 1959 года, и несколько бесценных святынь, среди которых мощи Святого Пантелеимона, стопа Андрея Первозванного, честная глава апостола Луки, мощи Иоанна Предтечи, апостолов: Петра, Филиппа, Фомы, Варфоломея и Варнавы; первомученика Стефана, Исаакия Далматского, Дионисия Ареопагита, бессребренников Космы и Дамиана, Кирилла Иерусалимского, Трифона и многих других. Здесь же находится чудотворная икона Божией Матери, именуемая «Иерусалимская», икона святого Иоанна Предтечи, древняя икона святого великомученика и целителя Пантелеймона и икона священномученика Харалампия.

 

Монастырская библиотека содержит более 20 000 книг и рукописей.

Преподобный Никодим Святогорец:Его имя славится и сам святой почитается.Жил во второй половине 18 века. Вся его жизнь была связана с Грецией: там он родился, с двадцати шести лет проживал на Афоне, где принял постриг.

Преподобный Никодим с покорностью и стойким рвением и благоговением выполнял все возлагаемые на него послушания, в том числе и литературное: самый известный его труд это «Невидимая брань» рассказывает, как христианину приблизиться к добродетельной жизни. Другие его произведения: предисловие к «Добротолюбию», «О хранении чувств», «Новый Синаксарь», также он написал несколько песнопений.

 

Преподобный Нил Мироточивый:Аскетический подвижник живший в 16-17 веках. На Афоне он жил уединённо в пещере на скале.

Нил Мироточивый написал книгу «Посмертные вещания», содержащую не только рассуждения о том, как избегать греха, но и пророчества об антихристе и книга сама по себе имеет эсхатологический характер и содержит много ценного и поучительного!

 

Преподобный Паисий Святогорец:Cамый известный афонский монах и подвижник 20 века.Посвятил себя еще с детства мечтав быть монахом воспитывая в себе любовь к людям.С конца 60-х годов преподобный Паисий начал болеть, но продолжал делать свой труд принимая людей, приезжавших нему в монастырь Кутлумуш со всего мира ищя помощи и прося молитв. Он был причислен к лику святых в январе 2015 года.

 

О старце Паисии снято множество фильмов и написано много книг. Сам он автор книг: «О семье христианской», «Возвращение к Богу он земли на Небо», также изданы его письма духовным чадам. Старец Паисий известен своими советами и наставлениями, после его смерти монахини одного из греческих монастырей решили собрать их воедино, получилось шесть томов, освещающих все стороны жизни современного христианина — духовную жизнь, молитву, подверженность мирских страстям, семью.

Преподобный Силуан Афонский примечателен тем для нас и значим что он родился в России –проведя в нем свое детство. Его юность была не слишком благочестивой, но в какой-то момент он услышал в душе призыв к монашеству. В двадцать шесть лет он попал в афонский Пантелеимонов монастырь, вскоре состоялся постриг.

 

Силуан Афонский старался жить с умной сердечной молитвой, непрестанно трудясь и совершенствуясь по пути. С ней он составлял свои «Писания» — своеобразные размышления о бренном мире и месте человека в нём. Также ему принадлежат книги: «Плачет душа моя за весь мир», объединяющую духовные мысли и поэзию, «Господь — наш Отец», раскрывающей сеть главной добродетели — любви.

 

Преподобный Иосиф Исихаст:Самый яркий подвижник Афона. В двадцать четыре года он выбрал монашеский путь и приехал на Афон, борясь там с многочисленными искушениями. В конце жизни вокруг него стала собираться монастырская братия, он стал их духовным наставником.

 

Преподобный Иосиф Исихаст оставил после себя — «Изложение монашеского опыта» «Полное собрание творений».

Порфирий Кавсокаливит.В 2013 году причислен к лику святых.

Его монашеский подвиг начался в Кавсокаливийскому скиту на Афоне, но вскоре ему пришлось покинуть Святую Гору и отправиться служить в монастырь святого Харлампия. После него он отправися на служение в разные города Греции, но желал вернуться на Афон. Его желание исполнилось в 1984 году.

Порфирий Кавсокаливит поучал давая немало наставлений, приезжавшим к нему.Впоследствии все его наставления были собраны в книге «Цветослов советов», Слова о воспитании детей «Радость веры»-которая удивительно является книгой утешения которая заставляет не отчаиваться и не огорчаться!

Архимандрит Георгий Капсанис с 1974 года жил на Афоне, его избрали игуменом монастыря Григориат.

Где он начал свой труд как миссионера и издателя.

 

Георгий Капсанис написал большое количество трудов, среди них можно назвать сборник статей «Монашество. Его роль и значение для Церкви», книгу «Пастырское служение по священным канонам», записи его проповедей собраны в книге «Бог стал человеком, чтобы человек стал богом».

 

Ефрем Мораитис:Здравствующий писатель монах.

Родился в Греции в 1928 году, в девятнадцать лет стал послушником на Афоне, его духовным отцом был старец Иосиф Исихаст. В 70-х годах он возглавил монастырь преподобного Филофея. Вскоре ему пришлось поехать в Канаду на лечение.

 

Промыслом Божьим архимандрит Ефрем занялся открытием монастырей в Америке. Он написал сборник бесед «Искусство спасения», книги: «Бог в пустынях Европы и Америки», «Моя жизнь со старцем Иосифом», «Отеческие советы».

 

Григорий Зумис

Архимандрит Григорий Зумис с детства готовил себя к монастырскому подвигу, общался с афонскими монахами, учился в духовной школе. Уже более сорока лет он возглавляет монастырь Дохиар на Святой Горе.

 

Архимандрит Григорий является автором книг: «Люди Церкви, которых я знал», «Боголюбцы. Рассказы о подвижниках благочестия современных Греции, монахах и мирянах».

 

Монах Симеон Афонский — один из самых загадочных монахов Святой Горы, информации о нём крайне мало. Он взял себе монашеское имя в честь своего почившего отца-монаха. Начинал он свой путь в России, потом пребывал на Кавказе, сейчас входит в число братии афонского монастыря святого Пантелеимона.

 

Он написал несколько книг, помогающих христианину прийти ко спасению, среди которых: «Тропа в белых облаках», «Золотые правила для новоначальных, собранные в уединении», «Опыт, оплаченный жизнью».

Вывод:

На протяжении долго периода времени как мы видим из истории монастырей Афона –Святая гора, претерпевала множество тернистых искушений и проблем нахлынувших невидимой бранью на монашествующих в целом.Но милостью Божией и усердным действием монашествующих и непосредственным покровом Божией Матери обители монастырей сохранились и многие оставили духовное преемство хоть и находился разлад и нестроения среди монашествующих.

Неизвестно, какая роль уготована Афону во дни Второго Пришествия Иисуса Христа. Пока самым удивительным моментом из жизни самого Афона можно считать лишь явление Пресвятой Владычицы игуменьи земель монашества Обращаясь ко встречавшим Ее местным жителям, Пресвятая Богородица, как пишет св. Стефан Святогорец, произнесла: «Место сие да будет Моим жребием, который дан Мне Сыном и Богом Моим! Да пребудет благодать Божия на месте сем… Сему месту Я буду Заступница и теплая о нем Ходатаица к Богу» Когда мы говорим о святом граде государстве Афоне видя труды святых подвижников и просто монашествующих, хранителей знаний в библиотеках и их труд и устав жизни, понимаешь насколько удивительный и скорбный сей путь!-Что именно если бы не было здесь Бога тщетно были эти непосильные труды и тщетна была вера наша как говорил Апостол Павел. Видя разные монастыри разные государственные группы по национальности монахов и приезд паломников понимаешь насколько Афон был центром просвещение того времени.Какое он привнес влияние на окружающие его города, страны, территории на протяжении долгого времени его существования.

Из истории монастырей мы видим передачу афонских монашеских традиций. Кроме этого Православные Церкви Восточной Европы и есть главные объекты такого влияния. Данное влияние представляет из себя явление гораздо более широкое, нежели внутреннее устройство того или иного национального или религиозного института.

И самый главный фактор тот чтобратия притекает на Афон из тех же самых Церквей.

И это удивительный Промысел Божий –действие через людей:Афонских подвижников и угодников Божиих, которые своими трудами творениями посвятили жизнь в укреплении Поместных церквей и всей православной веры.Видя старание и рвение отцов в соответствии с данными им дарами полученными от Бога ты понимаешь что шквал деятельности был огромен. Кто то занимался как переводчик и развивал самобытную книжность и храмостроительство. Кто то внес огромный вклад в просветительскую деятельность а кто то своим исповедованием и мученичеством показал правильный вектор укрепив людей в вере Божией.

Святые отцы говорят, что «никто не становился монахом, не увидев на лице другого отблеск вечного света». Для обретших благодать Божию поведать миру о подлинных измерениях бытия оказывается делом сложным, ибо, с одной стороны, Бога нельзя познать как объект, но только как Того, Кто Сам раскрывается в личном общении; с другой — предполагает весьма подготовленную «аудиторию». Научение искусству святости и передача монашеских традиций осуществляются тем н



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: