Основная часть. Из истории храмов г. Ветлуги.




Областной исторический исследовательский конкурс краеведческих работ обучающихся образовательных организаций Нижегородской области «Моя семья в истории страны»

Номинация: «История малой Родины»

 

 

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА НА ТЕМУ:

«ИЗ ИСТОРИИ ХРАМОВ г. ВЕТЛУГИ»

 

 

Подготовил:

Кибенко Иван Викторович,

обучающийся II курса по специальности

«Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта»,

ГБПОУ «Ветлужский лесоагротехнический техникум»

Руководитель:

Александрова Татьяна Борисовна,

преподаватель.

 

 

Ветлужский район,

2017г.

Основная часть. Из истории храмов г. Ветлуги.

1.1.Возникновение первых храмов в Поветлужье.

Православные храмы на реке Ветлуге начинают строиться с XIII века. Ветлужский краевед Д.П.Дементьев отмечает прибытие на Ветлугу в 1240 году марийского князя по имени Коджа Ералтем. Он принимает христианство и в верховьях реки строит город Якшан (позднее назывался Кажирово). В Якшане строится первая на Ветлуге церковь в честь Николая Чудотворца.

Однако Поветлужье еще долго было краем, населенным марийцами, глухим и довольно безлюдным. В середине XV века священник из Великого Устюга Варнава прибыл в «пределы пустые» и основал обитель, на месте которой возникла Троице – Варнавина пустынь. Важную роль в распространении христианства на Ветлуге и в бассейне р. Вол сыграл Макарьевский монастырь на Унже.

В 1616 году на месте сегодняшней Ветлуги было семь дворов, три кельи и небольшая церковь на кладбище. Вот, что было сказано о поселении на месте г. Ветлуги: «Стан Воскресенский, а в нем … деревня Щупликово на реке на Ветлуге, а на ней крестьян; во дворе Степанко Фёдоров, во дворе Иванко Иванов, во дворе Сенька Кузьмин. … Погост на реке на Ветлуге, а на погосте церковь Воскресенье Христово деревяна клетцка, теплая, с трапезою. А в церкви образы и свечи, и книги, и ризы, и сосуды церковные, и колокола, и все церковное строение приходских людей. Да на погосте ж церковных дворов: во дворе поп Герасий Васильев, во дворе дьячок Иванко Иванов, во дворе пономарь Миронко Марков, во дворе проскурница Марфица Самойлова дочь, да 3 кельи нищих, питаются от церкви Божьи».

[4, с. 67]

В соответствии с материалами Ветлужского краеведческого музея, в 1635 году были церкви по Ветлужской волости:

1. Богоявленская на Волу.

2. Ильинская на Пижуге.

3. Георгиевская в Жегрине на Волу.

4. Троицкая на Турани.

5. Вознесенская в с. Боярка на Вятской дороге на Ветлуге.

6. Никольская в Белышеве на речке Нужне.

7. Воскресенская в селе Шупликове.

8. Преображенская в селе Спасское.

9. Макарьевская на Ветлуге.

Данная информация позволяет сделать вывод: на реках Ветлуге и Волу были села, а в них - храмы. Следовательно, первые христианские храмы появились в Поветлужье в начале 17 века. Характеризуя храмовые постройки, Д.П. Дементьев писал: «Постройки церквей производились из дерева и скудных материалов, имеющихся под руками, самими верующими, они не могли, конечно, представлять из себя что – либо замечательное и едва ли отличались от простых крестьянских домов». [4, c. 51] По описанию Д.П. Дементьева, храм в 17 веке выглядел следующим образом: «Главы на церквях и на пределах были не шатровые. Алтари - круглые, а в церкви были три двери: царские, южные и северные. Возле царских ворот по правую сторону стоял образ Всемилостливого Спаса, а рядом с ним – образ настоящего святого храма. По левую сторону царских дверей - образ Пречистой Богородицы». [4, c. 51] Следовательно, можно сделать вывод о том, что внутреннее убранство ветлужских храмов не отличалось особой пышностью. Утварь, в основном была медная и деревянная, иконы писались на холсте, реже - на дереве.

В 17-18 веках в Поветлужье оформились основные приходы. По данным Д.П. Дементьева, «в 1795 году, кроме церкви в Ветлуге, значилось 14 одноприходных, 1 - двухприходная, 3 - трехприходных и 4 –черырехприходных храмов». [ 4, c. 51] Известный краевед М. Балдин пишет: «… в конце XVII в. в пределах Воскресенского стана с населением около пяти тысяч жителей мужского пола было создано 10 церковных приходов, на которых стояло 15 деревянных храмов. В 1635 году освящена церковь святого великомученика Георгия на реке Вол, в 1675 году в д. Холкино – церковь Успенья Богородицы, в 1696 году – в с. Вознесенье, в 1700году – в с. Архангельском, в 1714 году – в с. Белышеве, в 1716 году – в с. Макарьевском. Старые церкви в начале XVIII века заменяются деревянными новыми. Так в 1691 году освящается новый храм Воскресения Христова в с. Воскресенском (г.Ветлуга), а в 1707 году в том же селе строится второй деревянный храм Благовещения Пресвятой Богородицы с приделом святого Ильи Пророка». [5, c. 34] В 50-70 годы XVIII века было построено 11 новых деревянных церквей в 6 селах: в Архангельском, в Белышеве, в Вознесенье, в Спасском, в Турани, в Георгиевском. По слова М. Балдина, «каждая из них представляла собой оригинальное архитектурное сооружение».[5, c. 45] Особенно выделялась среди прочих церковь в честь священномученника Харлампия в с. Белышеве. Новые храмы были просторны, заполнены пышным убранством, церковной утварью, было много резьбы. Но век деревянных церквей не был долог, и в начале XIX столетия на Ветлуге начинают строиться каменные храмы. «За первую половину века в пределах границ ветлужского района было построено 9 таких храмов. Первым из них построен в 1805 году храм Пресвятой Троицы в г. Ветлуге; в 1808 году – в Турани, в 1816 году - в Холкине на месте устаревшей церкви Успенья, в 1826 году – в Макарьевском, в 1845 году – в Богоявленском …» [ 5, c. 45]. Строятся церкви в Архангельском, в Белышеве, на городском кладбище в г. Ветлуге. В 1859г. на новом месте в конце главной улицы города, ул. Костромской, освящается каменная пятикупольная Воскресенская церковь.

Таким образом, в Поветлужье, как и по всей России, создание городов и новых населенных пунктов сопровождалось строительством храмовых комплексов. Православные традиции входили в жизнь ветлужан вместе со строительством новых храмов.

1.2. Из истории храмов г. Ветлуги.

Троицкая церковь г. Ветлуги построена в 1805г. Огромный храм имел уникальные особенности: по углам его четверика на пьедесталах были поставлены скульптуры четырех евангелистов. Престолы: во славу Пресвятой Троицы, в честь св. Евангелиста Иоанна Богослова и преподобного Феодосия, Тотемского чудотворца. Летом 1890г. новый пожар охватил почти весь город. Троицкая церковь оказалась в самом его центре и сильно пострадала.

Священники в Ветлужских храмах служили подолгу. Не была исключением и Троицкая церковь. Много лет прослужили в ней о. Василий Зарницын, о. Николай Крылов, о. Вячеслав Ильинский.

В 1935г. власти обложили храм непосильным налогом, ни у священника, ни у прихожан такой суммы не было, и храм был закрыт. Отец Вячеслав перешел в Екатерининскую церковь и служил в ней до своего ареста в 1937г.

В стенах же растерзанного храма была устроена городская электростанция, а затем много лет располагались цеха филиала завода им. Ульянова (после «перестройки» АО «Термаль»). Возрождение храма началось в 1993г. В апреле этого года была создана православная община церкви. В сентябре 1995г. назначен настоятель в приход Троицкой церкви г. Ветлуги. Началась служба во вновь восстановленном северном приделе храма, хотя через стенку, в главном приделе, еще работал литейный цех завода. В 1996 г. закончилось поэтапное выселение завода на основную площадку. До сегодняшнего дня идет трудный процесс восстановления, возрождения храма, который еще потребует огромных затрат, не только финансовых, но и духовных.

Свято-Екатерининская церковь г. Ветлуги была построена в 1850г. на городском кладбище на средства казанского купца Алексея Яковлева Тихонова. Престолов три: св. Великомученице Екатерине, св. апостолам Петру и Павлу, Святителю Николаю. Она была приписана к Воскресенскому собору. Храм был однокупольный с шатровой колокольней в русском стиле. В народе церковь часто называли просто «Кладбищенская». В годы репрессий храм постигла та же участь, что и все культовые сооружения Ветлуги и края. Некоторые ветлужане утверждают, что церковь не закрывалась официально. Осенью 1937 года арестовали священников, старост, некоторых особо активных прихожан церквей города и района, но сами церкви официально еще не были закрыты, но и функционировать они не могли – служить-то было некому, да и церковные органы управления перестали существовать по той же причине. Власти начали закрывать храмы как бесхозные строения. Если же и появлялся в приходе священник, то служил он, как правило, недолго. Его арестовывали за «антисоветскую пропаганду». Возможно, так было и в Екатерининской церкви. Официально закрыть ее власти, видимо, не решились. Возмущение верующих города Ветлуги было велико и выливалось в постоянные жалобы и прошения. Однако это не помешало процессу разрушения храма. Была снесена колокольня, разрушен купол, продолжился процесс уничтожения кладбища, начатый еще в 1918 году. Могильные плиты и памятники использовались жителями при закладке фундамента своих домов. Часть церковного имущества была конфискована, а часть уничтожена. Некоторые предметы религиозного культа поступили в Ветлужский музей, что не произошло с церковным имуществом Воскресенского собора и Троицкой церкви. Эти предметы сохранились, а впоследствии были переданы во вновь открывшийся храм. Церковь была вновь открыта в начале 1943 года и уже больше не закрывалась. Это была единственная действующая церковь на огромной территории Поветлужья. В 2000 году храм был полностью восстановлен, построена колокольня и четыре купола, которых в первоначальном варианте не было.

Церковь Воскресения Христова построена в 1859 году. Воскресенский собор пятиглавый с колокольнею в двух главах и обнесен каменною с решеткой оградой. Престолов в соборе три: Воскресению, Благовещению и святым мученикам Фролу и Лавру. По штату положены: протоиерей, священников два, дьяконов два, псаломщиков три. Приписаны к церкви были одна церковь, шесть часовен шесть и пять деревянных часовен в приходских селениях. В 1896 году Воскресенская церковь переименована в собор. Кафедра епископа открыта 1922 году.

По данным Ветлужского краеведческого музея, в числе последних настоятелей Воскресенского собора были:

ü В 1913 году скончался о. Василий Матвеевич Покровский.

ü С 1913г. по 1930г. настоятелем был о. Павел Ксенофонтович Максимовский.

ü Последний настоятель – о. Александр Иванович Зарницын.

В 1918 – 1919гг. имущество собора и книги были конфискованы новой властью. Начался период гонений и разрушений. Но не пришли еще сроки уничтожения Воскресенской церкви. Один из благочестивых ветлужских прихожан поехал к начальству в Москву и добился разрешения на открытие собора. «В собор вошел его настоятель о. Александр Зарницын. Он упал на колени и заплакал. За ним вошел протодиакон Иоанн Воздвиженский и опустился на колени рядом. Люди, сколько их было в храме, заплакали. Епископ Неофит, видя такую любовь народа к храму Божию, прослезился сам».[4, c. 34]

Официально собор был закрыт решением облисполкома 11 сентября 1938 года. Причину закрытия объяснили так: «В связи с тем, что Воскресенский собор является бесхозяйственным зданием, церковной двадцатки нет, служители культа изъяты органами НКВД за контрреволюционную деятельность». ».[3, c. 34] В стенах Воскресенского собора был оборудован пивзавод, а в 1960 году – хлебозавод, который функционирует до сегодняшнего дня.

Таким образом, история ветлужских храмов тесно связана с историей страны. В годы Советской власти многие храмовые сооружения г. Ветлуги были разрушены, а священнослужители подверглись гонениям. Восстановление храмов в г. Ветлуге начинается в постсоветский период.

1.3. Православные традиции ветлужан.

Православные традиции ветлужан складывались веками. И духовенство занимало особое место в жизни дореволюционного ветлужского общества. Леонид Николаевич Успенский пишет: «Ветлужане вообще любили ходить в церковь, особенно перед большими праздниками церкви были полны народу. К священникам относились с уважением. Пожертвования на церковь делали всегда. Никаких «выходок» в отношении уважения религии я никогда не замечал ни с чьей стороны. На берегу возле Троицкой церкви, но вне ограды, стояли два или три столбика – часовенки довольно давних времен. В особых углублениях были поставлены деревянные образки, которые от давнего времени утратили свои изображения. В 1915 г. я видел образки сохраненными, несмотря на то, что возле столбиков-часовенок каждую неделю проходили базары. Никто не трогал образки, и они хранились, вероятно, лет пятьдесят или более. Большинство людей остерегалось совершать воровство или кражи. Религиозность людей – большое дело. Она принуждала воздерживаться от преступлений. На исповеди боялись, вдруг священник спросит: «Не украл ли чего?» Я вообще никогда не слышал, чтобы кто-нибудь из ветлужан судился за большие преступления или был бы сослан, или осужден. Меня радовало, что в городе хулиганства и связанного с ним уничтожения или порчи чьего-либо имущества не было. Никогда никто в уличных фонарях не бил стекол…, и стекла в домах, и заборы, и палисадники всегда были целы. Целы и невредимы были и все деревья, посаженные у домов или на бульваре. Ветлужане своим детям давали только христианские имена (по календарю) и совершали над ними все христианские обряды. Три раза в год церковный причт обходил «со славой» дома своих прихожан (в Рождество, в Крещение, в Пасху). Служили короткий молебен с действием и пением соответственно празднику. Крестные хода вокруг города были на второй день Троицы, в Духов день и в Петров день. Девятого июля в память о большом Ветлужском пожаре 1890 года была традиция – вечером на углах улиц владельцы домов устанавливали столы с хлебом-солью. Священники обходили город, у столов служили коротенький молебен, переходя от одного столика к другому. Чиновники, учительство, врачи, духовенство подолгу служили на своих местах. Многие имели хорошие дома и жили вполне безбедно. В учреждениях служили на одном месте всю свою жизнь. Например, священники отец Павел Максимовский служил в Ветлуге долго, отец Василий Покровский, Зарницын… Все дорожили своей службой и сами были людьми достойными, добросовестными и опытными в работе». [3, c. 12]

Д.П. Дементьев пишет: «В городе жили люди разного материального благосостояния: были и побогаче, и победнее. Были сословия: купечество, духовенство, чиновники, но какой – либо классовой вражды я не замечал, отчасти в силу религиозности ветлужан». [ 5, c. 50] Н.Н. Оглобин отмечает, что в Поветлужье проживали также «староверы, уходившие от преследований господствующей церкви. Они основали много поселков и иноческих скитов, сделавшихся центрами старой веры. Приверженность православных ветлужан старине проглядывает в обрядах и обычаях. Так, некоторые крестьяне употребляют и дома, и в церкви не православное троеперстное крестное знамение, а старообрядческое двоеперстие». [ 4, c. 71]

Основными прихожанами были крестьяне казенных лесных дач, население заброшенное и бедное. Бедно жили и священнослужители. Кроме своих прямых обязанностей, они пахали землю, пасли скот, обучали детей в школах и семинариях. На скудное казенное жалование и сборы натурой с прихожан священнослужителям трудно было выжить, но, по утверждению Д.П. Дементьева, они «сана своего духовного не бесчестили корыстолюбием и не обижали прихожан своих». [4, c. 51] Богослужения в ветлужских храмах проводились по воскресеньям и праздничным дням. Религиозные праздники, по мнению писателя и этнографа В.И. Белова, «служили не одному только веселью и отдыху. Они несли в быт организующее начало, упорядочивали трудовую стихию, были своеобразными вехами, ориентирами духовной и нравственной жизни». [1, c.140 ]

Ветлужские священники, епископы и многие верующие миряне достойно вошли в молитвенный строй Русской Православной церкви. Священники в своих приходах, в своих храмах служили подолгу, лет по двадцать – тридцать, практически всю жизнь. Примеров тому много. По данным Ветлужского краеведческого музея, ни один десяток лет прослужил в Богоявленском храме о. Григорий Весновский, о. Павел Потехин – в Белышеве, о. Василий Поздеевский – в Макарьевском, о. Василий Либеров – в Новоуспении, о. Яков Махровский, о. Владимир Ястребов, о. Иоанн Зарницын, о. Василий Покровский, о. Павел Максимовский, о. Александр Зарницын, о. Иоанн Знаменский – в Воскресенской церкви города Ветлуги, о. Николай Крылов, о. Вячеслав Ильинский – в нашей Троицкой церкви. Очень символично, что и смерть приняли наши пастыри все вместе. Они были расстреляны в Горьковской тюрьме 28 ноября 1937 года. Вот их имена:

о. Александр Благовещенский (с. Георгиевское)

о. Григорий Весновский (с. Белышево)

о. Иоанн Розанов (с. Турань)

о. Алексей Чудецкий (с. Белышево)

о. Андрей Скворцов (с. Новопокровское)

о. Александр Карпинский (с. Георгиевское)

о. Сергей Кислицын (с. Галкино)

о. Иоанн Сеготский (с. Макарьевское)

о. Владимир Слободской (с. Новоуспение)

о. Владимир Успенский (с. Новоуспение)

о. Владимир Драницин (с. Спасское)

о. Вячеслав Ильинский (г. Ветлуга, Екатерининская церковь)

о. Иоанн Знаменский (г. Ветлуга, Воскресенский собор)

о. Александр Зарницын (г. Ветлуга, Воскресенский собор)

Последний Ветлужский епископ Неофит в тюрьме содержался отдельно, 11.11.1937г. был приговорен «тройкой» к высшей мере наказания и вскоре расстрелян. Сегодня можно с уверенностью сказать, что они снова все вместе, уже не в нашем земном мире. Хочется надеяться, что небесными покровителями и заступниками вернуться они на родную землю в сознание и жизнь общества. Ведь давно уже сказано: «По вере вашей да будет вам…».

Список литературы:

1. В.И. Белов «Повседневная жизнь русского Севера. Очерки о быте и народном искусстве крестьян Вологодской, Архангельской и Кировской областей», Москва, 2000 год. –[1]

2. Н.С. Толстой «Заволжские очерки», Нижний Новгород, 2013год.-[2]

3. Н.И. Оглобин «Речные проселки», Нижний Новгород, 2010 год.-[3]

4. «Ветлужская сторона», Кострома,1995 год. –[4]

5. «История Ветлужского края», выпуск № 1, 2002г.-[5]

6. «История Ветлужского края», выпуск № 2, 2010г.- [6]

Приложение



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-07-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: