ПУСТЬ ВСЕГДА БУДЕТ СОЛНЦЕ




Артём Киракосов

Проект «Арт-Память » Галерея «АртБаzа »

Грант Президента Российской Федерации | Град Преподобного Сергия

РАДИ ДЕТЕЙ

Художник Сергей Дунчев | 1916 2004

| ветеран и герой двух страшных войн 1939 – 1940 1941 – 1945 |

 

01.

Сергей Дунчев, «Под новый год». 1958. Подрамник, холст, масло, кисти, рама. 120 х 100 см

 

 

Когда думаешь о героях прошлого, поколении наших славных родителей, выдержавших и победивших, -- нет, не только в Войне, но в Мире, -- то понимаешь ВЫСОКИЙ СМЫСЛ ИХ ПОДВИГА: они сделали это для нас! -- ради нас.

Начать разговор о художнике Дунчеве, Сергее Яковлевиче, уроженце Пензенской области, патриоте и гражданине Града Преподобного Сергия, в котором он остался жить инвалидом I группы, выжив в 1944 после тяжелейшего ранения, пройдя истино Героем от начала и до конца две жуткие войны: Финскую, Отечественную, --- необходимо именно с этой, счастливой, лучащейся картины «Под новый год».

Это масштабное полотно -- камерное, домашнее (вот парадокс!). Мы, дети тех лет, узнаём на нём всё: себя, своё состояния праздника, одухотворённости, эти звенящие золотом яблоки, сказочные солнышки сладких, традиционных для нашей Страны, новогодних мандарин, крупные клоки белой ваты -- как бы снег на душистой, под потолок, густой ели, лоснящиеся звенящими лаками (толстого, сочного стекла) игрушки на ней: шишки, фрукты, обощи, зверьё и птиц, -- наши улыбки и грусти -- какие ароматы разлиты...

Живописец написал своих детей: старшего, Станислава, младшую, Наташу, -- таких разных по характеру и образу: смеющийся и волевой сын, меланхолическая и кукольная дочура. Оба ребёнка -- по стопам отца: военный, художница!

На стене, в глубине, в тени -- над крупным календарём -- Ленин! И это важно: Дунчев создаёт свою Лениниану, но вся она -- детям и о них.

Художник мастерски соединяет две популярнейшие тенденции тех лет: гиперреальную плотность тона и цвета, воплощённую максимально гремящей во славе тех лет по выставкам живописью Лактионова, и вольный, широкий мазок -- от Коровина, влияние которого не угасало ни на ком из русских, какой бы строй не царствовал в их Стране, да и где бы они ни жили по миру (как сам Коровин), разбросанные Революцией 1917!

Это подвиг жизни -- он был ради нас, ради детей, так я и назвал, прочтя по-своему оставшееся и завещанное нам, и озаглавил очерк художнику Дунчеву «РАДИ ДЕТЕЙ ».

 

 

15 04 2020

репродукция: Сергей Дунчев, «Под новый год». 1958. Подрамник, холст, масло, кисти, рама. 120 х 100 см

АвтоТекст № 0271

https://vk.com/id15993373?w=wall15993373_43264

ФотоАльбом № 1178 ВКонтакте

https://vk.com/album15993373_274174101

На FaceBook:

https://www.facebook.com/photo.php?fbid=3162590723772053&set=a.3162590540438738&type=3&theater

ФотоАльбом № 1178 На FaceBook:

https://www.facebook.com/profile.php?id=100000634702752&sk=media_set&set=a.3162590540438738&type=3

ВидеоАльбом № 1135

https://www.youtube.com/playlist?list=PLWiyxSup4vrT6q2xD5-UNngRJFfbrZuMV

ВидеоРолик № 01:

https://youtu.be/aUfyDikCEVw

02.

Сергей Дунчев, «Обнажённая». 1939. Подрамник, холст, масло, кисти, рама. Размер неизвестен. Изображение редактировано по скану репродукции с каталога живописных произведений С.Я. Дунчева

 

 

Думаю, настало время найти истинную отправную точку творчесва Дунчев, разыскать главного в его жизни учителя, исправить и следующую в биографии Дунчева ошибку, где долгое время Баку считался местом его рождения, а на самом деле он родился в 1916 в семье Дунчевых у Якова Дмитриевича и Татьяны Исаевны в селе Кривозерье Ниже-Ломовского района Пнзенской области, а в Баку, где Серёжа пошёл в школу и начал рисовать, семья переехала по смерти его матери позже.

Упорные занятия 17-летнего ребёнка в изостудии одного из Бакинских районных Домов Культуры увенчиваются его убедительной победой за произведение «Нефтяной фонтан», 1- ой премией на ежегодном всегородском конкурсе Изобразительного искусства в общегородском Доме Пионеров, и на следующий год, в 1934, он, закономерно, становится заметным учащимся одного из лучших в те годы художественных училищ в СССР -- Бакинского, имени Азима Азимзаде, где „ в числе его учителей -- такой известный мастер живописи, как С. И. Куликов -- ученик И.Е. Репина “, читаем в биографии художника под нынешней редакцией писателя и историка искусства Сергиева Посада Раисы Бобрешовой, написанной к каталогу проиведений живописи сыном Дунчева Станиславом.

С.И. Куликов “ (а ну ка переставим местами буквы инициала с С.И. на И.С. и получим) -- это один из блистательных учеников и продолжателей дела Илья Ефимовича Репина, среди которых видим Сомова, Кустодиева, Малявина, Билибина, Грабаря, Кардовского, Грекова, Браза, многих, достойнейших ещё других, -- Иван Семёнович Куликов (1875, Муром -- 1941, Муром), в творчестве и жизни которого находим все, как художественные, так и идейные, русские, советские -- мощнейшие и искреннейшие патриотические -- истоки и ответы живописи, как Дунчева-ученика, так и Дунчава -- зрелого, от «Обнажнной» 1939, до детских, женских, гражданских и военных портретов, до жанровой, исторической, пейзажной живопси, натюрмортов, летописи Пионерии и масштабных полотен на батальные темы.

Не качественная репродукция «Обнажнная»1939 года письма учащего последнего, дипломного, 5 курса Бакинского художественного училища, с скамьи которого ровно накане войны с Финляндией 13 ноября он призывается в ряды воинов Красной Армии -- единственное, что остаётся нам от большого, богатого (как видно) ученического периода Сергея Дунчева, и, несмотря на это, видно: «Обнажнная» 1939 -- настоящий живописный учебной живописи тех лет, и чем больше проходит времени, тем дороже нам это чисто Репинская Традиция, которой шли многие русские, советские художники, в том числе его учитель, член с 1927 года "Общества имени Ильи Ефимовича Репина", Иван Семёнович Куликов и сам Сергей Яковлевич Дунчев.

В «Обнажнной» 23-летний учащийся, дипломник Дунчев -- достойный продолжатель реалистических традиций Русской живописи, справляется со всем: сложнейший контраст освещённой части Модели с глухо затемнённой стеной пишется им мастерски -- цвет остаётся насыщен, тон плотным, колорит весь собранным, выверенным, классичным, тёплым.

Трогательно, что Модель стоит спиною, лицом к здоровенной, металлической печи (так было теплее? -- наверное!..), в ногах её -- не голубь ли белый. А под локтём у неё -- не знамя ли Красное, Полотнице -- с каким-то из лозунгов тех лет...

 

Галарея Произведений

Учителя Сергея Яковлевича ДУНЧЕВА (1916, Кривозерье -- 2004, Сергиев Посад)

Ивана Семёновича КУЛИКОВА (1875, Муром -- 1941, Муром):

https://elena-sem.livejournal.com/2366387.html

 

 

16 04 2020

АвтоТекст № 0273

https://vk.com/id15993373?w=wall15993373_43273

ФотоАльбом № 1178 ВКонтакте

https://vk.com/album15993373_274174101

На FaceBook:

https://www.facebook.com/permalink.php?story_fbid=3165420683489057&id=100000634702752&substory_index=0

ФотоАльбом № 1178 На FaceBook:

https://www.facebook.com/profile.php?id=100000634702752&sk=media_set&set=a.3162590540438738&type=3

ВидеоАльбом № 1135

https://www.youtube.com/playlist?list=PLWiyxSup4vrT6q2xD5-UNngRJFfbrZuMV

ВидеоРолик № 02:

https://youtu.be/evluWuY-6Wc

 

 

03.

Сергей Дунчев, «Военные зимой». Не датировано. Картон, масло, растворитель, кисти. 50,0 х 61,0 см

 

 

Через всё, известное нам, хрестоматийное своё о Войне (1941 – 1945), сказанное на высоком – идейном и профессиональном уровне художником Сергеем Яковлевичем Дунчевым, масштабном, но писаном (если обратите внимание) заметно позже: «Партизаны» (1959), «Первый пленный» (1972), «Связные» (1981), «Фотография на память» (1982), «Портрет генерал-майора М.А. Полуэктова» (?) – мастерское, безупречное – врывается-таки мощнейшее! искреннейшее! неукротимое! – а хоть и нашёптанное так скупо: скромный размер, картон, не названо, не датировано, палитра? – кость «чёрная, жжёная», охра – «светло-жёлтая», белила «свинцовые», растворитель.

Как это?

Учась на последнем курсе Училища,он с 1 ноября 1937 по 9 ноября 1939преподаёт в изокружке Дома пионеров Орджоникидзевского района Баку, но 13 ноября 1939, накануне «Зимней войны» с белофиннами, его по «ком- (комсомольскому) -набору» призывают в ряды Красной Армии. Сразу (отправлен) на фронт! Полностью – от начала и до конца, с 30 ноября 1939 и по 13 марта 1940 – проходит эту войну. Часть, в которой он служит, после «Зимней войны» переводится в Прибалтику, где в 1941, на реке Неман, на самой границе, как когда-то передовые части Армии Российской Империи в 1812 встречали наполеоновские орды европейцев, его воинская часть принимает первый бой с гитлеровскими ордами тех же там же: красноармеец Дунчев становится участником первых сражений Великой Отечественной Войны с нацизмом.

– Тяжелейшие минуты, часы, дни, месяцы. Отступают! Кроваво неся страшнейшие людские, технические потери. До – самой – Москвы, Сердца. Останавливают врага, немца, фашиста! И уже наступают – сами. Дунчев со всеми: отступает, обороняет Москву, награждён медалью «За оборону Москвы»! Наступает.

(– Вот не из этого ли, зимнего, самого сурового, но переломного, первого победного, -- личного, прямого боевого опыта (знаю по рассказам фронтовиков, которые сам слушал, как все мои сверстники, с детства, что стрелковая, в пехоте служба, – самая страшная, жестокая – с наибольшим количеством потерь, особо безжалостная, когда сходились в окопах на штыках, ножах, всем подручным), – картины, о которых я пишу, хочу говорить в этот раз: «Военные зимой» (та же композиция, что «Отражение атаки»), не датировано, картон, масло, растворитель, кисти, 50,0 х 61,0 см (Аукцион ''АртГид''), «Отражение атаки» (та же композиция, что «Военные зимой»), не датировано, картон, масло, растворитель, кисти, 36,0 х 50,0 см (Аукцион ''СовКом''), «Бой за высоту» не датировано, картон, масло, растворитель, кисти, 36,0 х 50,0 см (Аукцион ''СовКом'')?)

Сражается на Западном направлении. (Не напишу «Фронте», поскольку при сопоставлении имеющихся, опубликованных данных о частях, в составе которых воевал красноармеец Дунчев, Сергей Яковлевич, достоверная картина не складывается, – но изложу, что в биографиях его упоминается 16-ая Армия РККА Вооружённых Сил СССР, которой с 10 августа 1941, после реорганизации группы войск Ярцевского направления Западного фронта – второе формирование, -- командует генерал-майор, а с 11 сентября 1941 – генерал-лейтенант, будущая легенда Войны – Константин Константинович Рокоссовский, под началом которого некоторые части Армии в ноябре 1941 за оборону Москвы на Волоколамском направлении получили почётные звание «гвардейские», в составе этой Армии под Москвой были и герои-панфиловцы, а с июля 1942 по апрель 1943 Армией командует другая легенда ВОВ – будущий маршал, великий полководец, генерал-лейтенант Иван Христофорофич Баграмян. Упоминается и 18-ая гвардейская стрелковая дивизия, в которой воюет красноармейцем Дунчев, известно, что с февраля 1942 Дивизия вошла в состав 16-ой Армии (но не наоборот, как встречаешь). В 1943 Дунчев оканчивает 3-х месячные курсы 'начсостава', продолжает Войну младшим лейтенантом, командиром стрелкового взвода, становится кандидатом в члены КПСС (членом Партии – позже, после Войны, в 1947). Доходит с наступлением до Смоленска. В Смоленском сражении, стратегической наступательной операции «Суворов» по освобождению города Смоленска, не находится сведений ни о 16-ой Армии, ни о 18-ой Дивизии, значит, Дунчев служит уже в других частях. В этих ожесточённых боях осенью 1943 – он получает серьёзное, тяжёлое ранение в ногу. Лечится до мая 1944 в прифронтовом госпитале, потом в Москве и Сочи, а затем – в городе-госпитале Загорске, где при выписке квалификационная комиссия признаёт его не пригодным к воинской службе, инвалидом I группы.

Дунчев – художник, стремится в Баку – завершить образование, написать и защитить Диплом. Руководителем Дипломной работы, которая на этот раз была посвящена не нефтяной, традиционной Азербайджану теме, а естественная фронтовику-Дунчеву – «Битва под Москвой», выступает выпускник «Римской Академии Искусств», известный азербайджанский мастер реалистического, классического, академического направления Григорий Богданович Пиралов (1882 –? |дата смерти Пиралова указывается: 1943, – но, считается, что Дунчев защищал свой Диплом под его руководством в 1944, если даже не в 1945, возможно, с 1943 – посылал ему работы – или эскизы к ним – для консультаций почтой, поэтому и сохранилось нам это имя его руководителя Диплома, «Пиралов Г.Б.» – остаётся вопрос...|). Если работы довоенного учителя Дунчева Ивана Семёновича Куликова сохранились, известны нам, то работы Григория Богдановича предстоит ещё отыскать, но нет никакого сомнения, что они представляют значительный интерес истории нашего искусства, чему гарантия сама «Римская Академии Искусств», которую Пиралов, живший, творивший в Баку, закончил. Во всяком случае, думаю, – это большая удача, что мы установили обоих выпускающих педагогов Дунчева, и они оба оказались люди очень, очень достойные в художественном плане, что даёт ключ прочтения его творческого пути. Можно сопоставить даты, и поймём, что Дунчев – один из самых последних, предсмертных учеников и Куликова и Пиралова, единственно дошедшее до нас в репродукции произведение Дунчева тех, предвоенных, лет, 1939, «Обнажённая», – живой и прямой отклик на позднее творчество 1938 – 1939 годов его учителя, Ивана Семёновича Куликова, подозреваю, что когда отыщутся работы Пиралова, Григория Богдановича, мы многое поймём и в формировании живописной стези других, тех, послевоенных лет Сергея Яковлевича Дунчева, поскольку в творчестве выбор и педагога, а тем более, руководителя Диплома – шаг серьёзный, значащий.

Произведение «Военные зимой» (та же композиция, что «Отражение атаки»), не датировано, картон, масло, растворитель, кисти, 50,0 х 61,0 см (Аукцион ''АртГид'') – это редкий шедевр, отстоящий от всех известных нам групп произведений о Великой Отечественной Войне 1941 – 1945, которые нас, детей ХХ-го века, вскормили, с самых ранних лет – на всех выставках – центральное место – им, произведениям на темы Войны – неиссякаемые во всякой студии, художественной школе, училищах, ВУЗ-ах, в Союзе Художников – это вечное, мы их насмотрелись сполна – во как! Однако Дунчевский опус – особое место в ряду: это правда, сказанная скупо, яро, горячо – при хладе колорита, сдержанно, тут выходит, как из под кожи – духовная кровь будущей победы, пот ратного труда, сила русского, спрессованная в пружинах сжатых фигур. С чем сравнить? – да ни с чем...

Опуская тысячи прекрасных произведений, возглянем в самый первый ряд наших авторов от начала, сумевших сказать о войне, как таковой: Греков, Иогансон, Бродский, Ткачёвы, Герасимовы, Кукрыниксы, Лактионов, Дейнека, Нисский, Юона, Пластов, Моор, Тоидзе, Корин, Шмаринов, Ряжский, Непринцев... – но не теряется это крохотный картон Дунчева, наоборот – весомый! Он будет по достоинству оценён ещё след нам.

Просмотрим и то, что пишет сам Дунчев. Активные работы с 1948, датированы этим. О Войне его хрестоматийные, перечисленные мною в самом начале разговоре, помните? – И от себя самого, – последующего, – он отстоит в этом картоне – ой как далеко, почему! – Думается, секрет откроется в отсутствии датирования, самом размере. Эти три чудом дошедшие до нас картона можно было бы – по интуиции, чувствую так – уложить в лакуну: 1944 – 1948, когда воевавший напрочь позабыл то, чему учили (понятно – автомат, штык – не кисть, не карандаш), а с другой стороны – высвободил себя, раскрепостился так, что сброшены все влияния, даже учительские, – а других ещё пока, и слава Богу, нет, – мы имеем перед собою чистое выражение, вольную, экзистенциальную экспрессию личного, выплеск, живо-пись, жизнь как таковую без оглядки на кого-либо, чего-либо, без контекста.

Кисть художника стремительна, возбуждена. А без внешнего! Собранная предельно, замкнутая, волевая, жизненная композиция, как мышца. Обобщение! Чисто мужски. Стиль – без прикрас, будто вчера писано. Нет тут ни стона, ни знамён, ни воплей, ни ран... Есть такая вера в плоть, сила, как в Пикассо, самообладание воина, пехотинца, знающего все секреты своей профессии, войны. Без песни, без рифмы это – правда окопа, в котором сейчас и мы, с белым снегом.

Ни рисовки, ни маскировки «художником», без позёрства, актёрства, игр, постановочности – ни одно из своих касаний кисти Дунчев не сглаживает, не прячет, не делает красивым.

Только казалось, что это этюд! Но потом? Следом за картоном 36 х 50 нашёлся и 50 х 61, и что же – так он повторял всю стилистику, технологию и технику, композиционное решение, только ещё больше обострил и усовершенствовал эту страсть: П Р А В Д У!

'В одно касание' – буквально – Дунчев не пишет, но просто выбрасывает ударами кисть энергетически: стремительно, как пули, ножи. Ничего не переписывая, не меняя, не ища. Редкой выразительности и смелости вещь. Подымется ли Дунчев ещё? – вот нет. Потому что Война, та Война – это такие острые, страшные, непередаваемые эмоции внутри (без слова, без искусства – какая тут, к чертям, может быть «живопись»?), что с ними делать, с таковыми чувствами – давить! давить! давить! давить! их в себе... Так вижу! Об этом слышал от старших, воевавших: ”Когда врут – тошно, а когда похоже на правду – жутко – до запаха..!” – вот это.

В год 75-летия нашей Великой Победы над ужасами и преступлениями нацизма этот нехитрый шедевр – свидетельство бесстрашия, чисто художественное, которое далось автору, молодому фронтовику Свыше, оно должно войти в свод лучшего о войне вообще, где нет места приукрасам, зализанности, фальшакам!

Слава этим парням. Героям не только той, безумной, адской войны, но такого безоблачного, райского мира, который они родили после, и в котором мы росли, дети СССР, спасибо вам, герои наши, отцы, дедушки, бабушки, отстоявшие жизнь на земле.

Дунчев, Сергей Яковлевич (1916 – 2004), – награждён орденами «Красной Звезды», «Великой Отечественной Войны» I степени, медалями «За оборону Москвы», «За Победу над Германией», многими другими государственными наградами, «Заслуженный художник Российской Федерации»...

 

 

24 04 2020

репродукция: Сергей Дунчев, «Военные зимой». Не датировано. Картон, масло, растворитель, кисти. 50,0 х 61,0 см

АвтоТекст № 0282

https://vk.com/id15993373?w=wall15993373_43331

ФотоАльбом № 1178 ВКонтакте

https://vk.com/album15993373_274174101

На FaceBook:

https://www.facebook.com/permalink.php?story_fbid=3184240341607091&id=100000634702752

ФотоАльбом № 1178 На FaceBook:

https://www.facebook.com/profile.php?id=100000634702752&sk=media_set&set=a.3162590540438738&type=3

ВидеоАльбом № 1135

https://www.youtube.com/playlist?list=PLWiyxSup4vrT6q2xD5-UNngRJFfbrZuMV

ВидеоРолик № 03:

04.

Сергей Дунчев, «Горка в Загорске». 1948. Подрамник, холст, масло, растворители, кисти. 58,0 х 78,0 см

 

 

Нельзя не сказать об этой трогательной, смятой жизнью при хранении, картине!

Она – переход...

От жизни военной – к миру!

Гениальный Толстой не разделил (навсегда) войну и мир, которые меняются зачастую, но в одной эпопее слил..

Война. Победа. Тяжёлый быт оживания... Всё это так чувствуется в ней, в этой картине, она? – как надежда, будто всполохи впереди.

Но живопись – умиротворённая, спокойная уже, есть уверенность – небо больше не окрасится чёрным, сражением, горем, болью.

Дунчев возвращается из Баку, остаётся в Загорске, женится. Супруга – муза и хранительница очага дома, спутница верная по полю, которое им вместе перейти, на будущие все почти 40 лет их совместной жизни! Сотскова Лидия Ивановна (1923 – 1982).

Живут крайне тяжело, снимают комнатушку чужого частного дома.

В 1945 родился первенец, Станислав, и это уже счастье, ощутимо, то, о чём мечталось, за что бился с фашизмом. Мир! – долгожданный, за такою горькой Победой...

В 1947 Дунчев вступает в «Союз художников Загорска», работает в «Загорском художественном кооперативе», с ближайшими друзьями по искусству, двумя Николаями, Беляевым и Барченковым, создаёт внутри Союза «Творческую группу», что совсем не ординарно по тем годам.

«Горка в Загорске» -- сказочно покойная вещь, – вот что хочу сказать! Земля и небо – поровну. Горизонт поднят! Снег тут – не тревога, как в описанных выше «Военные зимой» и «Бой за высоту», а какая-то благость с голубизной. Радостно...

Что может быть лучше, слаще, добрей – дети на санках катаются с горки, в которых весь Загорск. (Так и кажется весь ХХ век, что название этого города – от этих ч'удных, крупных, крутых горок, а не от революционной фамилии «Загорский», которую никто и не воспоминает, от кого она...) Вот за это и бились! Кажется, и крики их игривые, неугомонной шаловливой детворы, услышишь – в картину всмотрись пристальнее, детали смакуй?

Наверняка, среди катающихся и Стасик, сынишка, лет трёх уже. Дети быстро растут. Дела пошли в гору...

И опять зима на холстах, как в «Битва за Москву», лыжи, сани, кони, белый, но это уже всё совсем другое! И видим: вправду, из белого Дунчев выводит свои *цветы* – весёлых, отдыхающих, гуляющих, резвящихся согорожан, людей без заботы, развлекающихся в миру.

Почему именно эта картина важна, «Горка в Загорске»? Да потому, что именно с неё, как и с «Вид на Лавру», 1948, подрамник, холст, масло, растворители, рама, 78,0 х 60,0 см, и начинается медленное, верное всхождение художника от ученичества к другому Дунчеву, основательному, в зрелости, которого мы увидим позже, уже к вечеру им прожитого в счастии и любови с семьёй – мастером и певцом, продолжателем Кустодиева по мотивам и стилистике в Дунчевской грандиозной, грациозной лирической «Катание на тройке», 1984, подрамник, холст, масло, растворители, рама, 100,0 х 150,0 см, с «Горка в Загорске» Дунчев и начинает видеться преемником истинно Посадского Юона в Дунчевской, известной, как завещание и послание «граду и миру», финальной, торжественной, как пиршество света, многолюдной, пасхальной по праздничности «Праздник зимы», 2000, подрамник, холст, масло, растворители, рама, 60,0 х 80,0 см, писаной им всего за 4 года до своей кончины, как вершина своего человечества и в профессии в его 84.

«Горка в Загорске» – это ещё и вскрытая Дунчевым ДЕТСКАЯ ТЕМА, пожалуй, – он по-настоящему счастливый, похоже, ею и в ней – вечное дитя, как всякий пиит! Такой и колорит – что же, что вещь затёртая, она вся и светится этим ПОСЛЕ ВОЙНЫМИРОМ...

 

 

24 04 2020

 

репродукция: Сергей Дунчев, «Горка в Загорске». 1948. Подрамник, холст, масло, растворители, кисти. 58,0 х 78,0 см

 

АвтоТекст № 0283

https://vk.com/id15993373?w=wall15993373_43332

ФотоАльбом № 1178 ВКонтакте

https://vk.com/album15993373_274174101

На FaceBook:

https://www.facebook.com/photo.php?fbid=3185407614823697&set=a.3162590540438738&type=3&theater

ФотоАльбом № 1178 На FaceBook:

https://www.facebook.com/profile.php?id=100000634702752&sk=media_set&set=a.3162590540438738&type=3

ВидеоАльбом № 1135

https://www.youtube.com/playlist?list=PLWiyxSup4vrT6q2xD5-UNngRJFfbrZuMV

ВидеоРолик № 04:

…Дунчев прозрачен, тонок. Мягкий! У него мелодические, ритмичекие дары: он рифмует в композиции строгие вертикали, наклоны, мастерски показывает статику домов и даже угадываешь скорость скатывающихся с высокой горки санок с веселящимися на них детворою. Колорист, знаток холодных, ему удаётся в голубизне зимнее солнце, на которое не жмуришь глаз. Похоже, что у этого человека осталось так много – с Войны ещё – не сказанного нам, зажатого, но искренне нежнейшего к миру, недаром его путь – всхождение в горку, вот как на этой картине – творческой рост лет.

 

05.

Сергей Дунчев, «Новогодний подарок». 1953. Подрамник, холст, масло, растворители, кисти. 59,0 х 50,0 см

 

 

Мама? Её улыбка! – разве ошибёшься в таком, спутаешь с кем...

Трогательно – и до слёз.

Потому что Дунчев (как многие в том, СССР) совсем не отделяет себя от ОБЩЕГО, подчас рокового, но поделённого РАВНО на в-с-е-х, как война, горе, так и радость, наступивший всем в Стране и Мире мир! «МИРУ – МИР», все и всё помним!

Что центрального в жизни человека, где и какой праздник ему главный? Верно: дети главное, Новый Год...

Это с какой тактичностью, деликатно, Дунчев подходит к этой взрывной, распирающей непередаваемым, загадочным, тематике?

Его колорит – совсем не 'снежный' (хоть зима), не холодный (в котором он – ”как сыр в масле”...) – наоборот: тепло! Как сдержанно в цвете и заглушённо в тоне, будто – из малых голландцев, наших русских, народников-передвижников.

Это уже свой дом. А кому не мечталось? – Под Загорском, в Семхозе (сейчас это – район Сергиева Посада, сегодняшнее название тогдашнего Загорска), Сергей и Лидия обретают дом. (Мне это дорого, потому что в Семхозе с 1994 года на строительстве Часовни, Церковно-мемориального комплекса памяти Александра Меня, в Мемориальном Доме отца Александра Меня, создавая его Музей, переведённый сейчас «на повышение» в Библиотеку иностранной литературы в Москву, в восстанавливаемом тогда из руин Перестройки Культурно-просветительском центре «Дубрава» его имени трудился и я).

Что может быть семейней, домашней, камерней, интимней (даже так бы я сказал) – Нового Года в жизни людей? Это, как наша теперешняя «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ СКАЗКА », приходящая сегодня в каждый Божий дом и душу Младенцем Христом, Спасителем Мироздания, – а тогда, в 1948, это просто «новый год» (как читаем в Дунчевских названиях) – пусть и с маленьких букв, и что же!

Пожалуй – наиболее скромная (из всего Дунчевского) композиция: стоящая лапидарно-статично ростовая фигура, почти в всё полотно. По центру – ну что тут выдумать мастеру?

Но тут-то и детали...

– Чуть наклон наперёд, немного отставленная в сторону ступня, правая рука легко подымается – как бы дающая, просящая: возьми, – тебе!...Ласкающая полуулыбка, заметная. На половице! Деревенской, в полоску.

Дунчев отправляет в пляс – элегантным лёгким наклоном – горизонт, сбивает его по часовой (стрелке)! – тогда позыв надвинутой в оборотную сторону фигуры становится очень сильным, позитивным, волевым, вот это движение сопротивления, при-с-ближения.

Узнаваемые всем нам – белила традиционной деревенской масляной покраски двери, дощатый, широкими полозиями (цветом того стандарта – «сурик») пол.

Тихая тень... И из неё –?

А вот и эта сетка, ''продовольственная''! До боли всем нам знакомая, советских (глубоких) лет детям, – в крупную шашечку наискосок. В ней? – о, гостинцы. Ценнейшие, ожидаемые долго подарочки! Так в них-то вот и дело-то всё... Это же восхитительно, это уже пик, некогда совершенно недосягаемый, не мыслимый. Какой-то предел, чудо, «запредел»: СЕМЬЯ КАК ОБЕТОВАННАЯ ЗЕМЛЯ, ДОМ КАК РАЙ!

Так что же в сетке, ну-ка, угадаем-ка (?): торт, конфеты, мандарины, игрушки, апельсины, яблоки, новогодние ёлочные украшения, – такое всё самое драгоценнейшее к празднику, «Новогодний подарок». – Точное название, авторское. «Подарок» – это вам не по отдельности, 'подарки', а всё РАЗОМ, ЦЕЛЫМ, цельным состоянием, настрой на Н А С Т О Е Н И Е

И как же можно было из темнот вывести такие светлейшие ‘’чакры‘’? – тайна! На которую есть ответ: СРЕДСТВАМИ ЖИВОПИСИ!

Уверен, у Дунчевых было всё, как на картине этой. Свидетельство тому сама Наталья, которой ни в миру, ни на полотне ещё пока нету, но которая появится (вот-вот) на Свет Божий в следующем написанию, 1954, и станет продолжателем дела отца своего, художником, унаследовав в своём искусстве всё лучшее от него (ну кто научит лучше родителей?).

Дунчев – прирождённый жанрист, строит литературно, чувствует каждое слово, звук, что в мазках. Интонационно интеллигентен. Он – продолжатель (явно и не явно) схваченного от великих своих предшественников.

«Новогодний подарок», 1953, подрамник, холст, масло, растворители, кисти, 59,0 х 50,0 см, – вещь такая редкая, от которой веет этим запахом свежей хвои (хотя, где на картине ель?).

А вот ель увидим позже – на том, знаковом, полотне, которое я избрал ФЛАГОМ (и флагманом, заглавием) ДУНЧЕВА: «Под новый год», 1953, подрамник, холст, масло, кисти, рама, 120 х 100 см, – где любимой, надутой дочурушке-Наташеньке все уже 4!

В левой руке Лидии, у мамы? – что: ба, дак это тот НАСТОЯЩИЙ САМЫЙ большой «Дед Мороз», – крашеной ваты, ароматный, добрый, вкусный, из цветных волшебных гофрированных тонкокожих бумаг, разрисованный вручную анилинами и акварелями – ух как помним...

Она улыбается этому, Лидия, мама – вот гостинец, счастье – оно само, без слова, лишь лучезарным сиянием материнского лика – заходит ДАРОМ СВЫШЕ в мир, в дом, в семью, к Дунчевым!

 

 

25 04 2020

репродукция: Сергей Дунчев, «Новогодний подарок». 1953. Подрамник, холст, масло, растворители, кисти. 59,0 х 50,0 см

АвтоТекст № 0284

https://vk.com/id15993373?w=wall15993373_43338

ФотоАльбом № 1178 ВКонтакте

https://vk.com/album15993373_274174101

На FaceBook:

https://www.facebook.com/photo.php?fbid=3187295561301569&set=a.3162590540438738&type=3&theater

ФотоАльбом № 1178 На FaceBook:

https://www.facebook.com/profile.php?id=100000634702752&sk=media_set&set=a.3162590540438738&type=3

ВидеоАльбом № 1135

https://www.youtube.com/playlist?list=PLWiyxSup4vrT6q2xD5-UNngRJFfbrZuMV

ВидеоРолик № 05:

06.

Сергей Дунчев, «Портрет дочери», 1964. Подрамник, холст, масло, растворители, кисти, рама. 60,0 х 50,0 см

 

 

Среди безумного по объёму пласта сделанного в искусстве вообще – выделим тот, совершенно особенный, где никто никогда себя не сдерживал (по излияниям в любви признаниями), где нету вовсе судов, – всё прощено заранее из-за запредельности эмпатии: потому что – на полотнах дети, свои, к тому же дети художников, будущие художники сами, как это случилось с Дунчевым в 1964, написавшем из ряда (остальных, всех) вон выходящий портрет своей возлюбленной доченьки, Наташи (имя само творческое: нет простых Наташ на Свете Этом!): «Портрет дочери», 1964, подрамник, холст, масло, растворители, кисти, рама, 60,0 х 50,0 см.

Опустим смело всё другое: Лениниану, Пионерию, Войну, Натюрморты, Пейзаж…

А вот на другие детские портреты внимание своё оборатим, пробежимся быстро?

Если пристальней взглянуть, то заметим легко, что в парных девичьих портретах («Подружки», 1952, «Пионерки», 1952, «Подруги», 1973) – Дунчев так тонок, проникновенен, как знаток состояний растущих девочек, взрослеющих девушек, состоявшихся подруг, их отношений, психологии, душ (на картинах они все, от самых ранних лет своих – взрослые мыслями и сознанием, серьёзные чувствами, погружённые в непростое своё раздумье изнутри), это та тема, в полном спектре радуги, такая сложная, перерастающая (очень даже скоро, не заметим, как) в женскую, известную, просто неисчерпаемую никогда в истории искусств и даже в творчестве одного, если он мастер, и разговор этот – ох, и не лёгкий, зачастую, без ответов на вопросы, из оттенков, с сомкнутыми устами – Дунчев затевает своими несколькими, известными нам портретами, соучастным наблюдением, вникая полной грудью эмоций вглубь и в суть – как бы ребёнка, но по созданному им образу – совсем нет...

А в детских портретах («Мальчик в красном», 1948, «Школьница», 1952) – Дунчев видится мне совершенно не открытым нам и нами, не проговорённым и не расшифрованном своими образами в этой тематике – дети не играют, не смеются, тревога, я бы читал и испуг и боязнь и беспокойство, обращённые и к будущему и в прошлое, неопределимый, но передающийся, внятный, не вялый, не умерший какой-то страх. Он понятен – столько прошёл за эти годы, мелькнувшие, мальчишка, художник, красноармеец, мужчина – Дунчев, что не пишется ему безоблачно, с чистого листа „на голубом глазу“. Вспомним важнейший, вошедший в хрестоматии о нём апокриф, как он и четверо его братьев, оставшись без матери по внезапной её кончине, нескончаемыми днями из Нижнего Ломова Пензенской области добираются, прячась по собачьим коробкам, как псы, в Баку на розыски отца, куда тот давно уехал на заработки. Тревога – и совсем не радужные мысли и выражения на лицах в портретах всех детей, вот так-то вот!

И вот на этом фоне «Портрет дочери», 1964, портрет Наташи, он выделяется! Всем! Это другая девочка: солнышко (в отличии от всех других!) – неиссякаема отцова любовь к ней, почивает на холсте...

На что опирается Дунчев? А кажется – забыв всё, переполнен не сказанной, взаимной, тягой к дочке, которой впору уже в пионерки, Начальная школа позади (5 класс? уже 10 лет?), а пока её белый фартучек – как нимб чистоты и нетронутости детства (нет, не такого, как его, Дунчева, а безоблачного, в плотном кольце полнотворной родительском заботы и тепла семейного очага) без факела алого галстука пионерки на нём!

Бессмысленно даже перечислять всех тех корифеев в нашей живописи, что создали шедевры этой стези о детях, тут все великие от самого Рокотова: Тропинин, Брюллов, Нефф, Маковский, Серов, Серебрякова... – но я бы воспомнил наиглавнейшего, чья это нива от корней и до кончиков волос на все века – Алексея Алексеевича Харламова (1840 – 1925), прелестного, чарующего, чьи портреты девочек, – среди них, и кстати, есть и парные, закадычных подружек, – сразили и покоряли буквально все модные салоны Европы ни одно десятилетие подряд, за что и звали его наши тогдашние газеты “русско-испанский француз”, и, если Айвазовский – первый коронованный маринист мира, то Харламову принадлежит корона портретиста девочек.

Вот в какой бы ряд уложить этот Дунчевский «Портрет дочери», – он останется, как самое искренне, живописное признание дочери, которой предстоит идти все годы его дорогой живописца!Живопись Портрета – светлая, становится вольней мазок, цветнее, раскрепощается. Да и «на дворе» – 60-е: сам воздух, атмосфера общества, „Оттепель“ – так это называется? Но главное – на смену тревоге возвращается покой.

Вера? – да она же не только в Бога, но в мир, в будущее, в человека, в дарование своё, в страну, в призвание и в силу профессии, в друзей, в семью, и – наконец – в дочь свою, чему вечно и верно теперь, с 1964 и навсегда посвящено полотно: Сергей Дунчев, «Портрет дочери», 1964, подрамник, холст, масло, растворители, кисти, рама. 60,0 х 50,0 см!

Какая бы ни была любовь в человеке – бывает, осушается и этот колодец, истончается кладезь – но к детям своим любовь неиссякаемая, неиссякаемая, неиссякаемая…

Сергей Дунчев, «Портрет дочери», 1964, подрамник, холст, масло, растворители, кисти, рама. 60,0 х 50,0 см.

 

 

26 04 2020

репродукция: Сергей Дунчев, «Портрет дочери», 1964. Подрамник, холст, масло, растворители, кисти, рама. 60,0 х 50,0 см

АвтоТекст № 0285

https://vk.com/id15993373?w=wall15993373_43346

ФотоАльбом № 1178 ВКонтакте

https://vk.com/album15993373_274174101

На FaceBook:

https://www.facebook.com/permalink.php?story_fbid=3189893911041734&id=100000634702752&substory_index=0&__tn__=K-R

ФотоАльбом № 1178 На FaceBook:

https://www.facebook.com/profile.php?id=100000634702752&sk=media_set&set=a.3162590540438738&type=3

ВидеоАльбом № 1135

https://www.youtube.com/playlist?list=PLWiyxSup4vrT6q2xD5-UNngRJFfbrZuMV

ВидеоРолик № 06:

КРАСНЫЙ ПЕРВОМАЙ

Пусть Всегда Будет Солнце

 

Артём Киракосов

Проект «Арт-Память » Галерея «АртБаzа »

Грант Президента Российской Федерации | Град Преподобного Сергия

РАДИ ДЕТЕЙ

Художник Сергей Дунчев | 1916 2004

 

 

07.

Сергей Дунчев, «Молодые доярки». 1953. Подрамник, холст, масло, растворители, кисти, рама. 114,0 х 200,0 см

Сергей Дунчев, «Доярки». 1954. Подрамник, холст, масло, растворители, кисти, рама. 113,0 х 179,0 см («ARTinvestment.RU»)

Сергей Дунчев, «Полдень». 1954. Подрамник, холст, масло, растворители, кисти, рама. 50,0 х 70,0 см

 

 

Иконография сове



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-07-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: