Занятие на тему: «Искусство жить достойно. В чем оно заключается?»
Цель:
ü усвоить основные нравственные требования в поведении и общении с людьми, учиться позитивно
ü воздействовать на мир.
Задачи:
ü развивать умение судить о фактах;
ü помогать в осознании своего «Я»;
ü учить делать умозаключения на основе сравнения;
ü развивать вдумчивое и внимательное отношение к окружающим людям.
Эпиграф: Где бы вы ни были, чтобы не делали, сделайте так, чтобы Земля стала лучше, благодаря вашему появлению на ней!
Воспитатель: Сегодня у нас состоится серьёзный разговор, интересный и актуальный, несмотря на то, что в этих вопросах человечество пытается разобраться многие тысячи лет.
Чтобы обозначить тему нашего разговора, я предлагаю прочитать вам стихотворение Эдуарда Асадова.
Стихотворение «Трусиха»
Шар луны под звездным абажуром
Озарял уснувший городок.
Шли, смеясь, по набережной хмурой
Парень со спортивною фигурой
И девчонка — хрупкий стебелёк.
Видно, распалясь от разговора,
Парень, между прочим, рассказал,
Как однажды в бурю ради спора
Он морской залив переплывал,
Как боролся с дьявольским теченьем,
Как швыряла молнии гроза.
И она смотрела с восхищеньем
В смелые, горячие глаза…
А потом, вздохнув, сказала тихо:
— Я бы там от страха умерла.
Знаешь, я ужасная трусиха,
Ни за что б в грозу не поплыла!
Парень улыбнулся снисходительно,
Притянул девчонку не спеша
И сказал:- Ты просто восхитительна,
Ах ты, воробьиная душа!
Подбородок пальцем ей приподнял
И поцеловал. Качался мост,
Ветер пел… И для нее сегодня
Мир был сплошь из музыки и звёзд!
Так в ночи по набережной хмурой
Шли вдвоем сквозь спящий городок
Парень со спортивною фигурой
И девчонка — хрупкий стебелек.
|
А когда, пройдя полоску света,
В тень акаций дремлющих вошли,
Два плечистых темных силуэта
Выросли вдруг как из-под земли.
Первый хрипло буркнул:- Стоп, цыпленки!
Путь закрыт, и никаких гвоздей!
Кольца, серьги, часики, деньжонки —
Все, что есть,- на бочку, и живей!
А второй, пуская дым в усы,
Наблюдал, как, от волненья бурый,
Парень со спортивною фигурой
Стал спеша отстегивать часы.
И, довольный, видимо, успехом,
Рыжеусый хмыкнул:- Эй, коза!
Что надулась?! — И берет со смехом
Натянул девчонке на глаза.
Дальше было всё как взрыв гранаты:
Девушка беретик сорвала
И словами:- Мразь! Фашист проклятый!-
Как огнём детину обожгла.
— Комсомол пугаешь? Врешь, подонок!
Ты же враг! Ты жизнь людскую пьёшь!-
Голос рвется, яростен и звонок:
— Нож в кармане? Мне плевать на нож!
За убийство — стенка ожидает.
Ну, а коль от раны упаду,
То запомни: выживу, узнаю!
Где б ты ни был, все равно найду!
И глаза в глаза взглянула твердо.
Тот смешался:- Ладно… тише, гром…-
А второй промямлил:- Ну их к чёрту! —
И фигуры скрылись за углом.
Лунный диск, на млечную дорогу
Выбравшись, шагал наискосок
И смотрел задумчиво и строго
Сверху вниз на спящий городок,
Где без слов по набережной хмурой
Шли, чуть слышно гравием шурша,
Парень со спортивною фигурой
И девчонка — слабая натура,
«Трус» и «воробьиная душа».
Вопросы:
· Ребята, как вы думаете, встретятся ли вновь парень с девушкой? Почему?
· Достойно ли повели себя молодые люди? А что значит жить достойно?
И действительно, жить достойно- это большое искусство! И сейчас нам предстоит разобраться, в чем оно состоит.
|
Поиск истины всегда тесно связан с проблемой добра и зла. Здесь возникает много вопросов.
Давайте рассмотрим такую ситуацию:
«У Ганца умирает мать. Спасти её может лекарство, которое создал аптекарь их города. У Ганца нет столько денег, сколько просит аптекарь. А аптекарь не хочет отдавать лекарство бесплатно».
Вопросы:
· Должен ли Ганс украсть лекарство?
· Если «Да», то почему?
· Если «Нет», то почему?
· Допустимо ли малое зло ради великого блага?
· Оправдывает ли цель средства?
Прочитайте древнюю китайскую притчу и вдумайтесь в смысл.
«Когда - то жил император, который любил птиц. Он узнал, что мальчишки стреляют в голубей из рогаток, и объявил:
- Кто принесет во дворец живую птицу, тот получит горсть риса.
Услыхав об этом, мальчишки перестали стрелять в голубей. Они наставили в лесу множество силков, и вскоре дворцовые комнаты наполнились голубями. Случилось, что императора навестил мудрец из соседнего княжества.
Он увидел во дворце голубей и спросил:
- Зачем столько птиц? Император ответил:
- У меня доброе сердце, и я спасаю их от мальчишек. Больше они не бьют голубей, а приносят их мне живыми».
«- Кто же кормит птенцов? - поинтересовался мудрец.
- Каких птенцов? - спросил император.
- У птиц, которые теперь живут в комнатах дворца, остались в лесу беспомощные птенцы. Кто их кормит?
- Об этом я не думал, - признался император.
Тогда мудрец сказал:
- У вас доброе сердце, вы любите птиц, но никто не принес им столько зла, сколько вы. Все гнезда в ваших лесах наполнены мертвыми птенцами. Вы спасли пятьсот голубей, но погубили в пять раз больше!
|
- Ах, как трудно быть добрым! - воскликнул огорченный император.
На это мудрец заметил:
- И добро надо делать с умом. Ум без добра - плохо. Но и добро без ума - не лучше».
Вопросы:
· Нужна ли добродетель сегодня?
· Знакомо ли вам выражение доктора Гааза «Спешите делать добро»? Актуально ли это сегодня?
Существуют такие понятия как «нормы морали» и «нормы права».
В чем разница между ними?
Нормыморали - это правила поведения людей, основанные на сложившихся в обществе представлениях о добре и зле, чести и бесчестности, справедливости и несправедливости и ориентирующие членов общества на развитие у них добродетелей и на добродетельные поступки.
При этом нормы морали определяют не только отдельные поступки человека, но и в целом его линию жизни, те цели, которые он перед собой ставит, а также его отношение к другим людям и в целом к сообществу. Контроль за выполнением моральных норм осуществляется исключительно совестью каждого конкретного человека и общественным мнением. Именно поэтому быть или не быть моральным (честным, порядочным, добрым) почти полностью зависит от личного выбора каждого.
Норма права- это общеобязательное правило поведения, установленное и обеспеченное государством.
Если нормы морали зарождаются внутри общества, постепенно закрепляясь в общественном сознании, то нормы права создаются и устанавливаются специальными государственными органами и записываются в специальные государственные документы- нормативные акты. Неотъемлемые черты правовой нормы- обязательный и общий характер, т.е. после публикации нормативных актов, содержащиеся в них правовые нормы становятся обязательными для всех, к кому они обращены.
Сходства норм морали и норм права:
1) нормы права, как и нормы морали, являются социальными нормами, то есть правилами, регулирующими поведение людей в обществе;
2) нормы права, так же как табу, обычаи, нормы морали, возникли на основе опыта, накопленного обществом, и отражают общественные потребности;
3) идейной основой и тех и других норм являются существующие в обществе представления о справедливости, о необходимости бороться со злом, а также признание необходимости учитывать конкретные интересы и потребности людей, например защищать их жизнь, имущество и т.п.
Различия норм морали и норм права:
1) если нормы морали вырабатываются обществом и именно общество стоит на страже их выполнения, то нормы права устанавливаются государством и государство обеспечивает их выполнение, имея возможность применять к нарушителям норм права меры государственного принуждения;
2) нормы морали чаще формулируются в устной форме, иногда в письменной, а нормы права всегда представлены в письменной форме;
3) нормы права характеризуются большей конкретностью и четкостью (описано правило поведения, условия его применения, способы реализации, санкции за несоблюдение - гипотеза, диспозиция, санкция) по сравнению с нормами морали;
4) в отличие от морали право не допускает различных толкований;
5) в обществе могут существовать различные этические системы, различные моральные ценности в зависимости от групп населения, их уровня жизни и т.д., система права в одном государстве может быть только одна.
Возьмите лист бумаги, разделите на 2 колонки в одной напишите поступки достойные, а в другой - недостойные.
Теперь каждый может сделать вывод относительно своего морального облика.
Порой бывает и так, что человек в одной ситуации может повести себя достойно, а в другой –наоборот. У каждого человека своя, неповторимая, не похожая ни на что жизнь. В ней уживаются рядом свет и тень, добро и зло, любовь и ненависть. Иногда жизнь кажется яркой, весёлой, как летняя радуга. А иногда – серой, беспросветной, как осенний туман. И как носитель опыта поколений каждый человек имеет в своем опыте агрессию, жестокость, наряду с истинными духовными ценностями. Очень часто конкретная ситуация, внутреннее состояние человека сказываются на проявлении его сущности, его истинного лица.
Со стороны всегда судить очень легко, но нередко, оказавшись в какой-либо ситуации, мы сами не знаем, как себя поведём. Попробуем выяснить, знаете ли вы себя? Ответьте, пожалуйста, на вопросы анкеты и подсчитайте баллы.
Заканчивая наше занятие, я хочу вам пожелать: Где бы вы ни были, чтобы не делали, сделайте так, чтобы Земля стала лучше, благодаря вашему появлению на ней!
Всем спасибо. Всего хорошего.
КАК ТЫВОСПРИНИМАЕШЬ ЖИЗНЬ?
1. Ты так же счастлив, как и твои знакомые? да – 0 баллов нет – 1 балл
2. Приходилось ли тебе когда-нибудь просыпаться с таким ощущением, что можешь всё?
да – 0 баллов нет – 1 балл
3. Думаешь, что везёт только другим? да – 1 балл нет – 0 баллов
4. Часто ли тебе везёт? да – 1 балл нет – 0 баллов
5. Случалось ли тебе чувствовать себя несчастным (ой) без особой причины?
да – 1 балл нет – 0 баллов
б. Тебе знакомо ощущение безнадёжности? да – 1 балл нет – 0 баллов
7. Не кажется ли тебе, что жизнь бесцельна? да – 1 балл нет – 0 баллов
8. Думаешь, что мир достоин сожаления? да – 1 балл нет – 0 баллов
9. Сильно ли тебя раздражает шум? да – 1 балл нет – 0 баллов
10. Считаешь, что жизнь к тебе несправедлива? да – 1 балл нет – 0 баллов
11.Ты смеешься так же часто, как и все? да – 0 баллов нет – 1 балл
12. Бывает, что ты чувствуешь усталость и апатию без особой на то причины?
да – 0 баллов нет – 1 балл
13. Считаешь, что твоя жизнь испорчена другими людьми?
да – 1 балл нет – 0 баллов
14. Тебя расстраивают и беспокоят неудачи? да – 1 балл нет – 0 баллов
2 БАЛЛА И МЕНЬШЕ: у тебя достаточно здоровое, положительное мировосприятие. Ты веришь, что важно оставаться оптимистом, даже если судьба бывает не вполне справедливой. Твой оптимизм- залог будущего процветания.
ОТ З ДО 7 БАЛЛОВ: ты стараешься мыслить положительно, но, к сожалению, это не всегда получается. У тебя мрачное воспитание мира. А результат? Твоя мрачность продолжает только пессимизм.
8 БАЛЛОВ И БОЛЬШЕ: у тебя негативное отношение к жизни. Вероятно, прошлые неудачи существенно ухудшают твоё нынешнее состояние. Эти негативные «приливы» имеют отрицательное влияние не только на твоё отношение к жизни, но и на отношение к тебе других людей
Положения, которые можно назвать «Заповедями человечности»:
v Реши сделать сегодня именно такое-то добро и избегать именно такого-то зла.
v Определи ясно и точно, в чём именно и как ты думаешь исправлять себя.
v Всегда старайся быть спокойным- заботиться не о том, чтобы окружающие тебя уважали и любили, а о том, чтобы совесть не обличала тебя в злых делах.
v Старайся владеть своими чувствами и помышлениями.
v Чего не хочешь себе, того не желай другому.