Тема 1. Особенности менеджмента предприятия социокультурной сферы. Взаимосвязь современного этапа развития экономики и возникновения менеджмента как новой, междисциплинарной концепции управления предприятием.
Менеджмент как совокупность принципов, методов, средств и форм управления производством с целью повышения его эффективности.
Особенности менеджмента предприятий социокультурной сферы (сочетание некоммерческой и коммерческой деятельности; осуществление деятельности как местного, национального, так и международного масштаба; общность проблем и интересов современного бизнеса и сферы культуры как отрасли экономики; привлечение внебюджетных источников финансирования, активное сотрудничество социально-культурной сферы с финансовым, промышленным и торговым капиталом, общественными движениями и организациями. Заинтересованность бизнеса во взаимодействии с социально-культурной сферой, использовании социально-культурных технологий (продвижении имиджа и репутации фирмы, спонсорство, патронаж, благотворительность, работа с персоналом, расширение сотрудничества, организация рекламных кампаний и акций по стимулированию продаж, проведение презентаций, праздников, конкурсов, выставок, культурных программ).
Производство культурных услуг, сбалансировано сочетающих в себе культурно-развивающую и экономическую составляющие; ответственность за культурное развитие личности и т.д.).
Тема 2. Корпоративная культура предприятия: понятие, сущность. Понятие корпоративной культуры предприятия. Междисциплинарный подход к исследованию корпоративной культуры предприятия (культурология, менеджмент, социология, психология, педагогика, этика).
|
Формирование проблематики корпоративной культуры. Понятие «культура». Значение культуры. Корпоративная культура как одна из форм проявления культуры общества. Показатели корпоративной культуры. Влияние корпоративной культуры на поведение сотрудника. Значение корпоративной культуры для деятельности организации. Причины научного интереса к феномену. Поиск определения понятия корпоративная культура. Генезис и формирование понятия «корпоративная культура.
Корпоративная культура как инструмент управления (отражение общемировой тенденции включения человеческого фактора в систему управления», опора на развитие творческих способностей работников и их личностную самореализацию как условия реализации корпоративно-значимых целей..
Тема 3. Типология корпоративных культур. Сильная и слабая организационные культуры. Положительная и отрицательная организационные культуры. Субъективные и объективные организационные культуры. Типология организационных культур Ч. Хэнди. Типология организационных культур К. Камерона и Р. Куинна. Типология организационных культур Т. Дила и А. Кеннеди.
Тема 4. Структура и функции корпоративной культуры. Философия предприятия; миссия как предназначение организации; система представлений, приоритетных ценностей и образцов поведения, разделяемая большинством сотрудников; символика, традиции, мифы, легенды, герои организации; стиль руководства; система мотивации, поощрения и штрафных санкций для сотрудников организации. Система внутрифирменного информирования. Фирменные публикации. Каналы коммуникации корпорации. Фирменный стиль.
|
Функции корпоративной культуры: информационно-познавательная; ценностная (смыслообразующая) функция; функция воспроизводства и развития социального опыта; коммуникативная функция; нормативная функция (регулирования корпоративно одобряемого поведения сотрудников), мотивационная функция; образовательно-развивающая функция; рекреативная функция - восстановление духовных сил в процессе включения персонала в культурную деятельность; функция формирования имиджа предприятия.
Тема 5. Имидж организации, его культурологическая, социально-психологическая сущность. Имидж организации, его культурологическая, социально-психологическая сущность. Внутренний и внешний имидж организации. Составные элементы имиджа организации.
Взаимосвязь имиджа и деловой репутации предприятия как устойчивое мнение о качествах и достоинствах организации в деловом мире. Важнейшие составляющие репутации: наличие сильной организационной культуры; высокий авторитет первого лица и топ-менеджеров организации; известность организации; порядочность. Характеристики положительной репутации: надежность, доверие, поддержка, положительные рекомендации. Имидж сотрудника предприятия как «визитная карточка» организации.
Функции имиджа делового человека (позиционирование причастности к миссии организации, интериоризация ее ценностей и целей, демонстрация профессиональной компетентности, ответственности за фирму, процесс и результаты своей деятельности; формирование позитивного восприятия организации у потенциальных клиентов, общественности; побуждение к обращению за услугами, производимыми данным предприятием).