Сравнительная характеристика программ по литературе для 10-11 классов




Программа по литературе под ред. В.Я. Коровиной Программа по литературе под ред.В.Ф. Чертова. Программа по литературе под ред. А.Архангельского Программа по литературе под ред. И.Н. Сухих.
В 10 и 11 классах авторы программы предлагают линейный курс на историко-литературной основе (русская литература 19 и 20 веков): 10 класс - русская литература XIX века в контексте мировой культуры. Основные темы и проблемы русской литературы XIX века (свобода, духовно-нравственные искания человека, обращение к народу в поисках нравственного идеала); 11 класс - русская литература в контексте мировой художественной культуры XX столетия. Литература и глобальные исторические потрясения в судьбе России в XX веке. Три основных направления, в русле которых протекало развитие русской литературы, т.е. продолжается совершенствование понимания литературы как искусства и ее тесной связи с историческим процессом. Развитие знаний о литературных направлениях, их связи с историей и последовательной смене.   Авторы программы избегают жесткой регламентации, предоставляя право творческому учителю определить, какие произведения следует читать и изучить, какие — читать самостоятельно и обсуждать в классе, какое количество часов отвести на каждую тему.   Принцип концентризма, осуществляемый данной программой, предполагает последовательное возвращение к определенным авторам и даже иногда к одному и тому же произведению.   Разделы: жизнь и творчество; теория литературы. Сочетание концентрического, историко-хронологического и проблемно-тематического принципов построения курса и возможность изучения в 9-11 классах курса на историко-литературной основе, дополненного обзорами историко-литературного, теоретико-литературного, проблемно-тематического характера. Изучение русской литературы в историческом и историкокультурном контексте, сопоставление произведений русской и зарубежной литературы. Учёт полифункциональности литературы, сочетание произведений, составляющих золотой фонд классической литературы, и произведений, интересных и близких школьникам (приключения, фантастика, фэнтези, лимерики, пародии, современная литература).   Литературные произведения рассматриваются в контексте творчества писателя, социально-историческом и историко-культурном контексте.   Разделы: 1. Вводная статья по ключевой теоретико-литературной, историко-литературной проблеме. 2.Статьи о писателях, литературных жанрах, формах, тематике и проблематике литературных произведений. 3.Практикумы. 4. Мир в слове. 5. Комментарии к литературным произведениям. 6. Основные и индивидуальные вопросы и задания. 7. Краткий словарь литературоведческих терминов. Особое внимание авторы курса уделяют единству теории и практики. В программе осуществляется системно-функциональный подход в изучении теории литературы. Важнейший принцип построения курса литературы для 11 класса — принцип преемственности. Серьезную роль в достижении задач программы призваны сыграть параллели с европейской литературой, обеспечивающие контекстуальное восприятие учащимися историко-литературного и историко-культурного развития России. Реализуя системно-деятельностный подход в обучении, программа предлагает школьнику не «потребление информации», а включение в интерактивную деятельность по творческому освоению предметного учебного материала, формированию метапредметных умений и саморазвитию личности. Также принципиально значимым является введение в учебный материал литературно-критического контекста: фрагментов статей критиков и литературоведов, посвященных изучаемым произведениям. Разделы: в конце каждой темы представлены произведения писателя для дополнительного чтения, а также используемые при изучении темы литературоведческие термины. 1. Преемственность литературного образования. Программа наследует методологические и методические приемы, на которых строится изучение литературы в основной школе. 2. Комплексность подхода к отдельному произведению, творчеству писателя, литературному процессу. В Программе четко соблюдается системный подход к изучению произведения как «сложно построенного смысла» (Ю. М. Лотман), в единстве его формы и содержания, основных элементов и компонентов. 3. Соединение логического и исторического подхода. 4. Интеграция гуманитарных наук и учебных предметов. В программу 10 — 11 классов в отличие от программы основной школы входят произведения русской классической литературы ХIХ—ХХ веков, язык которой является высшей ступенью развития, квинтэссенцией русского языка. 5. Учет возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся. Принцип реализуется в процессе изложения материала, подборе показательных примеров, в вопросах и заданиях, ориентированных на развитие творческих умений и навыков.  

 

Проанализированные программы, я пришла к выводу, что для меня самой оптимальной является программа под редакцией А. Архангельского, т.к. реализуя системно-деятельностный подход в обучении, программа предлагает школьнику не «потребление информации», а включение в интерактивную деятельность по творческому освоению предметного учебного материала, формированию метапредметных умений и саморазвитию личности. Также, немаловажным является факт параллельного восприятия европейской литературы, что обеспечивает контекстуальное восприятие учащимися историко-литературного и историко-культурного развития России.

Системно-деятельностный подход реализуется и во введение в учебный материал литературно-критического контекста, так как литературные статьи помогают ученику наиболее полно понять мысли автора, возможно – отойти от общепринятых мнений, изложенных в традиционных учебниках по литературе.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2023-01-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: