Тема 8. Нарушение эмоционально-волевой сферы и поведения(3 ч.)




ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА К ДИСЦИПЛИНЕ

«СПЕЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ»

ТЕМАТИКА ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

Тема 1. Психологические особенности семей, воспитывающие детей с ОВЗ (4ч.)

План (тематика докладов и сообщений)

1. Типы и психологические особенности семей, воспитывающих детей с проблемами в развитии.

2. Типичные сложности в воспитании детей с различными патологиями

3. Методы психологической работы с семьями, воспитывающими детей с ОВЗ

Задания для самостоятельной работы:

1.Составьте психологические портреты семей, воспитывающих детей с ОВЗ

2.Составить рекомендации для родителей детей с ОВЗ по кейс-стади (см. ниже Примерные педагогические ситуации).

Подобрать игры и упражнения по выше перечисленным кейсам, для занятий родителей с детьми дома по преодолению имеющихся нарушений.

Тема 2. Нарушение интеллекта (3 ч.)

План (тематика докладов и сообщений)

1. Классификация олигофрении по этиопатоклиническому типу М.С. Певзнер и степени тяжести.

2. Психологические особенности детей с нарушением интеллекта

3. Синдромальные формы нарушения интеллекта (синдром Дауна, синдром Ретта, фенилпировиноградная олигофрения и т.д.)

Тема 3. Дети задержкой психического развития (ЗПР) (3 ч.)

План (тематика докладов и сообщений)

1. Классификация ЗПР по этиопатогенетическому типу К.С. Лебединской.

2. Психологические особенности детей с ЗПР

3. Дифференциация детей с ЗПР и детей с легкой степенью нарушения интеллекта.

Тема 4. Нарушение зрения(3 ч.)

План (тематика докладов и сообщений)

1. Понятие нарушение зрения, заболевания органа зрения

2. Классификация детей с нарушением зрения

3. Психологические особенности детей с нарушением зрения:

–когнитивная сфера

– особенности эмоционально-волевой сферы и личности

 

Тема 5. Нарушение слуха (3 ч.)

План (тематика докладов и сообщений)

1. Понятие нарушение слуха, заболевания органа слуха

2. Классификация детей с нарушением слуха

3. Психологические особенности детей с нарушением слуха

–когнитивная сфера

– особенности эмоционально-волевой сферы и личности

Тема 6. Нарушение функций опорно-двигательного аппарата (3ч.)

План (тематика докладов и сообщений)

1. Понятие нарушение функций опорно-двигательного аппарата, причины ДЦП, численность, феноменология

2. Классификация форм ДЦП

3. Психологические особенности детей с ДЦП

–когнитивная сфера

– особенности эмоционально-волевой сферы и личности

Тема 7. Нарушение речи(3 ч.)

План (тематика докладов и сообщений)

1. Классификация нарушений речи (клиническая, педагогическая)

2. Психологические особенности детей с нарушением речи (ОНР)

3. Психологические особенности детей с заиканием, феномен фиксации заикающихся на своем дефекте

4. Классификация заикания

5. Особенности психолого-педагогической работы с детьми с заиканием

Тема 8. Нарушение эмоционально-волевой сферы и поведения(3 ч.)

1. Понятие ранний детский аутизм: причины, клинические формы (синдромы Канера, Аспергера)

2. Психологические особенности детей с РДА

3. Классификация детей с РДА (О.С. Никольская)

4. Понятие психопатии. Психологические особенности детей с психопатией

ПРИМЕРНЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ СИТУАЦИИ

Проанализировать и составить рекомендации для родителей детей с ОВЗ по следующим кейс-стади:

1) Семья с ребенком инвалидом. Полная. Отец работает, мать сидит дома с ребенком. Ребенку 8 лет, болен эпилепсией, наблюдается ЗПР соматогенного происхождения, учится в массовой школе на дому. Ребенок стремится к общению с другими детьми, но быстро утомляется, что грозит новым приступом. Отец «человек без стержня», мать на грани нервного истощения, поскольку ее жизнь подчинена ожиданию новых приступов эпилепсии. Зачастую мать сама провоцирует приступы у ребенка постоянными расспросами о самочувствии, фиксируя внимание ребенка на своих физических ощущениях.

2)Неуравновешенный, гиперактивный ребенок 9 лет. Семья обеспеченная, ребенок учится в элитной школе, которая зависит от его родителей. Чувствуя свою безнаказанность, мальчик грубит учителям, доводит одноклассников, перекладывает свою вину на других. Родители считают ребенка совершенством и гением, а учителей бездарями. Все конфликтные ситуации разбираются при ребенке.

3) В массовой школе учится слабослышащий ребенок – девочка (10 лет) - 1 степень тугоухости (по Нейману) без слухового аппарата, речь сохранна. Учится на тройки, часто получает неудовлетворительные оценки. Постоянно отвлекается, часто переспрашивает. Учительница злится на нее, часто выражая свое недовольство при ребенке. Девочка необщительная, стеснительная, замкнутая, в последнее время наблюдаются нервные тики.

4) Мальчик с ДЦП, 12 лет. Семья полная. Способен к самостоятельному передвижению с костылем, руки сохранны. Мама настаивает на обучении на дому, т.к. ребенок стал часто болеть, а остальные дети по ее словам смеются над ним, считают калекой. Родители всячески опекают мальчика и часто выполняют за него домашнюю работу.

5) Девочка 7 лет, только пошла в школу. У девочки астигматизм, косоглазие. Родители не видят причины для беспокойства, считают, что специальной помощи девочке не надо т.к. у неё есть очки. Родители не довольны, что девочка не успевает за сверстниками.

 

ТЕМАТИКА ПРОЕКТОВ

1 Выявление особенностей мышления детей с интеллектуальной недостаточностью

2. Выявление особенностей памяти детей с интеллектуальной недостаточностью.

3. Изучение особенностей мыслительной деятельности младших школьников с ЗПР.

4. Диагностика особенностей проявления тревожности у детей с ЗПР - воспитанников детского дома.

5. Методы изучения агрессивного поведения подростков с умственной отсталостью.

6. Исследование нарушений эмоциональной сферы младших школьников с разными уровнями психического развития.

7. Выявление личностных особенностей подростков с заиканием.

8. Изучение особенностей памяти у детей с речевой патологией.

9. Анализ психологической готовности к школьному обучению детей дошкольного возраста с ОНР.

10. Психологические особенности матерей, имеющих детей с отклонениями в развитии.

11. Применение компьютерной техники для диагностики и коррекции развития ребенка.

12. Особенности высших психических процессов у детей с сенсорными нарушениями.

13. Влияние уровня психического здоровья ребенка с недоразвитием речи на его социометрический статус.

14. Особенности зрительного восприятия у детей с нарушениями интеллекта.

15. Особенности уровня притязаний и самооценки учащихся с нарушением интеллекта.

16. Специфика преднамеренного запоминания у учащихся с ЗПР.

17. Особенности внимания и памяти детей, испытывающих трудности в обучении.

18. Особенности социальной адаптации учащихся с нарушением интеллектуального развития.

19. Особенности игровой деятельности дошкольников с ЗПР.

20. Влияние внутрисемейных отношений на личность младшего школьника с нарушением интеллекта.

21. Особенности межличностных отношений подростков с интеллектуальной недостаточностью.

22. Изучение самосознания учащихся старших классов специальной (коррекционной) школы VIII вида.

23. Диагностика и коррекция особенностей эмоционально-волевой сферы у детей с РДА.

 

ТЕМАТИКА РЕФЕРАТОВ

  1. Понятие о специальной психологии и ее разделах
  2. Понятие о дизонтогенезе психики. Классификация психического дизонтогенеза
  3. Сущность и виды коррекционно-педагогической деятельности
  4. Принципы коррекционно-педагогической деятельности
  5. Понятие «норма» и «аномалия» в психическом развитии ребенка
  6. Психическое здоровье и факторы риска в детском возрасте
  7. Кризисы развития в дошкольном и школьном возрасте
  8. Причины деформации личностного развития ребенка
  9. Виды отклонений в развитии и поведении детей
  10. Психологические особенности детей с задержкой психического развития и специфика коррекционной работы с ними
  11. Психологические особенности аутичных детей и специфика коррекционной работы с ними
  12. Психологические особенности гиперактивных детей и специфика коррекционной работы с ними
  13. Психологические особенности агрессивных детей и специфика коррекционной работы с ними
  14. Психологические особенности лживых детей и специфика коррекционной работы с ними
  15. Психологические особенности застенчивых детей и специфика коррекционной работы с ними
  16. Причины развития девиантного поведения у подростков
  17. Подходы к классификации видов отклоняющегося поведения
  18. Типы акцентуаций характера у подростков и особенности коррекционной работы с ними (на примере одной из акцентуаций)
  19. Коррекция общения и семейных взаимоотношений подростков и родителей
  20. Психолого-медико-педагогическая комиссия и ее функции

 

 

ВОПРОСЫК ЭКЗАМЕНУ

1. Понятие специальная психология.

2. Объект и предмет специальной психологии, цель, задачи.

3. Принципы коррекционной педагогики.

4. Место и взаимосвязь специальной психологии с другими науками о человеке.

5. Понятие «норма»: идеальная, статистическая, функциональная.

6. Критерии нормального развития. Пограничные состояния. Условия для нормального психического развития.

7. Понятие дизонтогенеза. Виды дизонтогенеза

8. Понятие о терратогенных факторах.

9. Социальные, биологические факторы психического развития.

10. Факторы воздействующие на организм в пренатальный, натальный, постнатальный периоды

11. Педагогическая классификация дизонтогенеза (М.Варнок).

12. Клиническая классификация дизонтогенеза В.В. Лебединского

13. Типы отклоняющегося развития: ретардация, акселерация и асинхрония.

14. Принципы диагностики детей с проблемами в развитии.

15. Принципы работы ПМПК.

16. Особенности диагностического обследования детей с нарушениями речи, слуха, зрения, нарушением функций ОДА, ЗПР, нарушением интеллекта.

17. Принципы и критерии адаптации диагностических методик для детей с проблемами в развитии.

18. Особенности познавательной сферы детей с ЗПР

19. Особенности эмоционально-волевой сферы детей с ЗПР

20. Особенности самосознания, психомоторики, способностей, темперамента, характера, функциональных состояний при умственной отсталости и задержке психического развития (ЗПР).

21. Структура дефекта при нарушениях интеллекта.

22. Классификация умственной отсталости по степени тяжести дефекта,

23. Классификация умственной отсталости по этиопатоклиническому типу М.С. Певзнер.

24. Классификация ЗПР по этиопатогенетическому типу К.С. Лебединской.

25. Дифференциальная диагностика ЗПР и умственной отсталости.

26. Особенности познавательной сферы при сенсорных нарушениях.

27. Особенности эмоционально-волевой сферы при сенсорных нарушениях.

28. Особенности самосознания, психомоторики, способностей, темперамента, характера, функциональных состояний при сенсорных нарушениях.

29. Классификация нарушения слуха по степени тяжести дефекта (Нейман).

30. Классификация детей с нарушением слуха Ж.И. Шиф.

31. Классификация нарушений зрения

32. Педагогическая и клиническая классификации нарушений речи.

33. Структура дефекта при нарушениях зрения

34. Структура дефекта при нарушениях слуха

35. Структура дефекта при нарушениях детского церебрального паралича.

36. Дифференциальная диагностика ЗПР и умственной отсталости при тяжелых случаях нарушений зрения, слуха, детского церебрального паралича.

37. Компенсация нарушений зрения

38. Компенсация нарушений слуха,

39. Компенсация нарушений двигательных нарушений.

40. Применение основных психокоррекционных техник с детьми с проблемами в развитии.

41. Типы семей воспитывающих детей с ОВЗ.

42. Психологические особенности семей воспитывающих детей с ОВЗ.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: