производство
Учебное пособие
Издательство
Белгородского университета
кооперации, экономики и права
АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«БЕЛГОРОДСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
КООПЕРАЦИИ, ЭКОНОМИКИ И ПРАВА»
Г.И. Баркалова
Исполнительное
производство
Учебное пособие
Для магистрантов специальности
030900.68 «Юриспруденция»
Рекомендовано Научно-методическим советом университета
Издательство
Белгородского университета
кооперации, экономики и права
ББК 67.99(2)4 Рекомендовано к изданию
Ш-19 кафедрой гражданского права и процесса.
Протокол № 1 от 27 августа 2012 г.
Автор
Баркалова Галина Ивановна, доцент кафедры гражданского права и процесса Белгородского университета кооперации, экономики и права
Рецензент
Дудникова Галина Викторовна, к.ю.н., доцент кафедры гражданского права и процесса Белгородского университета кооперации, экономики и права
Баркалова Г.И. | |
Ш-19 | Исполнительное производство: Учебное пособие. – Белгород: Издательство БУКЭП, 2012. – 314 с. |
Учебное пособие предназначено для изучения и подготовки студентов по дисциплине «Исполнительное производство».
Издание предназначено для студентов для студентов специальности 030900.68 «Юриспруденция»
ББК 67.99(2)4
© Издательство БУКЭП, 2012
Учебное издание
Баркалова Галина Ивановна
Учебное пособие
Учебное пособие
Издано в авторской редакции
Компьютерный набор и верстка В.В. Рябченко
Сдано в набор 31.08.2012 г. Подписано в печать 03.10.2012 г.
Формат. Бумага офсетная.
Гарнитура Times №ew Roma№. Ризография. Усл. печ. л. 17
|
Тираж 100 экз. Заказ
Издательство Белгородского университета кооперации,
экономики и права
308023, г. Белгород, ул. Садовая, 116а
ВВЕДЕНИЕ
Целью специального курса "Исполнительное производство" является изучение законодательных и теоретических основ исполнения юрисдикционных актов, указанных в ст. 12 ФЗ "Об исполнительном производстве", закрепление полученных в ходе обучения знаний на примерах особенностей исполнения юрисдикционных актов по отдельным категориям дел и выработка навыков по защите прав участников исполнительного производства.
Основной задачей специального курса является изучение основ новой отрасли российского права - исполнительного права. В качестве особой задачи предлагается изучение судебных функций контроля за судебными приставами-исполнителями.
К дополнительным задачам специального курса следует отнести получение студентами знаний об общих условиях совершения исполнительных действий, о лицах, участвующих в исполнительном производстве, об исполнительных документах, основаниях и порядке применения мер принудительного исполнения, о правилах обращения взыскания на имущество должника-гражданина и должника-организации, на заработную плату и иные виды доходов должника, об исполнении исполнительных документов по спорам неимущественного характера, о распределении взысканных денежных средств и очередности удовлетворения требований взыскателей и т.д.
Кроме теоретических знаний по исполнительному производству в качестве задачи ставится изучение нормативного материала - источников исполнительного права (ГПК РФ, ГК РФ, АПК РФ, ФЗ "Об исполнительном производстве" и "О судебных приставах" и др.), нормы которых регулируют исполнительное производство, а также умение применять нормы исполнительного права при решении правовых конфликтных ситуаций.
|
Тема 1. Исполнительное производство как отрасль права.
1.Исполнительное право в системе российского права
Исполнительное право, регулирующее исполнительное производство в Российской Федерации, представляет собой одну из самых молодых отраслей российского права.
Как и любая другая отрасль права, исполнительное право имеет собственный предмет правового регулирования, специфический метод правового регулирования, свою нормативную базу. Исполнительное право характеризуется особыми принципами, составляющими нормативно установленные основополагающие начала исполнительного производства. Оно регулирует деятельность специальных субъектов - участников исполнительного производства.
Исполнительное производство в настоящее время представляет собой предмет регулирования одной из отраслей российского права - исполнительного права, без которого система права не может нормально функционировать. Исполнительное право регулирует правоотношения, складывающиеся в процессе исполнительного производства, где субъективное материальное право или охраняемый законом интерес, нарушенный или оспоренный должником и подтвержденный юрисдикционным актом, получает свою реализацию через механизм государственного принуждения.
|
Исполнение судебных актов, урегулированное нормами исполнительного права, является, по существу, тем конечным результатом, по которому можно судить об эффективности всей правоохранительной деятельности.
Российское исполнительное право есть система процессуальных правовых норм, регулирующих исполнительное производство в Российской Федерации, которое представляет собой установленный законом порядок деятельности судебных приставов-исполнителей и иных органов по принудительной реализации актов, а именно:
1) исполнительных листов, выдаваемых судами общей юрисдикции и арбитражными судами на основании принимаемых ими судебных актов;
2) судебных приказов;
3) нотариально удостоверенных соглашений об уплате алиментов;
4) удостоверений, выдаваемых комиссиями по трудовым спорам;
5) актов органов, осуществляющих контрольные функции, о взыскании денежных средств с приложением документов, содержащих отметки банков и иных кредитных организаций, в которых открыты расчетные и иные счета должника, о полном или частичном неисполнении требований указанных органов в связи с отсутствием на счетах должника денежных средств, достаточных для удовлетворения этих требований;
6) судебных актов, актов других органов и должностных лиц по делам об административных правонарушениях;
7) постановлений судебного пристава-исполнителя;
8) актов иных органов в случаях, предусмотренных федеральным законом.
Исполнительное право призвано не только служить реальному осуществлению установленных и подтвержденных судебными решениями и иными актами, подлежащими принудительному исполнению, нарушенных или оспоренных субъективных гражданских прав, но и способствовать укреплению законности в области гражданских (в широком смысле) правоотношений.
Итак, исполнительное право - системная целостная совокупность норм, регулирующих исполнение юрисдикционных актов неуголовного характера, является самостоятельной процессуальной отраслью российского права.
Предметом правового регулирования исполнительного права являются общественные отношения, складывающиеся в процессе исполнительного производства.
Исполнительное право является процессуальной отраслью права и, как любая процессуальная отрасль права, характеризуется тем, что регулирует правоотношения в их динамике. Потому в предмет его регулирования входят не только юридические связи между участниками правоотношений, но и процессуальная деятельность по реализации этих связей. Предмет правового регулирования исполнительного права достаточно сложен. Его основу составляет совокупность отношений, складывающихся между органами принудительного исполнения (статья 5 Федерального закона "Об исполнительном производстве"), с одной стороны, и взыскателем, должником и иными участниками исполнительного производства - с другой.
Практически принудительная реализация юрисдикционных актов не является отдельным, однородным правоотношением, а выступает в качестве целой системы определенных производств по исполнению конкретных актов. Дифференциация исполнительных процедур производится по различным признакам в зависимости от:
- вида (сущности) исполняемого акта;
- обязанного субъекта (граждане, коммерческие и некоммерческие организации, органы законодательной и исполнительной власти).
Система исполнительного производства - совокупность элементов, составляющих целостную структуру, образующая строгую логическую систему.
Систему исполнительного производства можно условно подразделить на две части - общую и особенную. В общую часть входят: общие положения, принципы, лица, участвующие в исполнительном производстве, общие правила исполнительских действий, исполнительский сбор.
Особенную часть исполнительного права составляет совокупность норм, регламентирующих движение, развитие исполнительного производства по стадиям от его возбуждения до окончания, а также особенности реализации различных исполнительных документов по отдельным категориям взысканий и в отношении различных субъектов. В этой части регулируется также исполнение решений иностранных судов и реализация исполнительных документов, выданных в Российской Федерации, за ее пределами.
Методом правового регулирования отрасли исполнительного права является совокупность юридических средств, правовых приемов и способов, посредством которых российское государство регламентирует и воздействует на общественные отношения, возникающие по поводу и в связи с исполнением юрисдикционных актов.
В теории права различают правовую основу метода, его государственное обеспечение и реальное функционирование уже сложившегося метода правового регулирования. Право при этом выступает в качестве основы формирования метода, государство же обеспечивает функционирование как метода в целом, так и всех его компонентов. Право предопределяет статическое состояние метода, а государство - динамическое, функциональное. Все слагаемые метода правового регулирования (юридические средства, правовые приемы и способы) формируются в процессе правоустанавливающей деятельности государства, а их функционирование осуществляется в рамках правоприменительной и правоохранительной деятельности.
Метод правового регулирования отношений, возникающих в ходе исполнительного производства, характеризуется сочетанием императивных и диспозитивных начал.
У сторон исполнительного производства существует определенная свобода распоряжения собственными правами. Они вправе в конкретном правоотношении выбрать один из возможных вариантов поведения, совершать или отказаться от совершения каких-либо действий.
Основой диспозитивности в исполнительном праве выступает диспозитивность гражданских и иных материальных правоотношений, характеризующихся юридическим равенством сторон. Между тем с каждым этапом процесса защиты права объем диспозитивных полномочий одного субъекта, чье поведение было признано юрисдикционным органом неправомерным (должника), уменьшается (в гражданском процессе диспозитивности уже гораздо меньше, чем в гражданском праве) при сохранении, переходе в новое качество диспозитивных правомочий субъекта, чьи действия в материальном правоотношении оказались соответствующими установленной законом модели.
Основным направлением развития исполнительного права является позиция, что в соответствии с принципом диспозитивности возбуждение исполнительного производства определяется главным образом волей заинтересованных в исполнении лиц - взыскателей. Взыскатель может отказаться от взыскания, от получения предметов, изъятых у должника при исполнении исполнительного документа о передаче их взыскателю, что ведет к прекращению исполнительного производства. Взыскатель и должник вправе в ходе исполнительного производства заключить мировое соглашение, которое после его утверждения судом также ведет к прекращению исполнительного требования,
Несмотря на непрекращающиеся дискуссии по поводу того, является ли исполнительное право самостоятельной отраслью права, исполнительное право занимает в системе российского права особую нишу, исторически сложившуюся в течение многих веков.
Наиболее близкими отраслями, от которых нам будет необходимо отграничить исследуемую отрасль, для исполнительного права являются гражданское процессуальное право и арбитражное процессуальное право. Для исполнительного права, гражданского процессуального права, арбитражного процессуального права характерны некоторые общие принципы, задачи, близкие институты. Так, целевые установки гражданского судопроизводства (основные - защита прав, свобод и охраняемых законом интересов граждан и организаций, охрана общественных и государственных интересов; факультативные - укрепление законности и правопорядка, предупреждение правонарушений) находят отражение и в исполнительном производстве в виде общей цели, характерной для любого вида юрисдикционной деятельности.
Заявления об оспаривании постановлений, действий (бездействия) судебных приставов-исполнителей в настоящее время рассматриваются по правилам, установленным ст. 441 ГПК РФ и ст. 329 АПК РФ, отсылающей к главе 24 АПК РФ. Однако близость исполнительного права, гражданского процессуального права и арбитражного процессуального права должна рассматриваться лишь с позиции соотношения одной отрасли с другой, так как у этих отраслей российского права специфические предметы и методы правового регулирования, собственная нормативная база и субъектный состав. То есть речь в данном случае идет о взаимодействии одной органически целостной, внешне и внутренне организованной отрасли с другой.
Связано исполнительное право с конституционным правом, государственным правом, уголовным правом, уголовно-процессуальным правом, уголовно-исполнительным правом, административным правом, гражданским правом, трудовым правом, семейным правом и прокурорским надзором. Так, ст. 71 Конституции Российской Федерации определяет, что установление системы органов исполнительной власти - прерогатива Российской Федерации. Исполнительное право служит формой принудительной реализации установленных юрисдикционными актами гражданских, семейных, трудовых, административных и иных обязанностей, когда содержащиеся в этих актах предписания не исполняются сторонами добровольно. Прокурорский надзор определяет полномочия прокуроров по надзору за законностью деятельности судебных приставов-исполнителей в Российской Федерации.
Серьезные споры вызывает соотношение исполнительного и конституционного права при регулировании правоотношений, вытекающих из исполнения актов Конституционного Суда. Мнения специалистов по этому вопросу разделились: от обоснования уральской школой конституционного права существования в качестве самостоятельного объекта правового регулирования конституционно-исполнительного производства до игнорирования проблемы как таковой по причине невозможности применения при исполнении актов Конституционного Суда репрессивных мер.
Полномочный представитель Президента Российской Федерации в Конституционном Суде РФ М.А. Митюков полагал, что исполнимость актов Конституционного Суда предопределяется политическими факторами, среди которых он называл политический режим, соотношение сил в парламенте, степень взаимодействия Президента, Правительства и законодательного органа, авторитет Конституционного Суда в судебной системе, уровень правовой культуры общества и даже "менталитет правящей элиты".
Если исходить из классификации отраслей права, исполнительное право следует отнести к специальной отрасли права, а не к вторичному образованию - комплексной отрасли или подотрасли.
Исполнительное право представляет собой процессуальную отрасль, так как особое значение при регулировании исполнительных правоотношений законодатель придает форме, процессуальности. Термин "процесс" понимается как система, форма отношений, связанных с применением принудительной силы государства. Если брать за критерий деления отраслей на материальные и процессуальные предметы регулирования, то будет удобно воспользоваться следующей схемой. Если материальное право регулирует общественные отношения, существующие вне (до и после) правоприменительной деятельности органов государства и общественности, то процессуальное право регламентирует общественные отношения по поводу правоприменительной и правотворческой деятельности.
Еще со времен римского права процессуальное право как наука была прежде всего наукой о формах, которой присуща высокая степень постоянства. Практически любой порок этой формы, нарушение процедурных правил при исполнении юрисдикционных актов неотвратимо приводит к ничтожности исполнительного действия.
2. Нормативная основа исполнительного производства.
Под источниками отрасли права понимаются нормативные акты, содержащие правовые нормы, регулирующие ту или иную область общественных отношений.
Под источниками исполнительного производства следует понимать нормативные правовые акты, содержащие правовые нормы, регулирующие условия и порядок принудительного исполнения судебных актов судов общей юрисдикции и арбитражных судов, а также актов других органов, которым при осуществлении установленных законом полномочий предоставлено право возлагать на граждан, организации или бюджеты всех уровней обязанности по передаче другим гражданам, организациям или в соответствующие бюджеты денежных средств и иного имущества либо совершению в их пользу определенных действий или воздержанию от совершения этих действий.
В.М. Шерстюк считает, что источники исполнительного производства - нормативные правовые акты, содержащие правовые нормы, регулирующие условия и порядок принудительного исполнения судебных актов судов общей юрисдикции и арбитражных судов, а также актов других органов, которым при осуществлении установленных законом полномочий предоставлено право возлагать на граждан, организации или бюджеты всех уровней обязанности по передаче другим гражданам, организациям или в соответствующие бюджеты денежных средств и иного имущества либо совершению в их пользу определенных действий или воздержанию от совершения этих действий <*>.
Принято различать три основных источника права - нормативный юридический акт, обычай и судебный прецедент. В числе нормативных актов приоритетное значение имеют законы как акты высшей юридической силы. Так, в числе источников называются нормативные договоры, имеющие подзаконный характер, принципы правосудия.
Система законодательства об исполнительном законодательстве находится в стадии формирования. В соответствии со ст. 2 ФЗ "Об исполнительном производстве" источниками исполнительного производства являются настоящий Федеральный закон, ФЗ "О судебных приставах" и иные федеральные законы, регулирующие условия и порядок принудительного исполнения судебных актов. Правительство РФ может принимать нормативные правовые акты по вопросам исполнительного производства.
К источникам исполнительного производства следует отнести и Конституцию РФ <*>, имеющую высшую юридическую силу. Так, согласно ст. 2 Конституции РФ, признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. И это целиком и полностью относится к исполнительному производству.
Исходя из положений Закона "Об исполнительном производстве", раздела VII ГПК РФ "Производство, связанное с исполнением судебных постановлений и постановлений иных органов", раздела VII АПК РФ <*> "Производство по делам, связанным с исполнением судебных актов арбитражных судов", данные нормы применяются только в тех случаях, если какие-либо правоотношения не урегулированы законами, регламентирующими порядок исполнения судебных актов и актов иных органов.
Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законодательством РФ об исполнительном производстве, то применяются правила международного договора.
Признание и приведение к исполнению может производиться и без заключения международного договора, по принципу, закрепленному в ст. 15 Конституции РФ - общепризнанные нормы международного права и международные договоры являются составной частью ее правовой системы <*>. В Федеральном законе "О международных договорах РФ" <**> дается определение, согласно которому международный договор РФ - международное соглашение, заключенное Россией с иностранным государством (или государствами) либо с международной организацией в письменной форме и регулируемое международным правом. Международные договоры являются существенным элементом стабильности международного правопорядка и отношений России с зарубежными странами.
Содружества Независимых Государств (СНГ) от 6 марта 1998 года // Вестник ВАС РФ. 1999. № 3. С. 192.
Конвенции могут быть дополнены двусторонними межгосударственными договорами о правовой помощи, заключенные между СССР, Россией и другими странами (Испанией, Ираном и др.). Договоры правовой помощи могут предусматривать различный объем такой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам. Например, договор между СССР и Финляндской Республикой от 11.08.1978 года о правовой защите и правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам предусматривает взаимное признание только решений о расторжении брака, раздельном проживании супругов, признании брака недействительным; по другим гражданским делам решения не предусмотрены.
Международные договоры содержат норму о том, что иностранные решения признаются и приводятся в исполнение компетентным судом государства, в котором запрашивается исполнение, т.е. международные договоры о правовой помощи не предусматривают упрощенного порядка обращения к исполнению иностранного судебного решени.
Но в этом случае применение правовых актов федеральных органов исполнительной власти и других органов не сможет содержать единое правовое регулирование исполнительного производства на всей территории России.
По мнению Г.Д. Улетовой, процесс совершенствования законодательства должен быть сориентирован на то, что служба судебных приставов является частью механизма исполнительной власти, и правовое регулирование отношений должно осуществляться только федеральными законами, международными договорами, постановлениями Конституционного Суда РФ, а с субъектами своей собственной системы - актами, принятыми Правительством РФ <*>.
3.Принципы исполнительного права
Любая отрасль российского права имеет собственные принципы, в которых выражается ее специфика и на основании которых можно составить общее представление о данной отрасли права.
Принципы исполнительного права представляют собой выраженные в правовых нормах, регулирующих порядок исполнительного производства в Российской Федерации, исходные положения, образующие основу, каркас всей отрасли исполнительного права, ее ключевые начала и идеи.
Принципы, отражая основные характеристики матричной системы и ее природу, имеют те же свойства и функции, что и само право, они вносят единообразие в соответствующую систему юридических норм.
Принципы придают единство правовому регулированию общественных отношений, цементируя все компоненты юридической надстройки и оказывая самостоятельное воздействие на общественные отношения. Без помощи принципов невозможно представить модель права или его отдельной отрасли, так как именно они придают целостность правовой системе начиная с соответствия друг другу отдельных норм, через гармонизацию внутриотраслевых и межотраслевых институтов. Связь же принципов между собой в этой модели обусловлена прежде всего тем, что все они являются категориями одной отрасли, звеньями одной правовой системы, направлены на достижение общей цели специальными методами. Именно принципы позволяют организовать правовую систему, определить природу права, основу его развития и функционирования. Невозможность абсолютного законодательного регулирования правоотношений любой сферы человеческой деятельности влечет за собой необходимость разработки общих правил, критериев поведения в определенной системе, в нашем случае - системе гражданских исполнительных отношений.
В настоящее время прямо законодательно закреплены принципы законности, своевременности совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения, уважения чести и достоинства гражданина, неприкосновенности минимума имущества, необходимого для существования должника-гражданина и членов его семьи, соотносимости объема требований взыскателя и мер принудительного исполнения.
Между тем в теории исполнительного права продолжаются споры по вопросам количественного и качественного состава принципов, сущности каждого из них и их влияния друг на друга и систему права. В правовой действительности можно говорить о существовании следующих доктринальных принципов исполнительного права: принцип равенства перед законом, принцип государственного языка исполнительного производства, принцип диспозитивности исполнения для взыскателя, принцип справедливости удовлетворения требований взыскателей.
Практическое значение принципов исполнительного права состоит в том, что они должны гарантировать своевременное, правильное и эффективное исполнение юрисдикционных актов, защиту прав участников исполнительного производства и показывать роль государства в регулировании правоотношений, входящих в предмет исполнительного права.
Совокупность принципов исполнительного права, являясь концентрированным выражением предмета и метода регулирования исполнительного права, образует взаимосвязанную и взаимообусловленную систему, в которой каждый конкретный принцип связан с другими принципами и лишь вместе они дают представление о содержании отрасли в целом, выражая идею исполнительного права в ее глобальном философском понимании.
Классификация принципов исполнительного права проводится по различным основаниям и дает возможность уяснить значение отдельных принципов и их место в системе. Принципы исполнительного права классифицируются в зависимости от источника их закрепления (в частности, выделение конституционных принципов, принципов, закрепленных в Федеральном законе "Об исполнительном производстве", ГПК РФ и АПК РФ), от области правоотношений, на которую распространяется их действие (общие (общеправовые), межотраслевые, отраслевые (специфически отраслевые), принципы отдельных правовых институтов), от вида закрепления (нормативные и доктринальные).
К первой классификационной группе, в зависимости от источника их закрепления, по устоявшейся традиции относят общеправовые (конституционные) принципы, которые распространяются на отношения, возникающие в любой правовой области, в том числе в сфере исполнительного производства, и закреплены в Конституции Российской Федерации, являющейся основной юридической базой для всего российского законодательства (принцип законности, принцип равенства перед законом).
В силу пункта 1 ст. 26 Федерального закона "Об адвокатуре и адвокатской деятельности в Российской Федерации" в исполнительном производстве на бесплатную правовую помощь адвоката могут претендовать ветераны Великой Отечественной войны при исполнении актов, не связанных с предпринимательской деятельностью, и граждане, пострадавшие от репрессий, при исполнении документов, связанных с их реабилитацией. Допуск к участию в исполнительном производстве профессиональных представителей сторон гарантирован законом.
Ко второй группе в зависимости от источника их закрепления следует отнести межотраслевые принципы, действующие наряду с исполнительным правом и в других отраслях российского права, в частности в гражданском процессуальном праве, арбитражно-процессуальном праве, уголовно-процессуальном праве и т.п.: принцип государственного языка исполнительного производства, принцип диспозитивности в отношении взыскателя.
Третья группа - отраслевые принципы исполнительного права (нормативные принципы своевременности совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения, уважения чести и достоинства гражданина, неприкосновенности минимума имущества, необходимого для существования должника-гражданина и членов его семьи, соотносимости объема требований взыскателя и мер принудительного исполнения).
В правовой действительности можно говорить о существовании следующих принципов исполнительного права: принцип законности, принцип равенства перед законом, принцип государственного языка исполнительного производства, принцип диспозитивности исполнения для взыскателя, принцип неприкосновенности личности должника, принцип неприкосновенности минимума средства существования должника, принцип пропорционального распределения взыскиваемых сумм между взыскателями (или принцип справедливости удовлетворения требований взыскателей), принцип сочетания отраслевой и территориальной организации исполнения.
Основным, генетически обусловленным явлением правовой материи выступает в исполнительном праве принцип законности, являющийся конституционным, общим принципом всех отраслей российского права, независимо от их роли и места в правовой системе координат. Принцип законности всегда был доктринальным в советском праве, не потерял он свою актуальность и сейчас, будучи прямо закрепленным в статье 4 Федерального закона "Об исполнительном производстве".
Согласно ст. 15 Конституции Российской Федерации все органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы, а также общепризнанные принципы, нормы международного права и международные договоры Российской Федерации.
Законность представляет собой такое состояние жизни общества, при котором в этом обществе действует качественное, непротиворечивое законодательство, законы уважаются, точно и неуклонно исполняются всеми членами этого общества, а за нарушение требований законодательства с неотвратимостью следуют меры государственного принуждения.
Законность тесно связана с практической реализацией права, так как, по справедливому замечанию исследователей ее отраслевого проявления, наполняется специфическим содержанием в зависимости от предмета и метода правового регулирования отрасли, в которую она внедряется.
Содержание законности в исполнительном производстве характеризуется следующими чертами:
- исполнительное законодательство должно быть качественным, непротиворечивым, иметь стройную систему;
- в случае возникновения коллизий они должны разрешаться исходя из преимущества международного договора над российскими нормами, Конституции России над другими правовыми актами, Исполнительного кодекса Российской Федерации (при условии его принятия) над иными актами в сфере исполнительных правоотношений, федеральных законов над правовыми актами Правительства Российской Федерации;
- судебный пристав-исполнитель в своей деятельности обязан руководствоваться законами, то есть правильно применять нормы исполнительного и иных отраслей права;
- участники исполнительного производства обязаны подчиняться закону и согласовывать свои поступки с действующим законодательством под страхом применения к ним штрафных и иных мер ответственности, содержащихся в санкциях норм исполнительного права;
- применение ответственности за исполнительные правонарушения неотвратимо;
- соответствие закону постановлений судебного пристава-исполнителя контролируется судом в порядке ст. 441 ГПК РФ и главы 24 АПК РФ, а также Генеральным прокурором Российской Федерации и подчиненными ему прокурорами в порядке осуществления ими прокурорского надзора в соответствии с Законом"О прокуратуре в Российской Федерации";
- применение аналогии права в исполнительном производстве возможно лишь при отсутствии нормы исполнительного права, регулирующей возникшие в ходе исполнительного производства правоотношения, и подразумевает действие судебного пристава-исполнителя исходя из принципов исполнительного права.
Законодательство Российской Федерации об исполнительном производстве в настоящее время состоит из Федерального закона "Об исполнительном производстве", Федерального закона "О судебных приставах" и иных федеральных законов, регулирующих условия и порядок принудительного исполнения юрисдикционных актов.
Принцип равенства перед законом в исполнительном производстве является проявлением конституционного принципа равенства граждан перед законом независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждения, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.
Российское государство в силу ст. 19 собственной Конституции взяло на себя обязанность гарантировать равенство прав и свобод гражданина. Принцип равенства означает предоставление участникам исполнительного производства равных возможностей по защите своих прав и интересов при исполнении юрисдикционных актов. В частности, обе стороны вправе при совершении исполнительных действий знакомиться с материалами исполнительного производства, делать из них выписки, снимать с них копии, представлять дополнительные материалы, заявлять ходатайства, участвовать в совершении исполнительных действий, давать устные и письменные объяснения в процессе совершения исполнительных действий, приводить свои доводы по всем вопросам, возникающим в ходе исполнительного производства, возражать против ходатайств и доводов других лиц, участвующих в исполнительном производстве, заявлять отводы, обжаловать постановления судебного пристава-исполнителя, его действия (бездействие), а также реализовывать иные права, предусмотренные законодательством Российской Федерации об исполнительном производстве. До окончания исполнительного производства стороны исполнительного производства вправе заключить мировое соглашение, утверждаемое в судебном порядке.
Взыскатель и должник согласно ст. 63 Федерального закона "Об исполнительном производстве" могут заявлять отводы судебному приставу-исполнителю, переводчику и специалисту на одинаковых условиях и по одинаковым основаниям, порядок разрешения отводов не зависит от того, кто его заявил (часть 4 ст. 441 ГПК РФ). Оспаривание постановлений, действий (бездействия) должностных лиц службы судебных приставов взыскателем и должником также происходит по одинаковым правилам, установленным ст. 128 Федерального закона "Об исполнительном производстве" и ст. 441 ГПК РФ. Статья 10 указанного Закона устанавливает, что при исполнении судебных актов и актов других органов в отношении иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных организаций на них, так же как и на российских граждан и юридических лиц, распространяются положения Федерального закона "Об исполнительном производстве".
Следует заметить, что содержание данного принципа не предполагает полного равноправия взыскателя и должника, то есть тождества, одинаковости их прав в исполнительном производстве. Одинаковых прав у взыскателя и должника быть не может из-за разного статуса субъектов исполнительных правоотношений и различий в приоритетном методе прав