Лекция 1. «Психология социального отчуждения» как образовательная дисциплина. Предмет, объект, специфика психологии социального отчуждения




Отчуждение – термин, широко и неоднозначно употребляемый в современной философии, социологии, социальной психологии. В юриспруденции означает передачу имущества в собственность другого лица. Теоретики общественного договора (Гоббс, Руссо и др.) рассматривали отчуждение как акт передачи прав личности государству. В немецкой классической философии категория отчуждения разрабатывалась Фихте, Шеллингом и особенно Гегелем, который связал понятие с саморазвитием духа, в процессе своей деятельности отчуждающим себя от самого себя для того, чтобы познать себя в своем ино-бытии. Фейербах, критикуя религию, видел в Боге отчужденную от человека его собственную сущность, которой приписывается иллюзорное сверхъестественное существование и господство над человеком.

Маркс связывал отчуждение с разделением труда, частной собственностью и рассматривал его как специфический феномен буржуазного способа производства (отчужденный труд). В марксистской философской традиции отчуждение понимается как объективное превращение человеческой деятельности и ее результатов в самостоятельную силу, враждебную человеку и подчиняющую его.

В современной западной науке понятие отчуждение используется как в объективном, так и в субъективном аспектах. Это и объективное состояние, находясь в котором человек своей деятельностью противоречит реализации собственной сущности, и чувство отчужденности по отношению к самому себе, ощущение невыносимой заброшенности в чуждом, враждебном мире, одиночество. Отчуждение понимается как разрыв индивида с социальной жизнью, нарастающий по мере исторического развития человечества. Хайдеггер интерпретирует отчуждение как способ бытия человека в условиях общественности, Фромм – как наиболее общее выражение социальной психопатологии современного мира. В узком смысле отчуждение представляется как явление, порождаемое господством над людьми вещей, товарно-денежных отношений, техники и технологии, в широком – как качественное состояние совокупности социальных связей. Отчуждение описывается как фундаментальная тенденция современной эпохи, как выражение несвободы личности, имеющее разные аспекты: экономический, политический, социальный экологический, технологический, духовный – т.е. выступает как синтетическая категория, резюмирующая диагноз болезни современной цивилизации. Вместе с тем, исключительно широкое употребление термина делает его расплывчатым, многозначным, пригодным лишь для обозначения внешних симптомов неблагополучия и требующим объяснения на основе иных, более конкретных категорий. В индустриальной социологии в 60-70 гг. проводились эмпирические исследования отчуждения в труде и разрабатывались конкретные программы его преодоления, вошедшие в систему «человеческих отношений», «гуманизации труда» и т.п. Проблема преодоления отчуждения как исторически сложившегося способа организации человеческих отношений предполагает комплексный подход как в теоретическом, так и в практическом плане /Краткий философский словарь. Под ред. А.П. Алексеева. – М.: «Проспект», 1997. – С.224-225/.

Отчужденность – состояние, которое характеризуется уходом личности в себя, отсутствием доверия, понимания в отношениях воспитателя и воспитанника, что является препятствием как к продуктивному воспитательному взаимодействию, так и к развитию и совершенствованию личности /Педагогический словарь /Под ред. В.И. Загвязинского, А.Ф. Закировой. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. - С.88/.

Как видно из данных определений, психология социального отчуждения тесно связана с такими понятиями, как «норма», «девиация», «патология».

Норма — это явление группового сознания в виде разделяемых группой представлений и наиболее частных суждений членов группы о требованиях к поведению с учетом их социальных ролей, создающих оптимальные условия бытия, с которыми эти нормы взаимодействуют и, отражая, формируют.

Выделяют следующие виды норм:

- правовые;

- нравственные;

- этические.

Правовые нормы предполагают наказание за их нарушение. Оформлены в виде юридических документов, разделяющие виды нарушений на гражданско- и уголовно наказуемые деяния.

Нравственные и этические нормы отражены на языковом уровне и обусловлены социальными и культурными особенностями.

Девиантным считается такое поведение, при котором наблюдается отклонение хотя бы от одной из данных общественных норм.

Девиантное поведение — «система поступков или отдельные поступки, противоречащие принятым в обществе нормам».

Патология — от греческого pathos — болезнь, страдание и logos — учение.

Существует мнение, что девиантное поведение — это переходные, неразвернутые варианты поведенческой психической патологии. И основным принципом их диагностики следует признать, с одной стороны, отсутствие качеств поведенческой нормы, а с другой — отсутствие психопатологических свойств. Однако диагностика девиантного поведения имеет определенные трудности, что обусловлено социокультурными особенностями трактовки девиантного поведения, а игнорирование любой психодиагностической составляющей неизбежно приводит к искажению и субъективизму.

Поведенческая патология (по П.Б. Ганнушкину) подразумевает наличие в поведении человека таких признаков, как:

- склонность к дезадаптации;

- тотальность;

- стабильность.

Склонность к дезадаптации. Наличие в поведении человека неадаптивных паттернов поведения. Разделяют склонность к дезадаптации, ориентированную «вовне» и проявляющуюся в межличностном взаимодействии, и дезадаптацию, ориентированную «на себя». Проблемы в межличностном взаимодействии выражаются в неудовлетворенности, обидчивости, конфликтности, социально-психологической изоляции. Ориентированность дезадаптации «на себя» определяется наличием у индивида низкой самооценки, неприятием себя и неудовлетворенности собой.

Тотальность. Предполагает проявление дезадаптивного поведения индивида в большинстве или во всех сферах его деятельности.

Стабильность. Дезадаптивное поведение не сиюминутно, а пролонгировано во времени.

В основе квалификации поведения индивида как адаптивного, независимо от национальности, вероисповедания и места проживания лежат понятия «психологическая культура», «психическое здоровье», «психологическое здоровье».

Для того чтобы поддерживать психическое здоровье на должном уровне, необходимо обладать психологической культурой. Понятие психологическая культура включает в себя: «...заботу о своем психическом здоровье, умение выходить из психологических кризисов самому и помогать близким людям». Основу психологической культуры составляют: самопознание и самооценка; стремление к познанию других людей; умение управлять своим поведением, эмоциями в процессе общения. Все три компонента присутствуют в структуре здоровой личности, то есть личности, обладающей психологическим и психическим здоровьем.

Условием психического здоровья является психологическое здоровье, проявляющееся в благополучии, ощущаемом человеком на всех уровнях (физическом, психическом, духовном, социальном).

Психологическое здоровье — «динамическая совокупность психических свойств индивида, обеспечивающих гармонию между потребностями индивида и общества, являющихся предпосылкой ориентации личности на выполнение своей жизненной задачи».

Психическое здоровье — «состояние душевного благополучия, характерное отсутствием болезненных психических проявлений и обеспечивающее адекватную условиям действительности регуляцию поведения и деятельности». Таким образом, психическое здоровье понимается как состояние душевного благополучия, характерное отсутствием болезненных психических проявлений и обеспечивающее адекватную условиям действительности регуляцию поведения и деятельности. Содержание понятия не исчерпывается медицинскими и психологическими критериями, в нем всегда отражены общественные и групповые нормы и ценности, регламентирующие духовную жизнь человека.

Выделяют следующие уровни психического здоровья:

- креативный: стойкость к средовым воздействиям, активное творческое отношение к действительности, осознанность и целенаправленность предпринимаемых усилий;

- адаптивный: адаптированность к социуму сопровождается повышенным уровнем тревожности;

- дезадаптивный: внутренние проблемы не решаются. Нарушенный баланс между внутренним миром и внешним пытаются восстановить при помощи ассимилятивного стиля поведения (приспособление в ущерб своим интересам) или аккомодативного (агрессивно-наступательный, в ущерб интересам других).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: