ПРОВЕРКА ПРОЧНОСТИ ШПОНОЧНЫХ СОЕДИНЕНИЙ




ВЫБОР МУФТ

Муфтами приводов называют устройства, соеди­няющие валы совместно работающих агрегатов и пере­дающие вращающий момент.

По экономическим и технологическим соображениям маши­ны обычно выполняют из отдельных узлов (агрегатов), которые соединяют муфтами. Однако точная установка валов таких агре­гатов невозможна из-за ошибок изготовления и монтажа, установ­ки агрегатов на деформируемом (нежестком) основании, расцентровки валов в результате тепловых деформаций корпусов агре­гатов при их работе, а также из-за упругих деформаций валов под нагрузкой.

В проектируемых приводах с учётом особенностей эксплуа­тации, как правило, применяют компенсирующие разъёмные муфты не расцепляемого класса в стандартном исполнении. Сле­довательно, из имеющихся нормативных документов необходимо подобрать наиболее подходящий для данных условий тип муфты и её габаритные и присоединительные размеры.

Муфты выбирают по большему диаметру концов соединяемых валов и номинальному моменту, передаваемому муфтой. После выбора муфты записывают её условное обозначение, основные технические параметры и выпол­няют эскиз муфты.

Для компенсации перечисленных выше погрешностей на выходном конце ведущего вала редуктора устанавливают муфту упругую втулочно-пальцевую, (ГОСТ 21424-93).

Муфты этого типа применяют в приводе от электродвигателя и в других случаях для валов диаметрами 9... 160 мм, при вращаю­щих моментах 6,3... 16000 Нм. Упругие муфты за счет использользования своих упругих силовых элементов способны на только ком­пенсировать радиальные и угловые смещения, но и демпфиро­вать колебания, амортизировать толчки и удары.

На выходном конце ведомого вала устанавливают муфту зубчатую (ГОСТ 5006-83). Зубчатые муфты обладают большой несущей способностью и надежностью из-за значитель­ного числа зубьев, передающих вращающий момент, а также хо­рошо работают при высоких частотах, вращения.

Основные параметры муфты упругой втулочно-пальцевой (рис. 5.1) и муфты зубчатой (рис. 5.2) приведены соответственно в тал. 5.1 и табл. 5.2.

L

 

 

Рис. 5.1. Муфта упругая втулочно-пальцевая

 

Таблица 5.1

 

Основные параметры и размеры муфт упругих втулочно-пальцевых. ГОСТ 21424-93

Момент Т, Н·м Частота вращения, n, об/мин, не более Отверстие, мм Габаритные размеры, мм
d lцил lкон L D
31,5     16;18;19 20;22;24 25;28;30 32;36;38 40;42;45 40;42;45 50;55;56 60;63;65        

 

 

 

 

Рис. 5.2. Муфта зубчатая

 

 

Таблица 5.2

 

Основные параметры и размеры муфт зубчатых. ГОСТ 5006-83

Момент Т, Н*м Частота вращения, n, об/мин, не более Отверстие, мм Габаритные размеры, мм
d lцил L D
           

 

 

ПРОВЕРКА ПРОЧНОСТИ ШПОНОЧНЫХ СОЕДИНЕНИЙ

Шпоночное соединение образуют вал, шпонка и сту­пица насаженной на вал детали (зубчатого колеса, шкива, звёздочки и т.п.). Предназначено для передачи вращающего момента между валом и ступицей.

Размеры сечений шпонок и длины шпонок, размеры шпо­ночных пазов (см. рис 6.1) выбирают по ГОСТ 23360-78 (см. табл. 6.1).

Напряжения смятия и условие прочности определяют по формуле:

Напряжения среза и условие прочности определяют по формуле: где Т - вращающий момент на соответствующем валу, Н*м, d - диаметр вала, мм; h - высота шпонки, мм; - глубина врезания шпонки в паз вала, мм; - длина шпонки, мм; b - ширина шпон­ки, мм. При стальной ступице допускаемые напряжения смятия принимают в интервале = (110... 190) МПа, при чугунной сту­пице = (70... 100) МПа. Большие значения следует прини­мать при спокойной работе, а так же при повышенной прочности материалов ступицы и шпонки (легированные марки сталей). Допускаемые напряжения среза принимают: .   Напряжение смятия шпоночного соединения «быстроходный вал - ведомый шкив ремённой передачи»:    

 

Напряжение среза:

Условие прочности выполнено.

Рис. 6.1. Шпоночные соединения с призматическими

шпонками

 

Таблица 6.1

 

Шпонки призматические (ГОСТ 23360-78)

Диаметр вала, d, мм Сечение шпонки Глубина паза Длина шпонки, l, мм
b, мм h, мм Вала, t1, мм Ступицы, t2, мм
Св. 12 до 17 » 17 » 22 » 22 » 30 » 30 » 38 » 38 » 44 » 44 » 50 » 50 » 58 » 58 » 65 » 65 » 75 » 75 » 85 » 85 » 95     3,5 5,5 7,5 2,3 2,8 3,3 3,3 3,3 3,8 4,3 4,4 4,9 5,4 5,4 10-56 14-70 18-90 22-110 28-140 36-160 45-180 50-200 56-220 63-250 70-280

 

 

Напряжение смятия шпоночного соединения «промежуточный вал – коническое зубчатое колесо»:

 

Напряжение среза:

 

Условие прочности выполнено.

 

Напряжение смятия шпоночного соединения «тихоходный вал – цилиндрическое зубчатое колесо»:

 

Напряжение среза:

Условие прочности по не выполнено, поэтому необходимо установить на валу две шпонки под углом 1800 между ними.

 

Напряжение смятия шпоночного соединения «тихоходный вал – муфта»:

Напряжение среза:

Условие прочности по не выполнено, поэтому необходимо установить на валу две шпонки под углом 1800 между ними.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: