Ход урока
Этапы урока | Учитель | Ученик | |||||||||||||||
1. Организационный момент | Приветствует, требует навести порядок на рабочем месте, организует внимание, начинает урок. Здравствуйте, ребята. Я рада вас видеть на уроке. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь, присаживайтесь. Итак, начинаем. | Приготовление к уроку. Самоконтроль готовности к уроку. Настрой на работу. | |||||||||||||||
2. Мотивационный этап | Однажды великого мыслителя Сократа спросили о том, что, по его мнению, легче всего в жизни. Он ответил: “Легче всего – научить других, а труднее – познать самого себя”. На уроках физики мы говорим о познании природы, так как физика – наука о природе. Вот и сегодня мы будем изучать одно из явлений природы …. А какое, сейчас догадаетесь сами? Откройте тетради, запишите дату, классная работа. Оставьте место для записи темы урока. Запишите в тетради несколько слов- существительных, в состав которых входил бы корень ПАД с лексическим значением падения. Вот вам подсказка. СЛАЙД 1. Проверим. Молодцы. Как вы думаете, что связывает все эти слова, с точки зрения физики? Откройте учебник Стр.52, найдите какое падение тел мы сегодня будем изучать? Это и будет темой сегодняшнего урока. СЛАЙД 2. Запишите в тему в тетрадь. Как и любое движение его нужно описать. Какова же цель урока? Я предлагаю вам план, по которому будем описывать свободное падение. (на доске на листочке) Для того, чтобы достичь нашей цели, нужно повторить пройденный материал. |
Листопад, камнепад, снегопад, водопад, падалица.
Все эти слова являются примерами падения тел на земле.
Свободное падение тел.
Описать свободное падение, т.е.
| |||||||||||||||
3.Этап повторения и активизации знаний учащихся | На предыдущих уроках мы с вами изучили равноускоренное движение. Сейчас 1 ученик вспомнит и запишет на доске формулы, описывающих равноускоренное движение. Кто желает? … А с остальными мы побеседуем. СЛАЙД 3. Беседует с учащимися по предложенным вопросам. 1) Какое движение мы называем равноускоренным движением? 2) В чем измеряется ускорение? 3) Ускорение равно 10 м/с2, что это означает? 4) Какие закономерности присущи только равноускоренному движению? А теперь я вам предлагаю устно решить задачу Задача устно: (Текст на экране) 1.Тело прошло за первую секунду 2 метра, за вторую 4 метра, за З с 6 метров. Можно ли сказать, что данное движение равноускоренное. Почему? Ученик написал и прокомментировал свои записи. Хорошо. Молодцы. Данные формулы помогут нам в изучении новой темы. | Готовятся и отвечают на вопросы. - движение с постоянным ускорением. - м/с2 - за 1 с скорость изменяется на 10 м/с - скорость тел изменяется - движение с постоянным ускорением - модули векторов перемещений при прямолинейном равноускоренном движении через равные промежутки времени относятся как ряд последовательных нечетных чисел | |||||||||||||||
4. Этап объяснения нового материала с использованием исторического материала | Вы часто наблюдали падение тел, то есть движения тяжелого тела, падающего с некоторой высоты. Скажите, а под действием какой силы тела падают? Верно. Все тела падают под действием силы тяжести.
Над закономерностями свободного падения размышляли многие великие умы - Аристотель, Галилео Галилей, Исаак Ньютон.
(на доске портреты Аристотеля, Галилея, Ньютона)
Первое общеизвестное учение о падении тел принадлежит Аристотелю, который считал, что тяжёлый камень падает быстрее сухого листа, т.е. скорость падения тела пропорциональна его массе.
Аристотель пренебрегал экспериментами, считая, что труд - удел рабов. И поэтому его учения не были подтверждены экспериментально.
А как вы относитесь к эксперименту? Положительно? Тогда и мы поспорим с Аристотелем. Поработаем в парах и проведем эксперименты. Результаты будем заносить в таблицу.
Фронтальный эксперимент. СЛАЙД 4
Заполнить табличку
Давайте посмотрим, что вы записали в таблицу. Расспрашиваю учащихся. И показываю заполненную таблицу. СЛАЙД 5. Сравним результаты 1 и 3 опытов. Какой вывод можно сделать? Наши эксперименты показали, что Аристотель заблуждался. Но находить чужие ошибки легче, чем не совершать своих.
Почти 2000 лет его мысли не подвергались сомнению. (на доске портрет Аристотеля) Но в конце 16 века его учение о падении тел было опровергнуто великим итальянским ученым Г.Галилеем, который установил закономерности этого движения экспериментально Одна из главных заслуг Галилея, что он впервые в своих исследованиях применил не просто опыт, а экспериментальный метод познания, соединив опыт с логикой и математикой. (Проговариваем метод) (на доске на листочке)
Послушайте Отрывок из книги Ефима Ефимовского «След колесницы». Движенье повсюду, движенье везде. Быстрей ли ТО падает, ЧТО ТЯЖЕЛЕЙ? И это проверить решил Галилей. (далее сценка) Как вы думаете, как будут падать тела, если бы воздух исчезнет? А вы согласны с Галилеем? Когда появились воздушные насосы, Ньютон проверил предположения Галилея. (на доске портреты Галилея, Ньютона) |
Опыт с трубкой Ньютона.
Все тела упали одновременно. Такое падение и будем называть свободным.
Вернемся ко 2 опыту: почему время падения разное? СЛАЙД 5.
Что же такое свободное падение?
Поскольку сила тяжести, действующая на каждое тело вблизи поверхности земли, постоянна, то свободно падающее тело должно двигаться с постоянным ускорением, т.е равноускоренно.
Опыты подтверждают этот вывод. (стр.53, рис.27). На рис.27 показаны положения свободно падающего шарика, который фотографировали через каждые 0,1 с с момента начала движения.
Какая закономерность равноускоренного движения здесь проявляется?
Сделайте вывод:
· К какому движению относится свободное падение тел?
По данным опыта можно вычислим значение ускорения свободного падения, с которым падает шарик.
Ускорение свободного падения g = 9,8 м/с2 = 10 м/с2. Куда оно направлено? (учитель записывает на доске).
Свободное падение описывается теми же формулами, что и любое равноускоренное.
Давайте заполним таблицу (ок). Теперь берем ось у, вместо а - g.
Заполнили? Поменяйтесь табличками, возьмите карандаш и сравните со СЛАЙД 6.