Нравственный, духовный и воспитательный потенциал личности дошкольника




Солдатова Ольга Владимировна,

Педагог дошкольного образования

БДОУ г. Омска «Центр развития ребенка – детский сад № 122»

Нравственный, духовный и воспитательный потенциал личности дошкольника

 

Интерес к проблеме воспитания духовно-нравственных качеств, ее острота не ослабевали никогда. На рубеже 20 и 21 веков в нашей стране произошли перемены социально - экономического и политического характера, повлекшие за собой изменения и в сфере морально-нравственных ценностей и норм поведения в обществе. В нравственном воспитании современных детей наметились негативные тенденции: книги ушли на второй план, их место занял экран телевизора, с которого в жизнь ребенка теперь постоянно входят персонажи сказок, герои мультфильмов, не всегда отличающиеся душевностью или нравственной чистотой.

В российской педагогике воспитание всегда связывалось с развитием духовно-нравственной сферы и ставило перед собой основную цель – воспитать ребенка мыслящим, добродетельным, милосердным, совестливым, верящим в возможность совершенствования мира и людей. К. Д. Ушинский писал: «Влияние нравственное составляет главную задачу воспитания» [1, с. 67].

В России – семейное, общественное и государственное устройства складывались под влиянием православной культуры, поэтому, в настоящее время, когда идет поиск духовного возрождения страны, обращение к опыту православного воспитания нам кажется особенно актуальным.

Никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья [5, с. 314].

Среди множества определений понятия «духовность» мы выбрали следующее: приобретение высокодуховных истин, умение быть милосердным, добрым, культурным [3, с. 193]. Духовность – это свойство всей человеческой жизни, все то, что может нас возвысить над вчерашними достижениями.

Обращение к духовно-нравственным традициям отечественного образования и воспитания видится нам наиболее перспективным, поскольку связано с восстановлением традиций, уклада жизни и форм национального опыта.

Православная педагогика обогащает педагогику светскую цельностью миропонимания, направляя воспитание на развитие гармоничной личности.

Проблему духовно-нравственного воспитания необходимо решать уже в дошкольном возрасте, как самом эмоциональном восприимчивом периоде детства, когда «сердца открыты для добродетели», т.к. это самый благодатный период для формирования духовно-нравственных снов.

Сухомлинский считал, что «незыблемая основа нравственного убеждения закладывается в детстве и раннем отрочестве, когда добро и зло, честь и бесчестье, справедливость и несправедливость доступны пониманию ребенка лишь при условии яркой наглядности, очевидного морального смысла того, что он видит, делает, наблюдает» [1, с. 170].

В нравственном воспитании дошкольников весьма актуальным является формирование миролюбивых отношений между детьми. Необходимым условием формирования нравственной сферы ребенка становится организация совместной деятельности детей, способствующая развитию общения и взаимоотношений детей друг с другом, в процессе которых ребенок усваивает социально-исторический опыт.

На формирование поведения ребенка влияние оказывает окружение, в котором формируется личность. Это и условия семейного воспитания ребенка и взаимоотношения с педагогами. Психическое развитие ребенка определяется его эмоциональным благополучием. В числе важнейших проблем воспитания серьезную тревогу вызывают вопросы духовного и нравственного воспитания детей [2, с. 88].

Для успешного взаимодействия с родителями была поставлена цель – организовать взаимодействие с семьей, направленное на духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста. Для этой цели, определили задачи: создание условий для духовного раскрытия личности ребенка; формирование нравственных качеств личности ребенка через приобщение к народной культуре; повышение педагогической культуры родителей; создание в группе совместно с родителями предметно-развивающей среды; приобщение родителей к участию в жизни группы и детского сада в целом.

В нашем детском саду установлена тесная связь, контакт и взаимопонимание с семьями воспитанников и планомерно проводится работа по духовно-нравственному воспитанию детей и приобщению их к основам народной культуры.

При взаимодействии с семьей опираемся на родителей не только как на помощников детского учреждения, а как на равноправных участников формирования детской личности. Привлекаем родителей к мероприятиям, способствующим совместной деятельности родителей и детей.

У нас глубокие традиции: День Матери, Колядки, Масленица, Пасха, 8 Марта, День защитника Отечества, День Победы, в основе которых, лежат народные корни, патриотические и духовные. Используем в работе как групповые, так и индивидуальные формы работы с родителями. Очень эффективна совместная досуговая деятельность детей и родителей, как условие эффективного социально-коммуникативного развития (отдых, развлечения, праздники, экскурсии, посещение театров и музеев). Оформляем в группе фотовыставки и выставки творческих работ родителей и детей, выпускаем стенгазеты. Создаем в группе фотоальбомы: «Моя семья, «Моя родословная», «Как я провел лето», «Книга Памяти», «Кулинарные шедевры», «Семейный отдых», «Мой папа, самый лучший», «События нашей группы», «Наше творчество», «Профессия моих родителей».

Вся работа по воспитанию духовно-нравственных качеств дает положительные результаты. Дети становятся, более активны, инициативны, у них развивается чувство ответственности, долга, сострадания ко всему живому, чувство радости за свои, хотя и маленькие, но уже результаты.

Вся культура России, как народная, так и светская (имеются в виду лучшие плоды классической культуры), имеет определенное религиозное, христианское звучание, что подготавливает детскую душу к принятию духовных впечатлений [4, с. 27].

Духовно-нравственное воспитание детей на основе православных традиций, оказывается делом необычайно трудным и деликатным, требующим единения желаний всех педагогов, детей и родителей. Нельзя не учитывать проблему отчужденности, оторванности детей от церковной жизни. Дети не имеют, или имеют смутное представление о Боге, о Церкви. Для этого мы используем такие формы работы с детьми, как: занятия, беседы нравственного и духовно-нравственного содержания, церковные и календарные праздники, музыкально-поэтические вечера

Благоприятные условия для формирования личности ребенка включают содержание направлений развития («что развивать»), и формы их реализации, то есть «как, с помощью чего развивать» [3, с. 130] и др.

Делая вывод, можно сказать следующее, что самым слабым звеном в духовно-нравственном воспитании детей является семья.

Дошкольное учреждение является одним из сильных факторов развития детей. Одним из многих, но не единственным фактором. Родителям об этом забывать никак не стоит [2, с. 9].

Воспитание, даваемое в образовательном учреждении, не принесет ожидаемой от него пользы, если родители не будут стараться поддерживать в детях те добрые правила жизни, преподаваемые детям педагогами.

Практика работы по духовно-нравственному воспитанию детей показывает, что работе с семьей необходимо уделять основное внимание.

Семья играет центральную роль в сознании ребенка. То, что обязана дать малышу семья, никто кроме нее не даст в полной мере. Наша задача – помочь родителям осознать, что, в первую очередь, в семье должны сохраняться и передаваться нравственные и духовные обычаи и ценности, созданные предками (а для этого мы должны познакомить их с этими обычаями и ценностями) и что именно родители ответственны за воспитание детей перед Богом и обществом. Самая естественная и самая необходимая из всех обязанностей родителей – это относиться к ребенку в любом возрасте с любовью и вниманием [1, с. 158].

Общая перспектива нашей работы по духовно-нравственному воспитанию, как с детьми, так и с родителями предусматривает интеграцию духовно-нравственного содержания в повседневную жизнь, как детского сада, так и семьи. Для этого необходимо совершенствование и духовный рост и самих педагогов, работающих в этом направлении.

Таким образом, воспитание духовной личности возможно только при совместных усилиях образовательного учреждения и семьи.

Литература:

1. Аверина Н.Г. «О духовно-нравственном воспитании младших школьников» Н.Г. Аверина Нач. школа. – 2005г., №11, с. 68-71.

2. Артюхова И.С. «Ценности и воспитание» И.С. Артюхова Педагогика 1999г., №4, с.78-80.

3. Архангельский Н.В. «Нравственное воспитание» М.: Просвещение

1979., 534 с.

4. Александрова Е.Ю. «Система патриотического воспитания в ДОУ» Волгоград, 2007г.

5. Журнал «Начальная школа» №4 2002г.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-07-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: