Мегалитическая архитектура




Первобытное искусство

Палеолит (древнекаменный век). Ок.40 тыс.- до 10 тыс. до н.э. Возникновение искусства.

Орудия труда изготовляли из камня; отсюда и название эпохи - каменный век.

1. Древний или нижний палеолит. до 150 тыс. до н.э.

2. Средний палеолит. 150 – 35 тыс. до н.э.

3. Верхний или поздний палеолит. 35 – 10 тыс. до н.э.

3.1 Ориньяк-Солютрейский период. 35 – 20 тыс. до н.э.

3.2. Период Мадлен. 20 – 10 тыс. до н.э. Данное название период получил от наименования пещеры Ла Мадлен, где были найдены росписи, относящиеся к данному времени.

Самые ранние произведения первобытного искусства относятся к позднему палеолиту. 35 – 10 тыс. до н.э.

Наскальная живопись. Особенности живописного искусства палеолита – реалистичность, экспрессия, пластика, ритмика.

Мелкая пластика.

В изображении животных – те же черты, что и в живописи (реалистичность, экспрессия, пластика, ритмика).

Палеолитические женские статуэтки – это культовые предметы, амулеты, идолы и т. п., они отражают идею материнства и плодородия.

 


 

 



Мезолит

(Среднекаменный век) 10 – 6 тыс. до н.э.
схематичным и силуэтным. Используются локальные цвета - красный или черный.

После таяния ледников исчезла привычная фауна. Природа становится более податливой для человека. Люди становятся кочевниками.

С изменением образа жизни взгляд человека на мир становится более широким. Его интересует не отдельный зверь или случайная находка злаков, но активная деятельность людей, благодаря которой они находят и целые стада зверей, и поля или леса богатые плодами.

Так в мезолите зарождается искусство многофигурной композиции, в которой уже не зверь, а человек играет главенствующую роль.

· Перемена в области искусства:

· главным героям изображения становится не отдельный зверь, а люди в каком-либо действии.

· Задача не в правдоподобном, точном изображении отдельных фигур, а в передаче действия, движения.

· Часто изображаются многофигурные охоты, появляются сцены сбора меда, культовые танцы.

· Меняется характер изображения – вместо реалистичного и полихромного оно становится схематичным и силуэтным. Используются локальные цвета - красный или черный.

 


Сцена охоты. Испания.
Сборщица меда из улья, окруженная роем пчел.

Испания. Мезолит.

 

Кобыстан (Гобустан). Азербайджан (территория бывш. СССР). Мезолит.
Грот Зараут-Камар

 

 


 


Неолит

(Новокаменный) век) с 6 по 2 тыс. до н.э.

Неолит — новокаменный век, последняя стадия каменного века.

Периодизация. Вступление в неолит приурочивается к переходу культуры от присваивающего (охотники и собиратели) к производящему (земледелие и/или скотоводство) типу хозяйства. Данный переход называют неолитической революцией. Окончание неолита датируется временем появления металлических орудий труда и оружия, то есть началом медного, бронзового или железного века.

Началось разделение труда, формирование технологий:

Главное – простое собирательство и охота как основные источники пропитания постепенно сменяются земледелием и скотоводством.

Неолит называют «веком отполированного камня». В эту эпоху каменные орудия не просто обкалывались, но уже выпиливались, шлифовались, сверлились, затачивались.

В число важнейших орудий в неолите входит топор, ранее неизвестный развиваются прядение и ткачество.

В оформлении домашней утвари начинают появляться образы животных.

Топор в форме лосиной головы. Полированный камень. Неолит. Исторический музей. Стокгольм.
Деревянный ковш из Горбуновского торфяника близ Нижнего Тагила. Неолит.


Ярким и выразительным примером неолитической культуры может служить культура Триполья, широко распространенная в 4—3 тысячелетиях до н.э. на юге Европейской части России и Украины и на территории целого ряда Балканских стран.

 


Энеолит (медный век)

Медный век приблизительно охватывает период IV—III тысячелетия до н. э., но на некоторых территориях существовал и дольше, а на некоторых отсутствовал вовсе. Чаще всего энеолит относят к бронзовому веку, но иногда считают и отдельным периодом. Во времена энеолита были распространены медные орудия, но преобладали по-прежнему каменные.

Конец Трипольской культуры относится к эпохе энеолита (медный век) и бронзы. Трипольские поселения земледельцев располагались чаще всего по берегам рек. Дома из глины и дерева, прямоугольные в плане, были, вероятно, с внутренней стороны покрыты орнаментальной росписью. В поселениях были найдены модели жилищ и небольшие женские статуэтки. Но особенно богато и широко развернулось творчество трипольцев в украшении керамики. По разнообразию форм и орнаментики трипольская керамика не уступает ни египетской, ни переднеазиатской. Трипольские сосуды были сделаны из ярко-желтой или оранжевой глины; туловище сосуда покрыто разнообразным, но почти всегда состоящим из спиралевидных линий, геометрическим орнаментом, исполненным красной, черной, коричневой, белой красками.

Трипольские сосуды

 

 

 

Бронзовый век

Бронзовый век характеризуется ведущей ролью изделий из бронзы, что было связано с улучшением обработки таких металлов как медь и олово, получаемых из рудных месторождений, и последующим получением из них бронзы.

Бронзовый век сменил медный век и предшествовал железному веку. В целом, хронологические рамки бронзового века: 35/33 — 13/11 вв. до н. э., но у различных культур они отличаются.

Искусство становится более разнообразным, распространяется географически.

Бронзу было гораздо легче обрабатывать, нежели камень, её можно было отливать в формы и шлифовать. Поэтому в бронзовом веке изготовляли всякого рода предметы обихода, богато украшенные орнаментом и обладающие высокой художественной ценностью. Орнаментальные украшения состояли большей частью из кругов, спиралей, волнистых линий и тому подобных мотивов. Особое внимание уделяли украшениям - они были крупного размера и сразу бросались в глаза.

Мегалитическая архитектура

В 3 - 2 тыс. до н.э. появились своеобразные, огромного размера сооружения из каменных глыб. Эта древнейшая архитектура получила название мегалитической.

Термин «мегалит» произошел от греческих слов «мегас» – «большой»; и «литос» – «камень».

Своим появлением мегалитическая архитектура обязана первобытным верованиям. Мегалитическую архитектуру принято разделять на несколько типов:

1. Менгир – одиночный вертикально стоящий камень, высотой более двух метров.

На полуострове Бретань во Франции на целые километры растянулись поля т.н. менгиров. На языке кельтов, позднейщих обитателей полуострова, название этих каменных столбов высотою в несколько метров означает "длинный камень".

2. Трилит - сооружение, состоящее из двух вертикально поставленных камней и перекрытых третьим.

3. Дольмен - сооружение, стены которого составлены из огромных каменных плит и перекрыты крышей из такого же монолитного каменного блока.

Первоначально дольмены служили для погребений.

Трилит можно назвать простейшим дольменом.

Многочисленные менгиры, трилиты и дольмены располагались в местах, которые почитались священными.

4. Кромлех – это группа менгиров и трилитов.

 

Трилит. Бретань. Франция. Бронзовый век.
Стоунхендж. Кромлех. Англия. Эпоха бронзы.
Стоунхендж. Кромлех. Англия. Эпоха бронзы



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-07-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: