Особенности социального познания
Объект и субъект совпадают. Действительно, изучая общество, закономерности его развития, учёный одновременно сам является частью этого общества.
Специфика методов социального познания. Многие методы, характерные для научного познания, в данном случае либо вообще неприемлемы, либо используются в редких случаях, часто с согласия самих людей (например, наблюдение, эксперимент).
Зависимость исследователя от общества. Это может привести к необъективности тех или иных выводов. Достаточно привести в пример деятельность Сталина. Разве могли в его время критиковать политику вождя? Всё приукрашивалось и многое искажалось.
Высокая вероятность неточности исследований. Приведём пример. В школе проводится анкетирование учащихся с целью выявления их отношения к наркотикам. Можно быть уверенным, что тот, кто их уже пробовал, никогда в анкете в этом не признается, а значит, и выводы будут неточными, приблизительными.Изучение предмета исследования в его взаимоотношениях, взаимосвязях, а не изолированно, обособленно.
Принципы социального познания
Исследователи рассматривают общество, процессы и законы в нём в развитии, а не в статичности.
Все процессы, происходящие в обществе взаимосвязаны и влияют друг друга. Социальное познание основано на изучении этой взаимосвязи.
В социальном познании важен и каждый индивид в отдельности, и общество в целом, то есть происходит выявление общего и особенного.
Источники социального познания
Социальная действительность, её развитие на данном этапе.
Исторический опыт, знания о процессах развития общества, накопленные человечеством.
Общественная практика, в ходе которой происходит развитие, изменение, преобразование общества.
Основана форма социального познания – это социальный и научный факт. В чём их различие?
Социальный факт – это какое-то конкретное событие, которое имело место в действительности в ту или иную эпоху и время.
Научный факт – событие, которое описано, изучено, с учётом конкретной ситуации, причин, последствий события на развитие общества.
Объекты социального познания
Действия, поступки как отдельных лиц, так и социальных групп и всего общества в целом.
Материальные и духовные ценности, созданные человечеством, то есть продукты деятельности.
Словесные действия людей: высказывания, точки зрения, мысли, идеи, суждения о чём-либо.
Цели социального познания
Изучение закономерностей развития общества, сложных взаимодействий и взаимосвязей, существующих в нём как между отдельными людьми, так и между группами.
Стремление понять место и роль человека в обществе
Изучение и постижение внутреннего мира личности, его «Я-концепции».
Методы социального познания
Эмпирические
Наблюдение (может быть невключённым, то есть со стороны изучается объект, и включённым, когда объект познания принимает участие в исследовании, изучение объекта изнутри- например, социальной группы).
Опрос (анкетирование, интервью),Тестирование. Экспертная оценка
Социометрия (изучение и измерение межличностных отношений).Эксперимент
Измерение социальных установок (шкала самооценок, ранжирования, например вероятность победы на выборах того или иного кандидата).
Теоретические
Анализ (анализ документов, социально-исторический анализ литературы)
Обобщение. Классификация. Умозаключение..Статистический метод. Выдвижение гипотезы. Научная абстракция
3. Роль обществознания в концепции современного образования имеет большое значение, она обусловлена двумя объективными позициями. Первое, предмет является по-настоящему уникальным, что изначально заложено в его структуру: черпая сведения из четырех теоретико-прикладных наук, таких как политология, экономика, культурология и социология. Обществознание систематизирует их, адаптирует под необходимый возраст и передает ученикам посредством педагогического мастерства учителя. Второй фактор заложен в идею нового ФГОС. За школой, переставшей быть просто образовательной ступенью, сегодня закреплена роль «трамплина», выводящего ученика на новый уровень образования.
Предмет обществознание занимает особое место в концепции образования. Данный предмет реализует задачи сформулированные в законе "Об образовании в РФ", которые не может выполнить другие учебные предметы.
Обществоведческое образование – важное требование развития гражданского достоинства человека, социализации индивида, так как это способствует его вхождению в мир человеческой культуры и общественных ценностей, оценке личных способностей и осознанию собственного места в обществе.
Обществознание выполняет функции интеграции молодежи в современном обществе. Данный предмет последовательно раскрывает ученикам разного возраста как взаимодействую в современных условиях люди друг с другом, изучают институты гражданского общества и государства, регулирующие данные отношения.
Содержание обществоведческого образования создает необходимые условия для всесторонней реализации межпредметного взаимодействия с наиболее близким курсом истории, что будет способствовать усилению познавательного потенциала обоих предметов. Курс обществознания активно сотрудничает также с курсами географии, литературы и другими учебными дисциплинами, содержащими обществоведческий компонент.
В современной педагогике под компетенциями понимают готовность ученика использовать усвоенные знания, учебные умения и навыки, а также способы деятельности для решения практических и теоретических задач.
4. В истории человеческой культуры сложились три основные картины мира:
1. Мифологическая (материя и дух синкретичны, не выделены)
2. Религиозная (мир разделяется на реальный и потусторонний)
3. Философская (разделила мира на материальный ид духовный)
Особенности бытия природы:
Природа - особый физический мир процессов и явлений, формы существования - объективные.
Этот мир существует в движении, пространстве и времени. Природе присуща самоорганизация, нехаотичность (системность).
Особенности бытия общества:
Общество - это не скопление отдельных индивидов, это целостная материальная система, часть природы, возникшая в результате ее эволюции, но на основе совместной деятельности людей.
Таким образом, формы бытия общества, с одной стороны, объективны (природны).
Социальное бытие - это общество как система (законы общества). Бытие общества значительно сложнее, чем бытие природы.
Особенности бытия человека:
это еще более сложная форма существования. Каждый человек обладает формами природного бытия (основа) и бытия социального, без которого человек - растение. Здесь большую роль играет культура, но культура, не созданная человеком.
Особенности бытия культуры:
Бытие культуры существует в трех формах:
1. Материальная предметность (тело, вещь, организация)
2. Духовная предметность (ценности, знания, идеалы)
3. Художественный образ (живопись, искусство).
Формы существования культуры противоречивы: они и объективны, и субъективны.
5. Потребности — это нужда или недостаток в чем-либо необходимом для поддержания жизнедеятельности человека, социальной группы и общества в целом. Они служат внутренними
Классификация потребностей
Человеческие потребности весьма многообразны. В частности, по субъектам (носителям потребностей) они различаются на индивидуальные, групповые, коллективные и общественные. По объекту (предмету, на который они направлены) запросы людей подразделяются на материальные, духовные, этические (относящиеся к нравственности) и эстетические (касающиеся искусства). По сферам деятельности выделяются потребности труда, общения, рекреации (отдыха, восстановления работоспособности) и экономические.
Ценность — это значимость, важность, полезность и польза чего-либо. В Конституции Российской Федерации написано, что высшей ценностью является сам человек, его свобода и права.
Классификация Существует несколько классификаций. Например, по видам потребностей. Согласно ей различают материальные и духовные ценности. А вот по их значимости последние бывают ложные и истинные. Классификация также проводится по сферам деятельности, в зависимости от их носителя, и по времени действия. Согласно первой различают экономические, религиозные и эстетические, второй - общечеловеческие, групповые и ценности личности, а третьей – вечные, долговременные, кратковременные и сиюминутные. В принципе, есть еще и другие классификации, но они слишком узки.
Качества — характеристика свойств, сущности человека. Качества личности - стабильные внутренние особенности человека, оцениваемые позитивно. Это позитивные черты характера, знания, умения и навыки. Более широкая категория - черты личности, куда включаются как позитивные, так и другие свойства личности.