Темы домашних контрольных работ. По МДК.01.01 Медико-биологические и социальные основы здоровья




Темы домашних контрольных работ

По МДК.01.01 Медико-биологические и социальные основы здоровья

для обучающихся II курса заочной формы обучения

специальности 44.02.01 Дошкольное образование

2019-2020 уч.год

 

Тема № 1. Здоровье человека в системе понятий и представлений

План.

  1. Современные понятия: „здоровье”, „болезнь”, „предболезнь”.

Первичные симптомы и медицинские критерии оценки здоровья детей.

  1. Составляющие здорового образа жизни и их характеристика.
  2. Негативные факторы, влияющие на здоровье.
  3. Факторы, положительно влияющие на здоровье.

 

Тема № 2. Психофизиологические особенности здоровья детей

План.

  1. Основы психорегуляции.
  2. Причины появления нарушений поведенческих реакций и психических отклонений у детей, их основные признаки.
  3. Понятие социальной адаптации.
  4. Особенности адаптации детей к дошкольному учреждению.
  5. Организация жизни детей в период адаптации к дошкольному учреждению.

 

Тема № 3. Система самооздоровления и самосовершенствования

План.

  1. Основы наиболее распространенных систем самооздоровления и самосовершенствования.
  2. Способы рациональной организации труда и отдыха детей.
  3. Основные принципы проведения закаливающих процедур.
  4. Основные факторы закаливания.

 

Литература.

 

1. Справочник практического врача. Ред. Воробьева. М., 1983г.

2. Физиологические особенности детей. Гальперин С.И.

3. Анатомия, физиология человека. Гальперин С.И. М., 1969.

4. Здоровье в твоих руках. Зверева. г.Горький, 1980.

5. Анатомия, физиология и гигиена детей дошкольного возраста. Кабанов А.Н., Чабовская А.П.

6. Дошкольная гигиена. Кунин С.К.

7. Системы самооздоровления и самосовершенствования. Г. Малахов. М., 2007.

8. Руководство к практическим занятиям по возрастной физиологии и школьной гигиене. Часть 1 и 2. Ред. Нидерштрата Б.М., Кострома, 1991.

9. Популярная медицинская энциклопедия. Ред. Покровская. М., 1992.

10. Гигиенические основы воспитания в дошкольных учреждениях. Смирнова Е.Т.

11. Гигиена детей и подростков. Сердюковская Г.Н. М., 1989.

12. Основы медицинских знаний. Р. Тонкова-Ямпольская. М., 1981.

13.Пособие по педиатрии для врачей. Усов И., Мазо Р.

14. Возрастная физиология. Хрипкова А.Г.

15. Гигиена детей дошкольного возраста. Чабовская А.П.

 

Методические рекомендации

Тема № 1. Здоровье человека в системе понятий и представлений

В контрольной работе следует дать понятия: «здоровье», «болезнь», «предболезнь». Назвать первичные симптомы болезни с пояснениями: температура, сон, аппетит, головная боль и т.д. Назвать медицинские критерии оценки здоровья детей: показатели естественного движения населения (рождаемость, смертность); показатели заболеваемости, показатели инвалидности, показатели физического развития (измерение роста, массы тела, окружности грудной клетки, мышечной силы, уровня артериального давления, жизненной емкости легких и т.д.).

Автор должен рассказать о здоровом образе жизни, обратив внимание на то, что он объединяет все, что способствует выполнению человеком тех или иных общественных и бытовых функций в наиболее оптимальных для здоровья и развития человека условиях. Здоровый образ жизни – это способ жизнедеятельности, направленный на сохранение и улучшение здоровья людей. Он формируется всеми сторонами общества: врачами, воспитателями, учителями, социологами и др.

Необходимо рассказать о составляющих факторах здорового образа жизни и дать им характеристику: привычки, пространство (климатическая зона, жилище, пододежное пространство), правильное питание, труд и отдых. В работе следует сделать вывод, что образ жизни личности следует считать здоровым, если эта личность активно существует в условиях благоприятного психофизического пространства, не проявляя по отношению к себе и пространству агрессивности в опасных формах. Навыки здорового образа жизни нужно формировать с раннего детства, чтобы предотвратить возникновение вредных привычек и факторов риска различных заболеваний.

Автор должен рассказать о негативных факторах, влияющих на здоровье: алкоголизм, курение, наркомания, нерациональное питание, конфликтные отношения, инфекционные заболевания. Следует назвать факторы, положительно влияющие на здоровье: занятия физической культурой и спортом (бег, гимнастика, спортивные игры и т.д.), рациональное питание, преодоление вредных привычек, закаливание и подробно раскрыть их.

 

 

Тема № 2. Психофизиологические особенности здоровья детей

Работу следует начать с рассказа о высшей нервной деятельности детей раннего и дошкольного возраста, у которых психическая деятельность находится в стадии активного становления. Если нет оптимальных условий для формирования психики ребенка, начиная с самого раннего детства, могут возникнуть функциональные нарушения высшей нервной деятельности, отражающиеся в первую очередь в многообразных формах неадекватного поведения. При неправильном подходе взрослых формы неадекватного поведения закрепляются, приобретают более стойкий характер, возникают неврозы. При этом уже требуется соответствующее лечение, определяемое психоневрологом или психиатром. В ряде случаев, если не лечить ребенка, неврозы приводят к неблагоприятному развитию личности. Необходимо рассказать о нарушениях психического развития у детей: расстройство речи, расстройство внимания, детский аутизм. Обратить внимание на то, в каком возрасте они проявляются, в чем выражаются, какие методы лечения проводятся с детьми.

В работе следует дать характеристику ребенку с нормальным поведением и ребенку с неадекватным поведением. Вскрыть причины появления нарушений поведенческих реакций и психических отклонений у детей: врожденные и приобретенные. Особое внимание обратить на внутриутробное развитие плода и на те неблагоприятные факторы, которые могут, повлияв на него, привести в последствии к нарушению поведения ребенка: тяжелое заболевание матери при беременности, нервное потрясение, плохое питание, вредные привычки (курение, алкоголь) и т.д. Автору нужно раскрыть социальные причины появления нарушений поведенческих реакций у детей: шумная обстановка, семейные ссоры, частые запреты, а также последствия неправильного воспитания.

Поступление ребенка в дошкольное учреждение всегда сопровождается для него определенными психологическими трудностями. Эти трудности возникают в связи с тем, что малыш переходит из знакомой и обычной для него семейной среды в среду дошкольного учреждения. Автор должен рассказать об особенностях дошкольных учреждений:

  • более быстрое утомление детей;
  • определенные педагогические стандарты в подходах к детям;
  • большое число сверстников;
  • встреча с незнакомыми взрослыми;
  • и т.д.

 

Термин „адаптация” означает приспособление. Необходимо дать определение социальной, физиологической, биологической, патологической и напряженной адаптации. Болезнь – тяжелое проявление патологической адаптации. Рассказать, как формируются способности к адаптации у ребенка, в какой степени это врожденное качество, что приобретается в процессе развития.

Возрастная незрелость системы адаптационных механизмов приводит при изменении среды к психическому напряжению детей. Следует рассказать, какие изменения в эмоциональном состоянии, в поведении наблюдаются у детей.

Дети по–разному переносят трудности, связанные с состоянием эмоционального напряжения при адаптации к условиям дошкольного учреждения. Следует рассказать о легкой, средней и тяжелой адаптации детей к дошкольному учреждению. Дать полную характеристику каждого вида, отметив, что тяжелая адаптация может протекать в 2 вариантах: это либо повторные заболевания, часто протекающие с осложнениями, либо стойкие нарушения поведения, граничащие с преневротическими состояниями. Подтвердить все примерами.

Оба варианта тяжелой адаптации отрицательно влияют как на развитие, так и на состояние здоровья детей, поэтому первостепенной задачей является предотвращение тяжелой адаптации при поступлении ребенка в дошкольное учреждение. Автору нужно подробно остановиться на следующих факторах, от которых зависит тяжесть адаптации:

  • состояние здоровья и уровень развития ребенка;
  • возраст ребенка;
  • факторы биологического и социального анамнеза;
  • уровень тренированности адаптационных возможностей в социальном плане.

Задача воспитателя заключается в том, чтобы целенаправленно формировать и тренировать адаптационные возможности ребенка, без которых нельзя адекватно вести себя в различных социальных ситуациях.

В работе следует рассказать, что выясняет воспитатель при приеме вновь поступившего в дошкольное учреждение ребенка, что он должен знать о новом ребенке, какова роль воспитателя в организации жизни ребенка в период адаптации.

 

 

Тема № 3. Система самооздоровления и самосовершенствования

В работе необходимо рассказать о возможных системах самооздоровления и самосовершенствования человека. Например:

  • управление настроением и эмоциями;
  • аутотренинг;
  • движения и активное поведение;
  • закаливание;
  • активный отдых;
  • и т.д.

В работе следует отметить большое значение режима для обеспечения здоровья детей, для нормального функционирования внутренних органов. Правильная организация труда и отдыха детей обеспечивает уравновешенное, бодрое состояние ребенка, предохраняет нервную систему от переутомления, создает благоприятные условия для физического и психического развития малышей.

Рассказать о способах рациональной организации труда и отдыха детей в дошкольном учреждении.

Большое значение в системе самооздоровления имеет закаливание. Закаливание – это один из основных способов повышения сопротивляемости организма к колебаниям температуры внешней среды, а следовательно к простудным заболеваниям.

Автор должен рассказать об основных принципах проведения закаливающих процедур. Например:

  • систематичность применения закаливающих процедур во все сезоны года;
  • постепенность увеличения силы раздражающего воздействия;
  • учет индивидуальных особенностей и эмоционального состояния ребенка;
  • и т.д.

Отметить, что привычка к Холодовым воздействиям должна воспитываться последовательно. Переход от более слабых по нагрузке закаливающих процедур к долее сильным проводится постепенно. Даже у взрослого человека прекращение закаливающих процедур в течение 2–3 недель снижает адаптационные возможности к холоду, а у детей исчезновение эффекта адаптации к холоду происходит еще в более короткие сроки (5–7дней).

Какие бы средства закаливания не применялись, всегда приходится учитывать возраст ребенка, состояние его здоровья, условия жизни и среды, индивидуальные особенности организма. Автору следует обратить внимание, что любые закаливающие мероприятия нужно проводить, создав ребенку хорошее настроение. Не менее важен оптимальный температурный режим кожи ребенка. Автор должен подробно рассказать об основных факторах закаливания: воздух, вола и солнце. При рассказе о закаливании воздухом следует рассказать о физиологическом действии свежего воздуха на организм ребенка, о способах закаливания воздухом – прогулка, воздушные ванны. При рассказе о закаливании водой нужно подробно остановиться на 3 фазах действия холодной воды на организм, на местных (обтирание, обливание) и общих (душ, ванна, купание в водоемах) водных закаливающих процедурах. Автору следует рассказать о закаливании водой детей первого года жизни (подмывание, умывание, обтирание, обмывание, гигиенические ванны). Рассказать о водных процедурах для детей от года до трех лет (умывание, обтирание, ванны, обливание, душ, купание).

Рассказывая о закаливании детей солнцем, отметить силу физиологического воздействия солнечных лучей на детский организм.

Отметить в работе, что при любом виде закаливания нежно учитывать эффективность проводимых мероприятий для того, чтобы правильно регулировать назначенные закаливающие процедуры индивидуально каждому ребенку.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: