Демидова Т.Л.
Практический детский психолог
Специалист по песочной терапии
Педагог-психолог высшей квалификационной категории
Когда мы говорим о работе с песком, то подразумеваем наличие самого песка и неких объектов для работы с ним. Это могут быть просто формочки, лопатки, ведерки или камни, ракушки, шишки, а могут быть фигурки животных или людей. Все они хороши для игр с песком. Когда мы говорим о песочной терапии, как методе, мы подразумеваем наличие песочницы определенного вида, размера и цвета, а так же коллекцию миниатюрных объектов для работы клиента со своими сознательными и бессознательными процессами.
Известно множество описаний формирования коллекции объектов для песочной терапии: в книгах и статьях Д. Калфф, М. Ловенфельд, де Доменико, Б. Тернер, Л. Штейнхард, Н. Сакович, Г. Эль и т.д. Для сотворения собственного неповторимого мира терапевт предлагает клиенту разнообразный и богатый выбор фигурок и объектов. Все они имеют определенную классификацию по размеру(большие и маленькие), по цвету(бесцветные, яркие, прозрачные), по структуре материалов (деревянные, металлические, прочные, естественные, искусственные и т.д), и конечно по категориям объектов (животные, люди, транспорт, здание и т.д).
Создавая свою коллекцию, каждый терапевт, прежде всего, полагается на свои эмоции, знания, потребности и возможности. С появлением клиентов пополнение коллекции приобретает несколько иной смысл. Выбор фигурок и объектов направляется на помощь клиенту в исследовании его потребностей и запросов, в разрешении его проблем.
Рассматривали ли Вы свою коллекцию? Пытались ли ее анализировать, классифицировать?
Я думаю, посмотрев на коллекцию терапевта, можно достаточно легко определить:
|
· с какой категорией клиентов он работает: дети это или взрослые,
· с какими проблемами обращаются чаще всего его клиенты: личностные, поведенческие, сексуальные, семейные и т.д. Работает ли терапевт с агрессией, тревожностью, насилием, страхами…
· отношение самого терапевта к коллекции: сколько в ней объектов, сколько материальных и моральных сил вложено в ее развитие
Однажды, Н.А.Сакович натолкнула меня на мысль о возможности классификации коллекции от простого к сложному. «…Некоторые психологи предпочитают коллекцию простых объектов. По их мнению, простые, знакомые, часто встречающиеся в жизни объекты более понятны клиенту. А сложные, незнакомые миниатюры иногда запутывают клиента, мешают процессу осознания» [3, с.29]. Какие же объекты и фигурки считать простыми, а какие сложными? Я попробовала провести классификацию на основе своей коллекции и коллекций своих знакомых терапевтов. Вот, что получилось:
· Самыми простыми я считаю объекты категории транспорт и здания, продукты питания, домашняя утварь и мебель.
Они присутствуют в любой коллекции, для различных клиентов: детей и взрослых. Данные категории предметов характеризуются конкретными образами и их символический смысл понятен и конкретен. Могу лишь заметить, что в коллекциях для детей необходимо наличие богатства и разнообразия миниатюр из указанных категорий. Эти категории пользуются у них очень большим успехом, т.к. отражают и помогают осознать их реальный мир. Для мальчиков характерно использование многообразия транспорта и зданий. Причем функция зданий - это просто сооружения, преграды, мосты, т.е. некие атрибуты социализации. Для девочек здания – это, прежде всего, дом, где создается жизнь, и для этого необходимо достаточное количество мебели, домашней утвари и продуктов питания, а транспорт используется по минимуму.
|
· Простые для меня фигурки – это «мультяшные» или «фантазийные» (Б.Тернер) персонажи.
Чаще всего их выбирают дети, и их разнообразие всегда велико в коллекции детских песочных терапевтов и психологов. Это фигурки из популярных мультфильмов, телепередач, компьютерных игр. Они уже наполнены определенными чертами важными для переживаний ребенка. Их позитивная или негативная энергия так же конкретна: положительный герой или злодей, монстр или принцесса, фея или ведьма и т.д. Ребенок принимает на себя роль «мультяшной» фигурки, например, Чебурашки. Он соблюдает уже знакомые действия и правила (он узнает, что он за зверь, он находит себе друзей…) или наделяет героя противоположными, несвойственными образу качествами (он крушит и ломает все на своем пути…). Но при этом он остается Чебурашкой – беззащитным, одиноким, странным зверьком с большими ушами и глазами, не имеющим своего дома. И тогда проблемы самоидентификации, взаимоотношений с окружающими будут решаться либо через принятие и осознание прямого пути героя, либо через выражение и интеграцию полярностей и внутренних конфликтов. Взрослые редко выбирают данный тип фигурок, как раз из-за их «детскости» и «приземленности». Если выбор все-таки состоялся, следует поразмышлять об инфантильности клиента, об отсутствии связи с реальностью, о страхе перед какой-либо ответственностью и т.д.
|
· Средне сложными для меня явились фигурки и объекты следующих категорий: люди конкретного пола, возраста, профессии, социального статуса, а так же животные (звери, птицы, рыбы) определенного вида, породы, люди и животные в конкретном эмоциональном состоянии
Мой выбор обусловлен тем, что данные объекты хотя и определены в своем образе, но каждый клиент может наделить их чертами своего характера, придать им иной неповторимый смысл. Эти фигурки выбирают в зависимости от возраста, пола и решаемой проблемы. Детям ближе животные, хотя именно их они наделяют человеческими чертами и разыгрывают с ними человеческие взаимоотношения. Возможно, данный перенос создает для детей более безопасную и комфортную обстановку. Насекомые, птицы, рыбы чаще используются младшими школьниками и подростками. Это связано с проблемами идентификации, трансформации, приобретением и развитием дополнительных возможностей, развитием чувственной сферы. Возможно, дети более инстинктивны и чувственны, чем взрослые в своих желаниях, потребностях и интересах. Взрослые осознано подходят к использованию данных категорий фигур. Они усложняют их символические черты знаниями о жизнедеятельности людей и представителей фауны, основываясь на свой жизненный опыт.
· В отдельную группу хотелось бы выделить более сложные фигурки и объекты: мифические животные (грифоны, единорог, пегас…), люди без лиц отдельно стоящие или во взаимодействии с другими людьми, аморфные фигурки людей, люди-представители различных исторических эпох, волшебные предметы, символы и предметы - аксессуары, отражающие пол, возраст, чувства, эмоции, профессию, социальный статус, и т.д.
Данная категория сложна своей непредсказуемостью в прочтении клиентом и интерпретации терапевтом. Они не конкретны и не материальны для «здесь и сейчас», и тем они сложны для своего понимания и прочтения. Значения, характерные для данных фигур могут не зависеть от символического образа, созданного коллективным бессознательным, а получить свое неожиданное развитие и понимание в любой полярности: оптимизма и пессимизма, добра и зла, позитива и негатива, красоты и ужаса и т.д. Дети редко используют данные категории (пожалуй, кроме динозавров), поэтому таких объектов больше в коллекции песочных терапевтов, работающих со взрослыми. Взрослый может создать картину, лишь используя некое количество аксессуаров, и наделить их особым символическим значением. Для меня мифические животные – это не «мультяшные» фигурки. Это другая история - более сложная, специфическая и символическая. Она отправляет терапевта к работе «с давностью» конкретной проблемы клиента.
· Далее по сложности можно выделить объекты живой и неживой природы: растения, кораллы, перышки, камни, полезные ископаемые, ракушки, шишки…
Сложность этих объектов в «оживлении» песочной картины. Именно их появление в картине позволяет клиенту понять и принять жизненные ценности, проживать некие изменения, вселяя в картину определенную динамику. Ведь природа – это жизнь и смерть, пробуждение, восстановление, процветание и замирание. А сколько сложных качеств (цвет, аромат, размер, использование) может таиться в любом из таких объектов. Наличие и многообразие данных объектов увеличивает возможности клиента в работе с ресурсами. Данную категорию можно встретить в любой коллекции. Возможна разница в количестве естественных и искусственных форм. Первая чаще доминирует в коллекции для взрослых клиентов.
· Самыми сложными, на мой взгляд, являются любые неструктурированные объекты коллекции. Во-первых, сам песок, вода, созданный ландшафт, во-вторых, объекты для творчества и самовыражения клиента: ткани, пластилин, нитки, бумага, краски. Из фигур сложными могу определить архетипические предметы - символы, а так же предметы времени и пространства: часы, маятник, весы, свечи, ключи, зеркала, радуга, солнце, планеты, яйцо, хрустальный шар…
Необъяснимая сложность этих объектов в непостижимости процессов, которые они символизируют. Это образы, дающие ощущение бесконечности, неустойчивости, неповторимости, переменности … Энергия этих предметов имеет некую потустороннюю сущность или сущность Вселенной. Их появление в картине всегда уникально и примечательно. Это целое событие и, наверняка, тема для исследования. Дети не осознают сложности в данных объектах и наделяют их более понятными и знакомыми характеристиками. Они, как и взрослые, любят использовать просто песок или песок с водой, хотя это и есть самые сложные объекты.
Посмотрите на свою коллекцию еще раз, проанализируйте ее от простого к сложному. Возможно, вы увидите новые грани или некоторые недочеты вашей коллекции. Успехов в классификации!
Литература:
1. Тернер Б. Руководство по сендплей-терапии. – М.: Дипак, 2015
2. Штейнхард Л. Юнгианская песочная психотерапия. – СПб.: Питер, 2001
3. Сакович Н.А. Технология игры в песок. Игры на мосту. - СПб.: Речь, 2006
4. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М. Чудеса на песке. Практикум по песочной терапии. – СПб.: Речь, 2005
5. Киселева М.В. Арт-терапия в работе с детьми: руководство для детских психологов, педагогов,врачей и специалистов, работающих с детьми. - СПб.: Речь, 2014