Развитие музыкальности и эмоциональной выразительности в танце




концертмейстер ансамбля современного спортивного танца «Очарование» Белая Е.М.

МОУ лицей «МОК № 2» г. Джанкоя Республики Крым

На протяжении моей 20-летней работы в качестве концертмейстера детского хореографического коллектива я пришла к выводу, что качественный подбор музыкального материала и хорошее сопровождение хореографической композиции на музыкальном инструменте далеко не все требования, предъявляемые к концертмейстеру хореографического ансамбля в современное время.

Что же нужно знать и уметь современному концертмейстеру, и что может еще дать хороший музыкант-профессионал, чтобы достичь желаемого результата в творческом тандеме с педагогом-хореографом? Анализируя этот важный и всеми нами, концертмейстерами и педагогами-хореографами, обсуждаемый вопрос, я пришла к соответствующему выводу, что наряду с первостепенной задачей концертмейстера детского хореографического коллектива осуществлять соответствующий аккомпанемент данной танцевальной композиции, наиважнейшая часть работы концертмейстера заключается также в следующем:

– научить детей слышать и слушать музыку, понимать ее и любить;

– развивать эмоциональную выразительность детей, тем самым помогать и содействовать в творческой работе педагога-хореографа.

Среди множества форм художественного воспитания подрастающего поколения хореография занимает особое место. Занятия танцем не только учат понимать и создавать прекрасное, они развивают образное мышление и фантазию, дают гармоничное пластическое развитие, а также помогают развивать музыкальную и образную выразительность ребенка в творчестве. Хореография обладает огромными возможностями для полноценного эстетического развития ребенка, для его гармоничного духовного и физического развития, раскрытия его внутреннего мира и творческой одаренности.

Танцевальное искусство включает в себя развитие чувства ритма, умение слышать и понимать музыку, согласовывать с ней свои движения, одновременно развивать и тренировать мышечную силу корпуса и ног, пластику рук, грацию и выразительность у малышей. Занятия хореографией дают организму физическую нагрузку, равную сочетанию нескольких видов спорта. Используемые в хореографии движения, прошедшие длительный отбор, оказывают положительное воздействие на здоровье детей. Занятия танцем формирует правильную осанку, прививают основы этикета и грамотной манеры поведения в обществе, дают представление об актерском мастерстве.

В начале XX века швейцарский композитор и педагог Эмиль Жак Далькроз разработал систему музыкально-ритмического воспитания, которая до сих пор является одной из самых известных и популярных методик музыкального образования в мире. Далькроз справедливо полагал, что посредством общения с музыкой и танцем дети учатся познавать мир и самих себя, а занятия танцами не только развивают музыкальность, но и помогают раскрывать себя эмоционально и музыкально в творчестве, воспитать внимание, волю и коммуникабельность. Это доказывают и недавно проведенные исследования американских ученых, подтвердивших, что дети, занимающиеся танцами, опережают своих сверстников в развитии и добиваются больших успехов в жизни. Если у ребенка развито чувство ритма, музыкальный слух, и если он при этом подвижен, эмоционален и артистичен, ему необходимы занятия детскими танцами.

На занятиях хореографией и портерной гимнастикой в ансамбле «Очарование», педагоги, прежде всего, стремятся развивать музыкальную и эмоциональную выразительность детей в танце, учат их координировать движения, развивать гибкость и пластику, изучают с детьми основные позиции и положения рук и ног в танце.

На занятиях хореографией во время наших музыкальных 5-ти минуток, которые я провожу во время перерыва, я знакомлю детей с историей возникновения танца, который танцуют дети в данный момент, а также с особенностью ритмической структуры данного музыкального сопровождения.

Цель музыкальных 5-ти минуток на занятиях хореографией и гимнастикой: раскрытие творческих способностей ребенка в танце посредством глубокого и осмысленного восприятия музыкального произведения, помощь педагогу-хореографу на занятиях в освоении ритмически сложного материала. На успешность решения поставленной задачи большое влияние оказывает умение слушать, анализировать и понимать музыкальное произведение, что способствует проявлению более яркого и творческого образа в танце.

В музыкально-танцевальных играх дети часто создают определенный образ и передают в движении разнообразные чувства. Музыкальное сопровождение танцевальных занятий в ансамбле «Очарование» играет не только прикладную роль, но и имеет также важное значение как самостоятельная часть учебного процесса. Подбору музыкальных произведений концертмейстер уделяет особое внимание, так как хорошо и правильно подобранный музыкальный материал помогает и способствует развитию эмоциональной и музыкальной выразительности на занятиях хореографии. В процессе рабочих моментов используются также видео- и аудиозаписи, благодаря наглядности и эмоциональному воздействию музыки они способствуют более лучшему усвоению учебного материала и помогают более ярко представить конечный результат, к которому стремится педагог на своих занятиях.

Элементарные понятия, с которыми знакомятся учащиеся первого года обучения (дети 5-6 лет):

– характер музыки, темп, ритм, музыкальный размер;

– динамические оттенки в музыке (форте, пиано), характер исполнения (легато, стаккато);

– строение музыкальной речи, длительность звука, такт, фраза, предложение;

– музыкальная и эмоциональная выразительность в танце.

Первое знакомство с танцем происходит на занятии с помощью танцевальных упражнений, музыкальных игр и танцевальных композиций. Разумеется, в первый год работы идет интуитивное восприятие материала и особенно сложных требований к учащимся еще предъявить невозможно. Концертмейстер тщательно отбирает музыкальные произведения для танцевальных композиций, которые должны быть доступны и понятны для детского восприятия по стилю, жанру и характеру, иметь яркую выразительную мелодию, четкий метроритмический рисунок и квадратную форму.

Концертмейстеру следует учитывать, что монотонный характер музыкального сопровождения притупляет внимание, не дает возможность развить эмоциональную выразительность и музыкальное понимание танца. Вместе с тем, слишком сложные по мелодическому рисунку произведения, отвлекая внимание детей, могут затруднить процесс выполнения танцевальных движений.

Знакомство с основами актерского мастерства происходит также во время танцевального занятия. Для переключения внимания, во время короткого отдыха от физической нагрузки, педагог объясняет детям анатомические особенности строения лица, работу мышц лица и их значение для выражения человеческих эмоций (улыбка, грусть, удивление, размышление и т.д.). Осознавать это помогают игровые задания на передачу эмоциональных состояний: радостно-грустно, вкусно-невкусно, весело-страшно, интересно-неинтересно, любопытно-безразлично и т.п.

Подобным же образом, в игровой форме, можно познакомить детей с анатомией частей тела – суставов и мышц, объяснив особенности их работы в процессе выполнения тех или иных движений. Эти знания помогают детям более ярко раскрывать свою эмоциональную выразительность в творчестве, развивать музыкальность в танце, осознанно усваивать танцевальный материал и избегать возможных травм. Сведения по ритмике и основам актерского мастерства будут активно использоваться на практике при разучивании и исполнении музыкальных игр, танцев-игр, а впоследствии при изучении нового танцевального репертуара.

Основные методические приемы для развития музыкальности и эмоциональной выразительности на занятиях хореографии:

– выразительное исполнение музыкального материала;

– художественное и словесное вступление перед слушанием музыки;

– образное сравнение и объяснение с музыкальным персонажем поможет правильно и выразительно его выполнить;

– музыкальные игры помогают ребенку научиться владеть своим телом, координировать свои движения, согласовывать их с движениями других детей;

– музыкально-ритмические упражнения учат детей ориентироваться в пространстве, закрепляют основные виды движений, способствуют освоению основных элементов танцев.

Из этого следует, что танец является чем-то большим, чем просто движения под музыку. Это способ работы над собой, помогающий добиваться успехов в любой сфере деятельности. С помощью специальных упражнений для развития музыкальности и эмоциональной выразительности возможно развить и воспитать те способности, которые управляют взаимодействием духа и тела и помогают проявлять вовне то, что находится внутри нас. Занятия танцами дарят ребенку радость движения, общения, обогащают его внутренний мир и помогают познать себя.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-05-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: