Древнекитайская философия.




Культ неба – "тянь" – единое, “великое начало, способное родить, наделить и погубить” чел. «Паньгу» - прачел. (туловище Паньгу превр. в 5 свящ. гор, руки и ноги - в 4 стор. света, кровь - в реки, жилы - в дороги, кожа и волосы – в лес и траву, зубы и кости - в драг. камни и металлы, а спинной мозг - в свящ. камень нефрит; пот – в капли дождя и росу; вздох - в ветер и облака, вскрик – в гром, левый глаз - в солнце, а правый – в луну). Так объясняли китайцы происхождение мира.

Основные понятия древнекит. философии.

Инь и Ян явл. осн. понятиями древнекит. Ф. Первонач. они служ. для выраж. светлого и темного, твердого и мягкого, муж. и жен. начал в прир. В проц. развития фил. взглядов Инь и Ян все более символизир. взаимодействие крайних, самых решит. противоположностей: света и тьмы, дня и ночи, солнца и луны, неба и земли, жары и холода, положит. и отриц.

Конфуцианство.

Появл. прим. в 6 в. до н.э. Конфуций «Беседы и высказывания». Небо – высшая сила. Гл. задача – науч. правильно жить.

Правила Конфуция (принципы): 1. Идея взаимности (забота о людях). 2. Принцип «золотой середины». 3. Пр. человеколюбия («Не делай людям того, чего не желаешь себе»).

Идеалом чел. в конф-ве явл. Благородный муж:

- БМ винит себя, низкий чел. винит других.

- БМ помогает людям увидеть то, что есть в них доброго, и не учит людей видеть, то, что есть в них дурного. А низкий чел. поступает наоборот.

- БМ знает только долг, низ. чел. знает только выгоду.

- Если у тебя не будет дурных мыслей, не будет и дурных поступков.

Конфуций уделял большое вним. желанию знать (в осн. знать людей). «Слушаю многое, избираю лучшее и следую ему».

Даосизм.

Возник. в Китае в 6-5 вв. до н.э. Осн-к Лао-Цзы. Автор трактата "Книга о дао и дэ", 4-3 вв. до н.э. Дао - рождает. Дэ - вскармливает. Дао – с кит. Бог, слово, логос, путь. Дао сверхбытие, великое единое, предельная реальность. Дао – вечно и безымянно, бестелесно и бесформенно, неисчерпаемо и бесконечно в движении, оно “мать всех вещей”. Дао - это Путь природы, всеобъемлющий закон о мире. Дао есть "истинная сущность" чел., в полном слиянии с Великим Дао даосы видели высшую цель культур. развития человеч. лич. Цель даоса - слиться с Дао, при этом чел. постиг. свою истинную природу, кот. тождественна истинной сущности каж. вещи, каж. явл., чел. отождест. и сливается с окруж. миром, образуя с ним нераздельное и гармонич. единое. Даосцы отрицат. относ. к культуре: проще управлять непросвещенными людьми.

Античная философия

Пифагор и пифагорейцы.

Стрем., чтобы в политич. жизни властвовала аристократия (по нравст. принципам). Власть мудрейшим. Ф. начала связ. с тем, что мир рассматр. с позиции чисел. «Мир есть устроенное целое». Задача – познать строй целого через числа. Цифры: 1 – начало единения; 2 – разъединение. Геометрич. образы: 1 – точка; 2 – линия; 3 – плоскость, 4 - пирамида. Четные – раздвоение, нечетные – внутр. единство. "Все в мире сост. из пределов и беспредельности".

Таблица противоположностей.

Предел Беспредел
нечет чет
единство множество
покоящееся движущееся
добро зло
муж. начало - самец жен. начало - самка
правое левое
прямое кривое
свет тьма
квадратный прямоугольный

Пиф-цы скорее идеалисты. Мера и гармония – их идеал.

Милетская школа. Фалес, Анаксимандр, Анаксимен.

Фалес. Ищут субстанцию мира, для Фалеса – это вода. «Все произ. из воды». «Все полно богов, демонов и душ».

Анаксимандр. «Первоначало мира бесконечно, безмерно, и это все куда-то уходит. Идея бесконечной субстанции лежит в основе мира.

Анаксимен. «В основе мира лежит вечно живое, вечно движущееся начало – воздух».

 

Гераклит эфесский.

Жил в период политич. упадка. Разраб. свою Ф. – Ф. мирового процесса. 1-ое положение – «Все течет, все движ. и ничто, нигде не пребывает». «Нельзя войти 2 раза в одну и ту же реку». «Все, что происх. в мире – это переход от одного бытия к др.». В осн. мировоззрения лежит огонь. Идея цикличности развития: «Все вещи меняются на огонь и огонь мен. на все вещи». Гер. гов. о соотносит-ти противоположностей, и из соот-ти прот-тей рожд. гармония. Есть нечто неизменное – логос. Логос – обоз. единое божест. устр-во мира. Антропология – душа огненная, огненное испарение. Лучшая душа – сухая, т.е. оторванная от плоти. Границу души не найдешь, столь глубокий в ней разум. В смерти видит рождение души. Смерть – таинство.

Атомисты. Левкипп, Демокрит.

В осн. мироздания лежит атом; сущ. 2 начала – полное и пустое. Полное наз. сущим, пустое – небытием. И то и др. относ. к материи. В пустоте носятся плотные и абс. непрониц. частицы – атомы. Они вечны, нераздельны, неизменны и наполнены, но бескачественны. Гл. отличие их др. от др. в конфигурации (квадратные, круг. и т.д.). Атомы, сходные по признакам, сцеп. и образ. вещи. Душа по Деем. что-то материальное, она сост. из мельч. круглых атомов. Теория познания – через органы чувств, через них мы получ. представление о мире.

Элеаты. Ксенофан, Парменид, Зенон.

Выст. против мифологич. политеизма (многобожия). Критик. Демокрита за небытие (его не сущ.). Истинный бог не возник, не умир., облад. всеми нравст. кач-ми и он один. «Все едино, и единое есть бог». Подлинное познание не через чувства, а через разум, что противоречило идеям Гераклита и Демокрита. Задача познания – увидеть сущность, а не то, что на поверхности. Ощущения нам дают одну инф-цию, а знания – др. «Чувства нас обманывают».

Софисты. Кратилл, Георгий, Протогор.

Появл. в кон. 5 в. до н.э., в период бурного развития общ., требующего учителей. Гл. – научить ремеслу, а не нравст. моментам. Отрицали бытие истины. «Чел. есть мера всех вещей: объектив. истины нет, есть субъектив. – что, кому кажется, то оно и есть». «Все человеч. суждения относит., нет ничего абс.» (релятивизм).

Сократ.

Познание – подлинное знание дается через формулировку понятия – Ф. приближ. к истине. Индуктивный метод образования понятий – майевтика – повивальное искусство (дословно). Повивает умы для рождения истины. Сократич. ирония – метод обретения истины через приведение противоположных т. зр. Порок – незнание, заблуждения. Добродетель – знание. Рационализм – характер. черта этики Сократа. Целесообразность мира свид. о наличии божественного промысла. «Познай самого себя». Один из его принципов – принцип законопослушания.

Основные вопросы, кот. завещал Сократ:

1. Какая Ф. облад. преимущ.: та, кот. связ. с теоретич. умозрением или, кот. связ. с практич. применением?

2) Что из себя представ. понятия, к чему они относ. – к конкретным вещам или к мысленным родам?

3. Что такое благо - созерцание сверхчувст. мира или благая устроенная жизнь отдельного чел.?

4. Если благо – это благая жизнь отдельного чел., то в чем оно состоит: в отрешении от чувст. мира или в чувст. отношении.

После Сократа формир. 3 шк., кот. по-разному отвечают на эти вопросы:

1. Мегарская школа – Евклид.

2. Киническая школа – Антисфен, Диоген.

3. Киренская школа – Аристипп.

Мегарская школа. Евклид.

Подлинная Ф. умозрит.; чувственные знания обманывают, подлинные знания рациональные.

Кинич. шк. Антисфен, Диоген.

Ф. – жизненная мудрость. Понятия относ. к конкрет. вещам, а не к родам. «Я вижу чел., а не человечество». Благо – это то, что сост. его собственность (конкрет. отд. чел.) – внутр. свобода чел. (не рабствовать никому), кот. они связ. с силой духа. Проповедовали аскетизм (ходили в рубище, ели, что «подаст бог»). Игнорировали соц. этику Сократа.

Киренская шк. Аристипп.

Цель жизни в наслаждении, в удовольствии. Рассм. Ф. как практич. науку счастья. «Чел. должен давать правильную расценку счастья». «Нам принадлежит настоящее». «Счастье – сумма отдельных удовольствий».

Платон. (428-347 гг. до н.э.).

Осн-к объектив. идеализма. Его труды (диалоги): «Республика», «Пир», «Законы». Подлинной жизнью обладает мир идей, мир норм, задающих задачу для реального бытия. Мир идей зарожд. в Долине правды. Гл. идея – идея блага. Благо – синтез добра. Мир матер. вещей – кривое зеркало мира идей. Эти 2 мира соед. душой. Мировая душа одновр. идеальна и матер. Познание – воспоминание души, что она видела в мире идей. «Для того, чтобы познать, я должен закрыть глаза и заткнуть уши».

Этика Платона:

Счастье обреет. через мудрость, через добродетель. Три части души: 1) разум (мудрец); 2) воля (воин); 3) чувственность (ремесленник).

Идеи о государстве:

Нравст. чел. м.б. только в нравст. гос-ве. Для укоренения нравст. устоев нужно разделить общ. на 3 сословия: правителей (философы-мудрецы), обладат. мужества (воинов), ремесленников (чувственность). Деление это происх. в соответ. со способ-ми чел. Критиковал 4 формы правления за то, что в них невозможно достичь блага и справедливости из-за унижения человека:

1) Тимократия – господство наиб. сильных воинов. 2) Олигархия - власть немногих богатых.3) Демократия – власть народа и для народа.

4) Тирания - по мнению Пл., самая худшая форма гос-ва, при кот. безраздельно господ. произвол, бесправие широких масс и насилие.

 

Неоплатонизм. Плотин

III в. н.э. Первый тезис – в осн. мироздания нах. бог (не личностный бог, а некое абстрактное, единое начало, абс. полнота всего). Логос – сила и разум божества; это второй бог. Он творч. мудрость, создание. Высшая цель чел. – соединение с божеством, кот. постиг. мистич. восторгом. Два пути соединения с божеством: аскетич. поведение и выполнение нравст. обязательств. У неоплатоников бог ассоциир. с понятием «единое». Лучи испускания – эманации. По своему духу приближается к христианству.

Гностицизм. Филон Александрийский

I в. н.э. Вост. часть Рим. имп. Дуалистич. понимание мира. Мир объед. единое дух. первоначало – плерома. Мир сущ. вечно. Чел. – центр мирового процесса. Постичь сущность мира может только особый чел. (избранные, аристократы), облад. гносисом. Постижение бога через экстаз. Филон Ал. давал ориг. трактовку учения Платона: идеи Пл. – это «ангелы древ. евреев». В осн. мира – бог, бог един, бесконечен, вечен. Все творч. силы заключ. в логосе. Л. – мировой порядок, гармония, посредник между богом и миром. Л. – это сотворенный богом дух. Л. приобщ. к миру, стан. имманентным (внутренне присущий). Бог – это конкрет. личность (личностное понимание бога). «Если бог абс. первоначало, то он не м.б. личностью: то, что лично – неповторимо, неразрушимо, не сост. из чего-то нелич. Если бог не личность, то ему что-то предшествовало».



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-07 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: