Главные котлы паротурбоходов
ОСНОВНЫЕ СВЕДЕНИЯ О ГЛАВНЫХ ПАРОВЫХ КОТЛАХ И ПЕРСПЕКТИВЫРАЗВИТИЯ КОТЛОСТРОЕНИЯ
Главные котлы паротурбоходов
1.1 Котёл КВГ-34К
1.2 Котлы КВГ-25 и КВГ- 25К(корректированного проекта)
1.3 Котёл КВГ-80/80
2. Перспективы развития судового котлостроения
Главные котлы паротурбоходов
Котёл КВГ-34К
На судах с пароэнергетическими установками в качестве главных применяют только водотрубные котлы с естественной циркуляцией; как правило, это вертикальные. Одноходовые по газу котлы с развитыми хвостовыми поверхностями нагрева, вырабатывающие перегретый пар повышенных параметров. Поскольку в ближайшее время пополнения транспортного флота с паротурбинными установками, работающими на органическом топливе, не предполагается, рассмотрим основные конструктивные компоновки некоторых главных водотрубных котлов, установленных на действующих суда. На рис. 10.1 показан котел отечественной постройки КВГ-34К (котёл водотрубный главный, паропро-изводительностью 34 т/ч; К — корректированного проекта), устанавливался на танкерах типа «София» с паротурбинной установкой мощностью 14 000 кВт. Котельная установка этих танкеров состоит из двух агрегатов, выполненных правой и левой модели, которые вырабатывают пар с параметрами: давление 4,4 МПа, температура перегретого пара 470° С.
По компоновке котел однопроточный, трехколлекторный с вертикальным петлевым пароперегревателем, экономайзером и паровым воздухоподогревателем. Котел КВГ-34К имеет два контура циркуляции — независимый и смешанный. В независимый контур входит конвективный пучок 20 с трубами диаметром 29Х2,5 мм, расположенный за пароперегревателем 15. Все трубы пучка подъемные.
|
Для опускания воды в водяной коллектор 16 предусмотрено 12 не- обогреваемых-опускных труб диаметром 114X7 мм, проложенных в меж- обшивочном пространстве каркаса: шесть труб на стороне переднего и шесть — на стороне заднего фронтов {на рис. 10.1 не показаны). Второй контур циркуляции образован из первого сплошного ряда бокового экрана 9 с трубами диаметром 44,5Х 3 мм и притопочного пучка 7, у которого два первых ряда труб имеют диаметр 44,5X3 мм, а два следующих—-29X2,5 мм. Опускные трубы 11 этого контура диаметром 57X3,5 мм располагаются за первым рядом экрана. Трубы экрана и притопочного пучка подведены к экранному коллектору 12.
Рис. 10.1 Котёл КВГ-34 К
Пароперегреватель 15 имеет петли 17, выполненные из труб диаметром 25 X 2,5 мм, которые развальцованы в коллекторе 14, разгороженном вертикальными перегородками. Пространство между петлями предназначено для осмотра, очистки при необходимости ремонта элементов трубной части пароперегревателя. Петли пароперегревателя имеют в верхней части опору в виде пустотелой трубы-балки 19, по которой пропускается охлаждающий воздух. В паровом коллекторе 4, помимо обычно предусматриваемых внутренних устройств, находится вспомогательный пароохладитель 3, охлажденный пар от которого расходуется на ходу для работы турбопитательных насосов и пароструйных воздушных эжекторов главной паротурбинной установки. Для очистки труб от наружных загрязнений предусмотрены автоматизированные сажеобдувочные устройства 18 и 22.
|
Хвостовой поверхностью нагрева котла является двухсекционный экономайзер 1, смонтированный из четырех змеевиковых пакетов с диаметром труб 38 X 3 мм
У котла применен паровой воздухоподогреватель 6, установленный на переднем фронте котла и выполненный из прямых труб диаме 22 X 2 мм. Для увеличения поверхности теплообмена на трубы насажены круглые ребра. Греющий пар и конденсат движутся внутри труб, а воздух омывает ребристую поверхность снаружи. Воздух, подаваемый котельным вентилятором в межобшивочное пространство каркаса, направляется в воздухоподогреватель, нагревается в нем примерно до температуры 130° С и поступает в топку. Топочное устройство котла оборудовано четырьмя паромеханическими форсунками 10 и ВНУ с профильными поворотными лопатками.
На рис. 10.1, кроме указанных элементов, приведены следующие: паро- сепарирующий щит 2, паровой клапан к воздухоподогревателю 5, труба для отвода конденсата от воздухоподогревателя 8, пароперепускная труба 13, изоляция обшивки 21.
Котлы КВГ-25 и КВГ- 25К(корректированного проекта)
Предшественниками котлов КВГ-34К были котлы КВГ-25 и КВГ- 25К(корректированного проекта) паропроизводительностью 25 т/ч и выра- батывающие пар тех же параметров. Эти котлы устанавливались на большой серии (24 единицы) отечественных сухогрузных судов типа «Ленинский комсомол» с паротурбинной установкой 9550 кВт, строящихся в конце 50-х — начале 60-х годов. Котлы судов типа «Ленинский комсомол» и танкеров типа «София» имеют аналогичные компоновку и поверхности нагрева, выполненные из труб одинаковых размеров. Примерно равны и их экономические показатели, КПД 93%. Основное отличие котлов в паропроиэводительности, незначительных отличиях общих размеров хвостовых поверхностей нагрева и числе и типе форсунок.
|
Рис. 10.2. Схемы компоновки котлов КВГ-25 (а) и КВГ-34К (б): 1 — газовый воздухоподогреватель; 2 — экономайзер; 3 — форсунки; 4 — паровой воздухоподогреватель |
После замены у котлов КВГ-34К газового воздухоподогревателя напаровой была устранена коррозия его труб, а после замены шести механических центробежных форсунок на четыре паромеханические упростилась конструкция и эксплуатация агрегата. На 10.2 для сравнения приведены компоновок котлов КВГ-25 и КВГ-34К.
Наиболее современные и экономичные главные пароэнергетические установки выполняют с промежуточным перегревом пара. Перегретый пар от основного пароперегревателя направляется в турбину, частично совершает в ней работу (температура его при этом понижается), возвращается в промежуточный пароперег-реватель, приобретает первоначальную температуру и поступает в последующие ступени турбины, что позволяет общий процесс расширения пара в ней приблизить к наиболее экономичному — изотермическому. Для осуществления промежуточного, перегрева пара потребовались существенные изменения в конструкции и компоновке котлов, которые стали называть агрегатами шахтного типа. Обычно такие котлы входят в состав так называемой полутора- котельной установки, в которой котел шахтного типа используется как главный, а другой (однопроточный обычного типа) — в качестве вспомогательного для обеспечения судна паром на стоянке, а также для работы главной турбины на ходу в случае выхода из строя главного котла. Котлы шахтного типа оборудуют парообразующими элементами только радиационного типа, которые образуют полностью экранированную топку. Средними экранными стенками, образованными из испарительных труб, котлы делятся на две части: топочную камеру и камеру в виде шахты, где размещаются конвективные поверхности нагрева пароперегревателей (основного и промежуточного) и экономайзера. Подобная установка применена на серии крупнотоннажных танкеров типа «Крым», где установлены в качестве главного котел КВГ-80/80 паропроизводительностью 80 т/ч при давлении перегретого пара 8 МПа и температуре 515 0С, имеющий КПД 96%, в качетве вспомогательного — котел КВ-35/25-1 паропроизводительностью 35 т/ч,
Котел показан на рис. 10.3 и 10.4 (номера позиций на рисунках совпадают). Правая часть агрегата, представляющая топочную камеру 12, образована экранами 11, 13, 15. Трубы торцевых экранов закреплены в коллекторах 5 и 14. Топочная камера оборудована четырьмя паромеханическими форсунками 7, расположенными в верхней части топки. Опускными являются трубы 10, соединяющие паровой коллектор 2 с водяным коллектором 16. Образующиеся в топке продукты сгорания топлива проходят через разреженный участок труб 15, называемый фестоном, и поступают в шахту 18, где размещены конвективные змеевиковые поверхности нагрева основного пароперегревателя 19, промежуточного пароперегревателя 25, экономайзера 29 и трубчатые поверхности нагрева воздухоподогревателя 1.
19 18
Рис 10 3. Схема компоновки котла КВГ-80/80
Пар из парового коллектора паропроводу 8 поступает в основной
пароперегреватель 19, состоящий из двух секций. Часть пара после первой секции может быть направлена по паропроводу 17 в главный пароохладитель 5 для возможности регулирования температуры перегретого пара. Из основного пароперегревателя (после второй секции) пар но паропроводу 21 поступает к главной паровой турбине. Предусмотрены также частичный отвод пара по паропроводу 20 во вспомогательный пароохладитель 4 и подача его в магистраль охлажденного пара 3. Частично отработавший в главной ТВД пар по паропроводу 27 поступает в
промежуточный пароперегреватель 25, откуда вновь перегретый по паропроводу 23 снова направляется в главную турбину. На схеме также обозначено: 6, 22,24, 26,28 — трубопроводы; 30 — подогреватель.
Регулирование температуры перегретого пара в промежуточном пароперегревателе осуществляется с помощью перепускного паропровода 24, который предназначен для подачи насыщенного пара в Промежуточный пароперегреватель (для защиты от пережога) и сброса его по паропроводу 26 в систему охлажденного пара.
Питательная вода подается в экономайзер 29 по трубопроводу 28, а в котел — по трубопроводу 6. Воздухоподогреватель трехходовой по газу и одноходовой по воздуху. Последний пучок труб (третьего хода), где температура уходящих газов наиболее низкая, с газовой стороны имеет защитное покрытие фторопластом против химической (низкотемпературной) коррозии. На режимах малых нагрузок также для защиты воздухоподогревателя от химической (низкотемпературной) коррозии предусмотрен предварительный подогрев воздуха питательной водой в подогревателе 30.
На судах зарубежной постройки в качестве главных применяют котлы, конструктивно и по характеристикам мало отличающиеся от рассмотренныхкотлов отечественной постройки.
Это тоже, как правило, вертикальные водотрубные однопроточные котлы с естественной циркуляцией, развитыми хвостовыми поверхностями нагрева и часто с полностью экранированной топкой. Секционные котлы, являющиеся единственными представителями горизонтальных водотрубных котлов, в свое время пришедшие на смену газотрубным (огнетрубным) оборотным как более совершенные и экономичные, в настоящее время как главные не применяются.