ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН
РАБОТЫМАГИСТРАНТА
Год начала подготовки 2017
Срок обучения 2 года 6 мес.
| Фамилия, имя, отчество | Чадная Алла Борисовна | |||||||
| Направление | 44.04.03 Специальное (дефектологическое) образование | |||||||
| Направленность (профиль) | Клиническая и специальная психология | |||||||
| Форма обучения | заочная | основа обучения | внебюджетная | |||||
| Кафедра | Дефектологического образования | |||||||
| Тема выпускной квалификационной работы (магистерской диссертации) | Развитие перцептивной стороны общения подростков с умственной отсталостью | |||||||
Утверждена на заседании кафедры Дефектологического образования
Протокол заседания кафедры от «___» __________ 2018 г. № ___
Зав. кафедрой _____________________ / Четверикова Т.Ю./
(подпись) (Ф.И.О.)
| Научный руководитель | кандидат психол. н., доцент кафедры ДО Чернявская Елена Александровна |
| (ученая степень и звание, Ф.И.О) |
__________________ «___» ________2018 г.
(подпись)
| Руководитель магистерской программы | кандидат.пед.наук, доцент кафедры ДО Стебляк Елена Анатольевна |
| (ученая степень и звание, Ф.И.О) |
_________________ «___» ________2018 г.
(подпись)
Краткое обоснование выбора темы выпускной квалификационной работы
(магистерской диссертации):
| В диссертационном исследовании рассматривается проблема развития перцептивной стороны общения подростков с умственной отсталостью. Характерные для современного общества гуманистические преобразования вывели на принципиально новый уровень интерес научного сообщества к проблеме социальной адаптации лиц с нарушением интеллекта. Как отмечалось одним из первых олигофренопедагогов Эдуардом Сегеном еще в XIX веке, люди с умственной отсталостью нуждаются в специально организованном обучении общению. Исследования, проведенные на рубеже XX-XXI веков отечественными учеными, показали, что наличие интеллектуального дефекта отрицательно влияет на развитие межличностного общения, приводит к существенным недостаткам в формировании представлений о себе, об окружающих людях и в установлении социальных контактов. В этой связи процесс восприятия другого человека (социальная перцепция), является важным условием успешной социализации лиц с интеллектуальной недостаточностью. Изучение аспектов социальной перцепции в специальной психологии связано с анализом восприятия эмоций, восприятия физического облика человека и его действий, интерпретацией невербального поведения. Результаты научных исследований доказывают, что специфика общения детей с нарушением интеллекта во многом обусловлена особенностями самовосприятия и самооценки (Н.Л. Коломинский), а также особенностями понимания личности других людей (О.К. Агавелян). Как подчеркивает Л.М. Шипицына, информация, заключенная в тех или иных внешних проявлениях человека, может быть адекватно понята людьми с нарушением интеллекта. Но на сегодняшний день не существует методик, позволяющих научить подростков с умственной отсталостью полноценному общению в естественных жизненных ситуациях. Изучение особенностей социальной перцепции у людей с нарушением интеллекта наиболее актуально именно в детском и подростковом возрасте, поскольку в течение последнего десятилетия в нашей стране существенно изменилось законодательство, которое на государственном уровне регламентирует наряду с обучением в обязательном порядке также социализацию и социальную адаптацию лиц с интеллектуальными нарушениями. В 2014 году вступил в силу ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью, предусматривающий осуществление образовательной деятельности по адаптированным основным общеобразовательным программам (АООП) и специальным индивидуальным программам развития (СИПР). Овладение коммуникативными навыками, обеспечивающими успешность социокультурных связей обучающегося законодательно отнесено к особым образовательным потребностям обучающихся с легкой степенью умственной отсталости. В коррекционно-развивающую область учебного плана по варианту 1 АООП включены коррекционные курсы, обеспечивающие формирование позитивного отношения к своему "Я", формирование навыков самоконтроля, развитие способности к эмпатии, сопереживанию, формирование взаимоотношений с окружающими, развитие навыков социального поведения. Для обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью, тяжелыми и множественными нарушениями развития включение учебных предметов, содержанием которых является овладение умением вступать в контакт, освоение правил общения, осознание общности и различий "Я" от других, предусмотрено непосредственно в обязательную предметную область учебного плана варианта 2 АООП. В коррекционно-развивающую область этого учебного плана дополнительно включены занятия по формированию социально приемлемых форм поведения, сведению к минимуму проявлений деструктивного поведения, коррекции нарушений коммуникации. Все вышесказанное свидетельствует об актуальности проблемы, рассматриваемой в рамках диссертационного исследования. |
Общий учебный план работы магистранта
| Раздел работы | Наименование видов работ | Срок выполнения | Трудоёмкость (зач. ед.) | Форма аттестации |
| 1. Общетеоретическая подготовка | ||||
| Базовая часть | История и философия специальной педагогики и психологии | 1 семестр | зачет | |
| Современные проблемы науки и специального дефектологического образования | 2 семестр | зачет | ||
| Методология психолого-педагогического исследования | 1 семестр | зачет | ||
| Иностранный язык | 1 семестр | зачет | ||
| Основы организации научно-исследовательской работы | 2 семестр | зачет | ||
| Медико-биологические проблемы дефектологии | 2 семестр | экзамен | ||
| Лингвистические проблемы специальной педагогики и психологии | 1 семестр | экзамен | ||
| Развитие специального образования в России и за рубежом: традиции и современность | 2 семестр | зачет | ||
| Сравнительная специальная педагогика | 3 семестр | зачет | ||
| Обязательные дисциплины | Судебно-психологическая экспертиза | 1 семестр | экзамен | |
| Основы нейропсихологии | 2 семестр | экзамен | ||
| Личностные расстройства | 3 семестр | экзамен | ||
| Психокоррекция и основы психотерапии | 4 семестр | экзамен | ||
| Анатомия центральной нервной системы | 4 семестр | зачет | ||
| Психология экстремальных ситуаций и состояний | 3 семестр | зачет | ||
| Неврология | 4 семестр | зачет | ||
| Психофармакология | 4 семестр | зачет | ||
| Основы психиатрии | 3 семестр | зачет | ||
| Дисциплины по выбору | Психофизиология | 3 семестр | зачет | |
| Психосоматика | 4 семестр | зачет | ||
| Психогенетика | 3 семестр | зачет | ||
| Фундаментальные и прикладные основы психолого-педагогического сопровождения лиц с сенсорными нарушениями | 3 семестр | зачет | ||
| Клиническая психология в онкологии | 4 семестр | зачет | ||
| Клиника внутренних болезней | 4 семестр | зачет | ||
| Клиническая психология в геронтологии | 4 семестр | зачет | ||
| Психологическое консультирование | 4 семестр | зачет | ||
| Нервно-психические расстройства у детей и подростков | 4 семестр | зачет | ||
| Психология детского возраста | 4 семестр | зачет | ||
| 2. Работа над выпускной квалификационной работой (магистерской диссертацией) | а) обзор литературы | 1 семестр | ||
| б) составление библиографии по теме | 1 семестр | |||
| в) сбор материала (работа в архивах, учреждениях, экспедициях, лабораториях, научных институтов, проведение экспериментальных исследований) | 2 семестр | |||
| г) обработка материала | 2 семестр | |||
| д) составление докладов по материалам магистерской диссертации и их оглашение на заседаниях кафедры, советах | 2-4 семестры | устное сообщение или предоставление доклада | ||
| е) составление 1 варианта текста диссертации | 3 семестр | текст диссертации | ||
| ж) работа по доработке 1 варианта по диссертации | 4 семестр | |||
| з) литературное оформление и изготовление иллюстрированного материала окончательного варианта диссертации | 4 семестр | окончательный текст диссертации с иллюстрированным и материалами | ||
| и) составление реферата диссертации | 4 семестр | текст реферата | ||
| к) представление диссертации к защите | 5 семестр | диссертация | ||
| л) защита диссертации | 5 семестр | |||
| 3. Научно-исследовательская работа магистранта | а) участие в НИР кафедры Дефектологического образования | отчет по НИР кафедры | ||
| б) выступление с докладами по материалам диссертаций на конференциях | 1-4 семестры | сборник материалов конференции | ||
| в) подготовка публикаций | 2-4 семестры | журналы, сборники научных трудов |
Рабочий план первого года подготовки магистранта
| Наименование работы | Объем и краткое содержание работы | Трудоёмкость (зач.ед.) | Срок аттестации | Форма аттестации | Количество баллов |
| 1. Дисциплины (модули) | История и философия специальной педагогики и психологии | 1 семестр | зачет | ||
| Современные проблемы науки и специального дефектологического образования | 2 семестр | зачет | |||
| Методология психолого-педагогического исследования | 1 семестр | зачет | |||
| Иностранный язык | 1 семестр | зачет | |||
| Основы организации научно-исследовательской работы | 2 семестр | зачет | |||
| Медико-биологические проблемы дефектологии | 2 семестр | экзамен | |||
| Лингвистические проблемы специальной педагогики и психологии | 1 семестр | экзамен | |||
| Развитие специального образования в России и за рубежом: традиции и современность | 2 семестр | зачет | |||
| Судебно-психологическая экспертиза | 1 семестр | экзамен | |||
| Основы нейропсихологии | 2 семестр | экзамен | |||
| 2. Практики | Научно-педагогическая практика | 1 семестр | зачет с оценкой | ||
| Научно-исследовательская практика | 2 семестр | зачет с оценкой | |||
| 3. Научно-исследователь-ская работа | Теоретическая: | ||||
| Научно-исследовательская работа | 1 семестр | зачет с оценкой | |||
| Экспериментальная: | |||||
| Научно-исследовательская работа | 2 семестр | зачет с оценкой | |||
| Публикации по теме исследования: | |||||
Аттестация магистранта научным руководителем ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Магистрант______________________________________________________________________________________
(аттестован, не аттестован)
Научный руководитель _____________________________ «____» _________ 20____ г.
(подпись)
Рабочий план второго года подготовки магистранта
| Наименование работы | Объем и краткое содержание работы | Трудоёмкость (зач.ед.) | Срок аттестации | Форма аттестации | Количество баллов |
| 1. Дисциплины (модули) | Сравнительная специальная педагогика | 3 семестр | зачет | ||
| Личностные расстройства | 3 семестр | экзамен | |||
| Психокоррекция и основы психотерапии | 4 семестр | экзамен | |||
| Анатомия центральной нервной системы | 4 семестр | зачет | |||
| Психология экстремальных ситуаций и состояний | 3 семестр | зачет | |||
| Неврология | 4 семестр | зачет | |||
| Психофармакология | 4 семестр | зачет | |||
| Основы психиатрии | 3 семестр | зачет | |||
| Психофизиология | 3 семестр | зачет | |||
| Психосоматика | 4 семестр | зачет | |||
| Психогенетика | 3 семестр | зачет | |||
| Фундаментальные и прикладные основы психолого-педагогического сопровождения лиц с сенсорными нарушениями | 3 семестр | зачет | |||
| Клиническая психология в онкологии | 4 семестр | зачет | |||
| Клиника внутренних болезней | 4 семестр | зачет | |||
| Клиническая психология в геронтологии | 4 семестр | зачет | |||
| Психологическое консультирование | 4 семестр | зачет | |||
| Нервно-психические расстройства у детей и подростков | 4 семестр | зачет | |||
| Психология детского возраста | 4 семестр | зачет | |||
| 2. Практики | Педагогическая | 4 семестр | зачет с оценкой | ||
| 3. Научно-исследователь-ская работа | Теоретическая: | ||||
| Экспериментальная: | |||||
| Публикации по теме исследования: | |||||
Аттестация магистранта научным руководителем ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Магистрант______________________________________________________________________________________
(аттестован, не аттестован)
Научный руководитель _____________________________
«____» _________ 20____ г.
(подпись)
Рабочий план третьего года подготовки магистранта
| Наименование работы | Объем и краткое содержание работы | Трудоёмкость (зач.ед.) | Срок аттестации | Форма аттестации | Количество баллов |
| 1. Дисциплины (модули) | |||||
| 2. Практики | |||||
| 3. Научно-исследователь-ская работа | Теоретическая: | ||||
| Экспериментальная: | |||||
| Публикации по теме исследования: | |||||
Аттестация магистранта научным руководителем ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Магистрант______________________________________________________________________________________
(аттестован, не аттестован)
Научный руководитель _____________________________ «____» _________ 20____ г.
(подпись)