По итогам изучения истории Нового времени (XVI—XVIII вв.) в VII классе учащиеся должны




V класс

ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО МИРА

70 ч, в том числе 3 ч — практические занятия,
1 ч — резервное время

Введение (2 ч)

Мир древней истории. Понятие «история Древнего мира». Исторические источники. Мифы.

Счет лет в истории. Возникновение летоисчисления. Календари. Понятия «до нашей эры», «наша эра», «лента времени».

Практическое занятие (1 ч)

Требования к результатам учебно-познавательной деятельности учащихся

Знать:

• значение понятий: история, исторический источник; «до нашей эры», «наша эра»;

• хронологические рамки истории Древнего мира;

• виды исторических источников.

Уметь:

• соотносить год исторического события с веком, тысячелетием, временем до нашей эры, нашей эры;

• определять место исторического события на ленте времени;

• читать и записывать века римскими цифрами;

• решать задачи на счет лет истории.

Раздел I. ПЕРВОБЫТНОЕ ОБЩЕСТВО.
НА ПУТИ К ЦИВИЛИЗАЦИИ (7 ч)

Древнейшие люди. Происхождение человека. Первые орудия труда и занятия древнейших людей. Неандертальцы. Использование огня. Овладение речью.

Первые шаги человека современного вида. Появление «человека разумного». Жилища первобытных людей. Родовая община.

Возникновение искусства и религии. Возникновение искусства. Наскальная живопись. Скульптура. Религиозные представления первобытных людей.

Появление земледелия и животноводства. Совершенствование орудий труда и переход к производящему хозяйству. Первые земледельцы и животноводы. Возникновение ремесла. Род и племя.

Переход от родовой общины к соседской. Начало использования металлов. Развитие ремесла. Возникновение обмена и торговли. Соседская община.

На пути к цивилизации. Образование союзов племен. Основные признаки цивилизации. Возникновение государства.

Обобщение по разделу I (1 ч)

Требования к результатам учебно-познавательной деятельности учащихся

Знать:

• названия периодов истории первобытного общества (каменный, бронзовый и железный век);

• определения понятий: присваивающее хозяйство, производящее хозяйство, религия, родовая община, племя, соседская община, цивилизация, государство;

• названия и отличительные признаки древних людей (неандерталец, кроманьонец («человек разумный»)).

Уметь:

• объяснять происхождение названий периодов истории первобытного общества (каменный, бронзовый и железный век);

• описывать условия жизни древних людей, их занятия (охота, собирательство, земледелие, животноводство, ремесло) с опорой на текст и иллюстрации;

• показывать на исторической карте места расселения первобытных людей;

• объяснять значение перехода от присваивающего хозяйства к производящему;

• объяснять причины изменения форм организации древнего общества, рассказывать о взаимоотношениях людей в каждой из них;

• составлять рассказ о религиозных представлениях древних людей, об открытиях и изобретениях первобытных людей (огонь, орудия труда, религия, искусство), используя текст учебного пособия и иллюстрации.

Раздел II. ЦИВИЛИЗАЦИИ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА И АМЕРИКИ (24 ч)

Тема 1. Древний Египет (6 ч)

Природа и население Древнего Египта. Природные условия. Значение реки Нил в жизни древних египтян. Древнейшие земледельцы в долине Нила. Египтяне-ремесленники.

Государство фараонов. Образование единого государства в долине Нила. Власть и положение фараонов. Устройство древнеегипетского государства. Власть жрецов.

Превращение Древнего Египта в могущественную державу. Усиление древнеегипетского государства. Завоевательные походы Тутмоса III и Рамзеса II. Реформы фараона Эхнатона. Упадок власти и могущества фараонов.

Быт и повседневная жизнь древних египтян. Жизнь простых египтян. В доме знатного египтянина. Одежда и внешний облик древних египтян. Семья в Древнем Египте. Питание древних египтян.

Религия древних египтян. Верования древних египтян. Вера в загробную жизнь. Обожествление животных и реки Нил.

Культура древних египтян. Язык и письменность. Школа. Искусство Древнего Египта. Научные знания. Медицина. Математика.

Тема 2. Передняя Азия в древности (9 ч)

Древнее Междуречье. Природные условия Древней Месопотамии. Развитие земледелия и животноводства.

Становление государства в Месопотамии. Ремесла и торговля. Возникновение городов-государств. Шумер и Аккад.

Государство Хаммурапи. Вторжение кочевников в Месопотамию. Основание Вавилона. Создание государства Хаммурапи. Законы царя Хаммурапи.

Ассирия и Вавилония. Ассирийцы и их держава. Расцвет и гибель Ассирии. Держава Навуходоносора.

Культура и религия народов Междуречья. Изобретение письменности. Клинопись. Знания жителей Древнего Междуречья. Месопотамский календарь. Религия народов Месопотамии.

Хеттская держава. Происхождение хеттов. Образование Хеттского царства в Малой Азии. Царь и царская власть. Завоевательные походы хеттов. Религия хеттов.

Древний Иран. Природные условия и население. Первые государства. Возвышение Персидской державы. Религия Древнего Ирана.

Древняя Финикия. Природные условия и население. Финикийские города-государства. Финикийцы-торговцы и мореплаватели. Финикийский алфавит.

Древняя Палестина. Природные условия. Происхождение евреев. Царство Израиль. Распад Израильского царства. Религия евреев.

Обобщение по темам 1 и 2 (1 ч)

Тема 3. Индия и Китай в древности (4 ч)

Древняя Индия. Природные условия и население. Возникновение государства. Древние арии. Их общество и хозяйственная жизнь. Великая держава царя Ашоки.

Культура Древней Индии. Языки и письменность. Литература. Индийские Веды. Религии Древней Индии.

Возникновение государства в Китае. Страна и население. Занятия древних китайцев. Создание единого китайского государства. Империи Цинь и Хань.

Общество и культура Древнего Китая. Общество Древнего Китая. Конфуций и его учение. Письменность. Научные знания.

Тема 4. Древняя Америка (2 ч)

Древнейшее население Америки. Появление человека в Америке. Древнейшее население Америки. Основные занятия людей: охота и собирательство. Переход к земледелию.

Цивилизация ольмеков. Ольмеки — создатели древнейшей культуры на Американском континенте. Ла-Вента — город ольмеков. Религиозные представления и культура.

Обобщение по темам 3 и 4 (1 ч)

Практическое занятие (1 ч)

Требования к результатам учебно-познавательной деятельности учащихся

Знать:

• определения понятий (орошаемое земледелие, фараон, династия, жрец, иероглиф, клинопись, город-государство, колония, варна, император);

• основные события истории цивилизаций Древнего Востока, Америки и их даты (образование государства в Древнем Египте; возникновение городов-государств в Междуречье; правление Хаммурапи; образование Ассирийской державы, Хеттского государства, Персидского государства; правление Дария I; образование финикийских городов-государств; образование государства у древних евреев, создание единого китайского государства, образование первых государств в Индии);

• имена важнейших исторических деятелей, деятелей культуры и результаты их деятельности (Эхнатон, Саргон Аккадский, Хаммурапи, Навуходоносор, Дарий I, Цинь Шихуанди, Конфуций);

• культурные достижения народов Древнего Востока и Америки (пирамиды, сфинкс, Вавилонская башня, «Висячие сады» Семирамиды, финикийский алфавит, Библия, Веды, Великая китайская стена, гробница Цинь Шихуанди, святилище в Ла-Венте).

Уметь:

• показывать на исторической карте:

- цивилизации и государства Древнего Востока и Америки (Древний Египет, Междуречье (Месопотамия), Ассирия, Вавилон, Хеттское государство, Персидское государство, Финикия, Палестина, Древняя Индия, Древний Китай, ольмеки); характеризовать их географическое местоположение с использованием названий континентов, сторон света и названий рек (Нил, Тигр и Евфрат, Инд, Хуанхэ, Янцзы), в долине которых они были расположены;

- места изученных исторических событий;

• читать под руководством учителя фрагменты исторических документов (Законы Хаммурапи), отвечать на вопросы к ним;

• составлять рассказ о природных условиях, жизни и занятиях, религиозных представлениях населения, о достижениях цивилизаций Древнего Востока и Америки с опорой на текст параграфа и иллюстрации;

• сравнивать природные условия и занятия жителей, религиозные представления цивилизаций Древнего Востока по предложенным критериям.

Раздел ІІІ. ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ (17 ч)

Природа и население Древней Греции. Природные условия. Греция материковая и островная. Происхождение древних греков. Занятия древних греков.

Минойский Крит и его культура. Формирование Критской цивилизации. Легендарный царь Минос. Расцвет и гибель Критской цивилизации. Культура и религия Древнего Крита. Кносский дворец.

Ахейская Греция. Ахейское завоевание Греции. «Златообильные Микены». Троянская война. Культура ахейской Греции. Дорийское завоевание.

Религия древних греков. Вера в существование сверхъестественных сил. Боги-олимпийцы. Культ, или почитание богов. Жертвоприношения.

Возникновение греческого полиса. Начало эпохи железа в Древней Греции. Развитие ремесла и торговли. Полис — город-государство. Граждане полиса. Аристократы и демос.

Великая греческая колонизация. Причины колонизации. Основание колоний в Средиземноморье и Причерноморье. Греки и варвары. Результаты и историческое значение греческой колонизации.

Древняя Спарта. Возникновение Спартанского государства. Органы власти. Спартиаты и илоты. Спартанский образ жизни.

Возникновение и развитие Афинского государства. Древние Афины. Законы Солона.

Греко-персидские войны и расцвет Афин. Походы персов против Греции. Марафонская битва. Победа греков над персами. Власть демоса в Афинах. Основные черты афинской рабовладельческой демократии.

Пелопоннесская война и упадок Афин. Рост вражды между Афинами и Спартой. Военные действия между двумя государствами. Разорение граждан. Последствия Пелопоннесской
войны.

Держава Александра Македонского. Борьба греческих полисов с Македонией. Завоевание Греции Македонией. Завоевания Александра Македонского. Разгром Персидской державы. Держава Александра и ее распад.

Древнегреческая школа, научные знания и религия. Письменность и школа. Научные знания. Греческие философы. Религиозные праздники.

Древнегреческое искусство. Архитектура. Знаменитые сооружения Афин. Скульптура и керамика. Прославленные скульпторы — Фидий, Мирон, Поликлет, Пракситель. Живопись.

Древнегреческий театр и праздники. Театр как самое популярное зрелище. Трагедии и комедии. Знаменитые древнегреческие драматурги — Эсхил, Софокл и Еврипид. Олимпийские игры.

Повседневная жизнь древних греков. Жизнь в городе-полисе. Жилище и быт. Питание и одежда.

Эллинистическая культура. Возникновение эллинистической культуры. Александрия Египетская. Эллинистическая наука. Выдающийся ученый Архимед. «Чудеса» Древнего мира.

Обобщение по разделу III (1 ч)

Требования к результатам учебно-познавательной деятельности учащихся

Знать:

• основные события истории Древней Греции и их даты (Троянская война, Великая греческая колонизация, греко-персидские войны, Марафонская битва, Пелопонесская война, завоевательные походы Александра Македонского, первые Олимпийские игры);

• определения понятий (античность, демос, демократия, аристократия, гражданин, полис, колонизация);

• имена важнейших исторических деятелей, деятелей культуры Древней Греции и результаты их деятельности (Перикл, Александр Македонский, Гомер, Сократ, Фидий, Поликлет, Мирон, Пракситель, Эсхил, Софокл, Еврипид, Аристофан, Архимед);

• особенности управления Афинами и Спартой;

• культурные достижения Древней Греции (поэмы «Илиада» и «Одиссея», театр, Олимпийские игры, Парфенон, статуи Афины и Зевса, Афинский акрополь, памятники, которые относят к «чудесам света»).

Уметь:

• показывать на исторической карте:

- территории древнегреческих государств, характеризовать их географическое местоположение с использованием названий сторон света, названий географических объектов (Балканский полуостров, остров Крит, Средиземное, Ионическое, Эгейское моря);

- места изученных исторических событий;

• составлять рассказ о природных условиях жизни, занятиях, религиозных верованиях древних греков, о культурных достижениях древнегреческой цивилизации, исторических событиях, исторических деятелях и деятелях культуры Древней Греции на основе текста параграфа, иллюстраций и схем;

• передавать содержание известных древнегреческих мифов и легенд; объяснять смысл крылатых выражений, возникших в Древней Греции;

• находить в тексте и воспроизводить суждения, объясняющие причины и последствия исторических событий (Великая греческая колонизация, греко-персидские войны, Пелопонесская война, походы Александра Македонского);

• высказывать свое суждение о значении эллинистической культуры для европейских народов.

Раздел IV. ДРЕВНИЙ РИМ (14 ч)

Легендарное начало Рима. Природа и население Италии. Ромул — основатель Рима. Римские цари. Патриции и плебеи. Свержение царской власти.

Ранняя Римская республика. Установление Республики и органы управления. Борьба плебеев с патрициями. Законы XII таблиц. Права и обязанности римских граждан.

Завоевание Римом Италии. Войны Рима с соседними племенами. Нашествие галлов на Рим. Война с царем Пирром. Установление контроля над Италией.

Завоевание Римом Средиземноморья. Войны Рима с Карфагеном (Пунические войны). Поход Ганнибала на Рим. Итоги Пунических войн.

Земельная и военная реформы в Риме. Влияние завоевательных войн на римское общество. Разорение земледельцев. Земельные реформы братьев Гракхов. Военная реформа Гая Мария.

Рабовладение в Риме. Источники рабства в Древнем Риме. Положение рабов. Восстание Спартака: причины, ход и историческое значение.

Падение Римской республики и создание империи. Гражданские войны. Правление Цезаря. Приход к власти Октавиана Августа и становление империи.

Власть римских императоров. Полномочия римских императоров. Римские императоры: Тиберий, Нерон, Траян и Диоклетиан.

Рим — столица империи. «Все дороги ведут в Рим». Повседневная жизнь простых граждан. Общественные бани — термы.

Культура Древнего Рима. Римляне — ученики греков. Римская литература и ее значение. Основные памятники архитектуры и скульптуры.

Религия древних римлян. Боги в частной жизни римлян. Боги Римского государства. Пантеон Рима.

Христианство в Римской империи. Учение Иисуса Христа и зарождение новой религии. Распространение христианства и признание его официальной религией империи. Новый завет.

Падение Западной Римской империи. Кризис хозяйства и управления в Римской империи. Разделение Римской империи на Западную и Восточную. Рим и варвары. Взятие Рима готами и вандалами. Гибель Западной Римской империи.

Обобщение по разделу IV (1 ч)

Практическое занятие (1 ч)

Требования к результатам учебно-познавательной деятельности учащихся

Знать:

• основные события истории Древнего Рима и их даты (основание Рима, Пунические войны, восстание Спартака, раздел Римской империи на Западную и Восточную, падение Западной Римской империи);

• определения понятий (республика, патриции, плебеи, сенат, вето, гражданская война, варвары, христианство, церковь, империя);

• имена исторических деятелей, деятелей культуры Древнего Рима и результаты их деятельности (Ромул, Ганнибал, Тиберий и Гай Гракхи, Спартак, Юлий Цезарь, Октавиан Август, Вергилий, Гораций);

• особенности управления Древнеримским государством в разные периоды его истории (царский Рим, Римская республика, Римская империя);

• важнейшие культурные достижения Древнего Рима.

Уметь:

• показывать на исторической карте:

- территорию Древней Италии; характеризовать ее географическое местоположение с использованием названий сторон света, названий географических объектов (Апеннинский полуостров, Средиземное море, о-в Сицилия);

- территорию Римской империи;

- границы Западной и Восточной Римской империи;

- места изученных исторических событий;

• составлять рассказ о природных условиях, жизни и занятиях, религиозных верованиях древних римлян, о культурных достижениях древнеримской цивилизации, исторических событиях, исторических деятелях и деятелях культуры Древнего Рима на основе текста параграфа, иллюстраций и схем;

• находить в тексте и воспроизводить суждения, объясняющие причины и последствия исторических событий (Пунические войны, принятие христианства, падение Западной Римской империи);

• сравнивать религиозные верования древних римлян и древних греков по предложенным критериям;

• высказывать свое суждение о значении культурных достижений Древнего Рима.

Раздел V. ДРЕВНИЕ ГЕРМАНЦЫИ СЛАВЯНЕ (2 ч)

Древние германцы. Происхождение и расселение германских племен. Общественный строй германцев. Германцы и Рим.

Древние славяне. Происхождение и расселение древних славян. Общественные отношения. Культура и религиозные верования.

Требования к результатам учебно-познавательной деятельности учащихся

Знать:

• значение понятий (германские племена, славянские племена, группы славян);

• названия трех групп славянских племен.

Уметь:

• показывать на исторической карте:

- территорию расселения германских и славянских племен; характеризовать территорию их расселения с использованием географических названий (Европа, Скандинавский и Ютландский п-ова, Балканский п-ов, реки Рейн и Одер, Днепр, Висла);

- места расселения трех групп славян;

• составлять рассказ об условиях жизни, основных занятиях, общественных отношениях, религиозных верованиях древних германцев и славян на основе текста параграфа и иллюстраций.

Итоговое обобщение (1 ч)

Общие требования к организации образовательного
процесса по всемирной истории в V классе

В процессе обучения истории Древнего мира в V классе рекомендуется организовывать следующие виды учебно-познавательной деятельности учащихся: работа с лентой времени, решение хронологических задач, работа с исторической картой, работа с историческим словарем, комментированное чтение, составление простого плана, составление рассказа об исторических событиях с опорой на план и иллюстрацию.

По итогам изучения истории Древнего мира в V классе учащиеся должны

уметь:

– определять хронологическую последовательность и длительность изученных исторических событий;

– соотносить даты событий истории Древнего мира с веком, тысячелетием, временем до нашей эры и нашей эры;

– показывать на карте изучаемые исторические объекты;

– правильно использовать изученные исторические понятия;

– читать под руководством учителя фрагменты исторических документов, отвечать на вопросы к ним;

– составлять рассказ об историческом событии с опорой на иллю­страцию;

– работать с текстом учебного пособия:

• выделять главное в тексте параграфа;

• составлять простой план пункта параграфа;

• находить в тексте параграфа ответы на поставленные вопросы;

• находить в тексте и воспроизводить суждения, объясняющие причинно-следственные связи между историческими событиями;

• осуществлять под руководством учителя сравнение исторических событий и явлений по предложенным критериям;

• интерпретировать и обобщать информацию параграфа, формулировать простые выводы;

• работать с разными формами предъявления информации (текст, схема, таблица, карта и т. д.), извлекать информацию и использовать ее при составлении рассказа;

– использовать разные источники информации (справочники, детские энциклопедии, Интернет и др.) для подготовки кратких сообщений о важнейших событиях, исторических личностях, достижениях культуры Древнего мира;

– высказывать свое отношение к изучаемым историческим событиям, личностям, культурным достижениям Древнего мира;

применять усвоенные знания и умения для:

– решения учебных задач;

– объяснения исторического контекста окружающей действительности (при чтении художественной литературы, просмотре фильмов, посещении исторических достопримечательностей и т. д.).


 

VI класс

ИСТОРИЯ СРЕДНИХ ВЕКОВ

35 ч, в том числе 1 ч — резервное время

Введение (1 ч)

Средневековье в истории человечества. Хронологические рамки и периодизация Средних веков. Основные источники по истории Средневековья.

Раздел I. ЗАПАДНАЯ ЕВРОПА И ВИЗАНТИЯ (15 ч)

Тема 1. Раннее средневековье (3 ч)

Западная Европа в V–IX вв. Упадок Западной Европы. Основные занятия населения. Изменения в общественной жизни германцев. Варварские королевства. Политическая карта Европы в Раннем средневековье. Церковь и распространение христианства.

Государство франков. Хлодвиг — король франков. Отношения в обществе. Расцвет государства франков при Карле Великом. Франкская империя. Церковь в государстве франков. Распад Франкской империи.

Византийская империя. Восточная Римская империя — Византия. Особенности развития Византии. Государственный строй. Расцвет Византии при правлении Юстиниана. Византия — центр высокой культуры.

Тема 2. Высокое средневековье (8 ч)

Феодальный строй в Западной Европе X–XIII вв. Феодалы: сеньоры и вассалы. Феодалы и крестьяне. Натуральное хозяйство. Феодальная раздробленность.

Средневековый город. Причины и пути возникновения городов. Город и натуральное хозяйство. Товарно-денежное хозяйство. Городское ремесло. Борьба горожан за самоуправление.

Повседневная жизнь человека. Быт крестьян. Жизнь феодалов. Быт горожан.

Страны Западной и Южной Европы. Франция в X–XIII вв. Германия и Италия в Высоком средневековье, создание Священной Римской империи. Страны Пиренейского полуострова, Реконкиста.

Англия и страны Скандинавии в X–XIII вв. Походы викингов. Государства Скандинавии. Нормандское завоевание Англии, королевская власть. Войны английских королей. Возникновение английского парламента.

Католическая церковь. Церковный раскол 1054 г., католическая и православная церкви. Папы римские — владыки Западной Европы в XIII в. Крестовые походы.

Западноевропейская культура Высокого средневековья. Причины подъема культуры в Западной Европе. Образование, университеты. Развитие научных знаний. Архитектура. Литература.

Византия в X –XIII вв. Особенности развития Византии. Византийские города и торговля. Церковь в Византии. Четвертый крестовый поход и Византия, восстановление Византии.

Тема 3. Позднее средневековье (4 ч)

Позднефеодальное общество в Западной Европе. Развитие сельского хозяйства, освобождение крестьян от личной зависимости. Мануфактурное производство. Централизованное государство. Сословно-предста­вительная монархия. Государства Западной Европы и католическая церковь.

Столетняя война. Причины Столетней войны. Основные военные действия. Жанна д’Арк. Итоги Столетней войны.

Страны Западной Европы и Византия в XIV–XV вв. Централизованные государства. Франция и Англия. Священная Римская империя. Испания. Падение Византии.

Раннее Возрождение. Термин «Возрождение» и его значение. Возникновение культуры Возрождения. Ее характерные черты. Данте, Петрарка. Искусство Раннего Возрождения. Книгопечатание.

Требования к результатам учебно-познавательной деятельности учащихся

Знать:

• основные периоды истории Средних веков (Раннее средневековье, Высокое средневековье, Позднее средневековье), их хронологические рамки;

• основные события истории Средних веков в Западной Европе и их даты (Великое переселение народов, образование государства у франков, образование Франкской империи и ее распад, образование Священной Римской империи, раскол христианской церкви, нормандское завоевание Англии, крестовые походы, Столетняя война, начало книгопечатания в Западной Европе, начало Великих географических открытий);

• определения исторических понятий (варварские королевства, бенефиций, феод, феодал, феодальная зависимость, натуральное хозяйство, товарно-денежное хозяйство, мануфактура, барщина, оброк, феодальная раздробленность, централизованное государство, Возрождение, город, сословно-представительная монархия);

• названия сословно-представительных органов (парламент, Генеральные штаты), их основные функции;

• имена исторических деятелей, деятелей культуры в средневековой Западной Европе и результаты их деятельности (Карл Великий, Юстиниан, Жанна д’Арк, Роджер Бэкон, Марко Поло, Данте Алигьери, Франческо Петрарка, Сандро Боттичелли, Иоганн Гуттенберг).

Уметь:

• соотносить дату исторического события с веком, периодом Средневековья;

• синхронизировать под руководством учителя исторические события, которые происходили в разных государствах средневековой Западной Европы;

• показывать на исторической карте:

- территории европейских государств в разные периоды Средневековья (Византийская империя, Франкское государство, Франция, Англия, Испания и Португалия, Священная Римская империя);

- места изученных исторических событий, крупнейшие торговые, ремесленные и культурные центры Средневековья;

• составлять рассказ на основе текста параграфа, иллюстраций, исторической карты о важнейших исторических событиях; хозяйственных занятиях средневековых европейцев; средневековом городе; повседневной жизни средневековых европейцев; исторических деятелях и деятелях культуры средневековой Западной Европы; о достижениях культуры в средневековой Западной Европе;

• составлять краткие сообщения об исторических и культурных деятелях, высказывать свое суждение о результатах их деятельности;

• находить в тексте и воспроизводить суждения, объясняющие причинно-следственные связи между историческими явлениями (развитие феодальных отношений — изменение в общественных отношениях, успехи в сельском хозяйстве — рост городов — развитие товарно-денежного хозяйства);

• сравнивать исторические события и явления (ремесленную мастерскую и мануфактуру, раздробленное и централизованное государство, особенности развития средневековых государств) по предложенным критериям.

Раздел II. СЛАВЯНЕ В СРЕДНЕВЕКОВЬЕ (8 ч)

Славяне в Раннем средневековье. Расселение славян. Общественный строй и занятия славян. Верования славян. Образование первых государств. Деятельность Кирилла и Мефодия.

Чехия и Польша в X–XV вв. Чехия в Средневековье. Движение гуситов. Польша в Средневековье. Общество и хозяйство западных славян.

Судьбы славян Балканского полуострова. Особенности развития балканских земель. Болгарские царства. Сербские государства. Хорватия. Османские завоевания. Балканы под властью Османской державы.

Образование Древнерусского государства и его первые правители. Восточные славяне и их соседи. У истоков государства. Первые киевские князья. Принятие христианства. Расцвет Киевской Руси.

Раздробленность Древней Руси. Причины раздробленности. Крупнейшие государства-княжества, Новгородская боярская республика. Борьба с кочевниками. Монгольское нашествие на Русь. Натиск крестоносцев.

Усиление Московского княжества. Возвышение Москвы. Первые московские князья. Дмитрий Донской и Куликовская битва. Сельское хозяйство, ремесло и торговля.

Образование единого Российского государства. Иван III — «государь всея Руси». «Стояние» на реке Угре. Государственное устройство. Феодальное общество. Судебник Ивана III.

Православная церковь и культура восточных славян. Роль церкви в восточнославянском обществе. Митрополит Алексий и Сергий Радонежский. Письменность и литература Древней Руси. Архитектура восточных славян. Московский Кремль. Русская иконопись.

Обобщение по разделам I и II: «Европа в Средневековье» (1 ч)

Требования к результатам учебно-познавательной деятельности учащихся

Знать:

• основные события истории славянских народов в Средневековье и их даты (создание первых славянских государств, гуситские войны, завоевание Балканского п-ова турками-османами, принятие христианства у восточных славян, Куликовская битва, «стояние» на р. Угре);

• определения исторических понятий (вече, князь, дружина, магдебургское право, государства-княжества, Золотая Орда, Судебник);

• имена важнейших исторических деятелей, деятелей культуры славянских народов в Средневековье, результаты их деятельности (Кирилл и Мефодий, Ян Гус, Симеон Великий, Стефан Душан, Владимир Святославич, Ярослав Мудрый, Александр Невский, Дмитрий Донской, Иван III, митрополит Алексий, Сергий Радонежский, Феофан Грек, Андрей Рублев);

• причины усиления Московского княжества;

• достижения культуры славянских народов в период Средневековья (Повесть временных лет, Слово о полку Игореве, Русская Правда, былины, берестяные грамоты, Софийские соборы в Новгороде, Киеве и Полоцке, Московский кремль, иконопись).

Уметь:

• синхронизировать под руководством учителя события истории славянских народов с событиями истории западноевропейских средневековых государств;

• показывать на исторической карте: территории расселения славян; славянские государства в разные периоды Средневековья (Польша, Чехия, Болгарские царства, Сербские государства, Древнерусское государство (Киевская Русь), Новгородская республика, Московское княжество); места изученных исторических событий;

• составлять рассказ на основе текста параграфа, иллюстраций, исторической карты о природных условиях и хозяйственной жизни славян в Средневековье; об исторических деятелях и деятелях культуры славянских народов; о достижениях культуры славянских народов в Средневековье;

• под руководством учителя по предложенным критериям сравнивать исторические события и явления (принятие христианства в Киевской Руси и в Франкском государстве, виды земельной собственности в Киевской Руси и странах Западной Европы);

• находить в тексте и воспроизводить суждения, объясняющие причинно-следственные связи между историческими событиями (принятие христианства у восточных славян — развитие культуры, монгольское нашествие — замедление развития русских земель).

Раздел III. ЦИВИЛИЗАЦИИ АЗИИ, АФРИКИ И АМЕРИКИ

(8 ч)

Возникновение ислама и Арабский халифат. Природные условия и население Аравийского полуострова. Арабы накануне объединения в единое государство. Мухаммед и возникновение ислама. Создание единого государства арабов. Завоевания арабов. Расцвет и распад халифата.

Арабо-исламская культура. Коран — священная книга мусульман. Ислам в жизни средневековых мусульман. Расцвет культуры халифата. Наука, литература и искусство.

Иран и Средняя Азия. Иран и Средняя Азия после распада Арабского халифата. Монгольское нашествие. Держава Тимура. Культура Ирана и Средней Азии.

Китайская цивилизация. Население средневекового Китая, его основные занятия. Государство в Китае. Китай и кочевники. Религии средневекового Китая. Культура Китая.

Японская цивилизация. Образование Японского государства. Самураи. Борьба с монгольским нашествием. Религии и культура Японии.

Индийская цивилизация. Хозяйственная жизнь Индии. Кастовый строй и религии. Делийский султанат. Наука и культура.

Цивилизации Тропической Африки и Америки. Основные цивилизации Тропической Африки. Американские цивилизации.

Обобщение по разделу III: «Цивилизации Азии, Африки и Аме­рики» (1 ч)

Требования к результатам учебно-познавательной деятельности учащихся

Знать:

• основные события истории средневековых цивилизаций Азии, Африки, Америки и их даты (принятие арабами ислама, создание Арабского халифата, борьба народов Азии с монгольским нашествием, создание и распад государства Тимура, создание Делийского султаната, завоевание Китая монголами и изгнание захватчиков из страны);

• определения исторических понятий (ислам, халифат, Коран, мечеть, самураи, касты);

• имена исторических деятелей и деятелей культуры средневековых цивилизаций Азии, Африки, Америки и результаты их деятельности (Мухаммед, Тимур, Бируни, Ибн Сина, Фирдоуси, Омар Хайям, Ли Бо, Ду Фу, Ван Вэй);

• основные религии Азии, Африки и Америки (ислам, даосизм, конфуцианство, буддизм, индуизм, синтоизм, язычество).

Уметь:

• синхронизировать под руководством учителя события истории средневековых цивилизаций Азии, Африки и Америки с событиями истории западноевропейских средневековых государств и славянских народов;

• показывать на исторической карте: крупнейшие государства периода Средневековья в Азии и Африке (Арабский халифат, Делийский султанат, Китай, Япония, государство Тимура, Гана, Мали, Эфиопия), американские цивилизации (майя, ацтеки, инки); места изученных исторических событий;

• составлять рассказ на основе текста параграфа, иллюстраций, исторической карты о природных условиях и хозяйственной жизни цивилизаций Азии, Африки и Америки в Средневековье; об исторических деятелях и деятелях культуры восточных цивилизаций Средневековья; о достижениях культуры восточных цивилизаций в Средневековье; о религиозных верованиях народов Азии, Африки, Америки в Средневековье;

• сравнивать по предложенным критериям под руководством учителя исторические события и явления (христианство и ислам, средневековые индийское и европейское общества, феодальные отношения в Европе и Японии, особенности развития цивилизаций Азии, Африки и Америки);

• находить в тексте и воспроизводить суждения, объясняющие причинно-следственные связи между историческими событиями (возникновение ислама — объединение арабов — создание Арабского халифата).

Итоговое обобщение «Средние века в истории человечества» (1 ч)

Общие требования к организации образовательного
процесса по всемирной истории в VI классе

В процессе обучения истории Средних веков в VI классе рекомендуется организовывать следующие виды учебно-познавательной деятельности учащихся: решение и составление хронологических задач, работа с исторической картой, работа с историческим словарем, комментированное и самостоятельное чтение, составление простого плана, составление рассказа об исторических событиях с опорой на план и различные источники информации (текст, схема, таблица, иллюстрация, историческая карта), работа с фрагментами исторических документов, составление таблиц с исторической информацией (хронологических и синхронистических, информативных, сравнительных) под руководством учителя, подготовка кратких сообщений об исторических событиях и личностях по предложенному плану.

По итогам изучения истории Средних веков в VI классе учащиеся должны уметь:

– определять хронологическую последовательность и длительность изученных исторических событий;

– соотносить даты исторических событий с веком, периодами Средневековья;

– синхронизировать под руководством учителя исторические события, которые происходили в разных регионах и государствах в изучаемый период;

– показывать на карте изучаемые исторические объекты;

– использовать легенду исторической карты для ориентировки на ней;

– правильно использовать изученные исторические понятия;

– читать фрагменты исторических документов, отвечать на вопросы к ним;

– составлять рассказ об историческом событии с опорой на иллюстрацию;

– работать с текстом учебного пособия:

• выделять главное в тексте параграфа;

• составлять простой план пункта параграфа или ответа на конкретный вопрос;

• ставить вопросы к тексту параграфа, иллюстрации;



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-10-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: