а. республики и монархии




б. Выборные и наследственные

в. правильные и неправильные

г. западные и восточные

4. Крупнейшим вкладом Ж.Бодена в развитие политико-теоретического знания является:

а. формирование теории естественного права

б. развитие идеологии Реформации

в. разработка проблемы суверенитета государства

г. введение термина «государство» в политическую науку Нового времени

5. Жан Боден разработал принцип суверенитета…:

а. народа

б. государства

в. закона

г. церкви.

6. Что не является признаком государственного суверенитета у Ж. Бодена:

а. безусловность

б. постоянство

в. неделимость

г. разделение властей

д. подзаконность

7. Реформация – это:

а. реформы, проводимые в католической церкви в XVI - XVIIв.в.

б. массовое общеевропейское движение против католической церкви в XVIв.

в.реформа государственного строя в XVIв

г. возрождение античной культуры

д. преобразования в общественном строе

8. Основателем немецкого протестантизма является…

а. Ж. Боден,

б. Н. Макиавелли

в. М. Лютер

г.Ж.Кальвин

д.Т. Мор

9. Этот теолог впервые перевел Библию на родной язык…

а. Ж.Кальвин

б. Т. Мор

в. М. Лютер

г. И. Лойола

10. Идея об абсолютном предопределении (судьба каждого человека определена Богом) в центре учения…

а. Ж.Кальвина

б. Т. Мора

в. М. Лютера

г.Г. Гроция

11. Свобода христианина, согласно учения Мартина Лютера, не предполагает

а. свободное толкование Священного писания

б. право на бунт против правителя

в. выбор вероисповедания

г. выбор формы общения с Богом

д бунт против церкви

12. Цель государства по Мартину Лютеру:

а. обеспечение гражданских прав и свобод

б. просвещение народа

в. борьба с крайними проявлениями зла, обуздание греховной природы человека

г. помощь церкви в распространении веры

13. Идея утопического социализма принадлежит…

а. Цицерону

б. Августину Аврелию

в.Т. Мору

г. Н. Макиавелли

14. В «Утопии» Томас Мор разрабатывал такую форму государства, как

а. смешанная форма правления

б. демократия

в. монархия

г. аристократия

15. Причиной социальных бедствий по Томасу Мору, является

а. церковь

б. человек

в. собственность

г. государство

16. Тезис о свободе совести («Всё, связанное с верой, - свободное дело, и к этому никто не может принуждаться… Дело совести каждого является то, как он верит или не верит») сформулировал:

а. Томас Мор

б. Мартин Лютер

в. Томас Мюнцер

г. Жан Кальвин

17. «Естественное право – это право, которому природа обучила всех животных. Поэтому вернее верного, что, согласно естественному праву, все является общим», - утверждал:

а. Фома Аквинский.

б. Н. Макиавелли.

в. Ж. Боден.

г.Т. Кампанелла.

18. В «Городе Солнца» Т. Кампанеллы отсутствует:

а. семья.

б. частная собственность.

в. единоличное правление.

г. всё, вышеперечисленное.

19. «Вследствие распределения государственных должностей соответственно природным способностям мы достигаем искоренения зол, которые проистекают из наследования должностей, из их выборности и из честолюбия», - писал о своем идеальном государстве:

а. Аристотель.

б. Конфуций.

в.Т. Кампанелла.

г. М. Бакунин.

20. Марсилий Падуанский в «Защитнике мира» возлагал ответственность за беды и несчастья мира на…

а. государство,

б. власть,

в. церковь.

г. политические партии

ТЕМА 6. ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ РОССИИ В ПЕРИОД ВОЗНИКНОВЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ФЕОДАЛИЗМА И ОБРАЗОВАНИЯ РУССКОГО ЦЕНТРАЛИЗОВАННОГО ГОСУДАРСТВА

1. Политические и правовые учения Древней Руси.

2. Основные направления политической мысли и борьба между ними в период образования Русского централизованного государства.

3. Политическая концепция Филофея "Москва - третий Рим".

4. Политическая полемика нестяжателей и иосифлян.

5. Политические программы И.С.Пересветова, Ивана Грозного и А.М.Курбского.

Литература:

Антология мировой правoвой мысли: В 5-ти тт. Т.4: Россия Х1-Х1Х в.в. М., 1999.

Даниил Заточник. Слово-моление // Повести древней Руси. М. - 1983.

Повесть временных лет М. - 1956

Слово о полку Игореве // Повести Древней Руси. М. - 1983.

Илларион. Слово о Законе и Благодати //Сокровища древнерусской литературы. М., 1987.

Максим Грек. Переводы и послания. Л., 1984.

Мономах В. Поучение //Пламенное слово: Сб. док. М. - 1978.

Переписка И.Грозного с А.Курбским / Под ред. Д.С.Лихачева. М., 1979.

Памятники литературы Древней Руси. М., 1984.

Азаркин Н.М. История юридической мысли России. М., 1999.

Власть и право: из истории русской правовой мысли. Л., 1990.

Владимирский – Буданов М.Ф. Обзор истории русского права. Ростов н/Д,1995.

Графский В. Г. Представления о власти и законе в средневековой Руси: римско-византийские влияния // Римско-константинопольское наследие на Руси: идеи власти и политическая практика. М. - 1995.

Громов М.Н., Козлов Н.С. Русская философская мысль X-XVII вв., М., 1990.

Золотухина Н.М., Исаев И.А. Политические и правовые учения на Руси в период возникновения и развития феодализма. М., 1981.

Золотухина Н.М. Развитие русской политико-правовой мысли. М.,1985

Золотухина Н.М. Концепция сословно-представительной в русской средневековой политической теории //Советское государство и право. - 1988. - № 11.

Золотухина Н.М. Развитие русской средневековой политической мысли. М., 1985.

Коваленко В.И. Русская политическая мысль XI-XVI вв. // Вестник МГУ. Серия 12. Политические науки. – 1998. - № 1.

Кузнецов Э.В. Философия права в России. М., 1989.

Потемкина А. Русская правда - русское право.// Юридический вестник. – апрель 1993. - № 8. (34).

Погосбекян Д.Р. Политические и правовые идеи в «Слове о Законе и Благодати» Иллариона (XI в.), М. - 2003.

Развитие права и правовой мысли в Московском государстве. М., 1985.

Рыков Ю.Д. Князь А.М.Курбский и его концепция государственной власти // Россия на путях централизации. М. - 1982.

Сословно-представительная монархия: государственность, право, идеология. М., 1987.

Салтыкова С. Зарождение древнерусского права // Российская юстиция. - 1992. - №1. - С. 59-62.

Свердлов М.Б. От закона Русского к Русской Правде М., Юр. литература. 1988.

Чигуров И.С. Политическая идеология средневековья. Византия и Русь. М.,1990.

Целью изучения данной темы является систематизация знаний об особенностях древнерусского правопонимания и отношения к государству. В теме обращено особое внимание на важнейшую акцию правящей верхушки Киевской Руси – принятое в 988 г. Князем Владимиром христианства. Установление на Руси новой государственной религии в форме православия оказалось непосредственное влияние на содержание и смысл первых и всех последующих политических и правовых теорий. Для киевского периода характерно приспособление византийских идей к условиям местного политического и правового быта. В московский период утверждается официальная политическая идеология. Византизм подчинил законность задачам и велениям власти, чем детерминировал правовой нигилизм.

Тема предполагает рассмотрение основных доктрин течений «нестяжателей» и «иосифлян», политической позиции Максима Грека; двух противостоящих тенденций общественно- политической мысли, представленных в произведениях князя А. Курбского и царя Ивана IV. Особое внимание уделяется политическим теориям русских мыслителей – Ивана Тимофеева и Симеона Полоцкого.

Изучив данную тему, студент должен:

• знать особенности становления русской политико-правовой культуры;

• уметь анализировать отечественные политические теории, чтобы овладеть ключом к пониманию многих происходящих в наше время политических процессов. Эти знания и умения помогут проследить специфику формирования русского политического мышления, российских государственных и правовых институтов, дадут представление об особенностях отечественного менталитета в целом.

Задание к семинарскому занятию № 6.

1 В чем особенности политико-правовой мысли древнерусского государства?

2. На примере «Русской правды» и договоров Древней Руси покажите особенности развития правовой мысли.

3. На примере «Слова о полку Игореве» покажите развитие политико-правовой мысли в Древней Руси.

4. Какое место занимала религия в политико-правовых учениях древней Руси?

5. Сопоставьте идеи нестяжателей и иосифлян

6. Разработайте структурно-логическую схему: «Полемика И.Грозного и А.Курбского»

Предмет спора Иван Грозный Андрей Курбской
1.Происхождение власти и права    
2.Методы употребления власти и закона    
3. Форма государства    
4. Образ правителя    
5. Правосудие    

Подготовка и обсуждение докладов по вопросам:

1. Политические и правовые идеи Древней Руси (общая характеристика).

2. Илларион – киевский митрополит, автор трактата “Слово о Законе и Благодати”. “Правда” как фундамент осуществления власти. Идеальный образ носителя верховной власти.

3. Владимир Мономах. Политическая программа в сочинениях “поучение детям”, “Отрывок”. Отрицание смертной казни.

4. Даниил Заточник. “ Сила и гроза”. Основные направления внутренней и внешней политики.

Литература:

■ Максим Грек. Переводы и послания. Л., 1984 г.

■ Потемкина А. Русская правда – русское право. // Юридический вестник. - 1993. - № 8. (34).

■ Погосбекян Д.Р. Политические и правовые идеи в «Слове о Законе и Благодати» Иллариона (XIв.):М., 2003.

■ Салтыкова С. Зарождение древнерусского права.// Российская юстиция. – 1992. - № 1.- С.59-62.

■ Свердлов М.Б. От закона Русского к Русской Правде. 1988.

.

ТЕМА 7. ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ РОССИИ В ПЕРИОД УТВЕРЖДЕНИЯ И УКРЕПЛЕНИЯ АБСОЛЮТИЗМА

1. Общая характеристика политико-правовой идеологии России второй половины XVII - первой половины XVIII вв. Официальная доктрина абсолютизма.

2. Политические взгляды Ю.Крижанича.

3. Политическая программа И.Т.Посошкова.

Литература:

Памятники русского права. Вып. 7-8. М., 1963.

Крижанич Ю. Политика М., 2000.

Посошков И.Т. Книга о скудости и богатстве. М., 1951.

Власть и право: из истории русской правовой мысли. Л., 1990

Глушаченко С.Б., Ячменев Ю.В., Социально-политические факторы развития юридической мысли в России ХУ11 века // История государства и права. – 2002. - №2. *

Зайченко А.Б. Взгляды Петра 1 на власть и закон // Историко-правовые исследования: проблемы и перспективы. М. - 1982.

Зайченко А.Б. Теория просвещенного абсолютизма в произведениях Ф. Прокоповича // Из истории развития политико-правовых идей. М. - 1984.

История политических и правовых учений XVII - XVIII вв. /Под ред. В.С.Нерсесянца. Вып. 3. М. - 1989.

Кузнецов Э.В. Философия права в России. М., 1989.

Макарова С.В. Политические взгляды В.Н.Татищева // Актуальные вопросы истории политических и правовых учений. М. -1987.

Памятники русского права. Вып. 7-8. М., 1963.

Платонов Д.Н. Посошков М.,1989.

Ячменев Ю.В. Историко-правовые особенности становления и развития юридической мысли в России в ХУ11 в. // История государства и права. – 2002. - № 2. *

Целью изучения является обобщение знаний обо всём многообразии политических и правовых теорий в России XVII в. - первой пол. ХУ111 в., подведение студента к закономерным выводам о специфичности российской культурной ситуации, правопонимания. Эта ситуация характеризуется колоссальным разрывом: между передовой «европейской» культурой интеллигентного слоя и средневековым сознанием тёмной и забитой народной массы; между новаторскими устремлениями значительной части интеллигентного общества и крайним консерватизмом социально-политического строя. Оттого, что самодержавие в России не шло ни на какие реформы, в обществе распространились именно крайние идеологические формы, полностью отрицающие всю систему официальной идеологии. Политико- правовая идеология находилась на рубеже средневековья и нового времени. Набирала обороты секуляризация. Петровские преобразования подорвали православное влияние на юридическую мысль. В данный период господствует апология абсолютизма, патернализма, формируются доктрины меркантилизма, реформаторская идеология, идеологическое обоснование абсолютизма. В центре полемики – правовое положение правителей и подданных, юридическое обоснование сопротивление подданных тирании.

Изучив данную тему, студент должен:

• знать историю русской политической мысли;

• уметь видеть преемственность взглядов и суждений, развитие «вечных» тем, отражающих специфику становления и развития русского государства, национальную самобытность ряда доктрин общественного развития. В то же время в процессе работы с первоисточниками, студент должен сам убедиться, что русские мыслители использовали все доступные им богатства общечеловеческой культуры.

Задания к семинару №7:

Ю. Крижанич «Думы политичны»

1.Влияние каких мыслителей испытывал автор, и в чем оно получило наиболее очевидное выражение?

2.Какую форму государства Ю.Крижанич считал наилучшей?

3.Как понимал мыслитель процесс соблюдения законности в государстве и какую схему организации правосудия в стране он предложил?

4.Какие черты российской ментальности ученый предлагает учитывать в правосудии, организации экономики?

Посошков И.Т «Книга о скудости и богатстве»

1.Сторонником какой формы власти выступал мыслитель?

2.Почему он считал необходимым провести глубокую экономическую реформу в стране?

3.На каких принципах построена его судебная реформа?

Почему В.Н.Татищев, будучи в свое время сторонником преобразований Петра 1, поставил вопрос об ограничении монархии двухпалатным парламентом – Сенатом?

2.Какие сословия В.Н.Татищев считал в России основными. Предполагал ли он введение каких – либо ограничений крепостного права?

3.Как понимал мыслитель реализацию законности в государстве?

Для самооценки знаний по теме необходимо выполнить тест:

1. Назовите основной памятник политической мысли (произведение) в период становления Киевской Руси:

а. «О правлении государей»:

б. «Слово о законе и благодати»,

в. «Князь»:

г. «О духе законов».

2. Основатель направления стяжателей в России:

а. Иосиф Волоцкий

б. Нил Сорокин

в. Максим Грек

г. Зиновий Отенский

3. Теоретическим источником политической теории в России в 10-17 вв.была:



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: