МАРКЕТИНГ
В МАШИНОСТРОЕНИИ
Методические указания по выполнению курсовой работы
для студентов специальности 08050265 «Экономика и управление на предприятиях» (по отраслям) »
Набережные Челны
УДК 339.13
Методические указания по выполнению курсовой работы по дисциплине «Маркетинг в машиностроении» для студентов специальности 08060265 «Экономика и управление на предприятиях» (по отраслям) очной и заочной форм обучения/ Составитель: О.А. Ахмадеева. – Набережные Челны: Изд-во ИНЭКА, 2008. – 44 с.
Методические указания предназначены для студентов специальности 08060265 «Экономика и управление на предприятиях» (по отраслям) для выполнения курсовой работы. В методических указаниях приведены порядок выполнения курсовых работ, перечень примерных тем, структура работы, требования и методические рекомендации по ее оформлению.
Рецензент – д.т.н., профессор Б.Л. Кузнецов
Печатается в соответствии с решением научно-методического совета Камской государственной инженерно-экономической академии
© Камская государственная
инженерно-экономическая
академия, 2008 г.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение. 4
1 цели и задачи курсовой работы.. 5
2 содержание и Требования к выполнению курсовой работы 6
3 Порядок оформления и защиты курсовой работы 9
4 ТЕМАТИКА КУРСОВЫХ РАБОТ. 16
5 Методические рекомендации по выполнению курсовых работ 18
6 СПИСОК УЧЕБНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.. 41
6.1 Основная литература. 41
6.2 Дополнительная литература. 41
Приложение. 43
Введение
В современных экономических условиях маркетинг занимает одно из ключевых мест в управлении предприятием. Для принятия эффективных рыночных решений важно снижение степени неопределенности внешней среды, что достигается в процессе маркетинговых исследований. Исследования маркетинговой среды позволяют получить информацию о тенденциях и факторах, воздействующих на рынок, о конкуренции, о поведении потребителей и потребительских предпочтениях, о спросе и прочих характеристиках рынка. Получаемая в процессе исследований информация позволяет принимать оптимальные решения по товарному ассортименту, конкурентоспособности товара, по сегментированию рынков, разработке стратегий рыночного поведения и освоения рынков, по выбору ценовой стратегии и ценообразованию, разработке программы продвижения и прочие стратегические и тактические решения.
Целью дисциплины «Маркетинг» является формирование у студентов системы знаний о маркетинге как науке, философии бизнеса, виде деятельности, универсальном способе управления функционированием и развитием субъектов рыночной деятельности, а также формирование умений и привитие у студентов навыков принятия эффективных маркетинговых решений на предприятии. Курсовая работа, предусмотренная программой курса, является одним из средств закрепление теоретических знаний студентов, развития у них умений проведения самостоятельной научно-исследовательской работы, а также получения первичных практических навыков принятия решений в области стратегических и тактических маркетинговых задач.
Методические указания предназначены студентам специальности 08050265 «Экономика и управление на предприятиях машиностроения», выполняющим курсовую работу по курсу «Маркетинг в машиностроении». Целью методических указаний является оказание помощи студентам в реализации этой задачи, в выборе направления исследования, в правильной структуризации работы, выполнении и оформлении курсовой работы.
цели и задачи курсовой работы
Целью курсовой работы является закрепление пройденного теоретического материала по основам маркетинга и маркетингу в машиностроении, дальнейшее углубление и самостоятельное развитие теоретических и прикладных знаний, получение первичных навыков исследовательской работы, проведения маркетингового исследования и разработки маркетинговых решений.
Задачами курсовой работы являются:
- изучение и систематизация основных теоретических и прикладных знаний в области маркетинга, в том числе промышленного;
- получение и закрепление навыков работы с источниками первичной и вторичной информации, в том числе с учебной и научной литературой, периодическими изданиями, статистическими материалами; данными, полученными в ходе полевых исследований;
- получение студентом навыков самостоятельного ведения исследовательской работы, в том числе:
- формирование умения выявления, определения, формулирования и структуризации проблемы и целей исследования, идентификации объекта и предмета исследования;
- анализ причин выявленных маркетинговых проблем и их взаимосвязи с проблемами предприятия;
- анализ факторов маркетинговой среды предмета исследования;
- проведение маркетингового исследования, основанного на сборе, обработке и анализе вторичной информации и первичных данных, полученных в ходе опросов и наблюдений, а также экспериментального исследования;
- получения навыков составления аналитического отчета по результатам проведенных маркетинговых исследований;
- разработка решений стратегических и тактических сформулированных в работе маркетинговых проблем.
Для успешного выполнения курсовой работы студент должен
- знать теорию маркетинга, в том числе сферы стратегического и тактического маркетинга, промышленного маркетинга, а также специфику маркетинга применительно к машиностроительной отрасли;
- иметь преставление о методах и инструментах маркетинга, маркетинговых исследований, маркетингового управления предприятием и управления маркетингом;
- владеть методами сбора, обработки и анализа маркетинговой информации;
- владеть методами системного анализа и синтеза, обладать или развивать системное мышление и виденье окружающей среды предмета исследования;
- ориентироваться в направлениях исследования рыночной конъюнктуры, потребителей, конкурентов, поставщиков, посредников, внутренней среды предприятия, элементах комплекса маркетинга и используемых при этом методах;
- знать способы и методы последовательного и логического изложения материала;
- уметь использовать средства ЭВМ в целях обработки собранных данных, аналитических процедурах, а также оформления курсовой работы;
- выполнять требования, предъявляемые к выполнению, оформлению и защите курсовой работы
2 содержание и Требования к выполнению курсовой работы
Курсовая работа оформляется в виде пояснительной записки. В общем случае курсовая работа должна содержать 3 раздела.
Курсовая работа должна содержать следующие структурные элементы:
1. титульный лист;
2. содержание;
3. введение;
4. основная часть, включающая разделы маркетингового исследования;
5. заключение;
6. список использованных источников;
7. приложения.
Общий объем курсовой работы составляет 50-60 страниц машинописного текста.
Титульный лист курсовой работы оформляется по образцу, представленному в Приложении.
Содержание включает развернутый перечень всех разделов, подразделов и пунктов курсовой работы с указанием номеров страниц, на которых размещается начало соответствующего раздела, подраздела, пункта.
Введение должно включать обоснование актуальности исследования, определение объекта и предмета исследования, постановка цели и задач исследования; описание используемых методов исследования, информационной базы исследования, краткое описание полученных результатов и практической значимости работы, апробация и реализация полученных результатов (если имеет место). Иллюстрационный материал в заключении не приводится. Введение должно занимать не более 2-3 страниц машинописного текста.
Основная часть курсовой работы должна состоять из 3 разделов, с разбиением на подразделы и пункты.
Каждый раздел должен содержать как минимум 2 подраздела, но не более 5- 6.
В первом разделе обозначается объект исследования.
В качестве объекта исследования может быть выбрано конкретное предприятие, отрасль, рынок, территория в зависимости от предмета исследования. Приводится характеристика объекта исследования, в том числе рассматриваются некоторые технико-экономические параметры, маркетинговые характеристики и внешние условия его функционирования (то, что известно первоначально о рынках сбыта, субъектах микросреды, факторах макросреды). Начинают рассмотрение объекта исследования со среды более высокого порядка: с общеэкономической ситуации и социально-экономической ситуации в регионе, далее переходят к анализу (обзору) состояния отрасли, к которой относится предприятие или рассматриваемый продукт, затем следует обзор рынка товара и характеристика предприятия (если исследования проводятся с привязкой к конкретному предприятию). По итогам проведенного в рамках данного раздела исследования определяется маркетинговые проблемы объекта исследования, выявляются взаимосвязи проблем разных уровней (экономической системы региона, отрасли, рынка, предприятия), далее осуществляется постановка целей и задач дальнейшего исследования.
Для системного представления проблемы, цели и задач используют методы системного анализа (построение деревьев проблемы, целей, задач и решений). Объем первой главы составляет примерно 15-20 страниц машинописного текста.
Во втором разделе приводятся методические и процедурные аспекты исследования и решения проблем выбранного типа, обозначенных в работе. Данный раздел определяется темой курсовой работы. В данном разделе приводится понятийный аппарат по теме исследования, существующие методы (методические подходы, способы, приемы, методики) исследования по теме курсовой работы и/или решения поставленных проблем, алгоритм проведения исследования.
После изучения (анализа) существующего методологического аппарата разрабатывается методика проведения исследования и разработки маркетинговых решений, в рамках которой определяются порядок и план исследования, алгоритм, источники и методы сбора информации; проектируются формы для сбора, обработки и анализа информации; определяются методы анализа информации, методы и способы решения проблемы, структура аналитического отчета изложения результатов исследования.
Рекомендуемый объем второй главы 15-20 страниц.
Третий раздел представляет, по сути, аналитический отчет, в котором излагаются результаты исследования. Структура раздела определяется целью исследования, задачами и алгоритмом проводимого исследования. Здесь приводятся результаты маркетингового исследования проведенного студентом и предлагаются (разрабатываются) варианты решения выявленных проблем. Материал должен быть насыщен иллюстрациями (таблицами, графиками, схемами). Рекомендуемый объем 15-20 страниц машинописного текста.
После каждой главы необходимо приводить четко сформулированные и кратко изложенные выводы.
Заключение должно содержать краткие выводы и итоги курсовой работы (1-3 страницы). Иллюстрационный материал в заключении не приводится.
Список использованных источников составляется в алфавитном порядке. Список использованной литературы должен включать не менее 10-15 наименований учебных, научных и справочных источников.
Приложения включают дополнительную, вспомогательную и уточняющую информацию. Это могут быть нормативные акты, информация в виде отчетов, планов и прочей документации, собранная на конкретном предприятии, большие по объему таблицы, графики, схемы, формы сбора и представления информации, в том числе анкета. Информация, представленная в приложении, должна иметь отношение к тематике курсовой работы.