Правовые основЫгосударственной служби медицины катастроф (ГСМК).
ОСНОВЫСОЗДАНИЯ, ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ И СТРУКТУРА ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫМЕДИЦИНЫКАТАСТРОФ.
Считается, что медицина катастроф как новое научно-практическое направление медицины и охраны здоровья была отделена в 70-х годах ХХ века.
В 1971 г. Генеральная ассамблея ООН создала Исполнительный комитет ВООЗ по оказанию помощи в случае стихийного бедствия. В его составе постоянно функционируют сектор охраны здоровья в чрезвычайных ситуациях и оперативная группа помощи в случае стихийного бедствия и других чрезвычайных ситуаций. Постоянные комитеты (отделы) по оказанию чрезвычайной помощи существуют во всех региональных бюро ВООЗ.
В 1975 г. в Женеве создано международное общество медицины катастроф (МОМК), в которое были приняты около 30 государств. Общество было предназначено для координации и объединения усилий по научной разработке проблем медицины катастроф международного масштаба, научным исследованиям в направлениях неотложной медицинской помощи пострадавшим и их лечении в условиях массовых поражений, разработке учебных программ по медицине катастроф.
В Сан-Марино создан научно-исследовательский центр медицины катастроф. Создаются также другие национальные и международные ассоциации медицины катастроф.
Существуют такие международные организации, которые работают в области медицины катастроф и чрезвычайных ситуаций:
- Международное общество медицины катастроф;
- Всемирная ассоциация медицины катастроф и чрезвычайных ситуаций;
- Панамериканская организация охраны здоровья;
- Международная организация “Врачи без границ”;
|
- Центр менеджмента катастроф и предоставления гуманитарной помощи “Екселенс”;
- Европейский центр медицины катастроф;
- Отдел медицины катастроф в госпитале Амстердама;
- Центр международных систем екстренной медицинской помощи;
- Международная организация индивидуальной и коллективной защиты;
- Чешское общество медицины катастроф и чрезвычайных ситуаций;
- Всемирная организация охраны здоровья.
В регионах земного шара созданы Центры сотрудничества ВООЗ по проблемам медицины катастроф и чрезвычайных ситуаций с целью выполнения функций, связанных с программой ВООЗ. Среди свыше 120 Центров сотрудничества ВООЗ – 9 специализируются по вопросам готовности к чрезвычайным ситуациям и оказанию помощи во время ликвидации их последствий.
В соответствии с Согласованием о взаимодействии в области предупреждения и ликвидации последствий ЧС природного и техногенного характера от 22.01.93г. и Решением Совета по сотрудничеству в области охраны здоровья СНГ от 03.06.94г. был создан Координационный совет государств-участников СНГ по проблемам медицины катастроф, который является специализированным рабочим и консультативним органом Совета по сотрудничеству в области охраны здоровья СНГ, обеспечивает или непосредственно выполняет его решение в пределах своих функциональных обязанностей.
ИСТОРИЧЕСКИЙ ОЧЕРК РАЗВИТИЯ МЕДИЦИНЫКАТАСТРОФ.
Проблема оказания медицинской помощи населению в случае массовых поражений острее всего проявила себя в период первой мировой войны (1914 – 1918 г.г.), когда население больших городов и промышленных объектов глубокого тыла стало страдать от непосредственного влияния авиации и дальнобойной артиллерии врага. Возникла опасность применения химического оружия (хлор, иприт). Начался поиск средств и методов защиты гражданского населения от поражающих факторов применяемого оружия.
|
В начале 30-х годов была разработана государственная система защиты населения в военное время. Совет Народных Комиссаров СССР 4 октября 1932 г. утвердил “Положение о противовоздушной обороне СССР”. Создается местная противовоздушная оборона (МПВО), одной из служб которой была медико-санитарная служба (МСС МПВО).
В составе МСС МПВО создаются передвижные формирования для оказания медицинской помощи пострадавшим непосредственно в очагах поражения. Определены медико-санитарные заведения, которые оказывают населению госпитальную и амбулаторно-поликлиническую помощь и лечение за пределами очагов, но в пределах города. Созданы органы управления.
За годы Великой Отечественной Войны (1941 – 1945 г.г.) МСС МПВО оказала медицинскую помощь 140 000 раненых и вернула к труду 80% из них. Вторая мировая война (1939–1945 г.г.) обозначилась появлением ядерного оружия – оружия разрушительной силы. Появился новый поражающий фактор – радиационный. Возникла потребность в разработке как средств защиты от ядерного оружия и оказания медицинской помощи населению от его поражающих факторов, так и организационно-тактических и организационных форм деятельности охраны здоровья. Система медицинского обеспечения на месте и оказание медицинской помощи пораженным в полном объеме в пределах города, которая была принята в МСС МПВО в 1942 г., уже не отвечала новым условиям.
|
Разрабатывается и совершенствуется с учетом медико-тактических условий в очагах массового поражения эшелонированная по времени и местности система лечебно-эвакуационного обеспечения (ЛЭО) пострадавшего населения. Основанием системы стал опыт военно-медицинской службы Вооруженных Сил.
В 1961 г. на базе МПВО создается гражданская оборона. В 1962 г. выходит “Положение о медицинской службе гражданской обороны (МСГО) Союза ССР”. МСГО создается по территориально-производственному принципу и разворачивает собственные силы и средства с использованием местных лечебно-профилактических заведений и общественных сооружений для оказания медицинской помощи пострадавшим. МСГО предназначалась для медицинского обеспечения населения в военное время.
В 1977 г. выходит новое “Положение о медицинской службе гражданской обороны”. Одним из важнейших заданий МСГО определено оказание медицинской помощи пострадавшим во время природных и техногенных катастроф без существенных изменений сил и средств службы.
Увеличение количества крупномасштабных катастроф показало, что силы и средства МСГО, которые рассчитаны для работы в военное время, слишком громоздкие по своей организационно-штатной структуре, не имеют надлежащей мобильности и готовности для срочного реагирования. Они не смогли сыграть решающую роль в момент ликвидации медико-санитарных последствий катастроф, которые произошли во второй половине 80-х годов. Поэтому 7 апреля 1990 г. было принято Постановление Совета Министров СССР № 339 “О создании в государстве службы экстренной медицинской помощи в чрезвычайных ситуациях”.
Кроме того, в Украине для выполнения приказа министра охраны здоровья СССР был издан приказ министра охраны здоровья Украины от 25 декабря 1990 г. № 209 “О организации службы экстренной медицинской помощи в чрезвычайных ситуациях”, согласно которому в состав медицинской службы включаются центры экстренной медицинской помощи с бригадами постоянной готовности, специализированные бригады (быстрого реагирования и усиления), а также станции (отделения) скорой медицинской помощи, отделения экстренной и планово-консультативной помощи. Был создан Киевский региональный центр экстренной медицинской помощи, организовано научно-практическое объединение “Медицина катастроф”, определены главные заведения по проблемам оказания экстренной помощи в ЧС, а также региональные центры по оказанию экстренной медицинской помощи в ЧС и территории их обслуживания.
Увеличение количества природных и техногенных катастроф, а также изучение опыта других стран в области организации и оказания экстренной медицинской помощи в случае чрезвычайных ситуаций обусловили создание в Украине государственной службы медицины катастроф” (ГСМК). Началом этого процесса следует считать Постановление Кабинета Министров Украины за № 343 от 14 апреля 1997 года “О создании государственной службы медицины катастроф”.
Разработаны основные нормативно-правовые акты создания и функционирования Государственной службы медицины катастроф: законы Украины, указы Президента Украины, постановления Кабинета Министров Украины, приказы Министерства охраны здоровья Украины.