МЕДИЦИНЫКАТАСТРОФ.
Наибольшую остроту в современных условиях приобретает проблема жизнедеятельности в случае возникновения чрезвычайных ситуаций. Изучение ситуации чрезвычайных событий, которые могут возникнуть в мирное и военное время, масштабов потерь на ликвидацию их последствий вызывает необходимость создания совершенной системы гарантирования безопасности жизнедеятельности населения в чрезвычайных ситуациях.
Опыт международных и отечественных наблюдений свидетельствует, что при этих условиях приоритетное значение приобретают мероприятия по медико-санитарному обеспечению пострадавших, что ложится в основу перечня заданий службы медицины катастроф:
· взаимодействие медицинских сил, средств и лечебных заведений соответственно на государственном и территориальном уровнях в сфере медицинской защиты населения на территории Украины в случае возникновения экстремальных ситуаций;
· прогнозирование медико-санитарных последствий экстремальных ситуаций и разработка рекомендаций по осуществлению конкретных скоординированных мероприятий для снижения их негативного влияния;
· ликвидация медико-санитарных последствий экстремальных ситуаций медицинскими силами и средствами, в первую очередь специализированными бригадами постоянной готовности службы медицины катастроф.
Служба медицины катастроф согласно с положенными на нее заданиями:
- оказывает пострадавшим в экстремальных ситуациях бесплатную медицинскую помощь на догоспитальном и госпитальном этапах в первую очередь силами специализированных бригад постоянной готовности службы медицины катастроф;
- организует и осуществляет комплекс санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий в зонах экстремальных ситуаций;
|
- координирует работу, направленную на обеспечение готовности органов охраны здоровья, определенных МОЗ Украины лечебных заведений, системы связи и оповещения, медицинских и специализированных формирований и заведений службы медицины катастроф к действиям в экстремальных ситуациях;
- осуществляет сбор, анализ, учет и предоставление информации о медико-социальных последствиях экстремальных ситуаций согласно с Временным регламентом предоставления информации органами государственной власти в пределах правительственной информационно-аналитической системы по вопросам чрезвычайных ситуаций;
- обеспечивает охрану здоровья персонала, который принимает участие в ликвидации последствий экстремальных ситуаций;
- обеспечивает создание и рациональное использование резерва материально-технических ресурсов для осуществления мероприятий службы медицины катастроф соответственно на центральном и территориальном уровнях;
- принимает участие в подготовке медицинских и немедицинских кадров, на которых согласно с законодательством положены задания оказания медицинской помощи в случае возникновения экстремальных ситуаций;
- осуществляет научно-исследовательскую работу, связанную с усовершенствованием форм и методов организации оказания медицинской помощи пострадавшим в экстремальных ситуациях;
- принимает участие в международном сотрудничестве по проблемам медицины катастроф.
Мероприятия службы медицины катастроф состоят из пяти разделов:
|
1. Усовершенствование структуры государственной службы медицины катастроф.
2. Организация работы по оакзанию экстренной медицинской помощи населению в экстремальных ситуациях.
3. Санитарно-противоэпидемические мероприятия.
4. Организация научного, кадрового и материально-технического обеспечения (создание в городах Днепропетровске, Симферополе, Одессе, Харькове центров подготовки и усовершенствования знаний медицинских работников службы медицины катастроф, в частности инструкторов по оказанию медицинской помощи в экстремальных ситуациях).
5. Международное сотрудничество.
Организация службы МК имеет два уровня: государственный и территориальный.
В состав службы медицины катастроф на государственном уровне входят Украинский научно-практический центр экстренной медицинской помощи и медицины катастроф, медицинские формирования, лечебные заведения, определенные МОЗ Украины по согласованию с МЧС, Минобороны, МВД, Минтрансом, Советом Министров Автономной Республики Крым, областными, Киевской и Севастопольской городскими государственными администрациями, а также созданные на базе этих заведений охраны здоровья специализированные бригады постоянной готовности службы медицины катастроф.
В состав службы медицины катастроф на территориальном уровне входят территориальные центры экстренной медицинской помощи, специализированные бригады постоянной готовности службы медицины катастроф, медицинские формирования, лечебные заведения, отнесенные МОЗ Украины к этому уровню по согласованию с МОЗ Автономной Республики Крым, областными, Киевской и Севастопольской городскими государственными администрациями, а также созданные на базе этих заведений охраны здоровья специализированные территориальные бригады постоянной готовности службы медицины катастроф.
|
Служба медицины катастроф действует согласно с планами медико-санитарного обеспечения в случае возникновения экстремальных ситуаций.
План медико-санитарного обеспечения населения на случай возникновения экстремальных ситуаций на государственном уровне разрабатывается МОЗ Украины, предварительно рассматривается Центральной координационной комиссией и утверждается Кабинетом Министров Украины. На территориальном уровне – разрабатываются МОЗ Автономной Республики Крым, управлениями (отделами) охраны здоровья областных, Киевской и Севастопольской городских государственных администраций, предварительно рассматривается территориальными координационными комиссиями службы медицины катастроф и утверждается соответственно Советом Министров Автономной Республики Крым, областными, Киевской и Севастопольской городскими государственными администрациями.
Важную роль в структуре службы медицины катастроф играют координационные комиссии, которые являются постоянно действующим совещательным внештатным органом, образованным с целью согласования состава и порядка использования в ЧС медицинских сил и средств службы медицины катастроф. В состав комиссий входят представители всех министерств и ведомств соответствующих уровней службы медицины катастроф. Главой центральной координационной комиссии является Министр охраны здоровья Украины, а территориальных координационных комиссий - начальники управлений охраны здоровья соответствующих административных территорий.
Состав центральной координационной комиссии определяется решением Кабинета Министров Украины, а персональный состав утверждается ее председателем. Состав территориальных координационных комиссий определяется соответствующими территориальними органами исполнительной власти, а персональный утверждается ее председателем.
В компетенции координационных комиссий есть согласование:
- состава и порядка использования в случае ЧС медицинских сил и средств, которые входят в состав службы медицины катастроф;
- программы развития службы медицины катастроф соответствующих уровней;
- планов медико-санитарного обеспечения населения на случай возникновения ЧС;
- мероприятий по усовершенствованию организационной структуры и функционированию службы медицины катастроф соответствующего уровня;
- планов мероприятий по обеспечению постоянной готовности службы медицины катастроф к выполнению положенных на нее заданий;
- мероприятий по подготовке специалистов для службы медицины катастроф, планов координационной работы по созданию и использованию резервов, медицинских и материально-технических ресурсов службы медицины катастроф на соответствующем уровне.
Комиссии осуществляют свои полномочия во взаимодействии с центральными или местными органами власти и органами местного самоуправления.
В Украине создана главная организация службы медицины катастроф – Украинский научно-практический центр экстренной медицинской помощи и медицины катастроф, определен состав центральной координационной комиссии (Приказ МОЗ Украины от 8 сентября 1997 года за № 272) и состав медицинских сил, средств и лечебных заведений службы государственного уровня (Приказ МОЗ Украины от 14 ноября 1997 года за № 334). В состав службы государственного уровня включены: 571 специализированная бригада постоянной готовности І очереди, 190 специализированных бригад постоянной готовности ІІ очереди и 14559 больничных коек по основным профилям оказания экстренной медицинской помощи. Определены также силы, средства и лечебные заведения службы территориального уровня.
В своей деятельности Центр руководствуется конституцией Украины, законами Украины, приказами МОЗ, Президента Украины, Кабинета Министров, Уставом.
Основной целью Центра является оказание гражданам в экстремальных ситуациях медицинской помощи, выполнение научно-исследовательской работы по проблемам экстренной медицинской помощи и МК, предоставление медицинской помощи лечебным заведениям, которые входят в состав ГСМК по вопросам организации и оказания медицинской помощи в экстремальных ситуациях.
Реализация этих мер в полном объеме позволит создать в Украине действующую оперативную медицинскую службу быстрого реагирования на случай возникновения ЧС, что будет способствовать снижению их негативных последствий, сохранению жизни многим тысячам пострадавших, снижению уровня их инвалидности.