ВК: https://vk.com/id156148406
Конспект урока по истории
Г.
Группа: № 96.
Урок 2.
Форма работы: индивидуальная, дистанционное обучение.
Тип урока: урок изучения и закрепления нового материала.
Цели урока: изучить экономическое и политическое развитие Западной Европы и Америки после Первой мировой войны.
Используемая литература: История с древнейших времён до конца XIX века: учебник для 11 класса общеобразовательных организаций. Базовый уровень / Сахаров А.Н., Загладин Н.В. – 6-е изд. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2018. – 448 с.
Тема урока: Экономическое и политическое развитие Западной Европы и Америки после Первой мировой войны.
Символом процветающей Америки 1920-х гг. стали автомобили. В штате Нью-Йорк к 1929 г. одна автомашина приходилась на 5 человек, в Калифорнии — на 3 человека. Другой чертой этого времени были небоскрёбы: в 1920-е гг. в Нью-Йорке началось строительство 102-этажного здания «Эмпайр-стейт-билдинг», которое должно было стать самым высоким в мире.
Период процветания завершился в 1929 г. Кризис перепроизводства (его симптомы наблюдались в 1927-1928 гг.) был усугублен финансовыми спекуляциями.
Введённый в США в 1919 г. «сухой закон» (запрет на производство и продажу спиртных напитков) привёл к росту контрабанды и нелегальной торговли алкоголем. Возникли могущественные мафиозные кланы (впоследствии они перешли на торговлю наркотиками), которые «отмывали» деньги с помощью биржевых спекуляций. Создавались финансовые пирамиды, фиктивные компании и банки, за акции и ценные бумаги которых сулились баснословные прибыли.
Кризис в экономике начался с обвального падения курса акций и ценных бумаг. Оно началось в «чёрный вторник» 29 октября 1929 г. и сопровождалось разорением банков и компаний, общим спадом деловой активности. Объём промышленного производства упал на 50%, выпуск автомобилей сократился в 12 раз, тяжёлая промышленность была загружена лишь на 12% своей мощности. Миллионы человек потеряли свои сбережения, безработица достигла астрономических показателей, она затронула почти половину населения страны. Начавшийся в США кризис распространился и на другие страны.
|
Понятие, причины, механизм возникновения, результаты, последствия.
1) Причины экономического кризиса.
- необеспеченное реальным спросом перепроизводство.
- кредитный бум
- мыльные пузыри (сверхдоходные акции фальшивых предприятий)
- отсутствие действенных международных механизмов регулирования экономических процессов
Кризис возник в США в 1929 году – мировом банкире и ведущей экономике мира и приобрел мировой характер.
2) Механизм развития кризиса:
- крах биржи (обвал стоимости акций)
- разорение акционерных обществ и банков
- сокращение производства
- рост безработицы
- потеря сбережений
- падение налоговых поступлении
3) Результат: платежеспособный спрос резко упал, а социальная напряженность выросла, так как государство оказалось не в состоянии обеспечить нуждающихся пособиями (не хватало денег в бюджете).
4) Решение проблемы: США, Англия, Франция – по пути сбалансирования рыночной экономики за счет ряда антикризисных мер; Италия, Германия – за счет установления тоталитарного контроля над экономикой и обществом.
Экономический кризис заставил пересмотреть многие взгляды на развитие общества в условиях рыночной экономики. Популярной становится теория Дж.Кейса. Каким образом она связана с нашей темой?Кратко изложите теорию Дж.Кейса. Что включала?
|
- Изменение роли государства в экономике.
- Сочетание государственного регулирования с рыночным механизмом
- Развитие социального партнерства между предпринимателями и работниками на основе взаимных соглашений.
Проявлением нового отношения государства к экономике явился» новый курс» Ф. Рузвельта.
Прочитать биографию Ф. Рузвельта.
Основные направления:
- контроль над производством и распределением (объем производства, цены, размер зарплаты, продолжительность рабочего дня)
- скупка излишков сельхозпродукции (вплоть до уничтожения)
- восстановление банковской системы (страхование вкладов, ужесточение условий выпуска акций, предотвращение вывоза капитала)
- повышение налогов (прежде всего, на богатых).
- создание госпрограмм помощи безработным
- регулирование трудовых отношений (с целью воспрепятствовать безработице)
Вывод: Решительные меры в пользу государственного вмешательства в экономику при сохранении рыночных основ экономики позволили ликвидировать кризис и восстановить экономику.
Наиболее успешной была деятельность социал-демократов в странах Скандинавии. В Швеции с середины 1930-х гг. они почти постоянно находились у власти.
Большое воздействие на изменение облика западноевропейских стран оказал кризис 1929-1932 гг. Глубина кризиса в Англии и во Франции была меньшей, чем в США, однако преодоление его последствий также потребовало чрезвычайных мер.
|
В экономической политике Англии и Франции 1930-х гг. было много сходного. Их правительства стремились:
- сократить ввоз (импорт), чтобы стимулировать производство в собственной стране, создать рабочие места;
- обеспечить стабильность курса валюты, предотвратить спекулятивный рост цен на продукты первой необходимости;
- поддержать отечественных товаропроизводителей за счёт расширения государственных заказов, оказания помощи банкам и предприятиям, с тем чтобы предотвратить их закрытие.
«Великий кризис» 1929-1932 гг. и последовавшая за ним депрессия нанесли сильный удар представлениям классического либерализма XIX в. о том, что в рамках рыночной экономики стихийно устанавливается баланс между спросом и предложением.
Работа с учебником, давайте прочитаем в чем же состояла политика Джона Мэйнарда Кейнса? Страница 158.
Франклин Делано Рузвельт, 32 президент США. Он руководил страной в сложное время экономического кризиса и во время Второй мировой войны. Единственный американский президент, которого избирали на 4 срока подряд.
Родился 30 января 1882 года в Нью-Йорке в богатой семье голландских переселенцев. Его отец занимался коммерцией, владел несколькими транспортными и угледобывающими компаниями. Предки по материнской линии были из Франции. Отец был старше матери на 26 лет.
Природа и наследственность наградили мальчика ростом 1 метр 88 см. Он получил блестящее домашнее образование, и в 14 лет поступил в престижную школу в штате Массачусетс, проучился там 3 года. Затем последовало обучение в Гарварде, и юридическая школа Колумбийского университета.
Свой восход на президентский Олимп он начал в 1910 с места сенатора штата Нью-Йорк от партии демократов. Через год вступает в масонскую ложу «Голландия». Первый раз он «засветился» на выборах президента США в 1912 году. После победы кандидата от демократической партии получил пост заместителя министра морского флота.
Прослужил на этом посту до 1921 года. Он, говоря современным языком, курировал вопросы боевой готовности военно-морского флота США. В 1914 году попробовал баллотироваться в Сенат, но безуспешно. Но он был человеком настойчивым, амбициозным, поэтому, в 1920 он вновь выставил свою кандидатуру на пост вице-президента от демократической партии. И вновь неудачно. К власти пришла партия консерваторов.
В 1921 году он переболел полиомиелитом, и поэтому, на некоторое время исчез с политической арены – поправлял своё здоровье. Наступила инвалидность. В то время прививок от этой тяжелой болезни ещё не было. Но в 1928 году он удачно избирается в губернаторы штата Нью-Йорк, и работает на этом посту два срока. По его словам - нарабатывает бесценный опыт.
В годы экономического кризиса 30- х годов прошлого века по его инициативе создаётся новый орган власти, который оказывал помощь безработным. Люди запомнили это. Кроме того, по радио он каждый вечер вёл передачу «Беседы у камина», что добавило ему популярности у американского народа. В дальнейшем эти беседы были изданы огромным тиражом. Это были пусть маленькие, но шаги наверх по президентской лестнице.
Главное событие его жизни - президентские выборы - произошло в 1933 году. В начале своей деятельности на столь высоком посту он первым делом привёл в порядок банковскую систему. Взял курс на восстановление сельского хозяйства. Эта отрасль экономики была взята под контроль государства. Для фермерских хозяйств было проведено рефинансирование долгов.
В другой, не менее важной отрасли, промышленной тоже были проведены реформы. Были взяты под строгий контроль инвестиции. Это позволило стабилизировать обстановку в США, снизить уровень безработицы, успокоить народ. Для этого были созданы профсоюзы. Выплачивалась достойная заработная плата, принята разумная система налогообложения.
Рузвельт взял курс на сближение с Советским Союзом. И через полгода ему удалось восстановить разорванные дипломатические отношения. Во время Второй мировой войны он приложил силы к созданию военного союза с Великобританией. Он выдвинул идею объединения США, СССР, Китая и Великобритании, и январь 1942 считается датой создания ООН.
За годы войны он неоднократно встречался со Сталиным и Черчиллем. Ялтинская конференция 1945 года, знаменитое фото трёх лидеров в Ливадийском дворце можно было считать началом новой мировой истории.
Но жизнь распорядилась иначе. В самый разгар подготовки открытия ассамблеи ООН и накануне Потсдамской конференции,12 апреля 1945 года Рузвельт скоропостижно умирает от кровоизлияния в мозг. Согласно завещанию, его похоронили в Гайд-Парке.
У Франклина была прекрасная любящая жена и пятеро детей – одна девочка и четыре мальчика. А потом родилось 13 внуков. Жена помогала и поддерживала своего мужа. Из-за его болезни она стала личным помощником. И на её плечи легли не только семейные заботы, но и политические обязанности супруга. Она была феминисткой, помогала женщинам, детям, безработным, учителям, журналистам. Не мудрено, что её рейтинг был выше рейтинга супруга.
Во время Второй мировой войны она занимала пост помощника министра обороны США. Это был высокий пост для женщины. Принимала участие в создании ООН. Занималась вопросами прав цветных граждан Америки. После смерти супруга она продолжала работать долгие годы. Её богатый опыт организатора и аналитические способности обработки информации были использованы администрациями президентов Трумэна и Кеннеди. Она была достойной женой своего мужа.
Домашнее задание: законспектировать материал.